Воспоминания Андрея Тимошенко

Предисловие


В 1990 году нам снова захотелось посетить те места, где мы были в 1989 году, а именно: Джангуль, Атлеш, Фиолент, а также Донузлав, Мангуп, Красный Камень, Чёртову лестницу и Ласпи. В процессе оформления в МКК маршрут претерпел некоторые изменения: участок от Бахчисарая до Мангупа нам предстояло проходить не по шоссе через Танковое, а по грунту мимо Чуфут-Кале через Бешик-Тау, Баштановку, Куйбышево и Новоульяновку. В результате нитка нашего маршрута получилась такой:

  • Евпатория - Черноморское - Оленевка - Громово - Мирный - Евпатория - Николаевка - Бахчисарай - Баштановка - Куйбышево - Мангуп - Родное - Передовое - Голубинка - Соколиное - Ай-Петри - Алупка - Симеиз - Севастополь - Фиолент.

Всего в этот поход собралось семь человек:

  • 1. Громейко Григорий (руководитель похода);
  • 2. Демидов Виктор (зам. руководителя и главный механик);
  • 3. Жигалов Валерий;
  • 4. Кузнецов Андрей (казначей);
  • 5. Рыжиков Юрий;
  • 6. Яковлев Виктор (Доктор, с которым ребята познакомились в школе СТП);
  • 7. и я, Тимошенко Андрей (штурман).

Подготовка к походу

Велопоход по Алтаю (состоялся 10 июля — 1 августа), из которого я вернулся в Москву 4 августа, прошёл успешно, но после прохождения дистанции более 1100км велосипед нуждался в ремонте. Особенно это касалось замены деталей тормозов, а также проверки натяжения спиц и износа конусов.

К началу августа билеты у нас были уже куплены, мне предстояло съездить в своё отделение милиции, чтобы получить разрешение органов МВД на въезд в зону Севастополя, что и было сделано за неделю.

Поскольку в этот поход мы планировали взять палатки (как и в прошлогоднем походе по Крыму), я не стал брать спальный мешок, а взял одеяло.

К недостаткам подготовки можно отнести следующие моменты:

  • Маленький пройденный километраж за август (подвела погода).
  • Не полностью восстановился после июльского похода по Алтаю.
  • Не удалось исправить «восьмёрку» на заднем колесе, которая образовалась после похода по Алтаю.

ПОХОД

1 сентября — отъезд.

В холодный сентябрьский субботний день первым делом я позвонил Рыжикову. Доехав до станции Царицыно, я купил билеты до Курского вокзала. Юру я ждал недолго, он тоже купил билеты до вокзала, потом подошла царицынская электричка, и мы поехали. Доехав на электричке до Курского вокзала и, перевернув левую педаль внутрь, мы спустились в тоннель и стали ждать остальных участников похода, которые тут же подошли к нам. После этого мы узнали, что наш поезд отходит от третьей платформы, и переместились напротив двери в наш (первый) вагон, разобрали и зачехлили велосипеды, потом уложили их на полки. Спустя некоторое время согласно расписанию в 9.48 поезд тронулся.

2 сентября - от Евпатории до Черноморского
84км.

Поезд приехал в Симферополь точно по расписанию. Выгрузившись из вагона, я и Демидов сразу пошли покупать билеты на электричку до Евпатории, а велосипеды оставили на месте остановки первого вагона, что достаточно далеко от вокзала. После покупки билетов мы поспешили к вещам, взяли половину вещей и пошли с ними к электричке на Евпаторию, это противоположный конец станции. Вещи закинули в тамбур, три человека остались в электричке, а остальные пошли за оставшимися на месте выгрузки вещами. И в это время электричка уехала, нам пришлось ждать следующую около часа. После прибытия в Евпаторию мы быстро выложили вещи (см. фото), собрали велосипеды, а сумки и прочий багаж навесили уже после перехода путей, на привокзальной площади (см. фото). Первой остановкой на нашем пути был универсам «Евпатория», что на проспекте Победы, где немного перекусили и купили продуктов. Далее условились сделать остановку на озере Донузлав (это место прошлогодней ночёвки). Вперёд вырывался Рыжиков, как имевший наилучшую физическую подготовку, мне надо было всё время следить за ним, чтобы он не проехал нужный поворот. Расположившись на месте прошлогодней ночёвки (см. фото), мы перекусили, а Рыжиков и Доктор, раздевшись, искупались в солёном озере. Потом подъехали и остальные участники похода, и после их перекуса двинулись дальше, у моста через озеро остановились и сфотографировались: основная группа (см. фото), и «группа Доктора» (см. фото). Надо сказать, что предложенный Рыжиковым быстрый темп движения меня утомил, и до Черноморского я порядочно устал. К Черноморскому мы подъехали вечером часов в 7, там зашли в магазин. После этого немного отъехали от города и расположились на берегу моря, где поставили палатки, поужинали с принятием коньяка и после этого улеглись спать.

3 сентября — от Черноморского до Оленевки
31км.

Утром встали, позавтракали (см. фото), искупались в море. А где-то в час дня я с Рыжиковым поехали в Черноморское по магазинам. К сожалению, этот заезд был неудачным, водки мы купить не смогли. После приезда на место ночлега мы собрали вещи и после 16 часов поехали вдоль морского берега. Погода к вечеру ухудшилась, пошёл дождь. Дорога до Оленевки была в основном каменистая, в этот день я столкнулся с ехавшим впереди Жигаловым, а Кузнецов пытался въезжать на все торчки и иногда перевёртывался. Природа урочища Джангуль, по которому шла дорога, показалась мне из-за хмурой погоды слишком однообразной: многочисленные балки были, как близнецы, похожи одна на другую. Перед Оленевкой выехали на шоссе, соединяющее это село с Черноморским. А время было уже позднее, и дождь не прекращался. Проехав Оленевку, мы остановились в кемпинге на западной окраине села, поставили тент и палатки, поужинали и улеглись спать.

4 сентября - от Оленевки до Атлеша
10км.

Утром и практически до 11 часов моросил дождь, поэтому разжигать наши примусы и спиртовки (см. фото) нам пришлось под дождём, а при усилении дождя прятаться под тентом. К 12-ти часам погода начала разгуливаться, и мы в 12.37 направились к западной точке полуострова — мысу Тарханкут. Доехав до мыса (на самом мысу располагался какой-то объект), мы повернули влево и поехали по побережью, наслаждаясь величественными скалами Атлеша (см. фото). Проехав 11км, нашли хорошее место. Но для спуска вещей нам пришлось разгружать велосипеды и спускать вещи и технику вниз с помощью верёвки (см. фото). После спуска вещей (см. фото) мы пообедали, потом стали купаться в море. Вода была очень тёплая. А я и Жигалов кроме этого занялись рыбалкой и наловили какое-то количество зеленушек.

5 сентября — от Атлеша до Поповки
45км.

День выдался на удивление хорошим, поэтому большинству хотелось воспользоваться хорошей погодой (см. фото) и побольше искупаться в море. Но нам надо было нужно ехать, и Рыжиков (который быстрее всех собрался) уже выкатил свой велосипед наверх. Доктор тоже хотел ехать, потом я тоже подтянулся к ним. А остальные хотели полностью использовать прекрасный день для купания и уезжать не торопились. Пришлось нам ехать втроём. Дорога до Донузлавского шоссе мне была известна по прошлогоднему походу, мы быстро доехали до переправы, и я начал готовить обед. Но Рыжикову удалось быстро договориться с корабельщиками, переправа была организована быстро, и мне пришлось обедать во время переправы на катере. После высадки на берег мы поехали в село Поповку, где сняли хату на ночь, перед сном сходили в магазин и на берег моря.

6 сентября — от Поповки до Николаевки
92км.

Утром был сильный ветер с волнением моря 3 балла, поэтому купаться в этот день я не стал. После утренних процедур выехали в сторону Евпатории, далее пошла езда по достаточно ровной дороге при сильном встречном ветре. Примерно на полпути нас догнали Кузнецов, Демидов, Громейко и потом немного отставший Жигалов (см. фото). Рядом были виноградники, и мы этим воспользовались для восстановления сил. Приехав в Евпаторию, мы опять остановились около универсама «Евпатория», чтобы перекусить и купить продукты. Дальше поехали к переговорному пункту, где позвонили в Москву. После этого у меня была индивидуальная программа, посвящённая осмотру памятных для меня мест города, связанных с моим пребыванием в Евпатории в 1970 и 1972 годах. Пообедав в одном из кафе в парке имени Фрунзе и, сфотографировав сказочный уголок (см. фото), я проехал мимо Театральной площади, (см. фото), (см. фото) мечети (см. фото) и православного собора (см. фото), я выехал на старое Симферопольское шоссе. После памятника морякам-десантникам (я там немного отдохнул и заменил две лопнувшие спицы) меня догнал Кузнецов, а потом и остальные участники похода. После Евпатории ветер переменил направление и стал дуть нам в спину. Мы быстро проехали окраины города Саки, потом через Ивановку и Тепловку выехали на Николаевское шоссе, проехали Николаевку, на пляже поставили свои палатки, поужинали и легли спать.

7 сентября — от Николаевки до Бешик-Тау
45км.

Встали мы в 7 часов, потом искупались в море и позавтракали. В 9.00 тронулись в путь, по пути позвонил родственникам. В этот раз мы не стали ехать по довольно унылому шоссе до Вилино (через которое мы ездили в 1986 и 1989гг.), а в Табачном повернули прямо на Отрадное, сначала был подъём, а потом крутой спуск в долину р. Альмы в Отрадном. Дальше дорога до Бахчисарая нам была хорошо известна. У водопроводного крана, что находился примерно на середине пути остановились в 13.26, помылись и набрали воды (см. фото). Дальше перед Бахчисараем Демидов, Жигалов, Кузнецов и Яковлев поехали в какой-то лес для сбора орехов и ягод, а я остался ждать Рыжикова и Громейко, у которых сломалось много спиц. Во время ожидания я занялся осмотром велосипеда и заменил сломавшуюся спицу на заднем колесе. Потом, когда все собрались, поехали в Бахчисарай, посетили магазины у вокзала, поели шашлык на главной улице и после дворцовой площади повернули в сторону турбазы, что на окраине города в сторону гор. Далее продолжили подъём (см. фото) к Чуфут-Кале и урочищу Бешик-Тау. На развилке Громейко, Демидов и Жигалов сходили на разведку дороги в сторону Баштановки, а после их прихода мы расположились на ночлег в уютном хвойном лесочке, рядом была балка с причудливыми «пальцами» (см. фото). На месте ночлега развели костёр, тут Рыжиков (он должен завтра нас покинуть) после выпитого спиртного по своему обыкновению начал нести свою большевицкую пропаганду. А где-то после 22 часов мы утихомирились и заснули.

8 сентября — от Бешик-Тау до Родного
41км.

Встали, как положено в 7 часов, позавтракали, собрались (см. фото) и в 9 часов выехали с места, попрощавшись с Рыжиковым, поехали дальше, у развилки повернули на юг. Справа по ходу движения высился пещерный город Качи-Кальон (см. фото), а когда мы к 11.16 спустились к Баштановке, сфотографировались на фоне пещерного города Кыз-Кермен (см. фото). Далее немного проехали вниз по шоссе и сврнули влево на Баштановку, миновали это село и остановились на его окраине около турприюта. Потом проехали ещё совсем чуть-чуть и увидели указатель на Куйбышево, нам туда и надо было. Первые 3км был нешуточный подъём, пришлось изрядно попотеть. А потом был крутой с поворотами спуск, и тут мне пригодилась практика преодоления грунтовых спусков, которую я получил полтора месяца назад на Алтае. Перед выездом на шоссе Куйбышево-Высокое нам предстал необычный пейзаж (см. фото). В Куйбышево полакомились купленным на рынке виноградом, встретили представителя велоклуба Севастополя. Дальше проехали километра два в сторону Голубинки и повернули вправо на Новоульяновку, после проезда которой остановились на берегу водохранилища (см. фото), где пообедали и искупались. Немного отдохнув, двинулись дальше на подъём, который сменился спуском, и мы понеслись к турстоянке «Мангуп» (см. фото) близ одноимённого пещерного города (см. фото) и начавшегося строительства татарской деревни Ходжи-Сала (см. фото). После этого поднялись по шоссе на небольшой перевал, проехали село Терновку и после него через два километра повернули на Родное и, не доезжая его совсем чуть-чуть, остановились на ночлег. Поздним вечером к нашему лагерю подъехал какой-то местный начальник, но потом, поняв наши миролюбивые туристские намерения, уехал с миром.

9 сентября — от Родного до Коккозки
44км.

По доброй уже традиции встали в 7.00, съели остатки вчерашней трапезы и начали собираться в дорогу. В 8.23 выехали с места ночлега. В Родном посетили местный магазин, потом поговорили со старожилом села. Потом пошёл подъём из села на гору Хлама. На окраине Родного в заброшенном саду полакомились сладкими сливами величиной с хороший кулак. Поднявшись почти на самую вершину, немного передохнули (см. фото). Далее после охотохозяйства пошёл продолжительный крутой спуск, всё время приходилось держать руки на тормозах. После спуска (см. фото) переехали через речку и въехали в Передовое, где в магазине купили вина, а дальше поехали в Голубинку через перевал Бечку (тут мы проезжали в мае 86-го). После спуска перевала по серпантину мы встретились с велотуристом из Днепропетровска (он был в той группе, которую мы встретили в 89-м у водопада Учан-Су). Далее пошёл асфальт, в Голубинке повернули в сторону Ялты и перед Соколиным остановились у турбазы (см. фото). Далее в Соколином купили продукты, мёд и орехи, дальше проехали до стоянки «Коккозка» (в 18.23), где и остановились на ночлег (см. фото). Конечно можно было бы проехать и дальше до стоянки «Буковая Поляна», но до неё надо было ещё подниматься по серпантину порядка 10км, но мы достаточно устали, и мы нуждались в отдыхе. Поэтому мы на поляне поставили палатки, поужинали, а потом легли спать.

10 сентября — от Коккозки до Алупки
58км.

Рано утром был дождь, в 6 часов Демидов и Жигалов начали разжигать костёр, остальные встали, как обычно в 7 часов, потом позавтракали, я побрился и начал собирать вещи в дорогу. Но сборы затянулись, а Кузнецов начал трясти находившееся на поляне дерево грецкого ореха. Пока орехи собирали, время пришло к полудню, и мы поехали. За предыдущие дни мне пришлось изрядно попотеть, у меня была солидная усталость. Подниматься вверх пришлось тяжело, я изрядно на подъёме вспотел. А после 46 километра шоссе перевал, тут северо-западный ветер подхватил меня, и я на одном дыхании проехал 4км по яйле и остановился у смотровой площадки скалы Шишко, где сфотографировал вид на обсерваторию (см. фото), на памятник (см. фото), на зубцы (см. фото), на Ялту (см. фото) . Отдохнув минут 20, мы стали спускаться к Ялте. Доктор спускался очень медленно, и я на очередном прямом участке его обогнал. Во время спуска до поворота на водопад Учан-Су (мы там подождали Доктора) я основательно замёрз, хотя наверху холода совсем не чувствовал. А когда мы подъехали к Южнобережному шоссе, мне опять стало жарко. Далее, немного проехав по Южнобережке, повернули на Гаспру, т. к. нам было очень нужно посетить магазины в Кореизе (купить водку и сопутствующее), что мы и сделали. А после по хорошо знакомым улицам въехали в Алупку и остановились на месте прошлогоднего ночлега.

11 сентября — днёвка в Алупке.

Встали мы перед рассветом (см. фото). В этот день мы организовали днёвку: проводился осмотр велосипеда, мы купались в море, после купания пошёл в парк, был на львиной террасе (см. фото). Доктор сразу после завтрака поспешил в Севастополь. В этот день у Виктора Демидова был день рождения (он с Григорием посетил видеосалон), вечером это событие было отмечено употреблением вина.

12 сентября — от Алупки до Фиолента
86км.

Встали, как обычно в 7 часов, потом позавтракали, а в 9.00, как обычно, начали выходить на маршрут. В этот раз мы сначала поехали в Симеиз, где остановились в центре города (см. фото), недалеко от скалы Дива (см. фото).Это было моё первое посещение Симеиза. Дальше до Севастополя в этот раз весь путь проехали по современной Южнобережной трассе. После поворота на мыс Сарыч до перевала Ласпи шёл довольно нудный подъём, да ещё при хорошем встречном ветре. Проехав через навес (см. фото), мы оказались на перевале Ласпи (см. фото), крайней точке Южного берега Крыма. Дальше к Севастополю дорога шла в основном на спуск, и в 15.30 мы приехали к гастроному на улице Острякова (см. фото). Погода начала хмуриться, настроение было не очень хорошее, и Виктор Демидов предложил уехать в Москву на день раньше. Это предложение было принято, и нам удалось обменять билеты (только не помню, в какой день это было сделано: в этот же день или на следующий). После покупки продуктов мы поехали на Фиолент традиционно по Камышовому шоссе. На этом участке после проезда ж-д. путей у меня лопнули 3 спицы. Но ничего, спицы заменили, и в 19.30 подъехали к месту прошлогодней ночёвки, спустили раздельно велосипеды и вещи и перенесли их на место (см. фото). Доктор нашёлся быстро. После приезда поужинали и отметили окончание похода (а также день рождения моего отца) обильным употреблением водки, после заснули.

13 сентября — днёвка на Фиоленте.

В этот день я с Жигаловым и Кузнецовым (см. фото) остался на месте, а остальные поехали в город. Стояла довольно неприятная погода, вода была даже теплее воздуха. Мы купались в море, пили водочку и закусывали. Когда приехали ребята, мы прогулялись по окрестным местам.

14 сентября — от Фиолента до вокзала
20км.

Погода в день отъезда стояла хмурая, временами заряжал дождик. Я что-то не припомню, чтобы мы в этот день купались в море, но по старой традиции монетки всё же бросили. Движение к вокзалу начали после дождя в 12.25. Пока мы ехали, погода прояснилась, а когда я приехал в центр города, небо было совсем чистое. Здесь я сделал несколько фотоснимков, запечатлев местные достопримечательности (см. фото), (см. фото), (см. фото), (см. фото), далее побеседовал с велотуристами (не помню, откуда они были), и после этого поехал на вокзал. Как только электричка тронулась на Симферополь (16.30), пошёл дождик. В Симферополе сначала переехали на привокзальную платформу, там велосипеды были упакованы в чехлы, кроме того сходили в магазин и немного перекусили. Когда узнали платформу отправления нашего поезда на Москву, мы начали переносить вещи через пути к нашему поезду. Погрузив вещи, мы посидели, в Джанкое выходили из вагона, а дальше уже темно, и мы легли спать. Завтра уже в Москве! Поход закончился.

15 сентября — приезд в Москву.

Пасмурным сентябрьским вечером, точно по расписанию, поезд довёз нас из Симферополя до столичного Курского вокзала. Мы выгрузились из вагона и собрали велосипеды. После этого мы распрощались с Доктором, Демидовым и Кузнецовым , а я с Валерой и Гришей я должен был ехать на электричке до Царицыно. Билеты на электричку покупали вдвоём, потом в тоннеле взяли наши гружёные велосипеды и с ними поднялись на вторую платформу, откуда должна была пойти наша электричка до Подольска . Выйдя в Царицыно из поезда, я перенёс свою поклажу через мост, проехал 0,5км по улице до дома и поднялся по лестнице до квартиры. Так закончился этот крымский поход.

Заключение.

В результате за 11 дней было пройдено в Крыму по моим оценкам 556км. Преодоление грунтовых подъёмов потребовало от нас бОльшей физической подготовки участников и более лучшей подготовки нашей техники. К сожалению, я не полностью восстановился после сложного похода по Алтаю, после прохождения участка Бахчисарай — Соколиное усталость накопилась, и мне из-за этого пришлось нелегко при подъёме на Ай-Петри. Но также можно отметить, что практика похода по Алтаю помогла мне лучше преодолевать крутые грунтовые спуски. Что касается велосипеда, то кроме выхода из строя 6-ти спиц других поломок у меня не было.

Недостатки, выявленные в походе.

  • Для прохождения грунтовых участков нужно больше ездить по грунту в условиях Подмосковья, как с грузом, так и без груза.
  • Нужно было побольше проехать в середине и конце августа 1990г.
  • Для последующих походов необходимо купить велорюкзак типа «штаны» и приспособить его как к езде на багажнике, так и к ношению на спине.

Но, несмотря на усталость, я считаю, что ЭТО БЫЛ ПРЕКРАСНЫЙ ПОХОД, ведь мы посетили МНОЖЕСТВО ПРЕКРАСНЕЙШИХ УГОЛКОВ ТАРХАНКУТА, ПРЕДГОРНОГО и ГОРНОГО КРЫМА.