Отчёт о велопоходе по Приазовью и Крыму
29 июня – 13 июля 1991г.


Цель похода
Выбор маршрута

В 1991 году основными приоритетами для прохождения велопохода по Крыму являлось посещение следующих районов Крыма:

  • Коса Арабатская Стрелка;
  • Гора Опук и скалы-корабли;
  • Новый Свет;
  • Проход по Караби-яйле;
  • Проезд по территории Крымского заповедника через Чучельский перевал;
  • Переход Ай-Петринской яйлы от скалы Шишко до пер. Байдарские Ворота.

Далее в процессе анализа маршрута и того обстоятельства, что в районе горы Опук расположены военные объекты, было решено отказаться от посещения Керченского полуострова и после Арабатской Стрелки ехать по грунтовым дорогам в Феодосию. Далее от нескольких участников предстоящего похода (В. Демидова, В. Жигалова, В. Яковлева) поступило предложение включить в маршрут участок северного побережья Азовского моря, т. е. начинать маршрут не на станции Новоалексеевка, а в городе Бердянске, куда можно приехать на поезде с Курского вокзала.

В итоге нитка маршрута получилась такая:

Бердянск – Приморск – Степановка Первая – Кирилловка – Дамба – Атманай – Новый Азов – Фрунзе – Геническ – Арабатская Стрелка – Каменское – Владиславовка – Феодосия – Судак – Новый Свет – Весёлое – Морское – Приветное – Караби-яйла – Перевальное – Алушта – Чучельский перевал – Ялта – Пендикюль – Скала Шишко – Бештекне – Байдарские Ворота – Оползневое – Алупка – Ялта – Алушта – Ангарсктй перевал – Симферополь. Протяжённость маршрута составила 760 километров.

Состав участников похода

  1. Кузнецов Андрей (руководитель похода);
  2. Власов Виктор;
  3. Громейко Григорий (зам. руководителя);
  4. Демидов Виктор (механик, главный фотограф);
  5. Жигалов Валерий;
  6. Тимошенко Андрей (штурман);
  7. Яковлев Виктор (медик).

Подготовка к походу

Как выяснилось из наших пожеланий и оформленного материала, предстоящий поход должен быть гораздо сложнее, чем любой из ранее пройденных мною походов, я начал ездить на велосипеде в 1991г. необычно рано, первый раз я выехал на велосипеде в 1991 году 10 марта, едва оправившись от буквально накануне перенесённого гриппа (не надо было форсировать подготовку в начале весны). Далее в марте – мае я довёл свой километраж на велосипеде до 834 километров, а в поездке на слёт Открытия сезона-91 установил новый личный рекорд за день – 147 километров. Надо сказать, что к середине июня я порядком устал от весенних тренировок, и, когда во второй половине июня надо было бы интенсивно тренироваться, у меня из-за накопившейся усталости такого желания не было, и я за последние выходные дни ограничивался поездками на расстояния не более 12км (правда, иногда мне мешала ненастная погода).

В октябре 1990г. Я в магазине «Бивак» купил велорюкзак фабричного изготовления. Ещё я приобрёл в турклубе Бауманского района переднюю звёздочку на 27 зубьев и специально для похода сделал новый блок звёздочек в составе 43 (купил у Кузнецова) и 27. Поскольку в 1990-1991гг. спицы на заднем колесе стали часто выходить из строя, я в июне заменил половину спиц на заднем колесе. Кроме этого я сделал два новых флягодержателя, поскольку флягодержатель большой фляги был слишком тяжёлым, а вместо маленькой фляги на 0,5л. я хотел поставить флягу на 0,7л.

Поход

 

minus 29 июня: Бердянск – лесополоса 59км. скрыть/показать всё
  • Поезд пришёл в Бердянск точно по расписанию – в 14.15. Мы быстро вынесли вещи из поезда, расположились на платформе и стали крепить нашу поклажу на багажники (см. фото). Отправились от вокзала (см. фото) в 15.35, первой остановкой (15.40-15.45) на нашем пути было посещение почты на ул. Горбенко. После этого мы приехали в 15.50 к Приморскому бульвару (см. фото), здесь Доктор и ещё кто-то успел искупаться в море. Виктор Демидов купил в магазине карту Азовского побережья. В 16.35 мы двинулись дальше, а в 16.50 остановились у спортивного магазина на окраине города, где ребята, ехавшие на «Стартонах», пополнили свои запасы одно очень нужными однотрубками. В 17.08 отправились от магазина и поехали на свой первый подъём. В 17.35 у Власова открутилась звёздочка (точнее, пятерник - он был плохо затянут), за 8 минут её отремонтировали.

    В 17.50, наконец-то мы выехали из Бердянска и повернули влево на основную трассу. В 18.00 приехали к развилке на Луначарское и повернули налево. В 18.56 проследовали поворот на Азов. В 19.28 въехали в Бановку. В 19.44 остановились у водопроводной колонки, где заправились водой. В 20.02 проехали поворот на Манойловку. В 20.51 у меня заболела селезёнка, и в голове я почувствовал сильный жар; ехавший рядом со мной Г. Громейко поехал дальше, остановил ехавших впереди, и мы в 21.11 встали на ночлег в близлежащей лесополосе. Уже на привале Доктор дал мне какой-то гомеопатический препарат, потом мы сытно поужинали с принятием водки, после этого жар у меня стал отходить. После ужина долго не сидели и быстро заснули.

  • minus 30 июня: лесополоса - Кирилловка 88км. скрыть/показать всё
  • Поскольку в 1991 году в ещё существовавшем Советском Союзе в конце марта стрелки часов не переводились на час вперёд, мы условились вставать в 6 часов, а отправляться на маршрут не позднее восьми. Но в этот раз мы немного проспали и встали в 6.40, потом позавтракали (см. фото). Я дополнительно разогрел чай и залил его во флягу 0,7 литра. В 8.10 мы выехали и покатили дальше (см. фото). В 9.30-9.48 у поворота на Ботиево остановились и поели шелковицы. В Ботиево мы приехали в 10.00, здесь купили пива, и в 10.38 поехали дальше. Далее в 11.34 мы въехали в Приморский Посад, а в 11.50 подъехали к пляжу. Здесь мы купались в мелководном Азовском море (см. фото), позагорали и пообедали. И только в 17.40 наш отдых здесь закончился, и мы поехали дальше.

    В 20 часов мы въехали в село, называемое Степановка-Первая, после которой нам предстояло пересечь по дамбе Молочный лиман (это заказник). На окраине села у шлагбаума заказника нам преградил путь некий Вася (он и его друг были изрядно навеселе), который нам представился, как сын начальника охраны заказника и потребовал с нас дань в виде бутылки водки. Кузнецов сначала этому противился, но подъехавший потом Г. Громейко всё уладил, и Кузнецову всё-таки пришлось отдать свою бутылку (а мою выпили на ночёвке). После всех переговоров и отданной бутылки прошли шлагбаум и в 20.41 мы миновали мост через лиман Молочный и выехали за пределы заказника. Далее до пос. Кирилловка нас сопровождали тучи, но дождь так и не пошёл. Уже в Кирилловке в 21.27 мы въехали на турбазу «Буревестник», пытались найти приемлемое место для ночлега, но Кузнецову там очень не понравилось, мы выехали из пределов турбазы и только в 22.57, уже в кромешной темноте нашли какое-то удобоваримое место для ночлега между трассой и лиманом, где поужинали, а потом ещё около часа, окружённые полчищами мошкары, обсуждали события, произошедшие с нами в прошедший день, отбились только полпервого ночи.

  • minus 1 июля: Кирилловка – начало Арабатской стрелки 90км. скрыть/показать всё
  • Хотя вечером ночью над нами не раз сгущались тучи, дождя так и не было, но комаров было так же много. Встали мы в 4 часа утра, потом позавтракали, также немного подремонтировались. В 7.09 вышли на шоссе и через 15 минут были в Кирилловке. После отъезда из Кирилловки выехали не на ту дорогу, пришлось возвращаться. В 7.38 проехали н. п. Азовское. В 8.39 переехали мост через канал и поехали по дамбе. Прямо на наших глазах погиб лебедь (см. фото). В 9.23 приехали в Атманай. После Атманая мы некоторое время блудили (я бы лучше сказал - блуждали...) в поисках дороги, потом в 10.45 выехали на берег моря и искупались, море тут очень мелкое. Через 20 минут отъехали от моря, в 11.22 проехали н. п. Озёрное, и в 11.44 вблизи Нового Азова (это уже Херсонская область) подъехали к дороге местного значения, ведущей в Геническ.

    С 12.00 до 16.00 перекусывали в находившейся недалеко от дороги лесополосе (см. фото). Дальше почти до самого Геническа шла клинкерная дорога, у меня из-за тряски пришли в негодность мои новые флягодержатели, пришлось фляги крепить дополнительно резинками. В селе Стокопани фляги наполнили молочно-белой водой с привкусом тухлых яиц. В селе Фрунзе купили пива. Тут Доктор поссорился с Кузнецовым. Около Геническа выехали на асфальт, и в 18.35 мы были в центре Геническа. За время пребывания в городе (около полутора часов) мы под завязку затарились продуктами, в узле связи отправили необходимые сообщения о прохождении похода (поход был категорийным).

    В 20.05 мы через два моста переехали проливы, отделяющие Азовское море от Сиваша и оказались уже на части Крымского полуострова – косе Арабатская Стрелка, правда ещё территориально в Херсонской области. Через несколько километров асфальт кончился, и началась песчаная дорога, внизу попадались булыжники. Останавливаться нельзя – в тебя впиваются десятка два комаров. В 21.37 сходим с главной дороги и устраиваемся на ночлег, временно спасаясь от комаров в морской воде. После ужина(время не помню) легли спать.

  • minus 2 июля по Арабатской стрелке до Соляного 105км. скрыть/показать всё
  • Ночью нам не давали спать комары. Встали мы в этот день гораздо раньше обычного, в 4.15 встретили восход солнца, позавтракали и начали собираться в дорогу. В начале восьмого часа мы начали движение. Примерно через полчаса мы приехали в село Счастливцево, где пополнили водой свои фляги. Ехать по основной дороге временами было очень тяжело в основном из-за песка. Но параллельно основной дороге слева и справа шли другие дорожки, которые то отходили от главной дороги, то соединялись с ней. А ближе к Азовскому морю находилась старая железнодорожная насыпь со снятыми рельсами. Так вот всё время приходилось выбирать наиболее лучшую дорогу. А оказалось, что самая лучшая дорога была ближе к Сивашу, но я об этом догадался уже ближе к Стрелковому, которое проследовал около 10 часов.

    А в 13.15 мы подъехали к хутору Валок (это на границе Херсонской и Крымской областей), после которого, по имевшимся у нас данным вода может быть через 55км в селе Соляном. Я порядочно перегрелся, преодолевая песчаные барханы и решил не идти на солнечный берег моря и остался под деревьями рядом с водокачкой (см. фото). Со мной остановились на перекур Власов и Доктор, остальные всё-таки пошли на берег. Потом мы тоже подошли к морю и искупались (см. фото). Но мы втроём основную часть отдыха провели в тени деревьев. Потом, набрав воды в водокачке, после 16.35 мы тронулись дальше, въехав на территорию Крымской области. Через 10км ещё один постоялый двор, здесь 15 лет после нашего похода обосновалась страусиная ферма (см. фото). Дальше до самого Соляного не было ни одного населённого места. А дорога была, как стиральная доска, правда здесь не было столько песка, что был в начале нашего пути по стрелке. Кузнецов, как наиболее сильный велосипедист, возглавлял группу. Немного сзади ехали Демидов, за ним старательно шёл Жигалов. Доктор где-то выпил сырого молока, поэтому он ехал медленнее, его сопровождал Власов. А немного сзади от них ехал я (в начале косы сильно устал и перегрелся), меня сопровождал Громейко.

    Когда стемнело, мы продолжили движение с зажжёнными фонарями. И в 21.55 наш авангард достиг Соляного, мы начали обмениваться друг с другом сигналами, включая и выключая свои фонари. И лишь тогда, когда в темноте ехать было совсем невозможно, мне приходилось идти пешком (тише едешь - дальше будешь). В 22.55 вся группа собралась в Соляном, мы наполнили свои фляги водой из цистерны и пошли на ночлег на берег моря. Сытно поужинав и искупавшись в море при луне, мы легли спать уже после полуночи.

  • minus 3 июля: Соляное – Феодосия – катер – Курортное 53км. скрыть/показать всё
  • Встал часов в шесть, с утра у меня после вчерашнего перехода был жар,который был частично снят купанием в море. Устали все (особенно Жигалов и Доктор), поэтому наши сборы немного затянулись (см. фото). Выехали мы в этот день после 9-ти часов, и тут сразу же после выезда с места ночлега у Кузнецова лопнула трубка, из-за чего произошла задержка ещё на полчаса. В 10.55 мы подъехали к крепости Арабат (см. фото), охранявшей когда-то косу с юга, и немного отдохнули.

    Арабатская коса была нами ПРОЙДЕНА!!!

    Далее подъехали к селу Каменскому, где из-за чрезмерного расхода трубок решили ехать не по грунтовкам через Владиславовку, а выезжать через Батальное и далее на Феодосию. Из-за этого Жигалов ещё более огорчился. В 11.45 выехали из Каменского, в 12.35 пересекли Северо-Крымский оросительный канал, и в 12.55 подъехали к трасса Керчь — Феодосия. В 14.16 на бензоколонке заправились бензином (для примусов). В 15.40, где шоссе шло по берегу моря, заправились продуктами в местном магазине и в 16.12 въехали в Феодосию. Здесь у Власова лопнула трубка, я с Жигаловым и Громейко поехал в центр Феодосии. А у Доктора сильно заболел желудок, он до Феодосии доехал еле-еле и на вокзале тут же взял билет на первый же поезд до Москвы. Видя такое, Жигалов (в17.35) захотел уехать к своей жене, отдыхавшей в это время на станции Таврическ (ну уж таки прямо на станции!) и тут же купил билет (на другой поезд) до Таврическа. Так что нас осталось пятеро, и тут Громейко предложил продолжить наше путешествие на катере, ведь через полчаса отправление катера до санатория «Крымское Приморье». Мы быстро купили билеты (перед посадкой на катер я даже искупался), сели на катер и за два часа мимо Орджоникидзе, Планерского (см. фото), доплыли до Крымского Приморья, немного прошли по берегу и у очередного уступа устроились на ночлег.

  • minus 4 июля: Курортное – Новый Свет 45км. скрыть/показать всё
  • Встали мы в этот день в 6.20, а перед завтраком искупались в море. После этого собрались и в 8.40 вышли со стоянки. В 9.00 в Курортном посетили местный магазин, после этого стали подниматься к Щебетовке, где повернули на Судакское шоссе. Сначала подъём был достаточно пологим, и мы нормально докатили до поворота на Краснокаменку, где полакомились шелковицей. Дальше подъём стал гораздо круче, и на одном из поворотов у меня заклинил передний переключатель при попытке переключиться на меньшую звёздочку. Попытки исправить положение ни к чему не привели, и я дальше пошёл какое-то расстояние пешком. А почти у самой высшей точки дороги (407м) у меня случился тепловой удар, и я был вынужден остановиться на время, пока не остыл. После этого я преодолел спуск к повороту на Солнечную Долину, гораздо легче поднялся на второй перевал, Синор высотой 322м и начал спускаться к Судаку. Потом я проехал мимо места нашего ночлега в 1987г., а на первой развилке в Судаке (13.20) меня ждали ребята (Громейко и Демидов), и мы дальше поехали в центр города (13.50), где я сытно пообедал, а ребята посетили рынок. После этого подъехали к пляжу, где нас ждали Власов и Кузнецов, и мы дальше поехали к крепости. После остановки у крепости (см. фото) мы в 16.01 взяли курс на Новый Свет, куда приехали в 16.57. В Новом Свете (см. фото) я в отделении связи отправил домой письмо. Далее мы хотели пойти на царский пляж, но там заповедник, и охранник нас остановил, за нарушение прохода пришлось заплатить 10 рублей. После этого мы стали уходить из посёлка (см. фото), поднимаясь в горы в сторону Весёлого. В 20.09 на развилке старого серпантина мы остановились на ночлег.

  • minus 5 июля: Новый Свет – Морское 20км. скрыть/показать всё
  • Встали мы в этот день в 5.30, после завтрака в 7.30 вышли со стоянки (см. фото). Где-то уже в семь утра застрекотали кузнечики, и через некоторое время началась настоящая жара. До перевала шли по серпантину вдоль водопроводной трубы (см. фото). В 8.09 мы достигли верхней точки дороги. После небольшого отдыха стали спускаться вдоль водопроводной трубы, из которой в некоторых местах струилась вода (чем мы и воспользовались (см. фото), охлаждая свои перегретые тела). После относительно пологого открытого спуска пошёл крутой спуск сквозь кустарники, нам пришлось разгружаться и переносить велосипеды и вещи отдельно. Пройден был этот участок в 11.30. Здесь у меня потерялась часть моего велочехла, после спуска я поднялся вверх, но безуспешно. В это время ребята отдохнули (см. фото). В 12.02 вышли на асфальт, соединяющий Весёлое с Кутлукской бухтой, здесь у меня при переключении переднего переключателя отлетела манетка, пришлось ремонтировать на месте. Далее в 12.22 выехали на Судакское шоссе и повернули на Морское. В 12.49 переехали мост через реку Ворон, потом заехали в Морское и после покупки продуктов поехали на стоянку вблизи устья реки Ворон и встали на место в 13.30. Оставшееся время до ночи мы загорали (см. фото) и купались в море.

  • minus 6 июля: днёвка в Морском. скрыть/показать всё
  • Встали мы в 6.16, искупались в море, позавтракали, но особого желания уезжать отсюда не было (в итоге оказалось, что сделали правильно!!!). Когда открылись магазины, сходили в село. А так всё время до вечера купались, загорали и ремонтировали велосипеды. В 19.30 начался шторм (см. фото), море приобрело необычный красный цвет. А потом пошёл дождь (см. фото) («везёт» же! нам в Морском на ненастную погоду).

  • minus 7 июля: Морское – Рыбачье 38км. скрыть/показать всё
  • Встали мы в 6.40, в это время шёл дождь, море штормило. Завтракать нам пришлось под тентом (см. фото). В 9.44 появилось солнце. Насчёт отъезда у нас были разногласия, но у нас было единство в том, что на Караби мы не поедем. В 10.40 я тронулся в путь (ещё было не так жарко). В этот раз я в седле преодолел путь от Морского до Рыбачьего, только при переключении на большую звезду отремонтированная накануне манетка окончательно сломалась. Ребята (кроме Демидова) меня догнали после Приветного, потом до Рыбачьего ехали вместе. В 14.50 въехали в Рыбачье, через полчаса подъехал Демидов (причиной отставания послужили частые проколы трубок). После этого мы съездили в столовую и там поели. Далее поехали на пляж, прошли мимо расположившихся там нудистов и в 16.28 остановились ближе к западной его оконечности. Оставшееся время мы посвятили купанию и ремонту велосипедов (см. фото). Поскольку я не смог починить манетку, я подложил камешек между подседельной трубой и передним суппером и в таком состоянии проехал оставшуюся часть похода.

  • minus 8 июля: Рыбачье -катер - Алушта – Лазурное 10км. скрыть/показать всё
  • Поскольку нам постоянно приходилось чинить велосипеды и особенно это касалось ремонта однотрубок, мы (за исключением Кузнецова) отправились в Алушту на катере (отправление катера в 10.00). По пути я сфотографировал великолепные виды на Рыбачье (см. фото), Малореченское (см. фото), район места ночлега в 1987г. (см. фото), Демерджи (см. фото), Чатырдаг, и, наконец впереди показалась Алушта (см. фото). Приплыв в 11.05 в Алушту и, немного подождав Кузнецова, мы поехали в город по магазинам (пошёл дождь). Потом Кузнецов всё-таки поехал в управление Заповедника насчёт возможности проезда через Чучельский перевал. Но, как и следовало ожидать, у него с этим ничего не получилось, и мы поехали по набережной искать место ночлега, проехали Лазурное и в 15.45 нашли пустынный пляж (см. фото) близ недостроенного санатория и там расположились и решили здесь остаться на ночлег.

  • minus 9 июля: Лазурное - Пендикюль 64км. скрыть/показать всё
  • Встали в 5.20, с утра искупались и позавтракали. В семь часов начал движение. Но я испугался крутого подъёма от Лазурного на трассу и выехал на шоссе около Алуштинского автовокзала, сделав крюк километров пять. Далее проехал через Кастельский перевал и в 9.15 подъехал к выезду из Лазурного, где собрались все кроме Кузнецова. Андрея ждать не стали (он потом нас догнал) и через три минуты поехали дальше в сторону Ялты. В 10.21 подъехали к автовокзалу Ялты, находящемуся около объездной дороги, потом мы поехали дальше в центр города, там перекусили и немного отдохнули (см. фото). Потом, когда стали выезжать из города к Бахчисарайскому шоссе, пошёл сильный ливень. После дождя мы продолжили наше движение, и следующей нашей остановкой был район водопада Учан-Су. Навстречу нам проехала группа велотуристов из Киева. Мы сходили на водопад (см. фото), потом перекусили, часок отдохнули и поехали дальше. В пионерлагере «Тюзлер» набрали воды и в 19.40 на 11-м километре шоссе (это место называется Пендикюль) свернули вправо, нашли подходящую поляну, откуда открывался великолепный вид на Ялту (см. фото) и остановились на ночлег.

  • minus 10 июля: Пендикюль – Бюзюка 40км. скрыть/показать всё
  • Минувшая ночёвка была для меня самой холодной в этом походе. Встали мы в 5.18, после попили чайку, а в 6.30 вышли на дорогу. Проехав два километра, мы свернули к Серебряной Беседке, что находится на вершине горы Пендиикюль(см. фото). Здесь мы перекусили и немного отдохнули. Следующей нашей остановкой на пути был 14-й километр, где мы набрали воды, ведь на яйле воду будет найти непросто. В 9.27 я и Кузнецов подъехали к скале Шишко, где нас уже ждал Демидов, а через 3 минуты приехали Власов и Громейко. На смотровой площадке мы немного отдохнули (см. фото), потом проехали почти 3км по асфальту в сторону Бахчисарая и около обсерватории (гора Бедене-Кыр) повернули влево на просёлок. До урочища Бештекне шла вполне приличная грунтовка (см. фото). Само же урочище (см. фото) представляет собой небольшую котловину на яйле, где сходятся дороги, ведущие к Чайному домику, на Симеиз и Алупку, и ту, по которой мы приехали с восточной стороны. Постянно там находятся лишь лесники, да солдаты. Это последнее место, где можно было налить воды до стоянки Шайтан-Мердвень. Мы спросили у проходивших мимо нас туристов, как нам пройти до римской дороги, нам показали направление движения, и мы пошли с Власовым дальше. А остальные остались ввиду каких-то поломок у Кузнецова. На этом участке дорога всё время шла по камням (см. фото). А как только мы дошли до горы Спирады (см. фото), вблизи которой начиналась римская дорога, пошёл дождь. Здесь мы подождали ребят (см. фото). Дальше езда пошла повеселее, тут не было таких каменных участков, как от Бештекне до Спирады, и лишь не просохшая от дождя дорога, проходившая через балки, замедляла наше движение. После стоянки Шайтан-Мердвень уже мы ехали, не слезая с велосипеда, дорога поднялась на верх яйлы. Проехав ещё немного, мы где-то после 20.00 остановились в районе урочища Бюзюка, я поужинал супом с тушёнкой, и в 21.10 мы улеглись спать.

  • minus 11 июля: Бюзюка – Лазурное 89км. скрыть/показать всё
  • Встали мы в 5.35, после завтрака подошли к обрыву и сделали фотосессию (см. фото). Далее, ещё немного проехав по яйле, спустились по крутоватому каменистому спуску и очутились на изгибе дороги, ведущей на Байдарские Ворота (см. фото), чуть ниже перевала.

    Переход через яйлу ЗАКОНЧЕН!!!

    Далее, немного проехав вниз, мы остановились у Форосской церкви, где немного отдохнули и сделали пожертвование на восстановление храма. После этого спустились с перевальной дороги и повернули на старое Южнобережное шоссе. Проехав мимо начала подъёма на Чёртову Лестницу (см. фото) (см. фото), я остановился в Оползневом, где подождал ребят (у Громейко лопнула спица), потом зашли в промтоварный магазин. После этого мы оставили старое шоссе и в 11.05 повернули на новое Южнобережное шоссе. Через пять минут мы свернули вниз на Симеиз, в центре которого съели арбуз и немного отдохнули. После этого мы поехали к Алупке, где в 12.19 у остановки «Зелёный Мыс» в магазине купили продукты. У меня к тому времени закончился сахар, я купил «Рахат Лукум». Далее мы подъехали к традиционному месту наших ночёвок 1989-1990гг. (см. фото), где перекусили, отдохнули и искупались в море. В 17.21 мы подъехали к автопавильону, что на нижней дороге, заправили свои фляги в местном туалете и поехали дальше через Мисхор.

    "После проезда центра Ялты не стали сразу поворачивать на трассу, а поехали низом мимо многоэтажной тургостиницы «Ялта». Далее мы продолжили ехать вдоль берега моря, потом поднялись через Никитский ботанический сад на основную трассу (18.36) и дальше поехали по ней, предполагая заночевать у озера в районе Краснокаменки (там было место ночлега похода СТП-1990). Но время у нас ещё было достаточно, и мы решили ехать дальше и сделать днёвку в Лазурном. И около 21 часов, когда уже стало смеркаться, мы свернули с трассы на Лазурное и при свете фонарей стали спускаться вниз. Через час мы были уже на месте, поужинали и заснули.

  • minus 12 июля: днёвка в Лазурном. скрыть/показать всё
  • В этот день мы купались и загорали (см. фото).

  • minus 13 июля: Лазурное – Симферополь (вокзал) 60км. скрыть/показать всё
  • В день отъезда мы встали в 6.20, потом искупались в море и бросили туда монетки, после этого попили чайку и стали собирать вещи. В 9.20 были в центре Алушты, где поели в кафе, я в киоске купил топографическую карту Крыма (500-метровку). В 9.20 мы выехали из центра Алушты и взяли курс на Симферополь. Уже стало жарко, и приходилось непросто ехать в жару по оживлённому шоссе. Первые 12 километров от Алушты был непростой подъём с поворотами, по мере усталости мне приходилось останавливаться. На одной из остановок я сфотографировал Кутузовский фонтан (см. фото). В 11.50 я достиг самой верхней точки дороги – Ангарского перевала, его высота 752 метра (см. фото). После небольшого отдыха (см. фото) в 12.07 мы начали спускаться с перевала к Симферополю, остановок на спуске делали очень мало, и в 14.53 приехали на привокзальную площадь. Здесь я обнаружил, что одна их спиц на переднем колесе лопнула.

    ПОХОД ЗАКОНЧИЛСЯ !!!

    До отправления поезда оставалось ещё два с половиной часа, я до выхода на платформу перевернул педали. Посадка на поезд была суматошной : поезд подали за 15 минут до отправления, а у нас был первый вагон, который оказался в хвосте поезда, нам пришлось бежать почти через всю платформу, и ещё у меня потерялся чехол, мне велосипед пришлось оборачивать ковриком. Правда, поезд отощёл от Симферополя на 10 минут позже, мы этого не заметили; главное – что мы сели в поезд. До Джанкоя поезд нагнал своё отставание от расписания, а мы после Мелитополя, где вышли и купили овощей на дорожку, забрались на свои полки и заснули.

  • minus Заключение. скрыть/показать всё
  • За тринадцать походных дней (при двух днёвках) нами было пройдено 761км по Запорожской, Херсонской и Крымской областям. Погода в основном была очень жаркой, несколько дней были с кратковременными дождями. Нами были посещены удивительные места Азовского и Черноморского побережья: Арабатская Стрелка, Новый Свет, Пендикюль, Бештекне, Байдаро-Кастропольская стена, старое Южнобережное шоссе. Часть нашего пути была проплыта на катерах, что было правильно в условиях, когда некоторые участники устали, а у других уже были в дефиците однотрубки. Что касается режима движения, то в этот раз мы из-за жары были вынуждены раньше вставать и выезжать на маршрут, в середине дня делать продолжительный отдых, а потом приезжать в темноте на место ночлега (вообще в условиях жаркой погоды это был правильный выбор). Что касается поломок у меня, то благодаря переспицовке заднего колеса, произведённой в середине июня мне удалось избежать поломок спиц на заднем колесе (у других такие поломки были); у меня только лопнула спица переднего колеса и сломалась манетка переднего переключателя (за счёт использования нестандартного блока), и сломались самодельные флягодержатели. Что касается авторитарного стиля руководства похода А. Кузнецовым, то это повлияло только на Доктора и Жигалова, которые уехали из Феодосии

    Недостатки, выявленные в походе.

    1. Использование велорюкзака было делом правильным. Но для велорюкзака (из-за того, что центр тяжести сместился слишком далеко назад) должна быть сделана модернизация путём добавления карманов внизу спереди (что и было потом сделано).

    2. За весенние месяцы (а особенно на стыке марта-апреля) я прошёл слишком много километров, а к началу лета я уже устал, что привело к небольшому километражу перед походом, первые дни похода мне дались тяжело. Надо было проехать за март не более 100км, а наращивать километраж с середины апреля.

    3. Сделанные мной флягодержатели пришли в негодность после езды по клинкерной дороге. На будущее при создании новых приспособлений нужно учитывать фактор плохих дорог и проводить всесторонние их испытания в Подмосковье.

    4. Сделанный мной блок передних звёздочек 43/27 не оправдал себя из-за большой разницы диаметров звёздочек, что привело к плохой работе переднего переключателя и в конце концов к поломке манетки. Для недопущения такой ситуации надо было ставить на перёд блок типа 48/34, а в случае отсутствия такого блока оставлять «родной» блок и брать с собой запасную манетку.

    5. Для избежания тепловых ударов необходимо употреблять квас и лимон (один лимон на два-три дня).

    Но, несмотря на все сложности похода (он был для меня самым сложным из всех пройденных ранее походов) и усталость, продолжавшуюся ещё две недели после него, следует сказать, что поход прошёл очень здорово!!! А через некоторое время после замены цепи и блока передних звёздочек ко мне вернулась уверенность в своих силах и почти весь остаток сезона был пройден в состоянии «горящей газеты».


  • *Орфография и пунктуация сохранена. Выделенным шрифтом отмечены мои комментарии