Воспоминания Андрея Тимошенко
ОТЧЁТ О ВЕЛОПОХОДЕ ПО КРЫМУ
31 ОКТЯБРЯ - 12 НОЯБРЯ 2010 г
Предисловие
Прошлогодний поход по Крыму прошёл, в основном, успешно, но, к сожалению, опять не удалось пройти Змеиную и Алимову балки, а также не получилось пройти через Кемаль — Кермен. Кроме того, захотелось пройти Чатырдаг с юга к Аянским водопадам, а также побывать восточнее Ангарского перевала: на Демерджи- и Караби-яйлах, пройти Караби от Таш-Хабаха на север и через Пчелиное проехать в сторону Головановки, далее через Алексеевку — Поворотное (или через Красносёловку) дойти до Верхнего Кокасана и спуститься через перевал Горуча в Зеленогорье, увидеть урочище Панагия, и, наконец, приехать в Морское к Михаилу Дмитриевичу (мы не были в Морском четыре года). Далее предполагалось ехать в Феодосию (или в Симферополь). По первоначальному замыслу велопоход по Крыму должен был состояться с 23 сентября по 2 октября, но из-за переноса своего отпуска В.Демидов, руководитель и главный идеолог похода, перенёс сроки похода на начало ноября. В ноябре из Феодосии в Москву поездов нет, поэтому обратные билеты мы взяли из Симферополя на поезд №18 (Севастополь — Москва).
Подготовка к походу
В сезоне 2010 г. я продолжил прошлогоднюю линию интенсивной езды в периоды с 16 апреля по 15 мая, с 16 июня по 15 июля, и с 15 августа по 15 сентября.
На стыке июня — июля ездил 3 раза в неделю: по будням вечером 13-20 км, а по выходным 75 — 136 км, причём во время ПВД на Карболит 27 июня стояла жара плюс 36 градусов. Это по сути дела методика подготовки к многодневным велопоходам, изложенная в книге В. А. Соколова и В. С. Ильина «Велосипедный туризм», применительно для моего распорядка. Вспоминая свой многолетний опыт, я пришёл к выводу, что интенсивные поездки в эти указанные периоды дают хорошую спортивную форму на весь сезон. В августе приходилось ездить в условиях повышенного задымления, а 15 августа поехать на традиционное место привала «Каравана» - на р. Цну при сильном задымлении на востоке Егорьевского района. Систематические тренировки дали хороший эффект: после больших физических нагрузок я стал быстрее восстанавливаться. Поскольку мне уже за 50 лет, я старался не «рвать» в начале и в конце пути, потому что это идёт не на пользу организму.
За сентябрь — октябрь я тренировался только по воскресеньям, но сделано было немало: за 10 и 17 октября было пройдено более 200 км, а с начала сезона более 2500 км. В течение 2010 г. мной была куплена палатка “SMART-2”, велоштаны для холодной погоды а также термокружка. В конце сентября из-за выхода из строя компьютера был куплен новый, и сразу же были установлены драйвера GPS и программа Ozi Explorer, с помощью которой были подредактированы несколько Ozi-карт Крыма и были успешно загружены полученные от Виктора треки предстоящего похода. Готовясь к походу, я в августе заменил покрышки, а 24 октября заменил задние тормозные колодки, а также одну износившуюся переднюю. В качестве основной еды я, как и в 3-х предыдущих походах, применил сублимированные продукты «Гала-гала», а для перекусов применил орехи в шоколаде. А в Крыму предполагал ещё и покупать шоколадки Snickers, а в случае отсутствия таковых - Mars.
К недостаткам подготовки можно отнести следующие моменты:
- К сожалению, не смог проверить активацию карты Крыма в GPS — навигаторе.
- Не проводил специальную тренировку на преодоление подъёмов с грузом.
- Тренировочный выезд в середине недели 21 — 22 апреля не состоялся из-за непогоды, а выезд 25 апреля был сокращён с 90 — 100
км до 29 км из-за ненастной погоды и неважного самочувствия.
- Не взял с собой большую USB-флэшку на 8Гб для получения, возможно, уже в Крыму фоток от других участников похода, ведь в этот раз такая возможность была (внешний жёсткий диск взять побоялся из-за возможной поломки диска при падении даже с метровой высоты, чего в походе исключать нельзя).
Всего в этот поход собралось четыре человека:
- Виктор Демидов (инициатор и руководитель похода),
- Роман Кузнецов (родился в Севастополе, ныне живёт в Киеве),
- Роман Третьяков (живёт в Киевской области),
- и я, Андрей Тимошенко.
Оба Романа должны были приехать в Севастополь на Киевском поезде, который прибывает в Севастополь раньше нашего.
ПОХОД
30 октября — отъезд.
Прохладным сентябрьским днём я спустился по лестнице и направился к станции Царицыно. Покупка билета до Курского вокзала и проход через турникет прошли штатно, аналогично прошлогодней поездке. Единственное, что меня торопило в тот момент — это отмены электричек.
Та электричка, на которой я ездил на 17-й поезд, по объявлению на станции, была отменена. Но я сумел успеть на предыдущую и благополучно доехал до Курского вокзала, причём вышел на новую высокую платформу в конце платформы №1. Ранее от Виктора я узнал, что наш поезд отходит от первой платформы, перебрался туда и увидел группу велотуристов, тоже ехавших в Крым, вскоре подошёл Виктор.
Расположившись вблизи места предполагаемого нахождения нашего вагона, мы начали упаковывать велосипеды. Потом объявили, что наш поезд отправляется с 4-й платформы, и мы с упакованным багажом ринулись в тоннель и поднялись на нужную платформу, и тут же стали подавать наш поезд. Немного пройдя по перрону, встали у двери нашего вагона и благополучно загрузились. Спустя некоторое время согласно расписанию поезд тронулся. В нашем вагоне кроме нас ехали туристы — пешеходники: дети и студенты МГТУ имени Баумана, да и в других вагонах нашего поезда в основном в Крым ехали туристы: на большие выходные (4 - 7 ноября) в Крым собралась, казалось, вся туристская Москва.
31 октября — от Севастополя до горы Аскети
34,40 км.
Ночью в России и Украине состоялся переход с летнего времени на зимнее, перед Запорожьем наш поезд где-то стоял час. Проснулись мы в момент следования поезда через Сиваш. Ближе к Джанкою по вагону пошли торговцы-менялы. В Симферополе большинство туристов вышло, также некоторые туристы вышли в Бахчисарае. Точно по расписанию, в 12.00 (Мск.) поезд остановился у севастопольского перрона, и мы выгрузили вещи на платформу. Пока мы собирали велосипеды, на платформе появился Роман Кузнецов (см. фото) а потом и Роман Третьяков, они приехали в Севастополь раньше нас. После сборки велосипедов и установки багажа выехали с платформы на улицу и стали двигаться на восток в сторону Инкермана. В районе Малахова Кургана (см. фото) обменяли деньги (я обменял 3,5 т.руб., курс 265грн. на 1000руб. Далее Рома Кузнецов повёл нас к Инкерману сначала по ул. Ген. Жидилова, потом мимо каких-то дач (см. фото). Потом спустились к асфальтовой дороге, а к трассе подъехали у моста через р. Чёрную. Проехав совсем немного по основному шоссе, мы свернули направо, нас ждал интересовавший нас объект - крепость Каламита (см. фото). После подъезда к крепости мы начли большую фотосессию, потом подошёл местный экскурсовод (см. фото) и рассказал нам про историю крепости. После знакомства с Каламитой следующей целью в этот день у нас была Балаклава. Наш путь лежал через Штурмовое и Хмельницкое. До шоссе пробирались по грунтовым дорожкам, через туннель, потом вдоль ж-д полотна (см. фото), далее опять по грунтовке. Перед проездом под объездной дорогой, наконец-то, выехали на шоссе. Где-то перед Штурмовым у Виктора случился первый прокол. Камеру заменили, поехали дальше по асфальту и грунтовкам, выехали к трассе и буквально через каких-то 100 м свернули на Балаклаву (см. фото). В городе зашли в магазин, купили вина, хлеба и других продуктов. Далее нам предстоял подъём на гору Крепостная (см. фото) по крутому серпантину (мы по нему спускались в 2006 г.). Тут случились ещё 2 прокола: один у Ромы Третьякова, а потом у меня (см. фото). После подъёма на гору Крепостная начало темнеть, и мы, съехав с основной дороги, нашли более-менее приемлемое место ночлега и стали ставить палатки и стали готовить ужин. Как положено, начало похода обмыли вином, поужинали и даже разожгли маленький костерок. Потом ещё немного постояли у костра, немного отдохнули и постепенно стали расходиться по палаткам, где расстелили спальники и через некоторое время улеглись спать.
1 ноября — от горы Аскети до водопада Козырёк
40,05 км.
Чтобы каждый раз не заострять внимание на режиме нашего передвижения, я хочу единожды остановиться на том, что поднимались мы в 7 часов (наши часы всегда показывали московское время), выезжали со стоянок после 9-ти ( из-за холодных ночёвок выездов в 9.00, как раньше не получалось), большие перекусы мы в этом походе устраивали редко, а окончание движения из-за короткого светового времени было в пределах 17.00-18.00
Спать было, прямо скажем, не очень тепло, да ещё всю ночь доносился шум работавшего завода. Ночью была роса, потребовалось какое-то время для просушки днищ и тентов палаток. Утром обнаружили много битого стекла, оставленного на этом месте до нашего прибытия сюда. По плану в этот день мы должны были подняться на гору Аскети, далее посетить объект «Сотка», далее мимо Резервного, проехать хребет Кокиябель, спуститься в Байдарскую долину, а местом ночлега должна быть турстоянка около водопада Козырёк. После завтрака немного пофотографировали окрестности (см. фото), заклеили камеры и стали подниматься на гору Аскети. На Аскети (памятное по привалу в 2006 г.) мы посетили место, называемое «Бочкой смерти» (см. фото), где сделали фотографии (см. фото) окрестностей.
Следующим объектом нашего внимания стала заброшенная шахта «Сотка». После «Сотки» (см. фото) мы продолжили движение (см. фото) по покрытой листьями грунтовке, пока не выехали на шоссе, соединяющее село Резервное с трассой Ялта — Севастополь. На хребет Кокиябель не поехали, т. к. у нас было отставание от графика, и несмотря на хорошую физическую подготовку участников похода, нам не хотелось приезжать на незнакомое место ночлега в кромешной темноте. Немного проехав по трассе, свернули на Перовский перевал (см. фото) и далее пообедали в Орлином (см. фото). После обеда свернули на Родниковское, а в Родниковском на Передовое.
В Передовом свернули на просёлок и доехали до турстоянки вблизи водопада Козырёк, на который сходили (см. фото) и набрали воды, а поблизости собрали дрова для костра. Во время ужина наступили сумерки, но мы сразу после приезда поставили палатки. После ужина немного посидели у костра, сделали групповой снимок (см. фото) и около 22.00 заснули.
2 ноября — от водопада Козырёк до Мангупа
28,36 км.
Ночью случился заморозок до минус двух градусов, тенты палаток (см. фото) покрылись инеем. Новый день начался прекрасным безоблачным утром. После завтрака сходили на водопад (см. фото), утром он выглядел гораздо красивее, чем вчера вечером. После полдесятого начали выезжать на маршрут. В октябре в горном Крыму прошли сильные дожди, лужи на дорогах не высохли (см. фото), поэтому пришлось выбирать дороги, где посуше. Но тут мы наткнулись ещё на одну неприятность: колючки. Начались проколы: то у Виктора (см. фото), то у меня (см. фото). И всё это было при подъёме на гору Хлама (см. фото), тут мы в основном шли пешком. Далее перед охотохозяйством «Красный Камень» случилась новая преграда (см. фото): хозяйство огородили, пришлось искать дорогу в обход. Дорогу нашли, но, пройдя кормушки, на нашем пути сплошной стеной стали кусты, пришлось пробираться через них. Тут при проходе кустов Виктор застрял, и Рома Третьяков попытался ему помочь. Но здесь сосок переднего колеса Роминого велосипеда попал в педаль велосипеда Виктора, ещё потеряли время на замену камеры. А пока меняли камеру другой Рома искал путь выхода на дорогу и нашёл его. После этого, пробираясь через кустарники и камни, мы всё-таки выбрались на нашу дорогу, которая сначала лишь немного пошла на подъём, а потом нас ждал спуск в Родное (см. фото). В Родном мы планировали посетить водопад Упу, а далее по грунтовым дорогам приехать на Мангуп. Но из-за потери времени при замене камер на водопад не поехали, а решили ехать по шоссе, что и сделали. Время уже шло к закату, и мы начали подниматься через Терновку на небольшой перевал, чтобы спуститься к селу Ходжи-Сала. Я спустился первым, подъехал к гостинице «Баба-Даг» и встретил Рафета, потом подошла Айше. Скоро приехали остальные ребята, и Виктор договорился с хозяевами насчёт ночлега. Велосипеды поставили в «гараже» на первом этаже, а на ночлег обосновались в комнате на втором этаже. Вечером помылись, а Рома Третьяков с энтузиазмом стал заклеивать проколотые камеры. Ужин и вино заказали у хозяев. Поужинав с принятием вина и посидев за столом (см. фото) до 23 часов, мы улеглись спать.
3 ноября - от Мангупа до Финароса
40,6 км.
Ночью было холодно, но мы его особо не заметили, т. к. спали в каменном помещении. На этот день нам нужно было посетить Эски-Кермен, далее подняться по Змеиной балке и спуститься по балке Алимовой и доехать до Шелковичного или Финароса. В Залесном зашли в местный магазин (см. фото), потом по грунтовке начали подъём на Эски-Кермен. Пещерный город нас поразил (см. фото), но и тут мы увидели следы нынешней цивилизации, выражающиеся во всяких увеселительно - развлекательных точках и шашлычных (см. фото). Далее по грунтовке (см. фото) поехали на Красный Мак и потом по шоссе на Танковое. В Танковом купили продуктов и потом встретили ехавших налегке велотуристов из подмосковного Королёва, обосновавшихся в Бахчисарае. После этого, проехав ещё 2км, перед нами предстал вход (см. фото) в Змеиную балку (см. фото). Вход в балку был перекопан, но мы без особого труда перенесли свои велосипеды и продолжили движение. Дорога по Змеиной балке шла на подъём, но проехать можно было почти везде. Достигнув верховья балки, мы увидели великолепную скалу. Это гора Курбан-Кая (см. фото) или по-простому Кубышка. Далее до балки, называемой «Кислой» ехали по всхолменному плато, временами фотографируя прекрасные виды окрестностей (см. фото). Переправившись через Кислую балку, мы подъехали к турстоянке «Алимова балка» (см. фото) рядом с родником Качнедже. Далее начался спуск в низовья балки, тут мы осторожно перетаскивали велосипеды через камни (см. фото), помогая друг другу. Наконец, крутой участок кончился, и мы поехали по покрытой листьями тропинке и выехали в долину Качи напротив пещерного города Качи-Кальон (см. фото). Далее до моста через реку ехали по мокрой дороге, а кое-где даже был лёд. На этом участке я «приложился» велорюкзаком к дорожному покрытию. Переехав Качу, далее до Верхоречья ехали по шоссе. В Верхоречье зашли в магазин, я купил хлеба. Следующий магазин должен быть только в Изобильном. После этого решили сделать ночёвку на стоянке Финарос и поехали туда, свернув с шоссе на грунтовку. Некоторые участки дороги были настолько грязные после дождей, что к колёсам прилипло так много глины, что ехать было просто невозможно. К устью Финароса подъехали уже во время наступления сумерек, доехали до турстоянки, и при свете фонарей стали располагаться на ночлег. А рядом с нами встала группа туристов - пешеходников из Харьковского Авиационного института. Мы поужинали с принятием вина, а харьковчане разожгли хороший костёр, тоже поели и начали петь под гитару. Нам понравилось их пение, и мы решили присоединиться к их трапезе, предложив имевшуюся у Ромы Третьякова бутылку коньяка. Харьковчане согласились, и мы очень хорошо посидели с ними у костра (см. фото) под коньячок и пение старых русских и советских песен. А на следующий день в России праздник — День Народного Единства. Получается, что это народное единство было здесь в Крыму на Финаросе (см. фото). Только после 23.30 мы пошли спать.
4 ноября — от Финароса до Кермена
18,28 км.
Ночью столбик термометра опустился до отметки минус пять (см. фото), замёрзла вода во флягах. Встали мы, несмотря на холод в обычное время — 7 часов. Потом позавтракали, пофотографировали окрестности и, попрощавшись с харьковчанами, собрались в путь В этот день нам надо было дойти до турстоянки Кермен. Мне путь до Кермена был знаком, здесь мы были в 2008 г. Правда, тогда мы ехали в обратном направлении, а теперь надо набирать высоту. Сначала пошёл подъём почти до дороги на Шелковичное, перед самой дорогой немного вниз. На развилке отдохнули около беседки (см. фото). После этого поехали по битому асфальту, до долины Качи хороший спуск. В районе Шелковичного дорога ровная, тут мы в районе бывшего села пытались найти родник или колодец, но безуспешно. Далее переправились на левый берег Качи и после небольшого отдыха продолжили движение вверх. Подъём пошёл круто, мы шли пешком, периодически становясь на отдых. К стоянке (см. фото) мы пришли относительно рано. Ребята пошли за водой, а я остался сторожить вещи. В течение оставшегося светового времени немного подремонтировали велосипеды, а я отдал Роме Третьякову свой старый сосок, который приворачивается гайкой. Когда стемнело, мы после ужина ещё немного посидели за столом, а потом до 22.00 разошлись по палаткам.
5 ноября — от Кермена до Бабугана
20,40 км.
Нашей целью на этот день являлось восхождение на Кемаль-Эгерек, пройти по-партизански заповедник и заночевать на Бабуган-яйле северо-восточнее Роман-Коша. Нужно было следовать по территории Крымского заповедника и постараться пройти всю яйлу, да так, чтобы охрана заповедника нас не заметила. С утра было облачно, но потом небо стало постепенно проясняться. В 8.50 мы начали подниматься по нитке маршрута 2008 г., но в обратном направлении. Подъём давался тяжело, мы периодически останавливались для передышки (см. фото). Когда вышли из леса, подул сильный ветер, мы утеплились и перед решающим штурмом вершины устроили отдых (см. фото) с перекусом и фотосессией (см. фото). Последние метры подъёма были самыми крутыми, здесь передышки устраивали чаще. И вот, в 13.25 вершина нам покорилась, я сделал панораму (см. фото). Немного передохнув на вершине г. Кемаль-Эгерек (см. фото), мы начали спускаться с неё, далее свернули влево и пересекли границу заповедника. Спустившись по очень крутому и короткому каменному спуску, сначала двигались по нитке маршрута 2008 г, но опять же в обратном направлении. Перед Беседкой Ветров свернули на дорогу вдоль газовой трассы. Немного проехав после поворота, нашли небольшой лесочек (это место не видно с дороги) и там устроили небольшой перекус (см. фото). После продолжения движения услышали шум проходившей машины и спрятались в сосняке. Быстро перейдя Романовское шоссе, немного поднялись и мимо памятника археологам (см. фото) начали спускаться к Гурзуфскому Седлу. После «Седла» начался нешуточный подъём (см. фото) на Бабуган-яйлу. Около Роман-Коша начало темнеть, но мы при попутно-боковом ветре надели налобные фонари и покатили дальше. Ночевать мы решили на месте нашей прошлогодней ночёвки, куда мы и приехали в 19.54. Установив палатки и разгрузив велосипеды, мы тут же разогрели ужин и вскипятили чай, поужинали. Немного отдохнув после ужина и, одев тёплые вещи, мы после 22.00 окончательно улеглись.
6 ноября — от Бабугана до Лучистого
30,95 км.
Ночь была на удивление тёплой для ночёвки в ноябре на высоте 1400м. Но, тем не менее тенты палаток пришлось сушить до 9.30. Как раз мы за световое время и собрались ехать дальше. По плану мы в этот день должны были спуститься через Диплу и Ай-Йори в Изобильное, а оттуда подняться на Чатырдаг и заночевать на Ониксе. Но в таком случае нам надо было в сумерках преодолевать Чатырдаг и ночью спускаться по крутому спуску к Ониксу. Тогда было решено на Чатырдаг не ехать, а от Изобильного ехать на Лучистое через Лаванду. Выехав с места ночлега, мы очень быстро доехали до развилки на Ламбат-Богаз и повернули налево, к Дипле. После проезда ещё какого-то небольшого расстояния более-менее нормальная дорога кончилась, и начался спуск через камни. На границе яйлы и леса спуск (см. фото) был особенно крут, здесь пришлось помогать друг другу при переноске велосипедов. У Диплы остановились (см. фото) и немного отдохнули. Далее пошёл спуск через лесоповал. А ведь мы в прошлом году хотели здесь подниматься вверх, хорошо, что пошли через Ламбат-Богаз. Нам навстречу поднимались туристы-пешеходники. У родника мы остановились, набрали воды (см. фото). Тут я обнаружил, что у меня пропала ветровка. Наверное, я её где-то потерял при спуске. А Рома Кузнецов около источника (см. фото) наступил ногой на листья, и его нога провалилась до колена. В этот день самочувствие у меня было неважное, я иногда терял ориентацию. Уже ближе к дороге, по которой мы шли в прошлом году, у меня после Орлиного начал стабильно приниматься Би-Лайн, я позвонил домой. Выехав на дорогу прошлогоднего похода, мы очень быстро спустились к источнику Ай-Йори и там набрали ещё воды. После этого поехали дальше и с хорошей поляны сняли отличный вид на Чатырдаг (см. фото). Дальнейший спуск к Изобильному происходил через балки, в одном месте мы даже чуть не попали в охотничью засаду. Уже перед самым шоссе переходили реку (см. фото), при переноске у меня оступилась нога, в результате чего немного промокли ботинок и низ велорюкзака. Проехав километра два по шоссе, мы короткой дорогой поднялись в центр Изобильного к магазину, где купили продукты. Потом встретили велотуристов из Казани и вместе покатили к трассе, потом наши пути разошлись. Далее был нудный пятикилометровый подъём по трассе до поворота на Лучистое. После поворота дорога пошла веселее: то спуск, то подъём, и где-то часов в семь вечера мы остановились в Лучистом у магазина, где купили продукты. Далее пошли искать место ночлега, в магазине нам предложили адрес, но там нам не открыли даже калитку. Потом один татарин предложил нам устроиться на территории конного клуба «Аллюр», и мы поехали туда. Доехав до очередной развилки, Рома Третьяков пошёл осуществлять рекогносцировку предполагаемого места ночлега, а мы остались его ждать. Здесь мы увидели внизу ночную Алушту (см. фото), сияющую огнями. Потом Рома пришёл с хорошей вестью, и мы пошли (ехать было очень круто) дальше, дошли до клуба и разместились за весьма умеренную плату в четырёхместном номере с душем, потом сняли вещи с велосипедов, велосипеды связали, а потом поужинали в местной столовой с принятием вина. После ужина пришли в номер, потом помылись-побрились и где-то после 22.00 заснули.
7 ноября — от Лучистого до Джурлы
9,5 км.
Ещё мы спали, а Рома Третьяков примерно часов в пять собрался налегке в Алушту, чтобы получить деньги в банкомате, а заодно искупаться в море. Мы встали, как обычно, в семь и начали собираться. В столовой заказали завтрак, а тут и Рома приехал из Алушты. После завтрака сборы закончили и заехали к центру села (см. фото) и сделали покупки в магазине. В этот день нашей целью было добраться до Верхняя Джурла. В этот раз Виктор захотел пройти до Джурлы другой дорогой — по Коровьей тропе. У магазина свернули к горам, потом на развилке, где мы раньше сворачивали налево к Фуне, свернули вправо и начали движение на Джурлу, оставляя слева гору Демерджи. В начале подъёма было несколько переходов через овраги, поросшие колючками, но они в этот раз были преодолены без какой-либо потери времени, а саме главное — без проколов. Дальше пошёл подъём по узкой каменистой тропе (см. фото). На одном трудном переходе через камни (см. фото) я чуть не застрял, потом помог Роме Кузнецову пройти этот участок. Ближе к Нижней Джурле у меня случился прокол передней камеры. Камеру заменили, тут же в скорости дошли до Нижней Джурлы, где встретились с уходившей с привала группой пешеходников. Тут мы немного отдохнули и перекусили. Дальше пошёл подъём, временами было очень круто. Временами открывались великолепные виды (см. фото). Когда до цели оставалось совсем немного, мы встретили ещё одну группу пешеходников, с которыми мы почти в одно время достигли Верхней Джурлы. Палатки в этот раз мы установили дотемна, потом поужинали у костра (см. фото), посидели, а потом разошлись по палаткам.
8 ноября — от Джурлы до Восточного Суата
15,98 км.
Утром встали, как обычно, позавтракали и собрались в дальнейший путь. В этот день нашей целью было добраться до Восточного Суата и заночевать на поляне (памятной по походам 2004 и 2006 гг.). Эта дорога была мне знакома по 2004 г., и я не буду подробно описывать достопримечательности по дороге. Но следует отметить следующие моменты: на Демерджи-яйле Виктор хотел заснять грифа, но тот улетел и ещё поели диких яблок. Так же как и шесть лет назад, мы подъехали к обрыву с видом на Хапхал и пофотографировали (см. фото). Далее начали спуск по хребту Таш-Хабах, но в этот раз дорога была свободна (см. фото) от бурелома. Мы достаточно быстро спустились к турстоянке у памятника партизанам. Ещё немного времени прошло и мы заправили наши фляги водой (см. фото) на Восточном Суате. После подошли к нашей поляне, расположились пошли на гору Каратау, оставив Рому Кузнецова смотреть за вещами. На вершине горы при очень сильном ветре мы любовались красотами Караби-яйлы, потом я из снятого в это время фотоматериала сделал панораму (см. фото). При спуске с горы я заметил оборудованное место (см. фото) для стоянки туристов. У меня возникала мысль, а не доехать ли нам до метеостанции? Но увидев, как около метеостанции тусовались группы спелеологов, я понял, что в тот день нам в том месте делать нечего, и мы правильно сделали, что остались на нашей поляне. После восхождения мы поставили палатки, поужинали у костра и, немного посидев (см. фото), улеглись спать.
9 ноября — от Восточного Суата до Верхнего Кокасана
42,41 км.
Утро встретило нас облачной погодой, но намёков на дождь в ближайшей перспективе не было. Мы быстро позавтракали и привели себя в походный вид, хотя моё самочувствие утром было неважное. На этот день мы планировали пересечь Караби-яйлу с юга на север, а потом после Головановки доехать до стоянки Верхний Кокасан через Алексеевку — Поворотное (или через Красносёловку). Сначала почти до самой метеостанции дорога в основном шла на подъём. Около метеостанции (см. фото) остановились и передохнули. Дальше до конца яйлы был пологий спуск, да ещё попутный ветер нас подгонял. Проехав яйлу, мы оказались в лесу и, ещё немного проехав, увидели село Пчелиное, очень красивое место (см. фото). После Пчелиного дорога шла лесом и изобиловала лужами (см. фото), тут мы замедлили движение. Но вот лужи кончились, и нам предстало место, где раньше находилось село Свободное (см. фото), где ничего не напоминало нам о горах. Немного отъехав от Свободного мы поехали по очень живописному ущелью (см. фото), там были даже гроты. Выехав из ущелья, ребята так увлеклись спуском, что не заметили поворот влево непосредственно на Головановку. А я, заметив отклонение движения от трека, вернулся на 300метров назад и приехал в самый центр села. Находившийся здесь магазин через несколько минут закрылся на обед на два часа. Пока ждал ребят, я позвонил домой. Ребята приехали быстро, и мы, спросив у местных жителей насчёт магазина, поехали к магазину. Продуктов купили много: хлеба, вина, коньяка и даже водки, потом немного перекусили. Дальше решили ехать через Красносёловку. Я думаю, что это был правильный выбор, т. к. от Поворотного до Верхнего Кокасана надо было бы двигаться по каньону, и мы вряд ли дошли бы до Верхнего Кокасана засветло. Делать нечего, стали подниматься по дороге. Тут у меня сдула камера (она расклеилась). Камеру заменили, поехали дальше. После Красносёловки (примерно у Шайтан-Капу) асфальтированное шоссе кончилось, и дальше на перевал пошла обычная каменная крымская дорога. Сначала мне подъём давался трудно, но потом временами казалось, что дорога идёт на спуск. Доехав до перевала Кокасан-Богаз, оба Романа поехали назад к роднику на Нижнем Кокасане. А у меня воды было достаточно, и я доехал до перевала, где с Виктором дожидался ребят. Когда все собрались, повернули к Верхнему Кокасану. До самой турстоянки в основном шли пешком, т. к. накануне тут прошли сильные дожди, да и грузовики-лесовозы (две машины проехали нам навстречу) изрядно испортили дорогу (см. фото). Приехав около 17.00 на турстоянку, мы сразу разбили лагерь, ребята пошли пилить дрова, а я остался на месте. Потом поставили палатки и начали ужин. Это была наша последняя ночёвка перед цивилизацией (завтра мы должны быть в Морском), и мы отметили это событие принятием вина, далее пошли, соответственно, водка и коньяк — хорошо (см. фото) посидели! Но посидели не очень долго у костра — завтра нам ещё ехать до Морского.
10 ноября — от Верхнего Кокасана до Морского
21,46 км.
Утром встали, все — в хорошем самочувствии. После завтрака собрали вещи, особо не торопясь, и после полдесятого двинулись дальше. В роднике Павло-Чокрак (он был на нашем пути) набрали воды (см. фото) и где-то в 10.50 подошли к перевалу Горуча (высота 743м). Здесь немного отдохнули (см. фото) и пофотографировали окрестности. Южнее и ниже перевала находилось живописное урочище Панагия (см. фото). А мы стали спускаться по узкой тропинке, по краям которой росли колючие кустарники. По пути в Зеленогорье встретили местных грибников, которые показали нам, как спуститься к селу. В одном месте мы всё-таки отклонились от трека, пришлось немного возвращаться вверх (а то пришли бы к Приветному). Где-то около 13.00 пришли в Зеленогорье (см. фото). Здесь Виктор менял камеру (после прокола), а потом зашли в местный магазин и тут же перекусили. Дальше нашей целью было Морское, по первоначальному замыслу мы должны были подняться по грунтовкам через горы до Громовки, а оттуда до Морского доехать по шоссе. Но мы уже и так вдоволь наелись этих колючек, и по грунту ехать уже не хотелось. Правда, можно было бы сходить вверх и немного поближе взглянуть на урочище Панагия, но нам хотелось пораньше приехать в Морское, и мы быстро тронулись в путь. Сначала шоссе спускалось вниз по балке, потом начался крутоватый подъём на небольшой перевал. А после перевала отличный спуск — только держи тормоза и особо не разгоняйся. Эта дорога вывела нас на берег моря к развилке с Судакским шоссе у Чобан-Кале. Следующей нашей остановкой был постамент памятника десантникам (памятник относился к событиям гражданской войны), где Рома Третьяков (см. фото) даже забрался на постамент. После этого, доехав до центра Морского, свернули на главную улицу, идущую перпендикулярно Судакскому шоссе и доехали до дома Михаила Дмитриевича Шаркова (Виктор останавливался у него на отдых несколько раз), где были радушно встречены хозяевами..
Активная часть похода закончилась.
10 — 12 ноября: Морское и окрестности
Пройдя через калитку, а потом через участок, поставили велосипеды на крыльце дома, где хозяева предоставили нам две комнаты. После этого разгрузили вещи, пообедали и даже немного подремонтировали велосипеды. После обеда съездили на пляж (см. фото) и даже искупались в море. После приезда на квартиру сходили в магазин и купили продукты на вечер. После прихода от магазина пригласили хозяев к нашему столу и вместе с ними отметили наш приезд в Морское (см. фото).
Следующим днём, 11 ноября, мы запланировали поездку в Судак и Новый Свет. Но сначала перед отъездом в Судак мы решили вопрос о нашем переезде из Морского в Симферополь и заказали микроавтобус на 12 ноября в 15.00. Что касается поездки в Новый Свет, то, по-моему мы съездили хорошо и с пользой. Правда, следует заметить, что в Судаке и, особенно в Новом Свете, было хмуро, в то время как в Морском был великолепный солнечный день. Народу в Судаке было много, а Новый Свет был практически пуст. Приезд в Новый Свет (см. фото) был отмечен бутылкой (см. фото) Новосветского Шампанского, а Рома Третьяков искупался в море. Приехав обратно в Судак, мы купили в магазине около крепости отборного крымского вина, потом на местном Бродвее пообедали, а затем не спеша поехали назад в Морское, до которого доехали засветло. Потом сходили в магазин, купили коВбасы и других продуктов на поезд. После этого поужинали, ещё немного посидели, а затем улеглись спать.
В день отъезда, 12 ноября, утром я помылся в душе и побрился. Немного погодя мы сходили в центр села, где обменяли деньги. Далее сели на велосипеды и поехали к офису интернет-сайта «Синичка», где хотели обменяться фотографиями, но там никого не было. После этого поехали на пляж, где искупались в море (температура воды плюс 17градусов), бросили монетки в море и сделали прощальные фотографии (см. фото). Приехав на квартиру, мы упаковали велосипеды в чехлы, купили у хозяев хурму (см. фото) и гранаты, а перед самым нашим отъездом выпили напоследок вина с хозяином (см. фото). Микроавтобус подъехал вовремя, и мы, быстро загрузив наши вещи и попрощавшись с гостеприимными хозяевами, тронулись на Симферополь. За два часа езды мы утомились, т. к. в салоне пахло выхлопом. Приехав в Симферополь, мы у самого вокзала выгрузили вещи. Поезд на Киев отправлялся на несколько часов позже нашего, поэтому Романы сдали свои вещи в камеру хранения. Потом в кафе на территории вокзала поужинали. Во время ужина приехал товарищ Ромы Третьякова с ноутбуком, и мы скинули свои фотки (жаль, что не взял флэшку на 8ГБ). После этого мы попрощались с Ромой Третьяковым (он куда-то отъехал), а Рома Кузнецов остался с нами, помог нам донести вещи до поезда, и только после посадки в поезд мы с ним распрощались. Поезд отправился, а мы, расположившись в вагоне, немного посидели, а потом после проезда через Сиваш улеглись спать.
Поход закончился.
13 ноября — приезд в Москву
Тёплым ноябрьским вечером, на 8 минут раньше расписания, поезд довёз нас из Крыма до столичного Курского вокзала. Мы выгрузились из вагона и в темноте (из-за ремонта навеса платформа не освещалась) собрали велосипеды, Виктор после сборки велосипеда поспешил на Павелецкий вокзал. Купив билет до Царицыно, я быстро перешёл на вторую платформу и успел на более раннюю электричку (19.41-Лвовская вместо 19.57-Чехов). В этот раз мне повезло: электричка была свободная, и я смог расположиться в вагоне рядом с тамбуром и поставил велосипед вдоль окна. Выход из поезда и проход через турникет прошёл по старой отработанной схеме. Потом, пройдя через мост, поставил вещи на свои места, доехал до дома и поднялся по лестнице до квартиры. Так закончился этот крымский поход.
Недостатки, выявленные в походе.
- К сожалению, у меня в GPS не активировалась векторная карта Крыма.
- Не взял с собой жидкой смазки.
- При планировании маршрута не было учтено более короткое световое время для ноября. Поэтому приходилось двигаться по сокращённому маршруту.
- Было выпито большое количество крепких спиртных напитков. Нужно ограничиться одной стопкой водки или коньяка за вечер.
- Мы так спешили в Морское, что не посетили урочище Панагия вблизи Зеленогорья.
- Нужно было переработать конструкцию «ноги».
Заключение.
В результате за 11 дней было пройдено в Крыму по моему велокомпьютеру 305км, а с учётом поездок без рюкзака из Морского — 370км. Многие участки нами было пройдены впервые. Были покорены две замечательные вершины Крыма: Кемаль-Эгерек на Ялтинской яйле с высотой 1529м и Кара-Тау на Караби с высотой 1220м. Поход проходил по шести яйлам: Ялтинской, Гурзуфской, Бабуганской, Демерджи-, Тирке- и Караби- яйлами с высотами более 1000м, а также по предгорным участкам с большими перепадами высот. Наконец-то были пройдены Змеиная и Алимова балки, по которым мы собирались пройти ещё четыре года назад. Благодаря большому для меня пройденному километражу по Московской области и использованию в дневных перекусах шоколада с орехами и изюмом мне удавалось хорошо восстанавливаться после сложных участков, которыми изобиловал маршрут. Походный режим в основном соблюдался, но в этом походе мы выезжали с мест ночлега где-то в 9.30., а из-за короткого светового времени (темнело после 17.45) старались заканчивать дневные переходы до наступления темноты. Все участники похода показали хорошую выносливость и прекрасную морально-волевую подготовку. Больших задержек в движении группы и больших отставаний отдельных участников практически не было, да и поломок было немного. Только многочисленные проколы камер огорчали нас в пути. Отличительной особенностью прошедшего похода была большая и хорошо продуманная культурная программа: во время похода его участниками были посещены: крепостиь Каламита, объект «Сотка», Эски-Кермен, а также доскональная проработка маршрута руководителем, что позволяло правильно определять цели и маршруты продвижения на текущий день, а также на ближайшую перспективу.
Купленные мной в начале сезона палатка, велоштаны и приобретённая за две недели до похода термокружка успешно прошли поход. Несмотря на неактивированную карту Крыма в навигаторе, прибор с успешно загруженными треками маршрута давал ощутимую помощь при движении и улучшал моё моральное самочувствие. Что касается остальных взятых в этот поход вещей, то их наличие (даже если они не использовались) позволяло более уверенно преодолевать походные трудности. Очень помогла купленная мной велоаптечка с многочисленными заплатками и достаточно большим тюбиком клея, это хорошо пригодилось при заклеивании многочисленных проколов, случившихся в этом походе. Для подогрева пищи я взял два газовых баллона: один большой, а другой поменьше. Но, благодаря относительно тёплой погоде и возможности приёма пищи в пунктах общественного питания (На Мангупе, в Лучистом, Судаке) и приготовлению пищи в Морском на газовой плите хозяев, этот баллон не полностью израсходовался. Но, тем не менее, при полной автономии маршрута, а также при более сложных погодных условиях этого баллона могло и не хватить. Также для успешного прохождения будущих походов необходимо не забывать проводить перед походами все те мероприятия, которые способствовали успешному прохождению походов, состоявшихся в 2009-2010 гг.
Нужно учесть на будущее.
- Стал плохо качать насос. Его надо заменить (хотя у меня есть насос от старого велосипеда).
- Надо купить фонарь с бОльшей светосилой.
- Нужно придумать новую конструкцию «ноги», а также сделать её.
- Необходимо купить новые запасные камеры.
Но, несмотря на некоторые недостатки, можно сделать вывод, что
ВЕЛОПОХОД ПРОШЁЛ ПРЕКРАСНО!!!
|