Велопоход 1994 года


Маршрут

Симферополь-Партизанское-кордон Сосновый-Чучельский пер.-Никитский пер.-Грушевая Пояна-Массандра-Алушта-Лазурное-Рыбачье-Веселое-Судак-Щебетовка-Курортное-Коктебель-Орджоникидзе-Феодосия.
Дистанция 394 км.

Время проведения

29 августа - 10 сентября

Участники

Велопоход в составе группы «Караван»:

  • Вася Хайритдинов - «Караван»
  • Дима Персионов - «Караван»
  • Лена - велоклуб «Караван»
  • Сережа Труфанов "Джузеппе" - «Караван»
Просмотр карты в отдельном окне

Техническое оснащение

В этот раз вместо спальника, коврика и палатки я взял надувной матрац с прикрепленной к нему теплоотражающей пленкой, под которую я должен был залезать. Но, к сожалению, пленка быстро порвалась. Кроме того, я брал с собой подводное ружье и заменил фотоаппарат на автоматический "Эликон". Но он меня тоже подвел - неправильно работала экспозиция, в результате чего из двух пленок вышло всего несколько кадров. Поэтому просьба! если у кого-то из участников есть фото по этому походу - поделитесь, пожалуйста.

Дневник велопохода

28 августа Воскресенье.

В 8:30 приехал на Курский вокзал. Там встретил Димку и Ленку. Хотел поменять купоны, но никто не продает. Один человек не едет - заболел(как потом выяснилось, это был Ливеровский). Поезд подали минут за 25 к первой платформе. С посадкой никаких проблем. В Белгороде в кромешной темноте обменял 50 000 рублей на 1100 тысяч карбованцев по курсу 1:22.

29 августа Понедельник.

Приехали в Симферополь приблизительно в 11:30. Через облачную пелену пробивается солнце. Довольно тепло. Очень быстро - в течение 15-20 минут - собрались и выехали из города, нигде не останавливаясь. Темп взяли очень быстрый, на затяжном спуске к н.п. Чистенькое скорость достигала 45-50 км/ч. После н.п. Приятное Свидание повернули налево. В 13:28 достигли поворота на село Партизанское. Там же случился первый прокол в группе - у Лены. После замены трубки сошли с дороги и двигались по полевой дороге в направлении к Партизанскому водохранилищу. Долгое время продирались по густо заросшему лесочку, и в конце концов выбрались на берег озера, которого ... нет! После жаркого лета оно пересохло, осталась только большая лужа перед плотиной.
Идя вверх по течению пересохшей речки, мы, наконец, добрались до ручья, который убегал куда-то в песок под нашими ногами. Дорога после дождя грязная. Вокруг ни души, только раз нам встретился мужик на мотоцикле с коляской, а потом лесник на мотоцикле, который долго выясняет, кто мы такие и зачем заехали в заповедные края. Потом все-таки объяснил, где можно переночевать. По его описанию через несколько километров доехали до памятника партизанам, затем свернули влево и метров через 500 слева от дороги нашли оленью кормушку и после некоторых поисков - родник под большим деревом. Там же и развернули лагерь (фото 1). Плохая дорога дала знать о себе - сдувается задняя труба. На привале заменил на новую. Вечером к нам приходил еще один лесник с собакой.

30 августа Вторник.

Встали в 6:00. Пришел вчерашний лесник и сказал, что в лесу идет облава на браконьеров, которые якобы тоже на велосипедах, поэтому посоветовал не высовываться. Потом приезжал сын лесника на мотоцикле поглядеть на живых туристов. Часов в десять ходили к леснику в гости на кордон. Поговорили за жизнь, он посетовал на тяжелую и при этом малооплачиваемую работу, и мы договорились с ним, что подъедем к кордону в 12 часов. Так и сделали. Не доезжая кордона группа остановилась и замаскировалась, а Кузя пошел к леснику один (такая была договоренность), заплатил ему штраф за нахождение в заповеднике (чисто символические по российским меркам деньги), а взамен узнал, как нам ехать дальше. После этого мы двинулись по указанному маршруту.
После кордона дорога пошла грунтовая, каменистая, местами грязная после дождя, она, плавно изгибаясь, уводила нас куда-то вверх, в лес. Вокруг нет ни одного ручья или ключа. Миновав кордон Олень, дорога стала круче (фото 2). Услышав впереди шум двигателя, быстро скатились с дороги в небольшой овражек, чтобы избежать каких-либо неприятностей. Там и нашли воду. Пережидая машину, заменили Васе трубки, которые постоянно сдувались, тормозя тем самым общую скорость группы.
Через несколько километров дорога стала еще круче. Кое-где из-под опавшей хвои стал попадаться асфальт. На одном из серпантинов пробил еще одну трубу. За нами увязалась собака лесника, и весь маршрут от кордона она бежала или сбоку, или спереди и нам никак не удавалось отогнать ее. Группа сильно растянулась, поэтому авангард остановился для перекуса, ожидая отставших товарищей. Наконец-то появились Лена с Димой, ведущие свои велосипеды пешком (фото 3). На Чучельский перевал мы попали уже под вечер. Дорога разветвилась, и мы поехали направо. Дорога пошла хорошая и на спуск (Фото 4). Но это продолжалось недолго. Через несколько километров начался крутой подъем на Никитский перевал. Постепенно увеличивающаяся облачность превратилась в густой туман, видимость в котором была метров десять. Кое-где туман разрывается, и тогда взору открывается потрясающая панорама крымских гор с ее наивысшей точкой - горой Роман-Кош. Еду в одиночестве, с трудом различая дорогу, где-то в середине группы. Постепенно дорога выровнялась и усилился ветер, значит, выехал на яйлу. Решил подождать ребят - Лену, Диму и Гришу, но, постояв в сплошной облачности несколько минут (температура воздуха, точнее, влаги была около 3-4 градусов) понял, что без движения долго не простоять, поэтому решил догнать лидеров. Они оказались почти рядом, в 200-400 метров от меня, около большого бетонного шара, обозначающего высшую точку дороги - Никитский перевал (фото 5).
Через некоторое время приехали и остальные. Васе не терпится побыстрее поехать. Около 19:30 тронулись с места, но у Вадика возникли неполадки с багажником, срочно ремонтируем. Проехав минут 40 от Никитского перевала, въехали в лес, и сразу стало темно. Фонари посветили еще несколько минут, но от низкой температуры батарейки сели и нам пришлось слезть с велосипедов, чтобы в кромешной темноте не съехать с обрыва. На энном серпантине вся группа наконец-то собралась вместе, и после небольших дебатов решили идти до конца заповедника. К кордону Грушевая Поляна пришли уже за полночь, тихо пролезли под шлагбаумом, так что даже собака не учуяла, и расположились на бугорке недалеко от кордона. Нашли источник воды в виде эмалированной ванны, куда из крана капает вода и, успокоенные этой находкой, легли спать.

31 августа Среда.

Проснулся рано, часов в шесть (фото 6). Отремонтировал две трубы. Мой самодельный спальный мешок из теплоотражающей пленки начал потихоньку разрываться.
Дорога вниз оказалась хорошая, но круче и извилистей, чем с перевала Ай-Петри. Спуск омрачают постоянно сдувающиеся трубки. На въезде в Массандру закачал в трубки "Инвайт", но это мало помогло.
На Южнобережном шоссе жарко. Голубая гладь моря тянет к себе, как магнит. Но внезапно благодушное состояние испортил Вася: на затяжном спуске к Гурзуфу супер попал в спицы, Вася не справился с управлением и упал, сломав при этом ключицу и поранив голову. Рука у него повисла, голова в крови - дальше он ехать не сможет. После долгих попыток мы остановили попутный автобус, посадили туда Васю в сопровождении Кузи и отправили в Алушту.
Скорость на спуске в Алушту была сумасшедшая: 60-64 км/ч, у Вадика - и того больше. Только печальный опыт Васи немного уменьшал азарт. Встретились все вместе на пристани, туда же пришел Кузнецов с перевязанным Васей. На стоянку встали за Лазурным, правда, место выбрано было неудачно: начисто вытоптанная, неровная поляна, с которой до моря приходилось добираться по камням, перелезая через трубу и прыгая с двухметровой бетонной дамбы (фото 7).
Из-за всеобщей сухости ручеек в стене, где мы в прошлые года набирали воду, совсем пересох и просто сочился по камням. Зато дальше, почти под недавно выстроенным санаторием прямо на пляже есть хороший родник, где мы потом и стали набирать воду.

1 сентября Четверг.

Дневка в Алуште. Весь день в море, за исключением поездки в город на рынок. Погода, несмотря на сентябрь, жаркая. Проводилось первое испытание подводного ружья.

2 сентября Пятница.

Вторая дневка в Алуште. Опять поездки в город. Море начинает штормить. Температура воздуха - 33 градуса, воды - 22-23.

3 сентября Суббота.

Третья дневка в Алуште. На море шторм 5-6 баллов. Сильный юго-восточный ветер поднимает страшную пыль на нашей вытоптанной полянке. Решался вопрос, что делать с Васей. В таком состоянии он не может ехать, это было ясно всем, но только не ему. Его можно понять: он несколько раз был в Крыму, когда море было очень холодное, и в этот раз ему не повезло. Кое-как уговорили его вернуться в Москву, ведь Алушта - единственный город на нашем маршруте, где есть железнодорожное сообщение. Бросили на спичках, кому ехать провожать Васю. Выпало мне и Джузеппе. Мне это было на руку, поскольку уже надоело сидеть на одном месте и глотать пыль, тем более что в море все равно не войти. Кузя с Вадиком съездили в город и заказали билет. Прокатиться на троллейбусе туда-обратно для меня оказалось огромным удовольствием.

4 сентября Воскресенье.

Проснулся в 6:30. В 10:30 выехали со стоянки. Алушту проскочили без остановки. Стало еще жарче - 33-35 градусов (фото 8). Ехали порознь. Перегон Алушта - Рыбачье преодолел за 2:35. На спуске в Малореченское была зарегистрирована максимальная скорость 58 км/ч. У Димы разболелся живот. Они с Ленкой приехали позже всех.

5 сентября Понедельник.

Рыбачье. Встали в 7:00 (фото 9). Поплавать как следует не пришлось, так как небольшой прибой замутил воду. В 9:30 стало уже жарко (фото 10). В Морском сделали небольшой перекус - мороженое, пару стаканов вина, пиво - во флягу. В Кутлукскую бухту приехали в четвертом часу. Пекло стоит невыносимое, спрятаться некуда. Но надо найти нашу авангардную часть группы. Пойдя на разведку налегке, я их нашел у лагеря нудистов на самом конце пляжа. Кое-как перетащили по рыхлому песку свое снаряжение до лагеря. И только спасительное море позволяет снять усталость, жар и дать надежду, что мы не сваримся в собственном соку. Вадик изнывает от жары. Ему достается больше всех - частичное отсутствие волос на его голове дает себя знать.

6 сентября Вторник.

Дневка в Кутлукской бухте. Утром с Григорием поехали в Веселое за продуктами. Получили заказы от оставшихся на берегу - персики, молочные продукты. Персиков было вдоволь, а вот молочные продукты по вторникам не привозят. Тогда я решил поехать в Судак один, а Григорий с персиками отправился обратно. Без багажника поездка в Судак была приятной, особенно туда, потому что нежарко и под горочку. Обратно было тяжелее: полный рюкзак кефира и других продуктов и затяжной подъем, но я его взял без особого труда (перевальчик-то катанный!). Ребята тоже остались довольны. Остальное время проводил в море: охота на рыб, плавание и т.д. правда, здорово нахлебался, когда на вдохе в трубку залилась вода. С Серегой ("Джузеппе") гуляли по живописным местам Нового Света, дошли почти до царского пляжа (фото 11).

7 сентября Среда.

Выехали из Кутлукской бухты в 10:00. Заехали с Гришей в Судак и немного расслабились: зашли в кафе, в котором мы были весной 1990 года, выпили по чашечке кофе с пирожными, позвонили домой. А дальше был "Двугорбый верблюд" - пожалуй, самый сложный перевал на всем Судакском шоссе. В Щебетовке набрали воды из колонки и приехали в Курортное. Прежде чем искать ребят (боже, сколько же времени мы уделяли этому занятию!), зашли в кафе и выпили по баночке пива. И как оказалось, не зря: в течение часа или более искали мы следы наших друзей, но безрезультатно. Наконец какая-то отдыхающая парочка сказала, что видела одного очень смуглого велосипедиста с багажником. Конечно же, это был Джузеппе, более смуглого велосипедиста можно было найти разве что в Африке. Наконец он сам вышел нам навстречу. Позже приехали и остальные. Это случилось около 6 часов вечера. Как оказалось, у Кузи тоже была авария - на одном из серпантинов лопнула труба, он несколько десятков метров тормозил, но удержался в седле, иначе его могла постичь участь Васи.

8 сентября Четверг.

Дневка в Курортном. На небе ни облачка. Очень жарко. часто купаемся и ходим на рынок пропустить по стаканчику. На рынке обменял 10 000 рублей на 190 тысяч фантиков.

9 сентября Пятница.

Восход солнца в 7:11. Выехали со стоянки в 9:20. Через час приехали в Коктебель. Хотел купить "Черного Доктора", но не решился - очень дорого. После небольшой дозаправки продуктами поехали дальше. На развилке дорог повернули направо, на Орджоникидзе. Окрестности вокруг дороги напоминали лунный ландшафт - ни одного зеленого кустика, все выжжено и покрыто коричневой пылью. Доехав до берега моря, также не получили большого вдохновения - также голо, пустынно, неуютно. Берег заиленный, каменистый, с юга набегает мелкая зыбь, отчего даже в такую жару появляются мурашки. С чувством неизбежности остановились на бугорочке по-над морем и уже стали раскладывать свои принадлежности для бивака. Но Кузнецов неутомим - он продолжает искать лучшее место для стоянки, чем вызывает массу нареканий в свой адрес. Через некоторое время он возвращается с новостью, что совсем недалеко есть гораздо лучший пляж и хорошее место для стоянки. С большой неохотой группа следует за Кузей и через несколько минут, миновав несколько огородов с установленными на них торпедами в качестве поливных бачков прибывает в совершенно другой мир с магазинами, людьми, пивом и прекрасным пляжем.
Когда-то закрытый поселок Орджоникидзе. В первом же магазине купили по 2 бутылки импортного пива и прибыли на пляж, немного тесный из-за подходящих вплотную к морю отвесных берегов, но вполне приемлемый для наших скромных нужд. Море здесь идеальное: закрытое полукольцом скалистого берега, оно настолько прозрачно и спокойно, что под водой видно на десяток метров. А таких больших рапанов, которых нам подарили аквалангисты, я еще живыми не видел. Берег и дно мелкогалечное, пологое, что облегчает вход в воду. Кое-где есть песчаные площадки, по которым можно просто ходить по грудь в воде.
После освежительного купания пошли в город за продуктами. Залив в палатке под названием "Двуякорная" все наши баки пивом, продавец предложил нам оставить их в холодильнике, чтобы до возвращения на пляж пиво не нагрелось. Мы были удивлены такому сервису, но согласились, и на обратном пути получили свои потные бутыли в целости и сохранности. Вечером поднимался на небольшую горочку около места стоянки. С нее хорошо видны окрестности (фото 12). В сторону Коктебеля протянулась цепь прекрасных галечных пляжей. Жаль, что завтра надо уезжать.

10 сентября Суббота.

Орджоникидзе. Выехали в 8:10. На перевале был в 8:50. Хотя перевалом его назвать трудно - всего метров 150, но въехать достаточно трудно. Скатились в Феодосию и расположились на вокзале. До поезда еще часов семь, есть время пошататься по городу. Сходили с Гришей в баню, прошлись по магазинам. Посадка в поезд было кошмарной. Толпа народу с коробками, ящиками и мешками буквально атаковало поезд. Металл вагонов раскалился, дышать нечем. Обливаясь потом, доехали до Джанкоя, где немного отдышались на станции. Да и жара к ночи спала. Вот и закончился наш поход. Ещё сутки, и мы дома.