Воспоминания Андрея Тимошенко*

Примечания к тексту под спойлерами - мои (В.Д.)

ПРОЕКТ МАРШРУТА

Владиславовка – Феодосия – Орджоникидзе – Подгорное – Изюмовка – Старый Крым – Льговское – Курское – Грушевка – Переваловка – Лесное – пер. Маски – Морское – Громовка – перевалы Нижний и Верхний Шелен – скала Аю-Кая – родник Павло-Чокрак – пер. Кокасан – Красносёловка – Караби-яйла – Су-ат – Долгоруковская яйла – Перевальное – Ишачья тропа – яйла Чатырдаг с высшей точкой – Изобильное – Алушта – родник Талма – Бабуган-яйла с горой Роман-Кош – г. Лапата – Многоречье – Счастливое – Лесниково – Шелковичное – Научный – Бахчисарай – Алимова и Змеиная балки – Новоульяновка – Мангуп – Штурмовое – Балаклава – мыс Фиолент – Инкерман – Севастополь.

СОСТАВ ГРУППЫ

В этот поход вместе со мной и В. Демидовым с нами поехал Игорь (из Выборга, участвовал в прошлогоднем походе), а также Егор Суриков, который собирался в прошлогодний поход с В. Демидовым, и поехавший в Крым в октябре. Вместе с Егором поехал его друг – Евгений Юрков.

ОСОБЕННОСТИ ЭТОГО ВЕЛОПОХОДА

Этот велопоход состоялся в год двадцатилетия нашего первого похода по Крыму на велосипедах. Для меня этот поход был десятым крымским велопоходом – юбилей в своём роде. К сожалению, осталось только двое из тех, кто поехал или собирался ехать в Крым 20 лет назад. Но, благодаря настойчивой деятельности В. Демидова, в этом году собралась команда из пяти человек.

Отличительными особенностями этого похода являлись:
  • 1. Сильный состав участников.
  • 2. Сложный маршрут.
  • 3. Отсутствие «расслабухи» в начале пути.
  • 4. У меня новый велосипед (Merida Kalahari 590) и, естественно, новый насос и новый велокомпьютер.
  • 5. У меня цифровой фотоаппарат Canon PowerShot A610.

Подготовка к походу

Как в каждом походе присутствует какая-то новизна в снаряжении, этот поход стоит особняком, хотя бы из-за того, что я ранее никогда не ездил на «байке» в такой дальнобой. Поэтому я не знал, что из запчастей взять с собой, не знал все тонкости езды на таких велосипедах, не знал слабых мест моей новой машины. Но, тем не менее, я перед поездкой купил тормозные колодки, которые очень пригодились. Из-за того, что не взял оси (колёс и каретки с гайками и конусами, что я брал в поход с прежним велосипедом), вес багажа у меня несколько облегчился. Единственная тяжёлая вещь из запчастей – это разводной гаечный ключ, который я взял для съёма кассеты и ещё, может быть, напильник. Также я взял набор шестигранников, отдельно большой шестигранник и ключ для отвёртывания левой педали, а также спицы и ключ для них.

Что касается тренировки, то в этом у меня образовался какой-то «застой». Это выражалось в том, что я без особой усталости мог проехать довольно большую дистанцию (максимум 166км с грунтовыми участками со средней скоростью 18,89 км/час). Чтобы как-то подготовиться к походу, я начал использовать «изнуриловку», то есть полностью выкладываться на подъёмах до состояния невозможности ехать дальше, чтобы потом после приема какой-то пищи (например, орехов и это запить чаем с лимоном) восстановить силы и ехать дальше.

27 августа была проведена тренировка по горбам старого Рязанского шоссе с заездом в Софьино и с подъёмом из него – всё в изнурительном темпе, да ещё забыл дома флягу с водой и пришлось где-то в дороге покупать питьё. На этих тренировках у меня средняя скорость увеличилась до 20,71км/час. К сожалению, во время переезда с дачи домой на велосипеде с полным велорюкзаком был дождь, а ещё перед МКАД – «пробка», что мне помешало эффективно использовать это выезд. И вообще мне не повезло с погодой в августовские выходные. И ещё недостаток, что я не сделал ни одной тренировки с грузом на крутых грунтовых участках, а ведь в Крыму они оказались для меня самыми трудными.

Что касается продуктов питания, я не стал брать химические супы типа «Доширак» и разные другие продукты в пластмассовых коробках, а по совету В. Демидова поехал в магазин «Экстрим» и купил там по две упаковки сублиматов (первых и вторых блюд). Кроме того, я ещё купил две упаковки смеси (орехи+кизил+изюм), но в походе мне вполне хватило одной упаковки. Ещё я купил 1кг кускового сахара и взял в поход всю упаковку, но израсходовал сахар только на две трети. И ещё, что я взял лишнего, то это наполовину израсходованный газовый баллон. Но, несмотря на такую многочисленность вещей, всё у меня влезло в велорюкзак, и в сумку внутри рамы, и не пришлось думать о переднем багажнике, который я использовал во всех походах с 1989 г. Но из-за того, что я предполагал перевозить бутылки с водой в карманах велорюкзака, центр тяжести системы оказался смещённым взад. А что касается одежды, то одним из существенных недостатков моего снаряжения являлось отсутствие у меня велотрусов и велорейтуз. Мне пришлось ехать в довольно тёплых штанах. Да и купленная мной на «Якоре» велорубашка не очень годилась для тепла (материал – синтетика и доминирование чёрного цвета)

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ПОХОДА

Дата Время(мск) Событие км (тек.) Км за день Средняя скорость
Км/час
Максим.Скорость
Км/час
17.09 16.30 Прибытие во Владиславовку 0 33,75 15,50 46,8
17.05 Выезд на маршрут 0
18.05-18.35 Феодосия. Обмен денег и покупка воды. 20
19.29 Перевал 26
19.52 Орджоникидзе (центр) 33
20.05 Место ночлега 33,75
18.09 7.00 Встали, искупались 0 71,72 11,69 44,8
9.30 Заехали в посёлок, купили продуктов 0,5
10.45-11.05 Сфотографировались напротив г. Карадаг  
11.36 Гора Сары-Кая  
12.50 Танкодром  
13.38-14.00 Льговское. Посетили магазин  
15.00 Курское  
16.00-17.05 Грушевка, пообедали  
17.37 Переваловка. Купил сока  
18.15-18.30 Лесное - набрали воды  
18.52 Поляна. Место ночлега  
19.09 7.00 Проснулся   33,11 8,80 50,8
10.00 Выезд  
10.39-10.49 Падение на голову, поиск очков  
11.58-12.08 Хороший вид  
13.26-14.36 Пер. Маски, обед  
15.30-15.35 Междуречье  
16.00-17.00 Морское берег моря  
17.00-21.00 Ужин в столовой, посещение Михаила Дмитриевича  
С 21.00 Опять на берегу моря  
20.09 7.00-9.10 Встали, съездили за водой   27,31 5,63 31,2
9.20-11.00 Завтрак в столовой, покупка продуктов. 3
11.40 Проехали Громовку 10
13.58-14.11 Пер. Нижний Шелен 17
14.42-15.11 Проехали кусты, отдых на горе 18
16.30-16.43 Бурелом, перенос велосипедов  
17.53-18.20 Поднялись на скалу Аю-Кая. Ремонт камер  
19.15 Приехали на место ночлега у родника Павло-Чокрак 27,31
21.09 7.00-10.30 Встали, позавтракали, высушили вещи   37,82 6,17 47,5
10.30 Выезд  
11.00 Пер. Кокасан  
11.37-11.48 Красносёловка, попытка купить молока  
14.10-14.20 Поляна  
16.10-16.16 Стоянка Солдатская. Из-за отсутствия воды решили ехать дальше  
17.36 Подъехали к южной кром-ке яйлы. Решили ехать в объезд г. Белой до поляны, где ночевали в 2004 г.  
20.08 Приехали на место ночлега 37,82
22.09 7.00 Встали, приняли решение ехать без завтрака до Партизанской поляны        
8.30-9.00 Набор воды в роднике Су-Ат  
9.20-10.30 Партизанская поляна. Завтрак, сушка одежды  
11.00-11.50 Бурелом  
  Замена камеры и спицы у Игоря  
22.09 13.50 Выезд из леса на Долгоруковскую яйлу   40,10 8,26 40,06
14.30 Гора Коль-Баир  
15.03 Спуск с яйлы, перед с. Дружное наехал на стёкла  
15.18 Выезд на дорогу  
15.52 Выезд на трассу в с.Заречное 35
16.00-17.30 Перевальное. Обед Инцидент с местными. Дождь 38
19.30 Выбор места ночлега 40,10
23.09 7.20 Встали, позавтракали 0 38,28 13,21 51,5
10.30 Выезд  
11.58-12.08 Ангарский перевал 11
12.23 Поворот на Изобильное 20
12.41 Изобильное (плотина) 23
После 13.00 Алушта, Гвардейская, 25 дальше поехали без вещей 29
13.30-18.00 Женя купил обратный билет, пообедали, искупались  
18.00-20.00 Помылся в душе, прощальный ужин 38,28
20.00-23.00 Прогулка к морю пешком  
24.09 7.00 Встали, позавтракали   48,04 11,64 50,4
9.55 Прощальный снимок 0
10.10 Алушта, автовокзал 0,5
12.51 Ялта, автовокзал 38
  Объезд Ялты. Перекус  
14.00-14.20 Встретили велотуристов из Саратова. Поехали до ск. Шишко на автобусе 43
15.00-16.40 Скала Шишко, обед 43
17.00-17.30 Встретили туристов из Канады, поиск места ночлега 47,5
18.00 Нашли место ночлега 48,04
25.09 7.15 Встали        
10.50 Выехали  
  Повернули на Узеньбашскую тропу  
12.38 Набор воды  
  Ремонт камеры, замена тормозов  
25.09 13.30 Многоречье   46,62 8,99 38,2
  Счастливое  
  Лесниково  
16.20-17.30 Верхоречье, пережидали дождь  
17.55 Машино, повернули на Бешик-Тау  
19.30 Приезд на Бешик-Тау 46,62
26.09 7.00-12.40 Очистка и ремонт велосипедов, сушка вещей 0 36,51 14,62 44,9
12.50-13.00 Место ночлега в 1990 г., сфотографировались 1,5
13.30-15.16 Бахчисарай: обед, покупка карт 18-22
  По дороге потерял «ногу»  
16.45 Приезд в с. Хаджи–Сала устройство на ночлег 36,51
27.09 7.00-9.15 Завтрак   50,28 10,65 51,8
9.15 Выезд 0
10.40-10.55 Доехали до трассы, поели винограду 18
11.00 Повернули на Оборонное 19
11.50-11.56 Хороший вид на мыс Айя  
12.20-14.00 Хорошее место. Пообедали. Ходили смотреть укрепления  
14.20 Спуск к Балаклаве, сняли бухту  
14.50-15.20 Балаклава, купили продукты  
16.50-17.15 Мыс Фиолент. Сделали много фотографий.  
18.30 Нашли место ночлега 50,28
28.09   7.00-10.30 Завтрак, купание в море 0 27,09 14,39 47,1
10.30-12.00 Ремонт камеры и замена спицы у Игоря 0,3
13.30-15.40 Херсонес. Купались в море, фотографировались  
16.00-18.00 Обмен денег, обед  
18.00-18.20 Переправились на северную сторону  
  Турбаза им. Мокроусова  
  Любимовка. Устройство на ночлег. Помылись в душе 27,09
29.09 7.00-10.10 Завтрак, сборы 0 34,10 13,93 46,6
10.10 Выезд  
11.30-11.50 Покупка вина в магазине Инкерманского винзавода  
13.00-14.30 Прогулка по Приморскому бульвару  
15.30-18.00 Приезд на вокзал, поел супа, упаковал велосипед 34,10
18.24 Отъезд в Москву  

ДОРОЖНЫЕ ЗАМЕТКИ

ПО ПРЕДГОРЬЯМ

17 сентября.

Я не буду долго останавливаться на том, как мы ехали от Москвы до Владиславовки. Здесь следует отметить, что наш поезд на ст. Мамут (перед Джанкоем) поставили на запасной путь, из-за чего мы опоздали на Владиславовку больше часа и ещё стоянку сократили до минимума. На сбор и опробование техники нам потребовалось 35 мин. В 17.05 мы тронулись к Феодосии. Весь путь до Орджоникидзе мне хорошо знаком по походу 2003 г. В Феодосии обменяли деньги и купили воды. Нам не надо было больше здесь задерживаться, и мы после всех технических процедур поехали на Орджоникидзе. До перевала ехали практически без остановок (у меня была одна техническая), и в 19.29 я достиг перевала, глее ребята ждали меня минут пять. Конечно, в первый день можно было ехать и помедленнее (для акклиматизации), но нас поджимал световой день. И ещё я думал, что я эту усталость компенсирую применением витаминов и сухофруктов, Но всё-таки в первые трое суток надо быть поосторожнее. Тут можно вспомнить, что в 2003 г. я некоторые участки этого подъёма шёл пешком и отдыхал на каждом километре, но тогда был июнь, и до захода солнца было тогда полтора часа. Но нам надо было за полчаса до заката проехать 7 км спуска и засветло встать, что мы и сделали. В этот раз мы встали , пройдя 200-300м от посёлка, поставили палатки, связали велосипеды, поели и легли спать.

18 сентября.

Встали в 7 часов, искупались в море, потом позавтракали, собрались и в 9 часов выехали с пляжа. Потом потусовались у магазинов и полдесятого выехали из посёлка. Начался монотонный подъём к трассе, который мы, не спеша, преодолели. Проехав километр по трассе, мы свернули влево на северо-запад и стали вновь подниматься, сначала по шоссе. Где-то около одиннадцати подъезжаем к указателю с дельтапланом и поворачиваем влево. Нам открылся великолепный вид на Карадаг, где мы сделали ряд великолепных панорам. Ещё встретили туристов из России. Далее ещё немного проехали по асфальту, потом подъём стал грунтовым и более крутым. Поднявшись на склоны горы Сары-Кая сделали несколько снимков. Потом дорога пошла, в основном на спуск к Изюмовке. От Изюмовки до окраины Старого Крыма проехали по трассе, далее повернули на север. Через несколько километров нам надо влево. А там – шлагбаум – полигон. Здесь никаких запретов для нас не было, и мы поехали через полигон, а гора Агармыш осталась слева от нас. Нам навстречу проехала машина с генералом. Проехав танкодром, мы в 13.45 прихали в село Льговское, где посетили местный магазин. После этого, проехав через село Курское, потом по Феодосийской трассе в 16.00 оказались в Грушевке, где и пообедали. В 17.05 тронулись на Переваловку. Шоссе частично ремонтировалось, дорога изобиловала крутыми подъёмами и спусками, но генеральная линия до Переваловки и чуть дальше – подъём. В 17.37 приехал в Переваловку и в местном магазине купил большой пакет сока. Утолив жажду и немного отдохнув, я тронулся дальше. После небольшого подъёма начался спуск. Перед нами ехал грузовик с прицепом, но мне удалось выбрать участок, чтобы его обогнать. В 18.15 подъехал к окраине с. Лесное, где мы повернули в село. Набрав в кране воды и сфотографировав местных хрюшек, мы поехали по грунтовой дороге. Подъём ещё не был слишком крутым, и мы, в основном, ехали, слезая с велосипедов только в случае препятствий, и в 18.52 выехали к большой поляне, где остановились и заночевали.

ПО ГОРАМ ДО АЛУШТЫ.

19 сентября.

Спать было не холодно. Встали в семь часов, потом позавтракали, собрали вещи и в десять тронулись. Скоро начался довольно продолжительный подъём, и мы все пошли пешком. Когда он кончился, потихоньку поехали. И тут же у меня было падение с переворотом. Очки куда-то улетели, и я смог их найти только руками. Дальше спуски и подъёмы чередовались, временами открывались великолепные панорамы. В 12 часов сняли прекрасный вид на Судак. Пройдя отроги хребта Хамбал, мы в 13.20 приехали к одному из красивейших мест Крыма – перевалу Маски. Этот уголок напомнил мне подмосковный лес. Здесь мы устроили обед и отдохнули. После полтретьего начали движение на юг – на Морское. Дорога до Междуречья каменистая, изобиловала крутыми зигзагами, потом стала прямее. От Междуречья к Судакской трассе уже шоссе. В четыре часа дня остановились в Морском на пляже около устья р. Ворон, искупались и отдохнули. Через час поехали в центр села, пообедали и далее посетили дом Михаила Дмитриевича (у которого В. Демидов отдыхал в прошлом году), а ближе к заходу солнца приехали назад, к морю. Кроме моего падения нам настроение испортили проколы камер.

20 сентября.

Встали в семь часов, потом съездили на родник, заправились водой, перекусили и в 9.10 тронулись к центру села. Пообедав в столовой и купив продукты в магазинах, мы в 11.00 выехали в сторону Громовки, до которой идёт нормальное шоссе. После Громовки(11.40) начался подъём по характерной для Крыма каменистой дороге. Нижнешеленский перевал прошли в начале третьего, после него какое-то время пробирались через колючий кустарник, где у меня прокололась задняя камера, проколы в этом месте были не только у меня. В 14.40 вырвались на простор, где полчаса отдохнули. Дальше пошёл лес с подъёмами , спусками, корягами. Спустя некоторое время вышли на дорогу и подъехали к Верхнешеленскому перевалу, где стоит памятник партизанам. Проехав ещё немного на юг по дороге, опять свернули вправо на тропу и пошли по северному склону через коряги и буреломы. Во многих случаях приходилось переносить велосипеды и багаж раздельно, иногда вдвоём один велосипед. У меня сначала началось сердцебиение, потом временами было такое состояние, что не мог идти. Где-то к пяти часам с великим трудом поднялись на хребет Аю-Кая, заменили и заклеили камеры, далее поехали по вершине хребта, то поднимаясь, то спускаясь, иногда через колючие кусты. Временами снимали отличные панорамы. В 19.15 подъехали к месту ночлега около родника Павло-Чокрак, в окрестностях – много туристов. Сходили на родник за водой, поужинали и легли спать.

21 сентября.

Ночью был дождь, и встав утром в семь часов, позавтракали и начали сушить палатки и другие вещи. И только пол-одиннадцатого мы тронулись в путь. Первым делом , проезжая родник Павло-Чокрак, пополнили свои фляги водой. Я заправился под завязку. По дороге на пер. Кокасан и около самого перевала нам навстречу шли многочисленные туристы-пешеходники. От перевала мы быстро поехали вниз и в 11.37 приехали в Красносёловку. Попытка купить молока (как в 2003 г. оказалась безуспешной из-за того, что не стало коровы. В 11.48 мы начали подъём на Караби-яйлу. Самым трудным был начальный участок длиной в 2км, где мы заталкивали велосипеды наверх. Потом можно было уже почти везде ехать. В два часа дня очутились на поляне, где отдохнули и немного перекусили. Дальше продолжили подъём и в 16.10 приехали на Солдатскую стоянку, где хотели остановиться на ночлег. Но в ближайших окрестностях родники пересохли, и было принято решение ехать дальше. И снова каменистые дороги яйлы: подъёмы чередовавшиеся спусками и наоборот. В 17.36 подъехали к южной кромке яйлы, где открылись великолепные виды на южный склон яйлы, здесь мы сделали несколько панорамных снимков. Ветер дул нам в спину, и мы решили доехать до поляны, где ночевали в 2004 г. и не заезжать на гору Белую из-за позднего времени. И опять однообразный рельеф холмистой Караби-яйлы, только иногда дорога шла через лесочки. И когда начали спускаться сумерки, наша дорога слилась с дорогой от метеостанции, и мы, въехав в лес, приехали на наше место ночлега. И хотя воды оставалось у нас немного, но до родника Су-Ат было где-то километр с небольшим, мы перед ночлегом не пошли к роднику из-за позднего времени. Надо ещё сказать, что за два по-настоящему «горных» дня все участники похода порядочно устали, поэтому поужинали и, поставив палатки, легли спать.

22 сентября.

Встали в 7.00, из-за недостатка воды после упаковки палаток решили позавтракать на поляне после родника Су-Ат, где предполагалось набрать воды. Тронулись мы в 8.00, а в 8.30 были у родника. Набрав за полчаса все ёмкости водой и ещё 20 минут проехав, расположились на поляне около памятника партизанам, позавтракали и высушили одежду и палатки. В 10.30 продолжили маршрут через Партизанский лес, изобилующий оврагами и лесными завалами. Поскольку мы порядочно подустали в предыдущие два дня, этот участок нам показался тяжёлым. У меня опять было сердцебиение. Где-то в конце леса у Игоря случился прокол, да ещё лопнула спица. После ремонта, немного проехав, мы въехали на Долгоруковскую яйлу. Ветер был попутный, и мы , миновав вершину Коль-Баир, быстро «долетели» до спуска в село Дружное. Перед селом я налетел на бутылочные стёкла и проколол Камеру. После села шоссе до Заречного, где мы в 15.52 повернули на Перевальное. В Перевальном в одном кафе нас кормить отказались, но в другом всё же пообедали . Потом заехали в магазин, где я купил бутылку Муската, потом пережидали дождь. Тут был инцидент с местной пьянью, и мы, удирая от этого места, съехали с трассы, стали искать дорогу на Чатыр-Даг. Поиск дороги происходил суматошно, и мы, то поднимаясь, то спускаясь, дорогу так и не нашли и незадолго до темноты нашли ровное место и устроились на ночлег. А Егору надо было послезавтра уезжать из Симферополя. Тут Евгений заявил, что он поедет в Москву вместе с Егором. После этого поужинали, выпили Мускат и легли спать.

23 сентября.

Встали в 7 часов, утром Виктор всё-таки нашёл нужную нам дорогу на Чатыр-Даг. Но настроение у нас было подавленное, и, позавтракав, постепенно выкатили на трассу, и в 10.30 двинулись на Алушту. Подъём на перевал занял у меня час с небольшим, плато Чатыр-Дага всё было в облаках. В 11.58 я въехал на перевал, и , отдохнув минут пять, начали спуск. Хотя ветер был встречный, мне удалось разогнаться на прямых участках до скорости 51,5 км/час. Перед Алуштой свернули вправо – на Изобильное, и доехав до плотины, повернули на заповедное шоссе на Алушту. Сняв квартиру на Гвардейской, 25 (время 13.00) и оставив там вещи, мы сначала поехали к ж-д кассе, где Евгений после почти двухчасового стояния купил билет на поезд (в котором уезжал Егор), далее ребята купили билеты на троллейбус. Пока Женя стоял за билетом, я обменял деньги. Мне очень не хотелось уезжать, и я решил доехать до конца маршрута – Севастополя любым способом. После этого мы пообедали и далее поехали на пляж, где часок позагорали и искупались в море. После этого поехали на рынок и далее на квартиру, где помылись, побрились и устроили прощальный ужин. А около 8 часов вечера вышли прогуляться по набережной, назад вернулись в 23.00 и легли спать.

ОТ АЛУШТЫ ДО СЕВАСТОПОЛЯ ВТРОЁМ.

24 сентября.

Ночью прошёл дождь. Понятное дело, что прип такой усталости за предыдущие дни мне не преодолеть подъём на Роман-Кош за день, у меня был запасной план: ехать на Алупку, потом по канатке вверх на Ай-Петри, либо через Орлиное и Ласпи на Севастополь. Да и погода ухудшилась, можно было всегда ожидать дождя, особенно в горах. Виктор предложил сразу ехать на Ай-Петри. Завтрак готовили на хозяйской плите. Позавтракав, Вышли за кАлитку и в 9.55 сделали прощальный снимок, а в 10.10 выехали на трассу у автовокзала. Дорога была нам хорошо знакома, и мы в 11.51 проехали ялтинский автовокзал и пошли в объезд города. Сутра было солнечно, а по горам стелились облака. Пошёл подъём, и мы стали уставать. Перекусив на самой горке, мы спустились к р. Учан-Су, а потом опять подъём. У поворота на Ай-Петри встретили велотуристов из Саратова, которые искали магазин, т.к. у них прокололись камеры и испортились обода. Проехав немного от поворота, м остановились у магазина, чтобы купить продукты. И тут нам подвезло: остановился автобус, водитель захотел нас подвезти до скалы Шишко за 10 грн. Мы согласились, и через 40 мин. Были у смотровой площадки. Надо сказать, что машин на этом участке было много, дорога в хорошем состоянии. Пообедав около смотровой площадки, мы поехали к перевалу и ещё немного по шоссе, после чего свернули на просёлок, где встретили туристов – пешеходников из Канады в сопровождении местного. Проехав ещё немного по грунту и, найдя поляну, мы остановились на ночлег.

25 сентября.

Ночью опять был дождь. Поэтому мы выехали только в 10.30. Проехав по яйле до района горы Эндек, свернули на Узеньбашскую тропу на Многоречье. По пути был источник – набрали воды. Потом был прокол у В. Демидова, и я, воспользовавшись свободным временем, заменил тормозные колодки. Далее проехали Многоречье, потом Счастливое – сёла какие-то заброшенные. В Счастливом посетили магазин, а потом.мимо плотины поехали на Лесниково. Постепенно погода стала хмуриться, и в Лесниково приняли решение не ехать на Шелковичное а ехать сразу на Верхоречье. До плотины Загорского водохранилища дорога была каменистая с многочисленными подъёмчиками и такими же спусками, после плотины – шоссе по долине р. Качи. А тучи всё нависали и нависали, и в конце концов дождь застал нас в Верхоречье. Мы с 16.20 до 17.30 пережидали дождь на автобусной остановке. Тут мы решили не ехать в Научный, а заночевать на Бешик-Тау. До Машино доехали по мокрому шоссе, а в 17.55 свернули вправо на Бешик-Тау. Сначала был довольно-таки крутоватый подъём, а потом чуть поровнее, и мы поехали. Но через некоторое время началась глинистая дорога, и на колёсах образовался слой глины в 2 см, идти было совсем невмоготу, опять у меня усиленное сердцебиение. И только полвосьмого вечера мы приехали, вернее сказать, приползли на стоянку, где устроились на ночлег.

26 сентября.

Весь процесс очистки велосипедов и сушка одежды у нас занял пять часов. Кроме того Игорю пришлось заменить спицу. И только в 12.40 мы тронулись в путь. Минут через десять подъехали к месту, где мы ночевали осенью 1990 г. и сфотографировались. Дальше поехали вниз до Бахчисарая, потом повернули к дворцу, около которого купили карты. Проехав ещё немного вверх, пообедали и поехали вниз, а затем выехали из города. Из-за прошедших дождей мы решили не ехать через Новоульяновку, а поехали через Крассный Мак. Во время очередной остановки я потерял «ногу». В 16.45 приехали в с. Хаджи-Сала и устроились на ночлег у Рафета и Айше. Я и Демидов пошли к Борису Ивановичу, вымылись у него, посмотрели часть его коллекции, а после захода солнца поужинали и легли спать.

27 сентября.

В этот день мы выехали на редкость рано – в 9.15. Проехав небольшой перевал, в 10.40 доехали до Южнобережного шоссе, где остановились минут на 15 и поели винограду. Далее, проехав менее километра к Ялте, свернули на Оборонное. Сначала какое-то время был асфальт, потом опять пошла обычная для Крыма каменистая дорога. Временами открывались великолепные виды на мыс Айя и на район Балаклавы. В 12.20 приехали на высшую точку дороги, где пообедали и совершили прогулки по окрестным укреплениям и сделали ряд хороших фотографий и панорм. В 14.00 начали спускаться в Балаклаву. По дороге сфотографировали бухту. На спуске дорога всё такая же каменистая, временами серпантин. В Балаклаве посетили местные магазины и купили кое-чего из съестного. В 15.20 выехали из городка, и снова дорога пошла в гору. Пришлось изрядно попыхтеть на этих коротких и крутых «торчках». Около пяти часов подъехали к мысу Фиолент и сделали много удачных снимков и панорам. При подготовке к походу Виктор по программе Google Earth увидел спуск к морю, и мы поехали а затем начали спускаться. У меня потерялась фляга с водой, но я, вскорости поднявшись, нашёл её. Вскоре дорога кончилась, а до пляжа нужно было спускаться по железной лестнице из 80-ти ступенек. Но мы здесь оставаться на днёвку не захотели, потом в кустах нашли хорошее место, перебрались туда и заночевали.

28 сентября.

В этот день у нас была задача – проехать через Севастополь и остановиться на ночлег где-то на Северной стороне. Искупавшись и позавтракав, в 10.30 стали выезжать на дорогу. И тут у Игоря спустила камера, да ещё лопнула спица со стороны кассеты. Ремонт продолжался 40 минут, после чего поехали знакомой дорогой. В магазине рабочего посёлка перекусили, после этого я вместо кроссовок одел велотуфли, и мы въехали в Севастополь по улице Вакуленчука. Далее поехали к археологическому музею – Херсонесу, где мы, заплатив деньги за посещение музея, посмотрели некоторые экспонаты. Потом, спустившись к морю, искупались несколько раз. В 15.40 тронулись к центру, где обменяли деньги и пообедали. В 18.00 сели на катер и переправились на Северную сторону. Подъехали к турбазе, но, оказалось, она была уже закрыта. И охранник перепроводил нас своему знакомому – прапорщику из Любимовки, который приехал на машине через некоторое время. Мы поехали за ним. Приехав на место ночлега нас постигло некоторое разочарование: никаких особых удобств там не было, Да и до моря было далековато. И цену за ночлег хозяин взял явно завышенную: 10$ с человека. А душ у него был обычный, нагрев воды от солнечных лучей. Но делать было нечего. Поев хозяйского винограда, мы завалились спать. А ночью опять был дождь (который уж раз!).

29 сентября.

Встали, как обычно, в 7 часов. Потом помылись, побрились, сготовили завтрак на хозяйской плите и начали собираться в путь. Хозяин сказал, что на этот день синоптики дали штормовое предупреждение, и мы довольно быстро собрали вещи и, распрощавшись с хозяином, тронулись в 10.10. Выехав на трассу и, проехав немного после моста через Бельбек, свернули вправо и стали подниматься на Мекензиевы горы. Погода с утра была довольно хмурая,, а на спуске от Мекензиевых гор к Инкерману стал накрапывать дождь. Полдвенадцатого подъехали к магазину Инкерманского винзавода, где я купил бутылку Кагора и бутылку полусухого. На посещение магазина мы затратили 20 минут. А дождь не прекращался, а у моста через железную дорогу так усилился, что мы даже укрывались от него под деревьями. Когда дождь стал слабее, мы поехали, в город въехали по улице Горпищенко и мимо Малахова Кургана подъехали к вокзалу. До отъезда поезда было больше пяти часов, и мы решили съездить в центр для покупки сувениров. А на Приморском бульваре за час до нашего приезда прошёл смерч, разметав по округе лотки продавцов и принеся им немалые убытки. Прошли по бульвару мы где-то за час, а потом погода резко ухудшилась и опять пошёл дождь, а мы скорее рванули к вокзалу. Около памятника Суворову пошёл такой ливень, что мы вынуждены были встать под козырьком у книжного магазина. А как дождь ослаб, мы по тротуару потихоньку поехали к вокзалу. У Игоря опять спустило колесо, и он подъехал к вокзалу позже. На вокзале я немного перекусил, купил еду для поезда, потом встретили велотуристов из Москвы и Киева, а примерно за полтора часа до отъезда подошли к месту остановки нашего вагона. Поезд подали заблаговременно, и мы не спеша упаковались и погрузились в поезд. Опять временами шёл ливень. Попрощавшись с Игорем, сели в поезд, и пол проливной дождь и стук колёс закончился этот поход.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

С 17 по 29 сентября 2006 г. мною было пройдено всего 524 км, из них 514 км - по маршруту, 1 км - за водой в Морском и 9 км в Алуште от места ночлега до пляжа и обратно. На подъёме от Южнобережного шоссе до скалы Шишко нас довезли на автобусе. Общий набор высоты на маршруте составил 12000!!!м(автобус не в счёт), а мы не поднялись на Чатыр-Даг и Роман-Кош.

Самые трудные участки:
  • 1. Лесное - Чатал-Кая – хребет Хамбал – перевал Маски.
  • 2. Громовка – пер. Нижний Шелен – пер. Верхний Шелен – скала Аю-Кая – родник Павло-Чокрак.
  • 3. Красносёловка - Караби-яйла.
  • 4. Су-ат – Долгоруковская яйла.
  • 5. Перевальное – Чатырдаг – Алушта (не пройден).
  • 6. Машино - Бешик-Тау (из-за дождя).
И вот спустя некоторое время после похода можно сделать некоторые выводы, чтобы не совершать этих ошибок в дальнейшем.
  • 1. Благодаря тому, что у меня не было сумки на переднем багажнике были успешно пройдены турникеты на ст. Царицыно в один приём.
  • 2. Благодаря заблаговременному прибытию на станции отправления поездов (в Москве и Севастополе) посадка на поезда прошла отлично.
  • 3. Из-за опоздания поезда на ст. Владиславовка более чем на 1час поезд стоял 2 мин., но благодаря умелой организации выгрузка прошла нормально. Правда из-за раннего захода солнца (20.00) пришлось ехать от Феодосии до Орджоникидзе без отдыха на перевале.
  • 4. Сколько раз себе говорил, не при во всю силу в первые трое суток! Нет же, дурак! Раз на «байке», так попёр во всю прыть!
  • 5. В первые трое суток была достаточно сильная нагрузка, что сказалось повышенной усталостью в последующие дни. По пути из Лесного к пер. Маски у меня было падение на голову. За непродолжительный отдых в Морском усталость была снята не полностью. Тут не могло мне помочь применение витаминов, орехов и сухофруктов. Выходом из такого положения может быть облегчение велорюкзака и предпоходные тренировки с грузом по грунту.
  • 6. После прохождения хребта Аю-Кая и Караби-яйлы все участники похода порядочно устали и не смогли сориентироваться при подъёме на Чатыр-Даг, и вечером 22 сентября Евгений решил ехать в Москву вместе с Егором.
  • 7. Взял 2 газовых баллона – один полупустой, другой полный. Полупустой израсходовался только 29-го утром на Фиоленте, а второй не понадобился. Нужно брать один полный баллон.
  • 8. Взял две упаковки сухофруктов с орехами, израсходовал только одну. Эти продукты можно купить в магазинах.
  • 9. Сахар израсходовал на 2/3. Впредь нужно брать сахара меньше, т.к. его можно купить в магазинах.
  • 10. Колбасу «салями» забыл дома.
  • 11. Взял одну запасную камеру. Нужно брать две.
  • 12. Ключ для съёма кассеты должен быть один на группу.
  • 13. Фонарь с динамкой можно было не брать из-за его неэффективности.
  • 14. Запасные батарейки не понадобились. Вывод: в поход надо ехать со «свежими» батарейками и (или) заряженными аккумуляторами.
  • 15. Компас не понадобился, но его нужно брать из-за возможных отказов GPSа.
  • 16. Запасные спицы не понадобились, но их нужно брать, т.к. не исключены поломки спиц (как у Игоря).
  • 17. Запасные резинки брать нужно из-за всяких непредвиденных ситуаций.
  • 18. Холодных ночёвок не было, но это не значит, что не нужно брать тёплые вещи.
  • 19. Напильник можно взять не такой большой.
  • 20. Молоток можно было бы и не брать, т.к. вместо него можно было использовать камни.

За весь поход на три цифровых фотоаппарата было снято более пятисот снимков, а Евгений снял на свой плёночный фотоаппарат 132 слайда. Я отпечатал через Интернет около 80 снимков с прекрасным качеством, а также несколько отсканированных слайдов на своём принтере. Несмотря на пережтые в походе трудности этот поход навсегда останется в моей памяти.

ВОТ ТАК ПОШЁЛ ЭТОТ ПОХОД, ДЕСЯТЫЙ В МОЕЙ ЖИЗНИ И ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ МОЕГО ПЕРВОГО ВЕЛОПОХОДА ПО КРЫМУ!!!