Пешая прогулка-разведка

29 июля
2007 год


За световой день (с 8:00 до 22:00) пройдено 54 км

Целью похода была разведка троп, которые вызывали проблемы в ориентировке в предыдущих походах. Так как мы базировались в с. Морское, то были выбраны следующие объекты:

  1. скалы Шабладын-Кая, между Малыми Воротами и перевалом Каллистон. Здесь мы в 2005 году не смогли пройти со стороны Каллистона и вернулись обратно;
  2. перевал Алакат-Богаз. В том же 2005-м очень долго и со значительными трудностями мы дошли с Нижнего Кокасана до Каллистона, обогнув г. Шуври с запада;
  3. участок от г. Емула-Кая до Верхнего Шелена. Его мы проходили в 2006 году тоже с большим трудом - от Нижнего Шелена до Павло-Чокрака.

Но вначале несколько общих слов о поездке.

Поездка была семейная - с целью отдохнуть и покупаться. Жили мы, как я уже упоминал, в с. Морское, у Михаила Дмитрича. Надо сказать, что за два дня до нашего приезда в Крыму установилась небывалая жара, настоящее пекло: температура в тени достигала 42 - 46 градусов Цельсия, на солнце - 66°! Дождей не было с мая, некоторые плодовые деревья засохли на корню вместе с плодами, много пожаров в лесах и степях, вдоль дорог почти повсеместно выжжены трава и кустарники - в общем, жуткая картина.

Но зато море было необычайно тёплое, чистое и спокойное. Стабильно дул несильный юго-восточный ветер - залог стабильной погоды. Правда, один раз, 22 июля, всё-таки прошёл небольшой дождь с грозой, который снизил температуру до 32°, но на следующий день жара вернулась.

Итак, собственно поход. [высотный профиль маршрута]

Просмотр карты в отдельном окне

После недельного валяния на пляже я решил немного развеяться и разведать близлежащие места, где ранее были проблемы с прохождением. Треки и путевые точки были подготовлены ещё дома, а GPS, карты и КПК у меня были с собой.

Рано утром, около 6:30, я вышел на шоссе и поймал такси, на котором доехал до поворота на с. Приветное. Таким образом, я намерился пройти проблемные участки в обратном направлении - с запада на восток.
Первые 7 км дороги мне большого удовольствия не доставили, т.к. шёл по шоссе. (см. трек похода). Надо было не жалеть 10 грн таксисту - он бы довёз меня до самого села. Свернуть на более короткую дорогу через овраг Ставлухар также не удалось - там всё перегорожено виноградниками. Поэтому пришлось подниматься по грунтовке, где мы спускались в 2004 году.

Дорога к перевалу Малые Ворота Дорога вверх оказалась довольно лёгкой, я шёл бодро, даже слишком, за что вскоре поплатился: выше пруда уклон дороги увеличился, а воды у меня с собой был только литр. Температура воздуха стремительно поднималась, и пришлось укоротить шаг, чтобы не сбить дыхание.

В районе родника Вересь-Чокрак дорога шла через лес, - это немного облегчало ходьбу, да и сам источник немного освежил меня, но пешком - это не на велосипеде: те участки, где можно было сократить время на колёсах, сейчас всё равно приходилось топать ногами... А когда я вышел на пологий и безлесный холм с хорошо накатанной колеей (фото 1), я ещё раз пожалел, что нет велика...

Панорама южных окраин Малых Ворот К 11:15 я подошёл к повороту на тропу в сторону Малых Ворот, и стал медленно подниматься по ней, т.к. жара и первые признаки усталости давали о себе знать. Поднявшись на Малые Ворота (фото 2), я решил полчаса отдохнуть, т.к. до этого шёл почти не останавливаясь, почти 5 часов. На хребте дул хороший ветер, который просушил мою мокрую от пота футболку за 5 минут. Перекусив бананом с куском хлеба и халвой, я двинулся по тропе в сторону перевала Каллистон, - началась неизведанная часть пути.

Тропа идёт по лесу Вид с тропы на Малые Ворота Первые несколько десятков метров тропы оказались бы немного сложными для преодоления на велосипеде, но потом тропинка выровнялась как в продольном, так и в поперечном сечении. В некоторых местах можно было спокойно ехать в седле (фото 3,4).

За зубцами - обрыв Затем тропинка раздвоилась: левая пошла наверх, а правая прижималась к обрывистому борту; я пошёл по правой и упёрся в великолепные зубцы, за которыми была пропасть (фото 5). Тропинка, описав полупетлю, снова нырнула в лес и там растворилась... Пришлось идти по склону, удерживая прежнее направление.

Вид на перевал Каллистон Метров через 100 я вновь вышел к обрыву, с которого уже был виден перевал Каллистон (фото 6). Тут же нашлась и тропинка: она свалилась откуда-то сверху, и я зашагал по ней. Но спокойно по ней пройти не удалось - тропа интенсивно сбрасывала высоту, и по фотографии видно, что перевал лежит гораздо ниже скал Шабладын. Так что пришлось иногда хвататься за ветви деревьев, чтобы удержаться на сыпучем склоне. В дождливую погоду этот участок вызвал бы большие трудности...

Подойдя к лужице, из которой мы в позапрошлом году набирали воду, я понял, где мы сбились с дороги: мы взяли слишком высоко, слишком вправо - и попали на скалы, пройти по которым на ночь глядя, да ещё под дождём, было нереально. Надо бы поутру сделать разведку, и, возможно, нам не пришлось бы возвращаться, терять и набирать высоту два раза, терять двух товарищей...

Перевал Каллистон От лужи до Каллистона рукой подать: через 5 минут я был на этом перекрёстке пяти дорог (фото 7). Теперь передо мной был выбор: идти по тропе 2005 года (огибая г.Шуври с севера) или на перевал Алакат. Я выбрал второй вариант, т.к. мне было интересно, почему же тогда, в 2005-м, нам не удалось попасть на Алакат, кроме того, у меня осталось несколько глотков воды - надо было пополнить бутылку на роднике.

Итак, я пошёл по средней дороге, обозначенной на снимке красной стрелкой. Вначале она круто полезла вверх, причём по солнцепёку, израсходовав остатки воды, затем начался стремительный спуск по земляной сыпухе, такой крутой, что ноги едва держали. Приходилось несколько раз останавливаться, зацепившись за выступающие корни деревьев, чтобы дать напряжённым ногам отдых. 400 метров спуска измотали меня, как 4 км подъёма!

Перевал Алакат. Вид на запад Свалившись к роднику Вересь-Чокрак, я решил 10 минут отдохнуть, т.к. связки ног болели, и ноги переставали слушаться. За это время выпил пол-литра воды и долил бутылку доверху: следующий источник будет только на Кокасане.
Итак, описав громадную петлю длиной в 10 км, я вновь вышел на знакомую дорогу и пошагал по ней в обратном направлении, но всего лишь до развилки. По дороге встретил пожилого дядечку с довоенным рюкзаком. Это был единственный турист, который попался мне на пути.

Дойдя до развилки, я пошёл налево, в сторону перевала Алакат. Подъём был не длинный, но открытый и крутой, особенно вторая половина. Я шёл, обливаясь потом, муравьиным шагом. Добравшись до верха, я обнаружил дымящийся костёр, раздуваемый ветром. Вот так и случаются лесные пожары! Поскольку воду было тратить жалко, завалил его камнями. А сам сел прямо на дорогу, в тени дерева, и устроил небольшой перекус сухариками.

Вид на развилку дорог После отдыха идти стало легче: во-первых, дорога была преимущественно под уклон, во-вторых, от палящего солнца меня закрывал лес. Через 20 минут я дошёл до того места, где в 2005 году мы лоханулись и поехали прямо, вместо того, чтобы взять немного выше и левее (см. фото 8). На фото красной стрелкой показана наша ошибка, которая стоила нам больших усилий по преодолению правого орографического склона Тонасской балки, где в изобилии валялись и поваленные стволы деревьев, и камни. Кстати, слева на деревьях (на снимке не видно) нанесена разметка планового маршрута. Смотреть лучше надо было...

Плановая стоянка Нижний Кокасан Теперь я бодро зашагал в сторону Нижнего Кокасана - дорога была известна - и через 45 минут вышел на поляну плановой стоянки (фото 9). Поляна была безлюдна, и, очаровавшись в который уже раз красотой, тишиной и уютностью этого места, я решил потратить ещё 15 минут для отдыха здесь.

Родник Павло-Чокрак Время уже перевалило за три часа, и надо было поторапливаться. Поднявшись по пыльной и каменистой дороге Белогорск-Приветное и долив на роднике воды, я обошёл шлагбаум и пошёл влево по грунтовке, ведущей на Верхний Кокасан. Этой дорогой мы тоже ехали, но в обратном направлении и уже в 2006 году. Без приключений дошёл до родника Павло-Чокрак (фото 10) и решил доесть свои съестные запасы, на что потратил ещё 10 минут драгоценного времени.

Горы Куроча и Лапата После прохладного и тенистого родника снова пришлось топать вверх и по солнцу. Но теперь оно светило сзади и не было таким злым, да и ветер хорошо обдувал. С этой высоты хорошо обозревались горы Куроча и Лапата, даже видна тропинка между ними (фото 11). Но мне предстояло подняться ещё выше - на гору Емула-Кая, высота которой составляет 1008 метров н.у.м.

Сахарная Головка. Вид на север Правда, тут меня немного бес попутал: вместо того, чтобы обойти гору Сори у подножия, я стал карабкаться на самую вершину, предполагая, что поднимаюсь на Емулу-Кая. Но, когда дошёл до вершины, то прочитал табличку, что это вершина называется Сахарная Головка - здесь находился наблюдательный пост Ичкинского партизанского отряда (фото 12). Мы в прошлом году её мимо проскочили. Зато вид отсюда действительно великолепный - на все 360 градусов, хотя Сори ниже Емулы метров на 50.

Вид на Емула-Кая Теперь дорога запетляла, то уводя в низкорослый лес, то выбрасывая на южные обрывы Емулы, то вверх, то вниз (фото 13). От всех этих бруляний у меня начало болеть колено, причём на спусках оно болело сильнее, чем на подъёмах. Зато я обнаружил разметку маршрута: красные кружки на деревьях, сделанные с помощью аэрозольного баллончика. Но их видно, если идёшь с Емулы, а не наоборот. Неудивительно, что мы их могли не заметить.

В буковом лесу Боль в колене и общая усталость притупили мои разведывательные намерения, и я как-то не заметил, когда спустился с хребта. Начался очень крутой спуск по буковому лесу, где GPS уже начинал слепнуть. Выручали красные точки на деревьях. Чем ниже, тем толще деревья, гуще крона и мрачнее лес (фото 14). Приходиться торопиться, чтобы успеть засветло выйти на дорогу, но прибор показывает, что до Громовки ПО ПРЯМОЙ 7,5 км, что не придаёт мне большого оптимизма...

Наконец я дошёл до тропинки, которая, как мне показалось, ведёт на перевал Верхний Шелен. На пересечении этих двух троп на дереве прибита железка с надписью:"На Сахарную Головку". GPS совсем затих, пытаясь ослабевшими щупальцами "вытянуть" сигнал трёх спутников... Полагая, что я вышел на дорогу, ведущую на Шелен, я развернулся и пошагал в противоположном направлении, как я думал, в сторону Морского. Пройдя с километр, я начал сомневаться в правильности пути: во-первых, дорога была не такая наезженная, чем та, по которой я ходил раньше; во-вторых, она всё больше заворачивала на запад, хотя мне надо было на юг; и в-третьих, GPS упорно показывал, что я иду обратно на Емулу-Кая! После минутного раздумия принимаю нелёгкое решение вернуться на пересечение троп и поискать другую дорогу.
Вернулся. Дерево с табличкой не нашёл, но место вроде то. Теперь решил идти в другую сторону, одновременно пытаясь поймать хотя бы 4 спутника. Наконец мне (точнее навигатору) это удаётся, он что-то очень долго собирает информацию, я терпеливо жду. Наконец столбики закрасились чёрным цветом, и оказалось, что я не дошёл до основной дороги метров пятьдесят! Одним словом, вышел я как раз там, где мы в прошлом году поворачивали. Вон и железка ржавая лежит. У меня как камень с души свалился - теперь-то уж точно та дорога...Фотографировать уже ничего не стал, т.к. темно, и пошагал в сторону Морского. Была ещё мысль проверить сокращёнку на Громовку, но за недостатком времени и сил, с больной ногой рисковать не стал - как-нибудь в другой раз...

Размышления и выводы

Главный враг туриста - спешка, а тем более - паника. Очень много ошибок вызывают. Плохой попутчик - усталость, болезнь, травмы. Друзья: внимательность, хладнокровность, логическое мышление.

Конкретно по исследованным участкам: подъём на Емулу-Кая тяжёл везде, но по маркированной тропе всё же будет полегче из-за отсутствия поваленных деревьев и более короткого участка пути.
Путь с Нижнего Кокасана на Караби лучше проходить через Алакат-Богаз с выходом на родник Вересь-Чокрак и далее либо через Малые Ворота, либо через Чигенитру (надо будет разведать...)

Крымские горы и велосипед FOREVER!