ОТЧЁТ О ВЕЛОПОХОДЕ ПО КРЫМУ

25 СЕНТЯБРЯ - 6 ОКТЯБРЯ 2009 г

Предисловие

Прошлогодний поход по Крыму прошёл , в основном, успешно, но и была определённая недоработка: мы были буквально в двух шагах от вершины Чатырдага — горы Эклизи-Бурун, но на неё не поднялись. Кроме того не удалось побывать на высшей точке Крыма — горе Роман-Кош. А Виктору не давали покоя Алимова балка, Аязма, объект 221 и подземный завод в Балаклаве. Ещё мы хотели побывать в Шелковичном, посетить Крымскую обсерваторию в Научном, побывать в окрестностях Большого каньона и в районе Чайного домива, пройти мимо Серебряного водопада и через Чёртову лестницу — планов громадьё! А у меня была мысль пройти Караби-яйлу с севера на юг от ОТФ мимо метеостанции на Ай-Алексий, я всерьёз думал о приобретении палатки, но для большей уверенности в правильном выборе решил с этим повременить. И потом в 2009 г. было слишком много желающих ехать по Крыму в эти сроки, некоторых потенциальных участников пришлось даже отсеивать.

Подготовка к походу

О грядущем велопоходе В. Демидова по Крыму я узнал от Виктора в конце августа в ПВД на МАКС-2009. В этом походе длительностью 12 дней предполагалось выехать из Симферополя на Баклу, Менгир, Алимову балку, Научный, Азапсырт, Мраморное, Чатырдаг, Изобильное, г. Серраус, родник Талма, г. Роман-Кош, г. Кемаль-Эгерек, Счастливое, Соколиное, Чайный домик, Бештекне, Алупку, Шайтан-Мердвень, Орлиное, Балаклаву и окончить в Севастополе. Получается, что никакой раскачки не получится, и надо сразу выкладываться в полную силу, потому что надо в первый же день забираться по каменистым дорогам на кручи Баклы. И остальные дни похода должны проходить в основном по горным участкам на высоте 1000-1545 м. В общем, получается, что шоссейные участки составили очень небольшую часть предполагаемого маршрута.

Сезон 2009 г. для меня был первым сезоном с использованием GPS-навигатора, весной мне дали обширный картографический материал, в т. ч. и карта Крыма. Для лучшего освоения навигатора я устраивал поездки с целью поиска к-л дороги (грунтовой). И ещё в этом году периоды с 16апреля по 15мая, с 16июня по 15июля, и с 15 августа по 15 сентября я ездил более интенсивно (более 400 км за указанные периоды), чем между этими периодами, причём ездил в любую погоду, даже в дождь. К концу августа я наездил около 1900 км, причём на стыке августа и сентября выезжал 4раза в неделю и в последние выходные августа выезжал в субботу и воскресенье и проехал 118 км (24 км + 94 км). Вспоминая свой многолетний опыт, я пришёл к выводу, что интенсивные поездки в эти указанные периоды дают хорошую спортивную форму на весь сезон. И ещё в этом сезоне я старался не «рвать» в начале и в конце пути, потому что это идёт не на пользу организму. Помимо этого, в начале этого сезона я купил удобную кастрюльку на 0,8л. и кружку на 0,3л. из нержавейки, которые очень хорошо заменили мою старую посуду. А в конце июля установил педали с туклипсами, заменив износившиеся пластмассовые педали, купленные вместе с велосипедом.

За 10дней до похода Виктор устроил съездку. К сожалению, приехали только Виктор, Андрей Абрашитов с Ириной и я. Маршрут пролегал по шоссейным горбам и пересечённым грунтовкам Ленинского, Домодедовского и Подольского районов Московской области. В этот день я перешёл рубеж 45000 км, если считать с начала 1986 г. А в последнее воскресенье перед походом я ещё накрутил 75 км по ближайшему Подмосковью. Так что за 18 дней до похода я проехал более 200 км. Готовясь к походу, я заменил задние тормозные колодки, подтянул передние, доработал крепление «ноги», смазал цепь и тросики, произвёл перепланировку расположения элементов на руле. В качестве основной еды я, как и в 2-х предыдущих походах, применил сублимированные продукты «Гала-гала», а для перекусов применил орехи в шоколаде и изюм в шоколаде. А в Крыму предполагал ещё и покупать шоколадки Snickers, а в случае отсутствия таковых - Mars.

К недостаткам подготовки можно отнести следующие моменты:

  • К сожалению, не смог проверить активацию карты Крыма в GPS — навигаторе.
  • Не определился с выбором палатки.
  • Не проводил специальную тренировку на преодолениеподъёмов с грузом.
  • Тренировочный выезд в середине недели 17сентября несостоялся из-за непогоды.

Всего в этот поход собралось тринадцать человек:

  • Виктор Демидов (инициатор и руководитель похода),
  • Илья Закатов (участник походов 2004-2005, 2008 гг.),
  • Игорь Семёнов (участник походов 2005-2006 гг.),
  • Сергей Балахонов (участник похода 2004 г.),
  • Виталий Балахонов, сын Сергея,
  • Андрей Железов (друг Виталия),
  • Ольга Малкова,
  • Андрей Абрашитов,
  • Ирина Сатдарова,
  • Таня Санжаровская из Питера,
  • Алексей Лешуков из Волгограда,
  • Юрий Чалый из Харькова,
  • и я, Андрей Тимошенко.

Алексей должен подъехать к прибытию нашего поезда в Симферополь, а Юрий должен нас ждать в Симферополе у магазина «Вертикаль».

ПОХОД

24 сентября — отъезд.

Прохладным сентябрьским днём я спустился по лестнице и направился к станции Царицыно. После покупки билета мне повезло: как и год назад, меня пожалели и вместо прохода через турникет меня пропустили через калитку. Доехав на электричке до Курского вокзала и перевернув левую педаль внутрь, я спустился в тоннель. Ранее от Виктора я узнал, что наш поезд отходит от первой платформы, перебрался туда и увидел Виктора и Игоря с Таней Санжаровской, приехавших накануне из Питера. Расположившись вблизи места предполагаемого нахождения нашего вагона, мы начали упаковывать велосипеды. Потом подъехали и остальные участники нашего похода: Оля Малкова, Сергей Балахонов с сыном Виталием и их другом Андреем Железовым, Андрей Абрашитов с Ирой Сатдаровой. Как только поезд был подан под посадку, мы тут же подошли к нашему вагону и благополучно загрузились. Спустя некоторое время согласно расписанию поезд тронулся.

25 сентября — от Симферополя до Менгирной балки - 50 км

Проснулись мы в момент следования поезда через Сиваш. Ближе к Джанкою по вагону пошли торговцы-менялы. Я обменял 1000 руб. на гривны (на 1000 руб. дали 270 грн.), а Сергей купил SIM-карту MTS-турист. Ближе к Симферополю закончили утреннюю трапезу и убрали вещи в рюкзаки, потом спустили велосипеды с третьих полок. Точно по расписанию, в 9.40 поезд остановился у симферопольского перрона, и мы выгрузили вещи на платформу. Пока мы собирали велосипеды, на платформе появился Илья, он приехал в Крым на день раньше нас. А после 10 на первую платформу прибыл поезд из Екатеринбурга, на котором из Волгограда приехал Алексей. А Юрий Чалый позвонил Виктору в это же время, он нас ждал у магазина «Вертикаль», где мы сделали нашу первую остановку в Симферополе. Здесь расположена КСС Крыма, и Виктор зарегистрировал нашу группу, а мы посетили находившийся тут же магазин. После этого мы отъехали поближе к вокзалу, где находился Центорбанк АР Крым, здесь обменяли деньги по курсу 1000 руб. = 284 грн. Далее опять пересекли бульвар и поехали к рынку, где купили продукты (рынок был как раз по пути выезда на Бахчисарай). После пересечения границы города Симферополя мы оставили оживлённую трассу и свернули влево в сторону с. Партизанского. Перед подъёмом на отроги г. Таш-Джорган в 12.30 сделали техническую остановку, сняли лишнюю одежду и привели себя в походный вид. Далее по шоссе доехали до р. Альмы, потом начались грунтовые дороги. Переправившись на другой берег Альмы и пройдя мимо деревеньки,мы начали подниматься вверх к пещерам Баклы. Временами было достаточно круто, на некоторых участках поиходилось вдвоём затаскивать велосипеды. После самого крутого участка в 13.50 на хорошей площадке отдохнули с перекусом . Далее до Баклы пробирались в основном пешком и пофотографировали, здесь обалденные виды на долину Альмы и водохранилище через заросли. Как только я чувствовал упадок сил, я тут же доставал из кармана припасённую шоколадку или изюм в шоколаде и тут же их употреблял, силы восстанавливались. Приблизившись к пещерам, в 16.30 оставили велосипеды на поляне, и группа осмотрела пещерный город, сделав хорошие фотографии. Далее нам предстоял крутоватый спуск по каменистой дороге в долину р. Бодрак к с. Скалистому, на отдельных участках которого приходилось из-за крутизны идти пешком. Спустившись с предгорий, мы вырулили на асфальт и поспешили вниз к Скалистому, чтобы затариться в местном магазине. Наехав на песок на шоссе, Таня упала и поранила коленку (ещё ладонь и плечо), коленку ей перевязали, и Таня мужественно продолжила движение. В магазине мы успешно закупились, далее немного проехали вверх по течению р. Бодрак, перешли на другой его берег и стали подниматься в предгорья, выдерживая курс в юго-западном и западном направлениях. Мой навигатор уверенно выводил меня от одной точки к следующей точке маршрута.Уже ближе к месту ночлега мы все собрались и, увидев нужный нам съезд вправо, свернули и начали спускаться к месту ночлега. Я здесь умудрился упасть и немного пораниться. Но это всё ерунда, мы дотемна доехали до места ночлега (тут была прошлогодняя ночёвка), поставили палатки, зажгли фонари, достали еду, разогрели её и стали ужинать у разожжённого костра. Потом ещё немного постояли у костра, немного отдохнули и постепенно стали расходиться по палаткам, где расстелили спальники и через некоторое время улеглись спать.

26 сентября — от Менгирной балки до Научного — 39 км.

Чтобы каждый раз не заострять внимание на режиме нашего передвижения, я хочу единожды остановиться на том, что поднимались мы в 7 часов (наши часы всегда показывали московское время), выезжали со стоянок после 9-ти ( из-за многочисленности группы выездов в 9.00, как в прошлом году не получалось), где-то в 12.30 — 13.30 у нас был большой дневной перекус, а окончание движения в пределах 19.00 — 19.30.

После завтрака немного пофотографировали балку, выезжать стали по той же дороге, по которой спускались сюда вчера. Поднявшись с балки, мы повернули вправо и без оглядки покатили вниз к Бахчисараю, пропустив поворот влево на более короткую дорогу к центру города. Но потом Виктор догнал осальных участников похода, остановившихся у ореховых деревьев и собиравших орехи. Далее, добравшись до главных улиц Бахчисарая, повернули в сторону дворца. В этот день нам предстоял путь через Змеиную и Алимову балки, далее по долине р. Качи до Верхоречья, потом подняться в Научный, а Виктор договорился насчёт экскурсии в обсерваторию в 19.00. Но мы задержались в Бахчисарае из-за того, что новички захотели посетить музей во дворце и успешно это сделали. Поэтому мы решили не посещать Змеиную и Алимову балки, а ехать через Предущельное. Так мы и сделали. По пути на Верхоречье (13.30 - 13.45) сфотографировали выход из Алимовой балки и скалы пещерного горда Качи-Кальон. Доехав до Верхоречья, подождали всех и в 14.10 тут же начали выходить к дороге на Научный. Перед наиболее крутым участком подъёма к Научному перекусили и немного отдохнули. Далее значительную часть подъёма к Научному шли пешком, помогая друг другу на наиболее крутых участках. В Научный мы пришли около 16.00, за три часа до начала экскурсии, по прибытии ждали час до открытия магазина, передислоцируясь то к остановке автобуса, то к магазину, который в этот день был единственным работавшим здесь магазином. Тут я почувствовал, что стало заметно холодать, подул прохладный ветерок. Пришлось одеть штаны и ветровку. Купив продукты, я доехал до места сбора для экскурсии, далее дошёл до родника и наполнил водой фляги. А в это время Виктор с Ильёй нашли приемлемое место ночлега недалеко от водохранилища. Примерно за час до начала экскурсии мы все собрались на месте сбора, поставили велосипеды и договогились за плату с вахтёром проходной, чтобы он посмотрел за нашими великами. Потом начали собираться и другие экскурсионные группы, появились сотрудники обсерватории, которые поведи группы в обсерваторию. Нас сопровождала довольно молодая сотрудница Светлана. Мы посетили несколько рабочих телескопов, а когда совсем стемнело, мы через небольшой телескоп стали наблюдать Луну и Юпитер. Как только все посмотрели в телескоп, мы уселись в зале лектория, тут была небольшая лекция, которую я слушал уже в полудремоте. Выйдя из зала побрели к велосипедам, зажгли все имевшиеся у нас фонари и доехали до места ночлега, где в глубокой темноте расположились, поставили палатки, поели и быстро улеглись.

27 сентября — от Научного до Мраморного — 37 км.

Новый день начался прекрасным безоблачным утром. После завтрака собрали палатки, упаковали вещи. Накануне отъезда Андрей Абрашитов сообщил Виктору, что Ира неважно себя чувствует, и они поедут до Оникса (там мы должны быть завтра) своим ходом. А мы планировали доехать до казармы Бузинова (там есть родник). Сначала мы выбирались на нужную нам дорогу мимо телескопов, где были вчера на экскурсии. Далее, поехав немного вниз по шоссе, повернули налево и далее, обойдя шлагбаум, покатили на восток по лесным дорогам. Где-то после 11 часов дорога повернула на север, а потом на северо-запад, пошёл подъём на хребет Азапсын-Сырт. К 11.50 поднялись на вершину хребта, там отдохнули и пофотографировали. Далее дорога пошла на север, спускаясь к долине р. Альмы. В этой части долины населённых пунктов практически нет, дорога вдоль реки идёт в заповедник. В этот день был день туриста, мы встретили немало групп пешеходников. Около 13.30 перешли на другой берег Альмы и остановились перекусить на стоянке. После перекуса наша дорога шла упрямо вверх севернее гор Большого, Среднего и Малого Балаганов. Временами было довольно тяжело, но всегда под рукой был шоколад, благодаря которому можно было восстановить силы. Где-то к 16.45 подошли к казарме Бузинова, взяли фляги и пополнили запасы воды в роднике. Когда пришли от родника, сделали групповой снимок. Поскольку световой день ещё не закончился, было решено заночевать где-то в районе Краснолесья или Мраморного., что мы в итоге и сделали. После казармы Бузинова последний серьёзный подъём на этот день, а потом спуск вдоль хребта Узункран до самого Краснолесья. Двигаться приходилось осторожно, на этом участке были падения. Сустившись вниз, мы дождались всех, а потом стали искать место для ночлега. Где-то к 18.30 выбрали хорошую поляну западнее Мраморного и севернее водохранилища, поставили палатки и сходили на водохранилище. После этого поужинали, посидели у костра и после 22.00 улеглись спать.

28 сентября - от Мраморного до Оникса — 14 км.

Ещё вчера Илюха с Игорем решились за один день доехать до Алушты, поэтому они рано встали, быстро собрались и выехали с места ночлега. Остальные же неспешно собирались, потом проверили состояние велосипедов. Вчерашний план мы перевыполнили на 10 км (из-за чего у Ильи с Игорем и возникла идея доехать за один день проехать через Чатырдаг и спуститься до Алушты). Сначала мы неспешно доехали до Мраморного и так же неспешно проехали село, потом остановились у ресторана на выезде из села на Чатырдаг (там был магазин) и сделали там покупки. Далее вверх ехали по дороге с каменным покрытием. В районе бывшей стоянки «Криничка» немного отдохнули, следующий отдых был у нас в 12.15-12.30 в конце подъёма на нижнее плато, где несколько ниже был родник (мы там набирали воду в прошлом году). Пока ждали Юрия (у него совсем сносилась обувь), мы пофотографировали и даже позагорали. После того, как подошёл Юрий, мы взяли небольшой подъём и далее дорога вышла на плато. Далее доехали до поворота к пещере Эмине-Баир-Хосар и свернули к ней. Около входа в пещеру мы пообедали, Виктор с Ольгой даже приняли по рюмке коньяка, я принял кофе с коньяком. После этого у нас в 14.30-15.30 была экскурсия в пещеру, мне пришлось для этого одеть штаны и ветровку. После окончания экскурсии мы сделали несколько фотографий около входа в пещеру, а потом сделали групповой снимок на фоне верхнего Чатырдага. Далее до Оникса оставалось ехать совсем немного, мы быстро доехали до приюта, и в 16.20, договорившись с хозяином и заплатив деньги (50 грн. с человека), благополучно разместились внутри. Приют Оникс представлял собой одноэтажное панельное строение, в котором во времена СССР был пункт слежения за кораблём «Буран». Поскольку времени до ночи у нас было ещё предостаточно, мы помылись и даже постирались. Позже после посещения Мраморной пещеры приехали Ира Садтарова и Андрей Абрашитов, они тоже остались на ночлег в Ониксе. Из-за износившейся обуви Юрий не мог идти с нами вверх, и он должен спуститься вниз, и в лучшем случае встретиться с нами в Изобильном. Тут уже совсем стемнело, мы ещё посидели за столом, потом расстелили свои спальники на нарах, и, наконец, улеглись.

29 сентября — от Оникса до Изобильного — 35 км.

В этот день нашей задачей было покорение верхнего Чатырдага, потом спуск в Изобильное (там встречаемся с Ильёй и Игорем), далее путь проляжет опять вверх, к горе Ай-Йори. Выход на маршрут хотели сделать в 8 часов, но долгие сборы опять нам помешали это сделать, и выехали мы с Оникса где-то около полдевятого. Сперва мы какое-то время ехали даже по асфальту, вскоре сменившемуся обычной крымской каменисто-грунтовой дорогой. Но вот и она кончилась, тут мы в 8.55 сделали групповой снимок. Далее пошли пешком по траве и можжевеловым зарослям, переступая через камни и периодически останавливаясь в наиболее интересных местах и фотографируя окрестности. Во время подъёма стояла ясная погода с несильным ветром, позволившая нам успешно продвигаться и делать прекрасные фотографии на вершинах. Подъём становится всё круче, многие разгружают велосипеды и организуют раздельную переноску велосипедов и вещей, тут было не до съёмок. А когда крутяк закончился, и мы к 11.45 вышли к горе Ангар-Бурун, то здесь началась мощная фотосессия: панорамные съёмки, а также съёмки на Ангар-Буруне. Далее погрузили вещи на велосипеды и стали двигаться ( в основном ехали) ближе к высшей точке Чатырдага — горе Эклизи-Бурун. Подъехав к высшей точке массива, мы без велосипедов полнялись на Эклизи, в 13.30 сделали групповой снимок, а также все, у кого был фотоаппарат, запечатлели на свои цифровики прекрасные виды с Чатырдага. После 14.00 начали спускаться в Изобильное. Поскольку этот спуск я преодолевал вторично, я не буду останавливаться на его описании. В Изобильном встретились у магазина (спускались все врассыпную), я купил продукты на следующий автономный участок, а полное покорение Чатырдага отметил выпитым литром пива. Здесь нас ждали приехавшие из Алушты Илья с Игорем. Виталий Балахонов и Андрей Железов после Изобильного поехали вниз к Алуште (мы теперь увидим их после Роман-Коша), с ними поехали Андрей Абрашитов и Ирина Садтарова, с которыми остальные участники похода уже не встретятся в Крыму. Также Юрий Чалый передал, что он едет в Судак. Наша группа, поредевшая до 8-ми человек, начала движение по шоссе к заповеднику, чтобы набрать высоту по шоссе и по грунтам выходить к Ай-Йори. Но на первом кордоне (17.30) лесник нас предупредил, что туда не пустят (теперь граница заповедника стала ближе к Изобильному). Мы проехали вверх по шоссе ещё немного до источника, набрали там воды, потом покатили назад к Изобильному, чтобы там переправиться через плотину и уже после этого начать подъём к Ай-Йори. После переезда плотины поехали по грунтовым дорогам мимо виноградников, пробираясь иногда через лесополосы и переходя ручьи, и, наконец, добрели до приемлемого места для ночлега около пруда с хорошим видом на Чатырдаг. Тут мы поставили палатки, разожгли костёр, поужинали, а после этого немного посидели у костра и после 22.00 легли спать.

30 сентября — от Изобильного до Бабугана — 17 км.

Нашей целью на этот день являлось восхождение на Бабуган-яйлу с покорением высшей точки Крымских гор — Роман-Коша. Нужно было следовать по территории Крымского заповедника и постараться пройти всю яйлу, да так, чтобы охрана заповедника нас не заметила.С утра было ясно, но потом небо постепенно начало затягиваться облаками. Сначала мы, немного отъехав от места ночлега, поели винограда. Далее пошёл грунтовый подъём по лесистой местности, мы большей частью шли пешком, иногда пробираясь через заросли . Здесь мы встретились со съезжавшими сверху «даунхильщиками». Потом около 11.50 подошли к стоянке Ай-Йори, где около источника оборудовано место для принятия пищи. Здесь мы немного перекусили, поснимали, пополнили запасы воды и искупались в водопаде. Далее пошёл крутой подъём на хребет Урага (несколько километров по дороге в Алушту удалось проехать) , где мы разделились на пары (я с Сергеем) и вдвоём заталкивали друг другу велосипеды. После перекрёстка с дорогой на Диплу до родника Талма подъём пошёл более пологим, здесь большей частью ехали. К 15.00 подъехали к Талме, где немного отдохнули, перед этим у Виктора был прокол. У нас ещё оставалось 4часа светового времени, и мы решили как можно ближе подъехать к горе Роман-Кош. Сразу же после родника мы повернули направо к проходу Ламбат-Богаз, тут пошёл чувствительный подъём, да и погода испортилась: начал моросить дождь. Тут я одел штаны и ветровку. Перед выходом на Бабуган -яйлу немного отдохнули (16.30). Далее опять подъёмы, да ещё временами шли в облаках. Бабуган предстал перед нами во всей своей величественной красе: каменистые горы были великолепны и в такую облачную погоду. По яйле мы двигались по грунтово-каменистой дороге вдоль газовой трассы. Около 19 часов пошёл дождь с градом, который остановил наше движение почти на 15 минут, мы пережидали непогоду в плащах. Дальше проехали ещё немного, пока не начало темнеть, и около очередного бугра встали на ночлег. Установив палатки и разгрузив велосипеды, мы тут же разогрели ужин и вскипятили чай, поужинали в палатках, и тут уже совсем стемнело. После дождя яйлу затянуло туманом. Немного отдохнув после ужина и, одев тёплые вещи, мы после 22.00 окончательно улеглись.

1 октября — от Бабугана до Алупки — 58 км.

В этот день по нашему плану мы должны подняться на гору Роман-Кош, потом пройти через Кемаль-Эгерек и дойти до стоянки «Басман», в лучшем случае до Шелковичного. Ещё был вариант прохождения по Ялтинской яйле до скалы Шишко.Но, проанализировав варианты (неизвестно, найдём ли мы воду на Кемале или Коше, доедем ли до Кермена) и учитывая просьбу Ольги и Татьяны сделать днёвку на побережье, мы решили ехать до Алупки через Никитский перевал, Ялту и Мисхор, а в следующий ходовой день подняться на яйлу через Ялту — Шишко и доехать до Бештекне. Наступивший день начался ясным, великолепным утром, ночью ветер нас не тревожил, да и холодов особых ночью не было (холодно было только Илюхе, который экономил на весе груза и не взял тёплых вещей). После завтрака я устранил две неисправности у велосипеда: заменил ниппель спицы (четвёртая замена в 2009 г.) и снял с кассеты намотавшийся вчера ремень от рюкзака. Кстати, кассету я монтировал с помощью съёмника, купленного мной в 2004 г. для съёма кассеты, которую я купил для своего прежнего велосипеда. После 9.30 неспешно покатили по яйле. Около 11 часов подъехали к ближайшим окрестностям горы Роман-Кош, замаскировали велосипеды у дерева и пошли пешком на Роман-Кош (кроме уехавшего вперёд Лёхи, который не следовал правилам маскировки). Взойдя на высшую точку Крыма, я сделал серию снимков, а потом сделали групповой снимок. Тут следует сказать, что в тот момент стояла великолепная ясная погода без особого ветра. Потом, с удовлетворением спустились к нашим коням и поехали дальше. После ближайшего бугра нашёлся Лёха, снимавший окрестности. Ближе к Гурзуфскому седлу (11.46) уже стали наползать облака. После перевала мы продолжили движение по дороге вдоль газовой трассы и через некоторое время вышли на Романовское шоссе, и стали быстрее выезжать к концу заповедной зоны. Но у кордона «Красный Камень» нам преградил путь шлагбаум (в 2003 г. его не было), и вышла охранница. Но всё прошло нормально, разошлись миром, перенесли велосипеды через шлагбаум и продолжили спуск к Массандре. Спускаться было достаточно холодно, особенно рукам, на мне были 2 велорубашки плюс ветровка и штаны. Временами вплотную подступали облака. Перед кордоном «Грушевая поляна» через бурелом срезали виток серпантина и в 13.30 подъехали к стоянке, где мы ночевали в 2003 г. Тут все собрались кроме Илюхи и Игоря, пополнили запасы воды и немного отдохнули. Следует сказать, что за 5лет кордон здорово изменился: теперь на границе заповедника возведены капитальные ворота и забор. После отдыха мы продолжили движение вниз, следующая остановка была в 13.55 у санатория «Долоссы», где Илья с Игорем нас ждали. Далее в Массандре я не на шутку разогнался и в одном месте не справился с управлением, из-за чего упал, но, благодаря одетым штанам и перчаткам, отделался лишь испугом. В Ялте на рынке купили мороженое, потом на набережной пообедали и после этого немного отдохнули и пофотографировали. В городе появились новые здания, хорошо видные с набережной. Здесь Сергей созвонился со своими ребятами и остался в Ялте (они захотели переночевать в Ялте, а на следующий день соединиться с нами в Алупке), а остальные начали движение к Алупке. Ехали мы через Мисхор, поэтому не буду подробно описывать эту часть пути. Подъехав к предполагаемому месту ночлега в доме 13 по ул. Ленина, Виктор начал вести переговоры с хозяевами близлежащих квартир об условиях ночлега. Поскольку Тамара Васильевна (у которой много лет подряд остановливался Виктор, да и я в 2003 г.) умерла, мы остановились у её соседки. Илюха с Игорем и Лёхой никак не соглашались за умеренную цену 35грн., и они устроили ночлег на открытом воздухе. Оставив вещи, мы первым делом сходили в магазин на Зелёный мыс. После ужина прогулялись по городу и парку, помылись и к 23.30 улеглись спать.

2 октября — днёвка в Алупке.

В этот день у каждого участника похода был распорядок по индивидуальному графику. После завтракка я побрёл в центр города и в книжном магазине купил вторую часть карты горного Крыма ( первую я купил в прошлом году в Бахчисарае). Далее спустился до кафе «Магнолия», в котором приходилось есть во многих походах с 1987 г., где поел. Потом спустился ещё ниже до Дворцового шоссе и прошёлся по шоссе , мимо рынка, свернул к смотровой площадке и там пофоткал, затем пришёл на квартиру. Виктор с Олей и Таней пошли в парк и с экскурсией посетили дворец. Надо сказать, что в городе после нескольких лет разрухи хозяйство постепенно стало приводиться в порядок: дороги стали чиниться, и даже стали строиться новые здания. После обеда мы пошли на пляж, но Лёха нас завёл за Зелёный мыс на дальний пляж, а Виктор с приехавшими из Ялты Сергеем, Виталием и Андреем пошли на ближний, мимо рынка. К сожалению, с купанием нам не повезло: было сильное волнение, и мы только стояли среди волн, не окунаясь. Как только солнышко зашло за гору, стало темнеть, и мы вернулись назад. Позже Илья, Лёха, Игорь и Таня пошли ночевать на найденное ими место ближе к морю.

3 октября — от Алупки до Бештекне — 52 км.

В этот день нашей целью было добраться до стоянки Шайтан-Мердвень. Но в связи с неважным самочувствием Виталия Балахонова мы отказались подниматься по Чёртовой лестнице. Был ещё вариант подняться на яйлу по Еврейской тропе, но и его из-за изложенной выше причине мы отклонили. И в итоге решили, что Виталий и сопровождавший его Андрей Железов поднимаются наверх по канатке и встречаются с нами у скалы Шишко и далее мы едем до Бештекне, а далее по обстановке: или ночуем на Бештекне или едем дальше. А Илья с Игорем и примкнувший к ним Лёха захотели подняться от Южнобережного шоссе выше Мисхора по грунтовке в район Тюзлера и далее по шоссе. Около 9 часов мы, распрощавшись с хозяйкой, начали выезжать на улицу, и тут же к калитке подъехали участники похода, ночевавшие отдельно. Оля Малкова выехала вместе с нами, она собиралась доехать до Ялты, откуда уже на троллейбусе доехать до Симферополя до поезда и уехать в Москву вместе с Андреем Абрашитовым и Ирой Садтаровой. Спустя некоторое время мы начали движение. Далее остановились на площади у автостанции, где купили продукты в магазине. Потом по ул. Розы Люксембург и ул. Калинина выехали на старую дорогу и поехали через Кореиз и Гаспру. У поворота на Ласточкино гнездо распрощались с Ольгой. Далее поехали верхом, но на основную трассу не выезжали. Около Ливадии остановились у новой церкви, сделали фотографии, а также проверили технику. Далее у самой Ялты повернули на Бахчисарайское шоссе. Проехав чуть вверх, посетили магазин, потом поехали дальше, каждый в своём темпе. Следует сказать, что после 2006 г. шоссе расширили, также было обновлено покрытие. Здесь впервые в этом походе почувствовал сердечное недомогание и принял валидол. После поворота на Серебряную беседку я остановился на 14километре шоссе, перекусил и набрал воду из находившегося рядом родника. Около 15.00 я поднялся до скалы Шишко, там ребята расположились в находившейся рядом шашлычной (там мы уже были в 2006 г.), я присоединился к ним. Здесь мы хорошо поели, я выпил 100 грамм вина, через полтора часа мы поехали дальше. После трёх километров по шоссе свернули влево, далее наш путь лежал по яйле на Бештекне. В это время погода стала портиться: небо стало затягиваться облаками, но до дождя дело не дошло. Подъехав в 17.30 к Бештекне и убедившись, что не доедем в этот день до Шайтан Мердвеня, мы нашли приемлемое место для ночлега, разожгли костёр (несмотря на запреты лесника), приготовили ужин, поставили палатки и сразу после 22.00 легли спать.

4 октября — от Бештекне до озера на 17 км — 44 км.

Утро встретило нас облачной погодой, но намёков на дождь в ближайшей перспективе не было. После завтрака занялись фотосессией, набрали воды в роднике, собрали вещи и после 9 часов начали движение. Участок до начала римской дороги у горы Спирады представлял собой тропу по камням, здесь надо было думать не о скорости передвижения, а о том, как пройти с минимальными потерями. К сожалению, я тут потерял скобу для крепления «ноги» к седлу, да ещё после прохождения этих камней у меня были повреждены подошвы кроссовок, а правая ещё получила порез. У Тани была поломка багажника, пришлось Игорю чинить его с помощью моих плоскогубцев. Около горы Спирады есть красивые скальные выступы, мы запечатлели их на свои «цифровики», это было в 11.30. Далее по римской дороге в основном ехали, но я из-за боязни упасть ехал очень осторожно. После стоянки Шайтан-Мердвень, где Виктор меня ждал (в 14 часов), дорога стала гораздо лучше, здесь я ехал более уверенно. В самом конце дороги по яйле авангард далеко уехал к Байдарским Воротам, а кто-то из отставших неожиданно взял правее, и остальные (в т.ч. и я) поехали за ним, обогнули гору Чху-Баир с севера и вышли на шоссе севернее перевала и даже ниже родника Екатерины II. Далее мы доехали до Орлиного (16.00), где стали обедать в кафе. Тут же начали посылать SMS-ки ребятам, уехавшим вперёд на перевал. Здесь мы встретили велотуристов из Запорожья, которые нам подсказали место ночлега на озере справа по нашему ходу. В 17 часов все были в сборе. После того, как все поели, мы продолжили движение к Перовскому перевалу, сделав остановку у местного магазина. После подъёма на Перовский перевал остановились перед выездом на трассу, подождали всех и проверили тормоза и крепление груза. Тут мы заметили надвигающуюся тучу со стороны Севастополя, но в этот день дождь так и не пошёл. Ночёвку хотели сделать в районе Тороповой дачи, и, после небольшого отдыха, начали спускаться по трассе, я начл бить рекорды показания максимальной скорости на велокомпьютере (в этот день на 1 км/ч). Подъехав к Тороповой даче свернули к стоянке, но нас там не приняли и подсказали место на 1 км ниже по шоссе слева от дороги, но мы его не заметили. А озеро увидели сразу, подождали всех, тут же свернули и начали поиск приемлемого места ночлега. Раздумывать было практически некогда из-за наступавших сумерек, и мы остановились на певой же нормальной поляне. Правда тут в десятках метров жил пожилой мужик-отшельник (явно не бомж), и мы, чтобы всё было в порядке, отгородились от него, натянув проволоку между деревьями.Когда уже стемнело, мы поставили палатки, поужинали, побродили немного вокруг поляны, перебрались в палатки и легли спать.

5 октября — от озера на 17 км до Фиолента — 43 км.

Утром в этот день пошёл дождь, который шёл с перерывами до 11 часов, так что временами пришлось отсиживаться в палатках. Нам предстояло сначала заехать в Морозовку на «объект 221», потом посетить Балаклаву с её подземным музеем и далее заночевать на Омеге или на Фиоленте. Как только облака стали выше, мы тут же начали выходить на дорогу. Проехав менее километра назад по обочине трассы, мы свернули в сторону лагеря «Алсу» и начали подниматься к Морозовке. Здесь отдельные участки дороги были перекопаны, пришлось переносить велосипеды через эти препятствия. Подъехав в 11.20 к «объекту 221», мы вооружились фонарями, оставили велы и пошли внутрь помещения, где пошли по тёмным коридорам, внизу были ловушки. Тут у меня сели батарейки в фонаре, я вышел наружу, поменял батарейки, потом опять пошёл внутрь. Всего мы там пробыли внутри минут 15, после чего вышли и сделали групповой снимок. После этого поехали обратно к трассе. Ехать через Оборонное и далее через Аскети не решились из-за не просохшей дороги, а также в этом случае могли опоздать на экскурсию в музей в Балаклаве. Только после моста через железную дорогу свернули к Балаклаве. Сначала поехали на рынок, там купили продукты, только потом подъехали к музею в 13.40, оставили велосипеды около входа и осмотрели экспонаты с экскурсией, сделали немало хороших фотографий. В15.05 вышли из музея, сели на велосипеды и сначала покатили опять мимо рынка, потом остановились у магазина. После покупки продуктов поехалив сторону Фиолента той же дорогой, как и в 2006 г. Желание ночевать на Омеге у нас отпало из-за неизвестности там обстановки, мы решили остановиться на Фиоленте на старом месте. Дорога была свободная, и я опять начал бить рекорды максимальной скорости, был установлен новый рекорд показания максимальной скорости на велокомпьютере — 53,7 км/час. Около поворота к морю купили продукты в местном магазине, после чего поехали к месту ночлега. После организации привала пошли фотографировать окрестности. Около самого мыса Фиолент мы увидели развевающийся на флагштоке российский флаг, и тут сделали ряд фотографий на фоне нашего флага. После прогулки на верхнюю часть мыса и фотосессии пространства до мыса Айя вернулись на место ночлега, поужинали, поставили палатки, а после этого Сергей включил свою светодиодную люстру, повесил её на ветке дерева, и мы продолжительное время посидели на открытом воздухе в последний вечер этого похода, после чего около 22.30 разошлись спать по палаткам.

6 октября — от Фиолента до вокзала — 22 км.

Встали, как обычно, в 7 часов, потом несколькими группами ходили купаться в море. День выдался ясным и тёплым, давно мы не уезжали из Севастополя в такую погоду. После купания в изумительно чистой воде спокойного моря бросил монетки в море, переоделся, повесил плавки и полотенце для просушки, потом приготовил завтрак. После завтрака побрился и неспешно стал упаковывать вещи в рюкзак. После 11.30 постепенно стали выдвигаться наверх, а Лёха минут за 20 до этого распрощался с нами и поехал на нужную ему электричку. Илюха поехал своим графиком, хотя он должен был ехать на нашем поезде и даже в нашем вагоне. Выехав на шоссе, Игорь с Таней повернули налево, к Херсонесу, а остальные стали выезжать на дорогу к улице Острякова. Я там уже ездил в 2000 г., а Виктор пожелал в этот раз проехать именно по этому пути. Широкая улица Острякова почти всегда шла на спуск, потом, ближе к центру начались участки с односторонним движением, и мы в 12.30 оказались около Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.». Сергей и его ребята пошли в музей, а я и Виктор остались их ждать. За 45минут я перекусил и переобулся, а Виктор доложил в КСС об окончании нами маршрута. Через некоторое время после выхода из Панорамы мы поехали дальше в центр города по ул. Бол. Морской, ул. Адм. Октябрьского, ул. Ген. Петрова и выехали к Проспекту Нахимова, далее по проспекту движение только встречное, и мы перешли проспект, потом свернули к Приморскому бульвару. На рынке я купил 4 банки мёда, а в магазине — 2бутылки вина: мускат и кагор. После этого Сергей и ребята поехали искать кафе, а я и Виктор поехали на вокзал. Движение по ул. Ленина стало односторонним навстречу нам, и мы были вынуждены ехать по тротуару до поворота на вокзал. Потом, перейдя улицу через переход, быстро спустились по спуску и в 15.05 подъехали к вокзалу. Поскольку до поезда было ещё почти 3часа, нам представилась возможность поесть в вокзальном кафе. После этого переместились на платформу, куда через некоторое время приехали владимирцы, и позже — Илья. Далее, упаковав велосипеды, переместились к месту расположения нашего вагона, тут же открылась дверь вагона, и мы загрузили вещи. За 15 минут приехали Игорь с Таней проводить нас (их поезд уходил на 5 часов позже нашего), мы вышли из вагона и сделали несколько прощальных групповых снимков. Попрощавшись с Игорем и Таней, расселись в вагоне по местам, тут же в 18.05 поезд тронулся. После Симферополя меня из-за духоты в вагоне потянуло ко сну, и после чашки чая в районе Сиваша я уснул.

Поход закончился.

7 октября — приезд в Москву.

Ясным октябрьским вечером, точно по расписанию, поезд довёз нас из Севастополя до столичного Курского вокзала. Мы выгрузились из вагона и собрали велосипеды, Сергей после сборки велосипеда поспешил на электричку на Владимир, отправлявшуюся в 20.11. Виталий с Андреем пошли ему помогать проходить через турникет. Проводив Сергея, ребята возвратились на нашу платформу. Потом мы со всеми распрощались, а я, купив билет до Царицыно, перешёл на вторую платформу и стал ждать свою электричку, которая уходила в 20.19 (Москва - Тула). До Царицыно доехал без особых проблем, только пришлось протискиваться при выходе на платформу в противоход толпе, стоявшей на платформе и рвавшейся в поезд. Выйдя из поезда, я одел велорюкзак и переднюю сумку на плечи, поднял велосипед и перенёс его через турникет. Потом, пройдя через мост, поставил вещи на свои места, доехал до дома и поднялся по лестнице до квартиры. Так закончился этот крымский поход.

Недостатки, выявленные в походе.

  • К сожалению, у меня в GPS не активировалась векторная карта Крыма, а также не полностью был загружен трек маршрута. Вывод: плохо изучил и освоил GPS.

  • Не взял с собой жидкой смазки.

  • Группа получилась слишком многочисленная. Из-за этого, а также по причине недостаточного знания навигатора и неудачной закачки карт и треков произошли два расхождения авангарда и арьергарда группы (в районе Бахчисарая и у Байдарских ворот). Кроме того в этот раз мы позже выходили с мест ночёвок на маршрут. Только благодаря хорошей физической подготовке всех участников и относительно небольшому количеству поломок нам удавалось выполнять план движения, а иногда и перевыполнять план.

  • Не пройдены дороги через Алимову балку, Чайный домик и Гончарное — Балаклава, а также Кермен — Лесниково - Аромат. Но не надо жалеть об этом, это можно пройти в следующий раз. Кроме того, были пройдены такие сложные участки, как подъём на Баклу и участок яйлы от Бештекне до римской дороги.
  • Нужно было сделать дополнительную скобу для крепления «ноги».
  • К будущему походу нужно обзавестить палаткой.

Заключение

В результате за 12 дней было пройдено в Крыму по моим оценкам 411 км, большинство участков нами было пройдено впервые. Были покорены две высшие точки Крыма: Эклизи-Бурун на Чатырдаге с высотой 1527 м и Роман-Кош с высотой 1545 м. Поход проходил по четырём яйлам: Чатырдагской, Бабуганской, Гурзуфской и Ай-Петринской с высотами более 1000 м, а также по предгорным участкам с большими перепадами высот. Благодаря большому для меня пройденному километражу по Московской области и использованию в дневных перекусах шоколада с орехами и изюмом мне удавалось хорошо восстанавливаться после сложных участков, которыми изобиловал маршрут. Походный режим в основном соблюдался, но в этом походе мы выезжали с мест ночлега где-то в 9.30. Это можно объяснить тем, что в этот раз наша группа была слишком многочисленная; что ни говори, а 13 человек это не 4, как в прошлогоднем походе.Впервые я участвовал в многодневном походе в такой большой группе, а Виктор впервые руководил группой из 13 человек. Все участники похода показали хорошую выносливость, большинство участников показали прекрасную морально-волевую подготовку. Больших задержек в движении группы и больших отставаний отдельных участников практически не было, да и поломок было немного. Отличительной особенностью прошедшего похода была большая и хорошо продуманная культурная программа: во время похода его участниками были посещены музеи в Бахчисарае, Алупке, Балаклаве и Севастополе, а также Крымская астрофизическая обсерватория и пещеры на Чатырдаге.

Купленные мной в начале сезона кастрюлька и кружка очень кстати заменили посуду, использовавшуюся мной в прошлогоднем походе. Несмотря на неполную загрузку трека и неактивированную карту Крыма в навигаторе, прибор с успешно загруженными точками маршрута давал ощутимую помощь при движении и улучшал моё моральное самочувствие. Что касается остальных взятых в этот поход вещей, то их наличие (даже если они не использовались) позволяло более уверенно преодолевать походные трудности. Также для успешного прохождения будущих походов необходимо не забывать проводить перед походами все те мероприятия, которые способствовали успешному прохождению похода, состоявшегося в 2009 году.

Конечно, не всё было гладко: Илья с Игорем самостоятельно покоряли Чатырдаг и далее они вместе с Лёхой срезали часть дороги на Ай-Петри, при подъёме на нижний Чатырдаг у Юры совсем сносилась обувь, Ирина не была морально готова к раздельной переноске вещей на верхний Чатырдаг, Андрей Железов с Виталием добирались на Ай-Петри по канатке из-за нездоровья Виталия, были трения при устройстве на ночлег в Алупке. Но эти инциденты носили временный характер и не вносили существенных разладов в походный режим и в отношения между участниками похода. Что касается поломок, у меня их было мало: на Бабугане сломался ниппель спицы заднего колеса (четвёртый за сезон), потом там же закрутился ремень от рюкзака в звёздочки, а при переходе от Бештекне к римской дороге соскочила скоба, крепившая «ногу» к седлу (там же, где чинили Тане багажник). И ещё у меня пришли в негодность кроссовки.

Но,несмотря на некоторые недостатки, можно сделать вывод, что

ВЕЛОПОХОД ПРОШЁЛ ОЧЕНЬ ЗДОРОВО!!!