Грязевые вулканы - 20 июля
Керченский полуостров, несмотря на свою географическую и административную принадлежность к Крыму, сильно отличается от остальной его территории. Преобладание степного ландшафта, скудная растительность, недостаток влаги, неудобные подъезды к морю, неразвитая индустрия развлечений сделали Керченский полуостров непрезентабельным местом для отдыхающих. И напрасно - ведь эти места богаты своей многовековой историей и по-своему красивы. И, кроме того, полуостров омывается с трех сторон двумя морями, с многокилометровыми и пустынными пляжами. Есть под Керчью и уникальные объекты природы, каких не встретишь нигде в Крыму. Одни из таких объектов - грязевые вулканы. Поэтому, находясь на отдыхе в этих краях, я не мог не посетить эти необычные образования.
Основная масса грязевых вулканов находятся у села Бондаренково. Добраться до них пешком из Юркино не представляло труда, и, дождавшись устойчивой погоды, я собрался в путь.
Небольшое отступление насчет погоды. Дело в том, что незадолго до моего мини-путешествия случились два сильных ливня, после которых местные грунтовые дороги превратились в кошмарную липкую смесь, состоящую из глины, травы и мелких камешков. Достаточно было сделать три-четыре шага, как на подошвах образовывался толстый слой этой замазки, которую не так-то легко было очистить. Идти по такой дороге до вулканов было нереально, но к счастью, под жарким южным солнцем всё подсыхало за полтора-два дня.
Маршрут похода я подготовил ещё дома, тщательно анализируя карты местности и сверяя их со снимками из космоса. В дорогу взял фотоаппарат, GPS, мобильник, карту Керчи, литр воды и немного съестного. Вышел довольно рано, в 7:10, чтобы успеть пройти основную часть пути до жары (надо сказать, что за несколько дней до этого стояла жуткая жара - до 45 градусов по Цельсию). После выхода из села дорога резко начала набирать высоту, и у памятника погибшим сельчанам уже составляла 95 метров. Село Юркино находилось в своеобразной чаше, открытой в сторону моря, и было отгорожено цепью невысоких сопок со стороны суши. Самой высокой точкой в этой цепи была гора Темирова (фото 1), с высотой 154 метрa. Начало моего пути как раз совпадала с азимутом на эту гору.
В тот момент, когда я остановился, чтобы рассмотреть эту гору, почти из-под моих ног выскочил заяц и пустился наутёк. Пока я доставал фотоаппарат, он уже скрылся за перегибом холма, и только его длинные уши ещё некоторое время выныривали из травы.
Теперь дорога начала понижаться, и привела меня на развилку: левая, более наезженная колея уходила вверх и на юг, правая - на запад (фото 2). Сверившись с GPSом, я понял, что мне направо. Выйдя на пригорок, я увидел какой-то посёлок, которого не было ни на одной карте (фото 3). Посёлок создавал впечатление неживого, но, приглядевшись, заметил у одного домика какое-то движение. Чтобы избежать каких-либо вопросов (вдруг там охрана какая-нибудь), решил обойти селение стороной.
Опять со всех сторон меня окружила степь с уже выжженной солнцем травой. Вильнув в сторону у посёлка, дорога опять полезла вверх и поравнялась с линией электропередачи. Взяв азимут на вулканы, я увидел, что дорога уходит немного влево. Но идти напрямую не хотелось из-за высокой травы и внушительного холма прямо по курсу (фото 4). К тому же мне не хотелось иметь встречи с гадюками, которые могли обитать в этой высокой траве, поэтому я продолжал движение по дороге, периодически вспугивая стаи каких-то небольших птиц, похожих на куликов - они неожиданно и резко вспархивали из придорожных кустов и с отчаянным криком уносились прочь. Кроме птиц, я своим присутствием пугал мирно жующую травку саранчу, - та разлеталась во все стороны буро-коричневым ковром, сухо треща своими неуклюжими крыльями. Вот в такой «компании» я достиг перекрёстка на вершине гребня, откуда уже был виден промежуточный ориентир моего маршрута - очистные сооружения (фото 5).
Поразмыслив немного, я решил проверить, куда ведёт дорога, пересекавшая мой путь. Она была когда-то вымощена бетонными плитами и уходила в сторону моря. Пройдя по ней метров четыреста, я упёрся в небольшую площадку, где, по-видимому, было какое-то строение, а дальше дороги не было, и мне пришлось возвращаться назад под жуткое и уже вызывающее тошноту стрекотание саранчи (фото 6). (Уже по приезду домой я посмотрел на карте это место - тупик, до которого я дошёл, был обозначен как загон)
Очистные сооружения соединялись с цивилизацией пыльным просёлком, по которому ехал автобус, прыгая на ухабах. Я тоже вышел на эту дорогу и пошёл вслед за автобусом, но, не доходя до въездных ворот, свернул вправо, чтобы обойти территорию очистных. Я уже был близок к цели, и, как только выбрался на небольшой взгорок, стал вглядываться в степные просторы. Только увидеть вулканы мне не удалось - всюду однообразно и уныло стелилась выжженная трава (фото 7). GPS упрямо показывал, что я почти достиг вулканов, но разглядеть что-то похожее по-прежнему не удавалось. И только когда азимут на вулканы стал приближаться к 90 градусам, я решил сойти с дороги и идти по показаниям навигатора.
Вулканическое поле представляло собой небольшое возвышение посреди обширной впадины, отличавшееся от окружающего мира почти полным отсутствием растительности. Я поднялся на этот бугор, и тут вдруг почувствовал небольшое щекотание на ноге. А вот и непрошенный гость - клещ, который ползал по моей лодыжке в поисках места для укуса. Пришлось срочно удалять нахала и провести осмотр других открытых частей тела - к счастью, кровопийца был один.
Покончив с клещевым вопросом, я огляделся вокруг. Оказалось, что Керченские вулканы бывают двух типов: одни в виде конуса с кратером, из которого время от времени выплёскивается жидкая холодная грязь (фото 8,9), а другие в виде озёр с такой же грязью, но более жидкой (фото 10). Густотой грязи, по-видимому, и объясняется различие форм: более густая грязь не успевает растекаться и засыхает в виде конуса, а более жидкая растекается в озеро (только это моё личное мнение). Высота конуса - не более полутора метров, грязь серого цвета и довольно холодная - я потрогал её одним пальцем, чтобы не пачкать всю руку и сэкономить воду на мытьё. На озёрах к тому же была видна тонкая нефтяная плёнка - возможно, где-то есть залежи нефти. К озёрам слишком близко подойти не рискнул, так как читал страшилки, что в этих грязях тонули домашние животные, а во время войны даже фашистский танк целиком ушёл под землю... Не знаю, что здесь правда, а что ложь, но на своём опыте проверять не стал.
После обхода и фотографирования места массового скопления вулканов, напоследок подошёл к вулкану, расположенному отдельно от других. Он был больше остальных, но его активность была близка к нулю. Потоки когда-то извергавшейся "лавы" уже засохли и потрескались. Сфотографировав и его (фото 11), я решил, что пора заканчивать экскурсию. Рядом, у этого крайнего вулкана начиналась грунтовка, которая шла по другому краю котловины (фото 12), и, чтобы опять не прыгать по кочкам и цеплять клещей, я решил идти по ней.
Солнце уже палило во всю, воды уже не осталось, и я решил дойти до Бондаренково, чтобы там купить пива и сесть в автобус. От жары меня спасал ветер и сознание того, что скоро я утолю жажду. По пути мне даже попалось небольшое и довольно милое озерцо (фото 13, 14), только подойти к воде не удалось из-за раскисшей глины по берегам.
От озера дорога, перевалив через бугор, вывела меня на окраину Бондаренково. Село раскинулось по обоим берегам балки (фото 15). Пройдя по селу, я не увидел ни одной живой души, даже собаки не лаяли (как это бывает обычно). Вот, наконец, появилось подобие дороги - разрозненные куски асфальта - значит, я на правильном пути. Справа от меня чувствовалась какая-то громадная яма, и любопытство заставило меня сойти с дороги и перелезть через невысокую насыпь. С насыпи открылся вид на заброшенный карьер, довольно глубокий и с крутыми стенками (фото 16). Внизу лежали глыбы какого-то тёмного камня. Оглядевшись по сторонам, за карьером я увидел что-то вроде завода, тоже, по-видимому, заброшенного. Наверное, там и перерабатывали этот камень.
После карьера дорога стала совсем хорошей (по меркам Крыма), то есть асфальт был почти везде. Дойдя до перекрёстка, слева я увидел нечто похожее на автобусную остановку и направился туда. Подойдя ближе, я посмотрел на данное сооружение пришёл к выводу, что даже если это и остановка, то последний автобус сюда приходил лет десять назад. Меня такой интервал движения никак не устраивал, и, посчитав, что магазины здесь работают так же, как и автобусы, решил идти пешком до Керчи...
Выходя из села, я сорвал пригоршню алычи, чтобы компенсировать недостаток влаги, и пошагал дальше. Дорога шла, судя по карте, в Войково, но туда идти было далеко и незачем. Поэтому я решил срезать и повернул за селом налево, на полевую дорогу. Жара уже начала донимать, и дойдя до ж/д ветки, я решил передохнуть на травке под деревом.
После восстановления сил зашагалось легче, да и сам город был уже рядом - за ж/д путями, через которые я благополучно перешёл. Сориентировавшись по карте, я пошёл прямиком на автовокзал, И, хотя до него было не более 2 километров, мне показалось, что я прошёл десять. Зато каким приятным и освежающим было пиво, купленное сразу же по прибытию на станцию!
После оттяжки в пивбаре мне оставалось сесть в маршрутку и вернуться на базу, где меня дожидался пропущенный обед...
Поход на мыс Фонарь - 22 июля
И ещё одно, совсем небольшое путешествие я совершил на мыс Фонарь - самую восточную точку Крыма. Рано утром, выйдя из дома, как и в прошлый раз, без завтрака, я стал дожидаться автобуса, чтобы сократить малоинтересный участок пути до Глазовки. Неожиданно хозяин решил поехать в город, прихватив и меня заодно.
Я вышел у поворота на Глазовку и пошагал вдоль села в направлении на гору Хрони. Хотя назвать это горой язык не поворачивается, это была действительно гора с отметкой высоты 175 метров (фото 17). И, хотя дорога шла в обход вершины, я всё же решил дойти до самого верха, по пути согнав с лёжки ещё одного зайца (на этот раз мне всё-таки удалось его сфотографировать на предельном зуме, и то когда он пересёк балку и выскочил на другую сторону холма) (фото 20).
С вершины открывался вид как на село (фото 18), так и на Керченский пролив с одноимённым портом (фото 19). Кроме того, хорошо был виден маяк - цель моего похода, и даже страусиная ферма, где мы недавно были. Я вернулся на дорогу и начал спускаться в направлении на посёлок Маяк. В принципе, можно было спуститься и от самой вершины, но там начало спуска было бы крутоватым и более пыльным. В самом низу эти две дороги слились в одну и привели меня на шоссе, ведущее на страусиную ферму.
По этому шоссе я прошёл совсем немного, и, поскольку маяк был рядом, повернул на боковую улицу. К маяку вела бетонка, но я пошёл по тропе, идущей в обход маяка. На противоположном от маяка холме я заметил белый постамент со шпилем, и направился туда (фото 21).
Постамент оказался обелиском в память высадки десанта во время войны - отсюда началось освобождение Крыма от фашистов. Я посидел в тени дерева, полюбовался видами на пролив и порт Крым (фото 22, 23), после чего начал спускаться к мысу Фонарь - который, как я уже говорил, является самой восточной точкой Крыма (фото 24).
Берега возле мыса оказались пустынными, если не считать стаи бакланов (фото 26), облепивших камни, да двух рыбаков, которые, стоя по пояс в воде, ставили сети. Я тоже поддался искушению, разделся догола и искупался в кристально прозрачной воде, - редкость для Азовских вод (фото 25). Так как обзор с суши заливчика, где я купался, был закрыт холмом, я ещё постоял на берегу, чтобы обсохнуть, затем оделся и прошёл ещё немного вперёд по берегу. Никаких особых достопримечательностей я больше не увидел, кроме какого-то недостроенного здания, напоминающего гараж, да бывшего в употреблении памятника десантникам, который валялся почти на берегу. То ли он сам туда упал, то ли его сбросили, чтобы не вывозить, при возведении нового памятника, - неизвестно...
Поднявшись на косогор, я пошёл вдоль обрывов к порту, чтобы по прошествии 19 лет ещё раз взглянуть на эти места. Тогда, в 1990 году, мы прибыли с российского берега на пароме и беспрепятственно выехали с территории порта. Сейчас такое невозможно: таможенный пункт, проверка документов и всё остальное... (фото 27) При виде всего этого мне сразу стало грустно, и я поспешил на маршрутку, следующую на автовокзал. Полчаса в переполненном автобусе свели на нет все положительные эмоции, и, если бы не бокал прохладного пива... |