Велопоход

«Золотая осень в горах»
Итоги похода


Данные по прохождению маршрута

Протяжённость маршрута составила 475,6 км - это активная часть движения от Симферополя до Анапы, не считая трансфера Бахчисарай-Керчь.
Общее время в движении - 47 часов 47 минут.
Общая продолжительность по дням - 13.
Общая средняя скорость в движении - 10 км/ч.
Суммарный подъём составил 7216 метров, максимальная высота над уровнем моря - 1225 м - перевал на дороге в районе Ай-Петри (около телевышки) (см. профиль трека горной части профиль трека горной части маршрута и равнинной части профиль трека равнинной части маршрута). Но надо отметить, что в основном маршрут проходил по среднегорью с высотой не выше 1000 м. - 89,5% всего пути. Асфальт составил 332,52 км - 70% от общего километража. Но если считать только горную часть, то здесь асфальт составляет 50% от длины горного участка.

График движения и его прохождение

Перед началом маршрута мы договорились просыпаться в 6 часов утра, чтобы в 8 часов быть готовыми к началу движения (если, конечно, не будет какого-то форс-мажора). Остановка на ночлег - в 18:00-18:30, то есть перед заходом солнца. Днёвки не проводились, т.к. с первых дней мы не укладывались в график из-за следующих проблем:
- во-первых, многие тропы, которые в предыдущих походах были легко проходимы, в этот раз оказались заросшими кустарником и заваленными буреломом. В основном это наблюдалось в лесистой части Внутренней горной гряды.
- во-вторых, мы изначально приняли установку на движение в прогулочном темпе, чтобы излишне не напрягаться. Следствием этого была довольно низкая средняя скорость и продолжительное суммарное время отдыха во время движения.
Тем не менее удалось пройти по новым запланированным районам:
— участок Бахчисарай-Научный: грунтовая каменистая дорога через лес с подъёмом на гору Сель-Бухра - вполне проезжая, но большого интереса не представляет, за исключением горы Сель-Бухра, с которой открывается живописный вид на местность;
— участок Бузина-Краснолесье по хребту Кипсон: в целом приятная дорожка именно для покатушек;
— переход «Форточка»: тропа для вело-экстремалов, кому уже не интересно и обыденно скатываться с Чатыр-Дага по Ишачке или переть вверх через Эклизи-Бурун. На спуск длиной 1,9 км мы потратили 3 часа!
— участок от озера на дороге в Изобильное до Розового: более короткий путь, если надо с Чатыр-Дага или с Кутузовского озера попасть на Ай-Йори или в заповедник. Вторая половина дороги - довольно неплохая бетонка, рядом есть родник;
— участок Талма-Бирюзовое озеро: вначале тропа, затем дорога; если бы не лосиные мухи, то вполне приятный трейл, а с учётом радиалки на вершину Парагильмена - достаточно зрелищный. Дополнительный бонус - обилие воды в источниках;
— и, наконец, участок по Тамани: несмотря на равнинность, местами бывало тяжело ехать из-за встречного ветра или тягунов. Зрелищности - никакой, только монотонное вкручивание. Минусом участка является в настоящее время обилие грузовиков со строительными материалами, а также опасность проколов на якорцах.

Что не удалось пройти:
— Менгирная балка: тропа полностью заросла кустарником;
— хребет Азапсын-Сырт на юго-восток также был непроходим из-за деревьев и кустов шиповника;
— подъём на Ай-Йори и хребет Урага: из-за нехватки времени и отсутствия съестных запасов был исключён;
— Бабуган-яйла, и вообще весь кусок по северным склонам Главного хребта: это скала Яман-Таш, Малый Каньон и подъём через Баш-Дере на Ай-Петри - также исключены из-за нехватки времени и опасения, что те дороги тоже могут быть непроходимыми;
— Татьянин грот: непроходимая для гружёных велосипедов тропа.

Конечно, все эти трудности можно было преодолеть, если поставить себе такую цель. Большинство из них решается либо переносом велорюкзака за плечами или челноком, либо с помощью увеличения ходового времени и интенсивности движения, с использованием предварительных разведок и прорубания дороги в кустах. Но всё это шло вразрез с нашей установкой на "отдыхательную" манеру движения, и в результате имеем то, что имеем...

Состояние техники и снаряжения

В целом велотехника выдержала нагрузку: всего одна поломка - у меня срезался болт, крепящий багажник к раме. Были проколы: у Виктора - 5, у меня - 2. Причина проколов - тонкие прóволочки, стёкла, скорлупа от орехов, и - беда! - шипы якорца. Снаряжение выполнило свою функцию, и, если бы не лиса, которая утащила чехлы у Виктора, и не мои очки, которые попали под колесо, то можно было бы сказать, что всё снаряжение выдержало походные условия и вернулось в целости и сохранности.

Погода

За время похода осадков не было, если не считать облачности на нижнем плато Чатыр-Дага. Было солнечно и жарко - 25-30°С. Влияние ветра сказывалось незначительно, кроме равнинных участков от порта Кавказ до Анапы - там ветер оказывал значительное сопротивление движению, так как бóльшую часть пути был северо-восточным. В последние два дня немного похолодало и небо затянуло облаками. Перед самым отъездом к Анапе приближался грозовой фронт.
В целом можно сказать, что погода была благоприятной для езды, но иногда слишком жаркой.

Состояние здоровья

Никто из нас не заболел и не получил травму, если не считать царапин на теле от шиповника и укусы (предположительно) муравьёв. Странно, но я не видел ни одного клеща. Зато в лесах было очень много лосиных мух, хотя они, кроме неприязни, не доставляли проблем.

Но главным приобретением, на мой взгляд, было получение положительных эмоций, заряда бодрости, физической выносливости в условиях комфортной погоды и чистого горного воздуха.