Ответы на вопросы и письма
Здесь я попытаюсь ответить на Ваши вопросы, заданные мне по почте. Ответы помещаются в хронологическом порядке.
Письмо к участникам похода
Это сообщение я рассылаю всем участникам похода, для того, чтобы не повторять одно и то же каждому в отдельности. Поэтому отнеситесь с пониманием и не принимайте всё нижесказанное на свой счёт.
Условия похода: читать далее...
Письма
- Последние несколько лет ездил отдыхать в Лисью бухту. Но есть мечта в 2004 году създить в район Орджоникидзе. Поэтому прошу опишите эти места. Там ведь есть два залива, со стороны Феодосии и со стороны Коктебеля. Где лучше. Как с водой. Как обстановка с местным населением. Как люди отдыхают. Много ли отдыхающих. Владимир
С этим чудным (ударение на первый слог) уголком я познакомился в 1994 году, когда с «караванщиками» совершали велопоход Симферополь-Феодосия. Вначале мы выехали на побережье бухты Двухякорной. Нам она категорически не понравилась: ветер дул с моря и пригнал большое количество всякого мусора, береговая полоса была покрыта слоем гниющих водорослей и грязноватой пены. Напротив, противоположная бухта, где, собственно, и расположился поселок, была закрыта от ветров, и встретила нас кристально прозрачной водой и приятным мелкогалечным пляжем.
В 1998 году я отдыхал в Орджоникидзе с женой, и все время отдыха море было исключительно чистым и спокойным, что для меня было важно, т.к. брал с собой маску с ластами.
Последний раз я был там в июне 2003 года, во время велопохода по маршруту Владиславовка-Севастополь. Ночевали мы во второй бухте западнее поселка. За 10 лет там мало что изменилось.
Что мне понравилось:
- - прекрасное море как для купания, так и для подводного плавания
- - хороший подъезд (10 минут на такси из Феодосии - для тех, кто не на велосипеде)
- - наличие магазинов и частных харчевен, приемлемые цены
- - отсутствие закрытых санаторных пляжей, малое количество отдыхающих
Что не понравилось:
- - подходы к пляжу слишком пыльные
- - довольно унылые горы, если это можно назвать горами
Что касается местных жителей, то никаких проблем с ними не возникало. Тем более, если уходить с палаткой во вторую Бухта Провато, вид на восток или третью Бухта Провато, вид на запад бухту, то там, как мне кажется, вообще никого не бывает. Раньше бывало, проходили изредка торговцы вином. Воды в этой местности замечено не было - мы пользовались обычно бутылочной водой. Из развлечений есть стандартные автобусные экскурсии, кроме того, есть прокат аквалангов; вечером - бары, дискотеки.
В начало
- Виктор, скажите пожалуйста, если какая-то специфика перевоза велосипеда в поезде до
крыма? таможня и все такое. надо ли сдавать его в багажное отделение или можно везти в
вагоне вместе с собой?
и еще, говорят, что вроде опасно в крыму на велах, вроде их отнимают, только что прочла
в одном сайте, известно ли вам что-то по этому поводу?
заранее спасибо, Ольга
Я не могу отвечать за все направления российских железных дорог (поскольку не знаю, с какого
вокзала Вы добираетесь до Крыма), но про Курский вокзал города Москвы (полагаясь на свой опыт, и
не только свой) могу сказать, что:
- в багажное отделение велосипед сдавать не надо, если Вы не хотите получить обратно груду
металлолома. Он загружается на третью полку плацкартного вагона поперек купе (в купейных
багажная полка слишком мелкая, да и проводницы цепляются), причем в одно купе влезает от четырех
до пяти великов. Проблема может быть одна - как закинуть туда своего железного коня. А чтобы
полностью исключить приставание проводников, велосипед лучше провозить в матерчатом чехле. Чехол
можно пошить самим, с таким учетом, чтобы велосипед свободно помещался в нем со снятым передним
колесом (его придется снять в любом случае, если только у Вас не детский или складной
велосипед), или его можно купить. Я, например, приобрел готовый чехол Питерской фирмы ПИК за 700
руб. и нисколько не жалею. В него очень удобно и, главное, быстро можно упаковать вел; он имеет
карман для передней вилки и ремни для переноски (подробности на Питерском сайте
http://www.velopiter.spb.ru/).
В упакованном виде велосипед официально разрешено провозить в поездах дальнего следования,
причем без какой-либо оплаты. Единственное ограничение - чтобы общий вес поклажи составлял не
более 36 кг. Иногда проводники или вокзальные службы пытаются «развести на деньги» доверчивого
пассажира. Это чистой воды вымогательство.
- что касается таможни, то я никогда не декларировал ни велосипед, ни каую-либо другую технику,
и никогда ни у меня, ни у моих знакомых не возникало проблем с российско-украинской таможней.
Хотя теоретически они могут придраться, но практически у них и так много работы, и на туристов
они не реагируют.
Что касается паспортного контроля, то я обычно беру вместе с российским заграничный паспорт, и
то из-за того, что лень заполнять трудный для понимания миграционный лист. Ставить отметку о
пересечении границы в новый российский паспорт многие не советуют - были проблемы.
- про отнятие велосипедов в Крыму я не слышал; более вероятна кража велов или другого имущества
(у моего товарища ночью украли рюкзак). В нескольких словах мне трудно дать советы, просто нужно
иметь чутьё, шестое чувство, которое подскажет, где остановиться на ночевку, как повести себя
при проявлениях нездорового интереса со стороны местных и т.п. Если Вы едете компактной группой
в 6 - 8 человек, и не только девушек, но и крепких парней, то Вам вообще бояться нечего (очень
подробно проблемы безопасности рассмотрены на том же питерском сайте). Более реальную «угрозу»
представляют различные «органы», начиная со службы охраны президента и кончая местным дядей
Васей, который решил, что от его огорода начинается чуть ли не государственная граница, а он
поставлен ее охранять. Поэтому иногда приходится отстегивать две, три, десять гривен, и за пару
недель можно лишиться внушительной суммы.
Главное - не оставлять вещи на виду; велосипеды на ночь можно запирать на длинный тросик, можно
даже устроить ночное дежурство. На мой взгляд, кража велосипедов - это большая редкость. У меня
был случай в 2002 г: я на пляже в Малореченском забыл сумку с фото-видеоаппаратурой. Спохватился
спустя час, вернулся - сумка стоит на прежнем месте!
Многие пугают татарами (в основном, те, кто татар видел по телевизору). Может быть, где-нибудь
в Симферополе или Бахчисарае соберется несколько десятков татар перед зданием мэрии, потрясут
плакатами, покричат и - разойдутся. Но в основной массе крымские татары - спокойные,
трудолюбивые, чистоплотные и доброжелательные люди. А какая вкусная у них кухня! Всегда помогут,
легко вступают в разговор и никогда не нахамят.
Вообще, на мой взгляд, Крым был и остается наиболее спокойным курортным местом из всего бывшего
Союза, которое манит к себе, как спелая гроздь винограда, вопреки всяким разговорам об
опасностях. Их везде хватает с лихвой.
Вот и всё. Если у Вас появятся новые вопросы, я постараюсь на них ответить (к сожалению, я
иногда забываю проверить свой почтовый ящик, поэтому могут быть задержки с ответом).
В начало
- Виктор, здравствуйте!
нашла в интернете Ваш сайт и очень благодарна за полезную информацию,
которую вы даете. Но есть ряд вопросов, которые хотелось бы вам
задать, если будет у Вас возможность - ответьте ,пожалуйста!
самое важное, что очень беспокоит,насколько безопасно ехать на великах
в Крым, особеннно маленькой компанией, трое человек, к примеру? просто
начиталась в интернете всяких страшилок про нападение на велосипедистов
буквально из-за кустов, теперь очень пугаюсь. Я читала ,что Вы ездили
в одиночестве, каково Ваше мнение на эту тему?
Еще один вопрос, если возможно,дайте рекомендации по особенностям
велопитания в условиях Крыма.
С уважением, Елена.
Добрый день, Елена!
Спасибо Вам за письмо.
Меня часто спрашивают о безопасности в Крыму. От себя могу заявить, что спокойнее места (из бывшего СССР) для туризма нет. По крайней мере, в Подмосковье гораздо опаснее. Да, действительно, и в Интернете, и в прессе часто пишут об разбойных нападениях, ограблениях и т.д.
Но и этих, крайне редких, случаев можно избежать, если следовать здравому смыслу и нескольким правилам, наиболее существенным на мой взгляд:
1. Всегда следуйте пословице: «Будьте как дома, но не забывайте, что вы в гостях». То есть не надо вести себя вызывающе, показывать, что вы умнее окружающих вас местных жителей. Старайтесь быть добродушными, даже если вы чувствуете угрозу со стороны аборигенов. Не провоцируйте недоброжелательность в свой адрес, в частности, на религиозной и этнической почве. Следуйте золотому правилу восточных единоборств: «лучший бой - это бой, который не состоялся». Даже если вы сможете дать физический отпор, то через полчаса к вам приедет полдеревни на мотоциклах, и тогда все мои рекомендации вам уже мало помогут. Если же все-таки такой инцидент произошел, самое лучшее - быстро собраться и изменить свое местоположение.
При наличии в группе мобильных телефонов заранее занесите в записную книжку телефоны милиции, скорой помощи и спасательных отрядов по всему маршруту вашего путешествия (вместе с кодами международного доступа, конечно). Их можно узнать и в Интернете, и на картах Крыма. У меня они тоже где-то записаны, если Вам интересно - я поищу.
2. Наиболее опасные места - это большие города (особенно Ялта) и рабочие поселки. Деревни и мелкие села, особенно татарские, наименее опасны (прежде всего из-за контингента - старухи и спившиеся мужики, которым в случае приставания можно дать 1-2 гривны - и они уже твои друзья). Что касается крымских татар, это люди очень приветливые, всегда помогут, напоят и накормят (сейчас в Крыму довольно много маленьких кафе с татарской кухней - а готовят они замечательно). Всяческие татарские мятежи, о которых говорят и показывают по ящику, действительно происходят, но реально увидеть их вам скорее всего не придется - настолько они редки.
3. Очень тщательно продумывайте места предстоящих ночевок. Здесь может быть два противоположных варианта: ночевка на снятом жилье и ночевка в палатке. Первый вариант ясен без комментариев: снимаете на ночь какую-нибудь хату или квартиру с исправным входным замком - и можете спать «без задних ног». Второй вариант требует детального рассмотрения.
Конечно, если в вашей группе преимущественно крепкие ребята типа Шварценеггера, то бояться прямой агрессии в ваш адрес, наверное, не стоит, хотя от ночного воришки вы и в этом случае не застрахованы. Если же вас мало, и в вашем составе только молодые привлекательные девушки, то ночевку надо планировать как можно дальше от ЛЮБЫХ населенных пунктов. Местные в основном ленивые люди, и по ночам рыскают где-то поблизости от своего поселка. Тем не менее, найдя место ночевки, осмотритесь, не наблюдает ли кто-нибудь за вашими намерениями встать на ночь; лагерь ставьте с таким расчетом, чтобы вас не было видно с дороги; чтобы свет от ваших фонарей и дым от костра не был заметен из поселка (желательно зайти за какую-нибудь скалу или в балку - тем самым вы к тому же закроетесь от холодного ночного ветра). Хорошо бы найти еще компанию таких же, как вы, то есть туристов: у них наверняка такие же проблемы. Но чтобы не мешать друг другу, установите свои палатки на удалении от коллег (хотя вполне возможно, что вы подружитесь и проведете всю ночь вместе, распевая песни, бродя по пляжу или по соседнему хребту и т.п.). С автомобилистами вы вряд ли найдете общий язык, хотя и такой вариант возможен. В любом случае наиболее ценные вещи (деньги, паспорта, билеты, фотографии любимого) лучше держать при себе - в поясной сумке, например. Велосипеды лучше сцепить вместе стальным тросиком или тонкой цепочкой, пропустив его через рамы и передние колеса - вору будет трудно без шума стянуть ваши велики.
4. Если у вас палатки с тентом, то покрасьте тенты какой-нибудь грязно-серо-зеленой краской - ваш лагерь меньше будет бросаться в глаза.
5. Если все-таки на вас обратили внимание и/или пытаются преследовать, всем своим видом показывайте, что вы вовсе не собираетесь здесь ночевать, в разговорах между собой называйте ложный маршрут и место предполагаемого ночлега - вдруг вас подслушивают из-за кустов? (ну нет! Это уже попахивает паранойей!).
6. Желательно пользоваться газовыми горелками вместо костра, т.к. костер помимо световых всплесков, которые видны на десяток километров, дает еще много дыма, который в зависимости от ветра будет ощущаться далеко от вашего расположения. Да и в случае инцидентов с лесниками горелки вызывают у них гораздо меньше нареканий, чем костер. Забегая вперед, скажу, что и готовить на газу намного быстрее и чище, чем на костре или бензине.
7. Если вы ночуете в заповедниках, желательно выбирать места разрешенных стоянок. Перечень таких стоянок есть на сайте Крымского КСС (поищите в поисковике; если не найдете - у меня есть такой перечень и есть URL). Это обезопасит вас от неприятностей от нападков лесников и увеличивает шанс встретить своих коллег. Как раз таким способом я путешествовал в одиночку, так как предполагал ночевки в кругу единомышленников. К этой теме я еще вернусь.
8. Не старайтесь в конце дня ехать до «потери пульса» - силы вам еще будут нужны, а вот усталость притупляет бдительность (хочется упасть на первой же полянке).
9. Количество человек в группе не имеет существенного значения для безопасности: наоборот, маленькая группа имеет больше шансов проскочить незамеченной мимо какого-нибудь стрёмного места, не требует большой площади для расположения на ночлег, меньше шумит и.т.д. на мой взгляд, оптимально иметь группу или подгруппы по 2 человека. Во-первых, не так скучно ехать, во-вторых, повышается безопасность в случае если один из двойки зазевался и съехал в ущелье - второй всегда поможет. Кроме того, силы обычно не равны - кто-то любит ехать быстро и потом отдыхать, кому-то лучше крутить равномерно. В конце концов группа растягивается на многие километры и встречается лишь во время обеда или ночевки. Главное - не оставлять слабого в хвосте - во-первых, это морально тяжело, а во вторых, ему всегда окажут помощь более сильные товарищи.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о безопасности дорожного движения, но это тоже обширная тема, выходящая за рамки Вашего вопроса.
Что касается питания, то я - сторонник индивидуального питания (об этом я писал на моей страничке). Если поход планируется автономный, то есть по малонаселенным местам, то приходится брать полуфабрикаты с собой. Это могут быть крупы (желательно скоро разваривающиеся), супы, копченые изделия, которые не портятся без холодильника, разнообразные сухофрукты - здесь нет предела Вашим фантазиям. Я, например, беру около 2 -3 килограммов различных круп и прочих быстрых в приготовлении блюд.
но если вы едете в основном по шоссе, то, как я уже упоминал, повсеместно есть маленькие кафешки с татарской кухней, где вы наедитесь до отвала. На Мангупе, например, есть чайхана, где можно совместить приятный ужин, плавно переходящий в сон - очень рекомендую посетить.
Многое зависит от времени года вашего планируемого путешествия. Самый голодный период - это апрель-май, самый обильный - сентябрь (это в смысле созревания урожая); в другое время я не ездил, не знаю. Кафе тоже работают по сезонному принципу. Я вот в этом году собираюсь с товарищем поехать в Крым именно в сентябре - с точки зрения полакомиться разнообразными фруктами. Так что если будет интерес - можно состыковать наши маршруты!
С наилучшими пожеланиями - Виктор.
В начало |