Вело-покатушка

«Ну здравствуй, пенсия!»
2024 год

Маршруты поездок

  • 11 сентября. Трансфер к месту проживания: Бахчисарай - Сирень - Танковое - Аромат - Счастливое - Многоречье (синий трек)
  • 14 сентября. Многоречье - Кучук-Богаз - Большой Каньон - Соколиное - Аромат - Многоречье (красный трек)
  • 15 сентября. Многоречье - Малый Каньон - Счастливое - Многоречье (зелёный трек)
  • 16 сентября. Многоречье - Екатерининская дорога - Ялтинская яйла - серпантин Ялта-Бахчисарай - Соколиное - Аромат - Многоречье (розовый трек)
  • 17 сентября. Многоречье - Аромат - Соколиное - водопад Серебряные Струи - Соколиное - Аромат - Многоречье (голубой трек)
  • 18 сентября. Многоречье - Плотинное - Солнечноселье - Высокое - Лаки - Баштановка - Качи-Кальон (тёмно-синий трек)
  • 19 сентября. Трансфер на вокзал: Бахчисарай - Таврида - Симферополь (коричневый трек)

Пройденный путь:306 км, общий набор высоты - 6110 метров.

Просмотр карты в отдельном окне

Участники

Подробная хронология путешествий

Вступление

Как я уже сообщал ранее, формат предстоящей поездки было решено изменить: вместо линейного маршрута с полевыми ночёвками планировались кольцевые однодневные поездки с началом и концом на стационарной базе, в качестве которой был выбран гостевой дом «Горец» в с. Многоречье Бахчисарайского района. Проживание на стационарной точке позволяло совершать поездки на облегчённом велосипеде, а ночёвки делать более комфортными и безопасными. Жильё забронировал заранее, позвонив по телефону хозяйке гостевого дома Сусанне. Билеты также были куплены за 90 дней до отправления.
Так как полевые ночёвки почти исключались, я решил не брать палатку, а ограничиться тентом, который можно было приспособить для ночлега; также для этой ночёвки взял надувной коврик и лёгкий летний спальный мешок. Кроме того, чтобы уменьшить вес, вместо велочехла ПИК-99 взял самодельный пакет из тарпаулина. Таким образом, почти всё снаряжение уместилось в старых ПИКовских сумках, и только еда для поезда была помещена в небольшой суперлегкий (80 г!) рюкзачок.

11 сентября (среда)

Бахчисарай - Тургеневка - Сирень - Танковое - Куйбышево - Голубинка - Аромат - Плотинное - Зелёное - Счастливое - Многоречье

Пройденное расстояние: 52,6 км
Суммарная высота подъёма: 557 м
Старт: 10:45, финиш: 21:54, время в движении: 5 ч 31 м
Средняя скорость: 9,54 км/ч
Максимальная скорость движения: 36,6 км/ч

Наверное, нет смысла описывать весь путь от Москвы до Крыма - всё прошло штатно, без эксцессов. Я, как обычно, доехал до Казанского вокзала по набережным (), Бульварному кольцу, улице Покровка и Садовому кольцу. С Андреем встретились у входа в здание вокзала. Велосипеды упаковали прямо перед входом в вагон, а когда началась посадка, спокойно загрузились в своё купе. Крымский мост я проспал, открыл глаза, когда начался рассвет (). Ещё четыре часа, и наш поезд подкатил к Бахчисараю. Так как стоянка здесь - всего две минуты, мы заранее подтащили вещи к выходу, и, как только проводница открыла дверь, оперативно выгрузились: Андрей подавал наше снаряжение из тамбура, я принимал и складывал к ограждению.

Итак, сегодня нам предстояло преодолеть дистанцию в 42 километра, чтобы к двум часам дня прибыть в Многоречье и заселиться в арендованный домик. Но для начала надо было посетить туалет, а Андрею пришлось покупать СИМ-карту местного оператора, чтобы не переплачивать за роуминг. По пути зашли в ПУД за водой (), а на рынке на ул. Фрунзе купили на всякий случай газовый баллончик ().

Тем временем день набирал силу, жара усилилась: если с утра было около 28°, то к двенадцати термометр показывал уже 38°... Чтобы не жариться на солнцепёке при езде по трассе, я предложил Андрею поехать по второстепенной дороге через Тургеневку, Белокаменное и Змеиную балку. Он согласился, и мы свернули с трассы влево. По этой дороге я ездил в 2018 году. Тогда ещё строилась трасса Таврида, а шоссе на Тургеневку находилось в плачевном состоянии. Сейчас же отличный асфальт, машин практически нет, и жара здесь меньше донимала. Правда, надо было набрать 200 метров подъёма, чтобы доехать до скалы Курбан-Кая (Кубышка), что в дальнейшем сыграло злую шутку.

Во-первых, у меня начало сдуваться переднее колесо... Как получился прокол и где, не знаю, но факт был налицо. Подкачивания через каждые 5 минут мне надоели, и я решил поменять камеру. А во-вторых, этот пустяковый подъём для Андрея оказался труднопреодолимым - он начал сильно отставать, а после въезда в Тургеневку перешёл на пеший ход. Я успел поменять камеру, выпить пива и посидеть на лавочке под крышей автобусной остановки (), а он только дошёл до меня. Конечно, было жарко, и я рассчитывал, что, преодолев ещё два километра, мы попадём под тень леса, тем более что по Змеиной балке мы будем спускаться. Но состояние здоровья Андрея у меня вызывало опасение, что он и этих двух километров не протянет. Тогда я предложил ему вернуться на трассу, в надежде, что там мы поймаем какой-либо транспорт, который смог бы доставить нас поближе к Многоречью.

Десять минут спуска произвели положительный эффект благодаря обдуву, но на ровной трассе скорость упала, а жара была максимально возможной (ещё бы: два часа дня!). Кое-как доехали до Сирени, где под раскидистым грецким орехом Андрей спешился и уселся прямо на землю - дальше ехать у него не было ни желания, ни сил. Но и оставаться здесь не было смысла - любыми способами надо добраться до конечной точки. Я походил по посёлку, но подходящего транспорта не заметил. Работники из шиномонтажа посоветовали мне позвонить в такси. Я долго объяснял девушке-оператору, что мне надо, и со второй попытки мой заказ был принят, оставалось дождаться сообщения о прибытии машины.

Прошло 15 минут, двадцать, полчаса, час... Но автоответчик всё предлагал мне подождать ещё немного... А часики-то тикают! Досиделись до четырёх часов, а машины так и нет. Тогда я отказался от заказа и предложил попробовать вариант с автобусом, для чего переместились из-под ореха на автобусную остановку. Но и его мы не дождались, и в 16:55 тронулись в путь на своих двоих (колёсах) (). К этому времени и жара начала спадать: термометр показывал 28°.

Высотка на Котельнической набережной в ночной подсветке выглядит эффектно Подъезжаем к Владиславовке Остановились у магазина ПУД в Бахчисарае Улица Фрунзе в Бахчисарае Проезжаем Тургеневку. Переднее колесо начало сдуваться - надо менять камеру (кадр из видео) Скала Сырт-Кая: здесь заканчивается Змеиная балка

Дальше ехали практически без остановок, правда, небыстро - средняя скорость составляла около 8 км/ч. В Голубинке Андрею приспичило подкрепиться - он остановился у придорожной харчевни, или лучше сказать, спрятался - так, что я его еле заметил - если бы скорость была побольше, то я проскочил бы мимо. Пришлось потратить ещё десяток минут, после чего снова тронулись в путь.

После поворота в Аромате налево, в сторону Счастливого, начало смеркаться. Я приготовил фару и красный задний фонарь. Андрей по-прежнему ехал первым, но после села Зелёное силы покинули его и он пошёл пешком. К тому времени стемнело настолько, что без фары ехать было небезопасно. И, хотя машин было мало, рисковать здоровьем ни к чему. Мне было лень идти пешком, а ехать со скоростью пешехода сложно - поэтому я делал круги вокруг моего товарища, если в это время на дороге не было машин. Вот в таком порядке, в кромешной темноте, мы прибыли в село Многоречье. Я позвонил Сусанне, извинился за поздний приезд, после чего к нам подъехала её помощница Мадина, открыла нам ворота и провела к нашему домику.

ВВЕРХ

12 сентября (четверг)

Многоречье - Счастливое - Многоречье

Пройденное расстояние: 5,65 км
Суммарная высота подъёма: 160 м
Старт: 12:12, финиш: 13:50, время в движении: 0 ч 36 м
Средняя скорость: 9,21 км/ч
Максимальная скорость движения: 51 км/ч

Сегодняшний день решили посвятить техническому обслуживанию техники и посещением местных магазинов и кафешек. Наконец можно оглядеть окрестности при свете дня: вот наше жилище (), а там, вдали, первый вожделенный объект, который предстояло посетить - перевал Кучук-Богаз ().

С утра затеяли небольшой ремонт (мне надо было заклеить камеру, а у Андрея - подтянуть винты и вытряхнуть из обода обломки спиц). Заодно установили ему на заднее колесо антипрокольную ленту. Ну и конечно, позавтракали, тем более что около дома под навесом находился столик со скамейками, где можно было совместить приятное с полезным ().

Как оказалось, хозяйка гостевого дома «Горец» Сусанна также владела небольшим кафе, расположенным у единственного в деревне магазина. Надо было с ней познакомиться и обговорить детали проживания, для чего мы с Андреем отправились на второй завтрак в кафе «Домашняя Кухня» (). Взяли по чебуреку и кофе в турке.

Ассортимент местного магазина меня не устраивал ещё в прошлой поездке, а питаться надо было чем-то... Поэтому после посещения кафе и знакомства с хозяйкой решено было поехать в соседнее село Счастливое - там целых два магазина, и товаров гораздо больше. Я накупил продуктов на целую неделю, что увеличило объём моих багажных сумок почти до предела, и, посетив напоследок второй магазин () (там удалось купить огурцов и развесных пельменей), с чувством выполненного долга мы отправились восвояси.

Не успели мы вернуться из магазина, как начался довольно сильный дождь, с ветром и грозой. Это немного спутало наши планы, так как основные треки были проложены по грунтам. К счастью, дождь вскоре закончился, и я предложил Андрею прогуляться до начала предполагаемого маршрута и посмотреть состояние дороги после дождя. Мы дошли до родника Азменын-Чокрак - где мы ночевали с Игорем в 2021 году, перешли несуществующую речку Кучук-Узеньбаш и дошли до начала подъёма. На дороге местами лужи, в низинках скопление грязи, но в целом дорога вполне проходимая.

Остаток дня провели в блаженной расслабухе, лишь под вечер вышел прогуляться с фотоаппаратом (). Все походные мероприятия были отложены на завтра, так как завтра утром должен приехать Игорь, готовый тут же отправиться на один из запланированных маршрутов. Ну, посмотрим.

Наше скромное жилище со всеми удобствами Вид на перевал Кучук-Богаз и горы Куш-Кая и Караул-Кая К дому примыкает мангальная зона со столиками под навесом В кафе «Домашняя Кухня» - Сусанна готовит нам чебуреки с кофе Один из магазинов в селе Счастливое Вечерний вид на горы

ВВЕРХ

13 сентября (пятница)

Многоречье - Счастливое - Многоречье

Пройденное расстояние: 5,65 км
Суммарная высота подъёма: 160 м
Старт: 15:15, финиш: 16:28, время в движении: 0 ч 32 м
Средняя скорость: 10,62 км/ч
Максимальная скорость движения: 53 км/ч

Утром встал пораньше, чтобы не проспать звонок Игоря. Звонок прозвучал ровно в семь на мой новый МТСовский номер. Как мы договорились заранее, отвечать на звонки не нужно, просто сбрасывать их. Я так и сделал. Ещё один звонок прозвучал через полчаса - я опять сбросил. Но когда зазвонил мой основной телефон, я понял - что-то не так, и ответил. Оказалось, что Игорь (точнее, его навигатор) сбился с пути и не знал, куда надо ехать. Я сориентировал его по основным населённым пунктам, после чего звонки прекратились, из чего я сделал вывод: либо появился сигнал со спутника, либо моей ориентировки было достаточно.

К обещанному времени Игорь не объявился. Не позвонил он и через час. Тогда я сам набрал ему и попросил позвонить, когда он доберётся до Счастливого. Ожидание затянулось, и только в половине двенадцатого наконец прозвучал звонок: Игорь доехал до моста. Мы с Андреем не стали медлить и вышли навстречу - на перекрёсток улиц () у колодца (колодец был ориентиром для Игоря) ().

Игорь появился ближе к двенадцати. Было видно, что и он порядочно устал - особенно на последних километрах, где начинался затяжной подъём. После приветствий и блиц-обмена новостями, чтобы лишний раз не подниматься на Сосновую улицу, я предложил Игорю сразу отправиться в кафе подкрепиться, ведь он ехал без завтрака и уже проголодался. Заодно и с Сусанной познакомится...

После перекуса чебуреками мы теперь уже втроём отправились на базу. Игорь сразу решил демонтировать свой багажник, так как, по его словам, его вес сравним с весом всей рамы, и на местных покатушках использовать его не хотел. Я предложил ему также посетить магазин для закупки продуктов, чтобы потом, когда мы выйдем на маршрут, на это не отвлекаться. После обеда мы на лёгких велосипедах опять отправились в Счастливое, но в этот раз я не пошёл в магазин (), а ожидал ребят в скверике перед памятником погибшим партизанам ().

Как я и думал, Игорь не пройдёт мимо арбузов... С трудом запихнув ягоду в заплечный рюкзак, Игорь вместе с нами отправился в обратный путь, штурмуя второй раз высоту, но теперь уже с арбузом...

По возвращению мы с Андреем помогли Игорю расправиться с арбузом, а корки с удовольствием догрыз местный ишак (). И нам хорошо - меньше мух будет, и ослу на пользу. Только он, гад, своей слюной загадил нам всю площадку - пришлось смывать водой...

Вечером решили сходить на разведку маршрута на яйлу: трек у меня был, но надо было проверить. И не зря - запланированная тропа была труднопроходима для велосипеда, но мы нашли более удобную дорожку, не обозначенную на карте. Единственное препятствие на пути - небольшой ручеёк, который можно перешагнуть. Но завтра мы здесь не пойдём, пригодится на следующий раз.

В деревне всего две улицы: Ключевая и Сосновая В колодце вода есть, но ей никто не пользуется: в каждом доме есть водопровод Село Счастливое: в этом магазине мы закупали продукты Памятник 7-й партизанской бригаде Местному ослу очень понравились арбузные корки

ВВЕРХ

14 сентября (суббота)

Многоречье - Кучук-Богаз - тс Бойка - Большой каньон Крыма - Соколиное - Аромат - Зелёное - Счастливое - Многоречье

Пройденное расстояние: 37,8 км
Суммарная высота подъёма: 1311 м
Старт: 7:35, финиш: 18:25, время в движении: 4 ч 56 м
Средняя скорость: 6,56 км/ч
Максимальная скорость движения: 42,1 км/ч

Сегодня мой будильник прозвенел в половине шестого, чтобы как можно раньше мы смогли начать первый из запланированных маршрутов. Погода обещала быть хорошей: дождя не ожидалось, но и сильная жара также не прогнозировалась. Было прохладно, из-за чего я надел флисовую кофту. Ребята тоже утеплились, по крайней мере, выше пояса (). Заперев дверь, мы выдвинулись на маршрут.

Чтобы не брать в лоб крутой начальный участок, мы сделали небольшой крюк, и, миновав шлагбаум с угрожающими надписями, начали подниматься по лесной дороге, которая тоже довольно круто поднималась по склону. Так что пришлось заниматься велотолканием. Вначале колея была довольно сырой, с лужами и грязью, потом по мере подъёма грунт сменился на камни, езда по которым даже вниз была бы невозможной ().

За всё время подъёма мы никого не встретили, кроме молодого кабанчика, который выскочил на дорогу прямо перед нами. Пока я доставал фотоаппарат, он, опомнившись, дал дёру по кустам, и фото не получилось. А так даже снимать было нечего - кругом только высоченные деревья, и бесконечный подъём...

Через два часа после начала подъёма по лесу мы оказались в непосредственной близости от перевала Кучук-Богаз (). Здесь дорога упёрлась в почти отвесный борт горы Караул-Кая. Вначале казалось, что дальше пути нет, но дорога, сделав крутой поворот, траверсом поползла по склону, из-за чего снизу её не было видно. Ещё десять минут, и мы достигли перевала, представляющего собой тот же лес, только без подъёмов и спусков (). Здесь мы решили немного отдохнуть и перекусить. И всё бы ничего, но обилие лосиных мух не давали возможности расслабиться. Поэтому, чтобы не стать кормовой базой для мух, через 15 минут снова тронулись в путь.

Далее колея уже не просматривалась, но тропа была хорошо нахожена и читалась без труда. Но, к сожалению, этот нетрудный путь шёл в сторону стоянки Баш-Дере и дальше, на яйлу, а нам туда не надо. Нам надо где-то здесь повернуть направо, и, двигаясь параллельно горизонтали 950 метров, выйти на дорогу, соединяющую перевал Биюк-Богаз с правым бортом Большого Каньона. Пришлось делать пешую разведку, которая показала, что тропа есть, и даже обозначена разметкой. А найти этот поворот было сложно из-за упавшего громадного бука, напрочь перегородившего всю ложбину, по которой раньше шла тропа.

Эта тропа была намного хуже, чем предыдущая. Мало того, что она плохо читалась среди опавших листьев и нагромождения булыжников, она была часто перегорожена упавшими деревьями, так, что ни подлезть, ни перелезть их было невозможно (). И только когда вы выбрались в низкорослый лес, завалы прекратились, и даже попалась небольшая полянка, залитая солнцем ().

После очередного небольшого отдыха мы наконец выбрались на лесную дорогу, ведущую к турстоянке Бойка (). Она шла почти горизонтально и даже иногда вниз, а покрытие, если так можно выразиться, дорожного полотна местами позволяла ехать в седле, что радовало - идти пешком порядком надоело. К двенадцати часам дня, передвигаясь таким способом, мы добрались до плановой стоянки Бойка, где устроили очередной отдых с перекусом ().

Долго засиживаться здесь не стали - пятнадцать минут, и в путь! Без труда преодолев пересыхающий ручей Йохаган-Су (), мы начали подниматься к борту каньона, и вскоре вышли на обширную поляну с шикарными видами как на сам Большой Каньон и Коровий грот (), так и на вершины Караул-Кая и Куш-кая, перевал между которыми мы недавно преодолели (). Ни Игорь, ни Андрей здесь никогда не были, и им предоставилась возможность насладиться окружающими красотами ().

Вторая видовая площадка находилась над Коровьим гротом, и предоставила нам не менее впечатляющий вид на начало каньона (). Далее тропа опять ушла в лес, и виды закончились, и, если бы не постоянный спуск, пришлось бы не сладко ().

Мне ещё не приходилось путешествовать по каньону на велосипеде, и если бы я рискнул сунуться сюда с гружёным байком, то проблем было бы много. Даже с почти пустым велосипедом, при условии, что тропа постоянно сбрасывала высоту, идти было сложно. Неудивительно, что на путь от Бойки до родника Джевизлык в 3 километра мы потратили полтора часа! (). От родника тропа ещё круче начала спускаться к руслу реки Аузун-Узень, где велосипед с зажатыми тормозами так и норовил кувыркнуться через переднее колесо.

Последние десятки метров до основной дороги были наиболее трудными для преодоления: тропа, зажатая между двумя скалами, извиваясь среди нагромождения камней, интенсивно сбрасывала высоту. Игорю надоело лавировать колесом - он взял велосипед на плечо. И это всё благодаря тому, что мы были налегке!

Вот и дорога, ведущая к Ванне Молодости. Здесь было многолюдно: женщины в платьях, дети в колясках, бабушки с палочками... Все двигаются к Ванне, чтобы омолодиться... Это объяснимо - ведь сегодня суббота, выходной день. Я тоже предложил ребятам омолодиться, но не ехать так далеко, ведь неподалёку есть Яблоневый брод, к которому можно подъехать с велосипедами. (). После водных процедур мы выбрались на главную тропу и направились назад, к Почтовому Дубу.

Надо заметить, что от дуба осталось одно только название; зато появилась торговая точка, где я соблазнился стаканчиком холодного кваса. Здесь также была важная развилка: если поехать прямо, то минуя шоссе, можно попасть в Соколиное и даже в Богатырь - это так называемая Юсуповская тропа. Ну а нам, конечно, надо выбираться на шоссе, для чего мы повернули влево, и по деревянной лестнице поскакали вниз. А навстречу всё шли и шли люди, разного пола и разного возраста, с удивлением поглядывая на трёх уже не очень молодых велосипедистов...

Через восемьсот метров после Дуба мы добрались до мостика через речку Коккозка, которая образовалась здесь слиянием рек Аузун- и Сары-Узени (). Напоследок небольшой торчок - и вот оно, шоссе Бахчисарай-Ялта. Несколько минут на осмотр техники - всё ли в порядке - далее садимся на байки и, аккуратно объезжая бесчисленные ямы и выбоины, двигаемся в сторону Соколиного. Да, всё никак не могут отремонтировать этот участок дороги!

В село Соколиное мы прибыли в начале четвёртого - однако! Тем не менее я предложил ребятам перекусить в широко известном в узких кругах кафе «Элькен». Вот вроде бы недавно были здесь - в 2022 году - а кафе сильно изменилось, и не в лучшую сторону. Наш любимый столик убрали, велосипеды поставить некуда, официанты какие-то неприветливые... Но лагман и салат из морепродуктов я всё же заказал, ну и пива, конечно. В общем поели без особого восторга. Да и рассиживаться было некогда, хотелось приехать на базу засветло, а ещё надо зайти в магазин за вином - в наших ближайших магазинах вино и крепкие напитки не продают, только пиво.

Изменения коснулись не только кафе в Соколином, но и магазинов в селе Аромат. Раньше здесь был нормальный продуктовый магазин с большим выбором еды и напитков, а сейчас вместо продуктов - хозяйственные товары... Ну ладно - купили жидкость для стирки одежды... В соседнем магазине - только газировка, а где же вино?! С этим вопросом я обратился к продавщице, которая открыла мне тайну: магазин «Серёженька» - в полукилометре от поворота на Многоречье. Надо ехать!

Магазин находился в начале села на противоположной стороне дороги. Помещение маленькое и выбор не сильно богатый, но для нас нашлось подходящее вино. Чтобы не прогадать, купил Кагор, а на пробу взял Херес, который почему-то всегда игнорировал. Ну а теперь обратная дорога длиной в 14 километров - ничего не поделаешь, надо возвращаться на место базирования...

Добрались не быстро, но и не слишком медленно - за полтора часа, солнце ещё не успело скрыться за горизонт. Отведали Хереса: нормальное вино, но по крепости оно выше других десертных вин, и таковым не является. Оно более сухое, и технология изготовления особая. Зато Кагор пошёл на ура, и к концу вечера бутылка была опустошена. На этом и разошлись по кроватям.

Собираемся в первую горную покатушку По такой дороге по-любому приходится идти пешком Наиболее крутой участок пути - перед выходом на перевал Перевал Кучук-Богаз ничего интересного не представлял - лес как лес Соединительная тропа по 59 маршруту изобиловала буреломами (кадр из видео) Поляна на склоне горы Караул-Кая. Высота 950 метров Вышли на главную дорогу, соединяющую перевал Биюк-Богаз с турстоянкой Бойка Одна из стоянок Бойки Ручей Йохаган-Су практически сухой Вышли на правый борт Большого каньона. Справа - Коровий грот Вид на горы Куш-Кая и Караул-Кая. Седловина между ними - перевал Кучук-Богаз, который мы наконец преодолели Игорь показывает, куда нам нужно ехать Панорама верховья каньона. Прямо под нами - Коровий грот И здесь завалы! Родник Джевизлык абсолютно сух Мостик через реку Аузун-Узень в районе Яблоневого брода А это уже мост через Коккозку: здесь сливаются реки Аузун-Узень и Сары-Узень

ВВЕРХ

15 сентября (воскресенье)

Многоречье - пер. Митис-Богаз - Малый каньон - Счастливое - Многоречье (пеший маршрут)

Пройденное расстояние: ~4,3 км +2 км (возвращение по шоссе)
Суммарная высота подъёма: 152 м
Старт: 10:15, финиш: 12:00 (Счастливое), время: 1 ч 40 м
Средняя скорость: — км/ч
Максимальная скорость движения: — км/ч

Сегодня, после завтрака яичницей и кофе в кафе у Сусанны, мы отправились в пеший маршрут по т.н. Малому каньону: в отличие от его старшего брата, он менее популярен и малопосещаем, а напрасно. Я давно пытался пройти по нему, но с велосипедом по каньону пройти крайне сложно, а оставить технику и лишнее снаряжение было негде. Теперь же наоборот - и велосипед есть где оставить, и вещи, и пойти налегке.


Вначале был крутой подъём на перевал Митис-Богаз, где нас ждал уже знакомый шлагбаум. Далее - плавный спуск через ореховую рощу к началу каньона (). Дошли до внушительного размера дыры в земле - по-видимому, это один из выходов родника Смольму, но воды в нём не было (). Она появилась чуть позже, как бы ниоткуда. Игорь не поленился спуститься к бьющему из-под земли ключу и набрать бутылку воды.


Чем дальше мы шли, тем более тесным становился каньон, тем выше и круче поднимались его каменные стены (). Местами приходилось перепрыгивать с камня на камень, и, если бы поход проходил весной, по большой воде, вряд ли бы нам удалось так легко преодолеть эти исполинские каменные ступени ().


Главный ориентир в каньоне - это водопроводная труба, идущая в направлении накопительного водохранилища (). Иногда от основной тропы круто вверх уходили боковые тропы, которые вели, скорее всего, на вершину горы Хьели-Кая. Надо бы, конечно, подняться наверх и оглядеть окрестности с обрыва, но не зная точной дороги, карабкаться по крутым склонам не очень-то хотелось.


Наряду с природными преградами, на пути попались и рукотворные препятствия - плотины и водозаборы. А в целом каньон вполне проходим - вон даже женщины прогуливаются - но, повторюсь, когда тут нет воды. Зимой или ранней весной, думаю, будет на порядок сложнее.


После этих огромных валунов () борта каньона резко расступились, и перед нами побежала обычная лесная тропинка. Вскоре она раздвоилась: правая, по-видимому, шла к водохранилищу и дальше в сторону Биюк-Таушана; левая должна вывести нас в село Счастливое. Мы туда и повернули. Через несколько десятков метров тропа влилась в накатанную дорогу, идущую опять-таки от водохранилища (). Несмотря на палящее солнце, идти по тенистой дорожке было приятно, и через полчаса неспешной ходьбы, за разговорами не заметили, как дошли до окраины села (). Трек по каньону преодолён, теперь можно зайти в магазин.


День перевалил через двенадцать часов, погода была отличная. В магазине взяли по мороженому, расположились на скамейках под навесом и немного отдохнули, поедая десерт. А теперь надо было возвращаться на базу - теперь пешком, но по шоссе. Всё-таки, на велосипеде этот участок дороги проезжается веселее... По возвращению больше никуда не дёргались, отдыхали перед завтрашним подъёмом на яйлу: планировался маршрут по Екатерининской дороге на Яман-Таш со спуском к Счастливенскому водохранилищу.


К сожалению, вечером погода испортилась: поднялся сильный ветер, а ночью разразилась гроза... Вещи, сохнущие на верёвке без прищепок, сдуло - хорошо, что далеко не унесло. Посмотрим, что будет утром, а пока - спать...

Здесь начинается Малый каньон Крыма Внушительных размеров дыра в земле - по-видимому, один из выходов родника Смольму Тропа часто перепрыгивает с одного берега сухого русла на другой Ущелье в нескольких местах перегорожено рукотворными плотинами и водозаборами На всём протяжении каньона нас сопровождала водопроводная труба В нижней части каньона появились исполинские валуны По этой тенистой дорожке мы добрались до села Счастливое Лесная дорога вышла на окраину села

ВВЕРХ

16 сентября (понедельник)

Многоречье - Екатерининская дорога - Ялтинская яйла - серпантин - Соколиное - Аромат - Зелёное - Счастливое - Многоречье

Пройденное расстояние: 53,88 км
Суммарная высота подъёма: 1814 м
Старт: 8:19, финиш: 17:17, время в движении: 5 ч 48 м
Средняя скорость: 9,27 км/ч
Максимальная скорость движения: 41 км/ч

Утро выдалось хмурым и прохладным. Дождя не было, но земля была сырой. Делать нечего - надо собираться в дорогу. Пятый день мы в Крыму, а из серьёзных маршрутов был осуществлён только один...

Метеопрогноз обещал дождь днём, поэтому решил взять куртку. Поскольку дистанция предстоящего маршрута была небольшой, выход со стоянки состоялся в начале девятого. Чтобы не сбрасывать высоту, поехали по ранее разведанной дороге через поляну над селом. Перед Лесным Кордоном повернули налево, и, переправившись через ручей, по лесной дорожке через сосновый лес двинулись к перевалу Митис-Богаз.

На этом перекрёстке у шлагбаума мы были позавчера. Сейчас, после дождя, дорогу немного развезло, и, если бы не каменистая поверхность полотна дороги, на колёса налипло бы много грязи. Но в любом случае начало подъёма было довольно крутым, так что в основном занимались велотолканием ().

В какой-то момент послышался звук тяжёлой машины, едущей снизу. Кто там ехал, непонятно, на всякий случай мы съехали с дороги на боковую просеку, так, чтобы нас не было видно с дороги. Оказалось, что это были не лесники, а тягач с трубами: я где-то слышал, что по яйле ведут газовую магистраль. Мы продолжили движение, и, когда достигли поворота направо, я увидел уходящую вверх зарастающую колею - это была дорога на турстоянку Кош (). Можно было поехать по ней, но правая дорога стала выполаживаться, да и по качеству она была больше похожа именно на дорогу, поэтому поехали направо.

Почти через полтора часа после начала подъёма мы добрались до родника Эки-Текне, единственного источника воды на этой дороге (). Раньше здесь было большое металлическое корыто, в котором собиралась вода, но где же оно?? А, вот оно - её почти не видно в результате выравнивания дороги, да и пить из этого сомнительного источника я бы не стал ().

Дорога тем временем продолжала подниматься по склону между горами Ольмесхыр и Сунгурта. Как оказалось, она пользовалась спросом у строителей газопровода - несколько раз нам приходилось останавливаться, прижимаясь к обочине, чтобы пропустить грузовики или спецмашины, едущие либо навстречу, либо попутно. Крутизна подъёма по-прежнему не давала возможности сесть на велосипед, так и дотолкались до конца леса. В конце подъёма хорошо укатанная дорога превратилась в каменистую, по которой даже просто катить пустой велосипед было тяжело (). Зато какой вид открывался назад! () И только тяжёлые низкие облака закрывали дальнюю перспективу ().

Финишный рывок по камням, и вот - перекрёсток. Неожиданно выяснилось, что у Андрея спустило заднее колесо... Замена камеры растянулась на 50 минут - что-то слишком долго для такой простой операции. Пришлось нам с Игорем помогать Андрею, и мы втроём одолели злосчастное колесо. За время ремонта с северо-запада пришла сплошная облачность, и было очевидно, что в районе горы Яман-Таш идёт ливень. Я стал прикидывать дальнейшие действия: если мы продолжим движение в сторону Яман-Таша, то наверняка попадём в дождь, а спускаться по мокрой глине было бы занятием бесперспективным. Да ещё по яйле надо проехать около семи километров, чтобы доехать до поворота на просеку газопровода. Те же семь километров, но на на юго-запад - и мы окажемся на асфальте, то есть на Бахчиссарайском шоссе, тем более в этом направлении небо было не такое хмурое. Учитывая также, что у Андрея больше нет запаски, было бы рискованно ехать по грунтам. Решено - едем на шоссе.

После поворота направо дорога пошла практически без подъёмов, а вначале даже удалось прокатиться в седле. Но перед горой Эндек начался затяжной подъём. Опять велотолкание, да ещё и дождь начался. Пережидать не было смысла, тем более что впереди дождя не было. Надели куртки (Андрей поверх шлема натянул полиэтиленовую сумку) и поехали. Наконец добрались до траншеи, где была уложена газовая труба (). В этом месте был проезд на другую сторону траншеи, где мы повернули направо, окончательно оставив затею с посещением Яман-Таша.

Далее дорога стала вполне сносной. Конечно, не равнина, но общий уклон был в сторону Ай-Петринского перевала, так что бОльшую часть пути удалось преодолеть верхом. Андрей ехал впереди, я следом, а Игорь... А где Игорь??? Я остановился и стал вглядываться в холмистую местность. Наконец из очередной ямы показалась его голова, но скорость его передвижения показалась мне слишком медленной. Решил дождаться и выяснить, в чём дело. Оказалось, что у него забилось грязью заднее колесо, и он, чтобы не повредить свою новую карбоновую раму, нёс велосипед на себе... Чтобы не задерживать наше движение, он предложил нам с Андреем не ждать его, а ехать в Соколиное, чтобы там встретиться. На том и порешили: я дал Игорю свою металлическую ковырялку для очистки грязи и поехал за Андреем (), договорившись после выезда на шоссе созвониться.

Оставшиеся 3,5 километра я пролетел с ветерком - за пятнадцать минут, сбросив почти полтораста метров высоты. Правда, вместо перевала Ай-Петри дорога вышла к перекрёстку у горы Бедене-Кыр (), так как проехать по короткой дороге было невозможно из-за траншеи, разделившей всю яйлу на две части. Я рассказал Андрею историю с Игорем, но предложил подождать минут пятнадцать-двадцать - вдруг он нас догонит. И действительно, через 15 минут Игорь показался на горизонте, едущий на велосипеде. Собравшись вместе, не мешкая, мы двинулись по шоссе в сторону Соколиного.

Далее последовал восхитительный драйв по серпантину, целиком записанный на камеру GoPro в режиме TimeWarp. Тут надо заметить, что в предыдущих спусках с Ай-Петри (и не только с Ай-Петри) при съёмках на старую камеру у меня не получалось сделать качественное видео из-за сильной вибрации при езде. GoPro10 с её сумасшедшей стабилизацией достойно справилась с этой задачей, а также с большим перепадом яркостей тоже всё хорошо.

У родника «Пионер» остановились (), чтобы дождаться Андрея и заодно отмыть велосипеды от налипшей глины. Я нашёл старое пластиковое ведро, набрал в него воды и с помощью тряпки досконально вымыл весь велосипед. Затем доехали до Соколиного, но в кафе идти никто не захотел (). Тогда я зашёл в соседний магазин, купил вина, после чего мы продолжили движение до знакомого поворота (). Кстати, ни в Соколином, ни в Аромате дождя и в помине не было, а вот на востоке - в Счастливом, Многоречье - висела чёрная туча, и видно было, что там поливает. Так и есть - После Зелёного начал накрапывать дождик, который по мере движения к Многоречью только усиливался... Приехали в Горец насквозь мокрые. Но горячий душ, стаканчик вина сделали доброе дело - никто не заболел и даже не зачихал.

Начало подъёма по Екатерининской дороге Важная развилка: левая дорога идёт на турстоянку Кош и далее в сторону г. Лапата, правая - на Ялтинскую яйлу, к хребту Йограф Поворот дороги у родника Эки-Текне Сам родник представлял жалкое зрелище Финишный взлёт дороги перед выходом на яйлу Панорама гор Внутренней Гряды - вид на северо-запад В небе парят несколько чёрных грифов Через всю яйлу тянут нитку газопровода Впереди показалась гора Бедене-Кыр с её знаменитыми «шарами» Погода оставляет желать лучшего: вот-вот пойдёт дождь У родника «Пионер» приводим в порядок свои велосипеды Выехали из зоны дождя: в Соколином сухо Со стороны гор надвигается большая туча (кадр из видео)

ВВЕРХ

17 сентября (вторник)

Многоречье - Счастливое - Зелёное - Аромат - Соколиное - р. Сары-Узень - вдп. Серебряные Струи - Соколиное - Аромат - Зелёное - Счастливое - Многоречье

Пройденное расстояние: 48,47 км
Суммарная высота подъёма: 725 м
Старт: 10:06, финиш: 16:03, время в движении: 2 ч 34 м
Средняя скорость: 9,65 км/ч
Максимальная скорость движения: 41,1 км/ч

После вчерашнего дождя часть вещей так и не просохла, особенно кроссовки. Сегодня решили на грунты не соваться, хватило вчерашней грязи. А куда ехать, если не по грунтам? Асфальт у нас только один - в сторону Аромата. Я не нашёл ничего лучшего, как предложить сгонять на водопад Серебряные Струи - всё-таки достопримечательность, тем более что после обрушения козырька я там не был. Андрей почему-то отказался ехать, и мы поехали вдвоём с Игорем. Собирались долго, и выехали только в 10 часов ().

Наконец нам предоставилась возможность ехать по этому шоссе не вверх, а вниз. Громадная лужа, которую мы форсировали вчера под дождём у села Счастливое, почти высохла, что радовало, потому что завтра нам предстояло ехать по грунтам. А сейчас наслаждаемся хорошей погодой, прекрасным асфальтом и красивыми пейзажами ().

После Соколиного хорошая дорога закончилась (), пришлось лавировать между ямами - большими и маленькими. Добравшись до трактира «Три Пескаря», повернули направо, и по ступенчатой тропе вскарабкались на дорогу, ведущую в Чайный Домик. День был будний, так что посетителей водопада не было видно. Мы доехали до мостика через реку Сары-Узень и повернули на тропу, идущую к водопаду. Надо заметить, что бушевавший накануне ветер повалил много деревьев, и нам пришлось перелазить через валявшиеся стволы. А последнее дерево, лежащее поперёк тропы у самого водопада, даже не стали форсировать с велосипедами и оставили их прямо у дерева.

Серебряные Струи даже с обломанным козырьком смотрятся очень симпатично () - мы подошли прямо к ниспадающему потоку, а Игорь даже пытался влезть в небольшой грот (). Налюбовавшись зрелищем (не зря говорят, что человек может бесконечно смотреть на горение огня, наблюдать за течением воды и созерцать, как работают другие люди...), мы отправились в обратный путь, по пути зайдя в магазин: захотелось кефира с булочкой - всё-таки два часа дня. Игорь не стал заходить за покупками, а зря - дорога ещё длинная. И, если честно, она уже начала надоедать...

Оставшуюся часть пути я ехал не торопясь - было жарковато, и не хотелось стать взмыленной лошадью. Строительные рабочие, которые занимались дорогой, кажется, начали нас узнавать, а некоторые махали нам руками... Мы так и не дождались асфальтирования последнего участка, но радовало полное высыхание той проклятой лужи. По пути я не удержался и заехал в магазин в Счастливом - взял пару банок пива, так как к нему у меня была закуска - копчёные креветки. Теперь заключительный подъём, и мы на базе ().

Оставшаяся часть дня была посвящена сборам к завтрашнему этапу: мы покидаем этот уютный уголок Крыма и выдвигаемся поближе к Симферополю. Послезавтра мы с Андреем сядем в поезд, а Игорю ещё предстоит поколесить по Крыму - его поезд отправится в Санкт-Петербург в понедельник.

Спортивно-охотничий клуб «Многоречье» Вид на хребет Седам-Кая и гору Сююрю-Кая (Сахарная головка) с дороги Недавно отремонтированное шоссе опять обрушилось Прибыли на водопад Серебряные Струи Даже без козырька водопад красив и грациозен Возвращаемся в наше временное жилище

ВВЕРХ

18 сентября (среда)

Многоречье - Счастливое - Зелёное - Плотинное - Солнечноселье - Высокое - Лаки - Баштановка - Качи-Кальон (нагорье Пычки-Кая-Баш)

Пройденное расстояние: 39,18 км
Суммарная высота подъёма: 879 м
Старт: 7:57, финиш: 18:11, время в движении: 4 ч 57 м
Средняя скорость: 7,88 км/ч
Максимальная скорость движения: 38,3 км/ч

Сегодня мой будильник опять сработал в половине шестого. основное снаряжение было собрано вчера, сегодня осталось упаковать посуду, продукты из холодильника и подготовиться к маршу в полной выкладке. В итоге к восьми часам мы были готовы к старту (). Утро выдалось прохладным и туманным; дождя не было - и на том спасибо.

Итак, в восемь утра, ещё раз проверив, всё ли взяли, заперли дверь (ключ оставили в замочной скважине - так было обговорено с хозяйкой) и в пешем порядке спустились на шоссе. Спуск по хорошему асфальту проблем не доставлял, но, подъезжая к н.п. Плотинное, я заметил, что Игорь заметно отстал. Оказалось, что он где-то проколол заднее колесо. Пришлось менять камеру. Минус сорок минут из дневного трафика...

Как раз с точки ремонта, у магазина, трек уходил вправо - по грунтам. Благодаря этой срезке сэкономили 3 км пути и 100 метров подъёма (). Если не считать преодоление лужи и небольшого торчка (), сократ себя оправдал.

Вышли на шоссе, ведущее в Солнечноселье (), но проехав всего километр (), съехали на щебёнку, чтобы не набирать лишней высоты, если бы двигаться через всё село, расположенное по склону горы Коль-Бурун. Вначале дорога слегка взбрыкнула (), но потом успокоилась, поднявшись до высоты 500 метров, и, плавно огибая гору, вышла на перекрёсток у села Высокое ().

К этому времени погода наладилась: выглянуло солнце, туман поднялся и наконец растворился в небе. В селе немного блуканули, но вовремя вернулись на трек и взяли курс на церковь святого Луки (на картах обозначено как Лаки). Проехали по дамбе водохранилища (), и стали подниматься к храму ().

Здесь мы решили немного отдохнуть и перекусить. У меня с вечера были сварены пельмени, и пришло время их употребить. В храм я не пошёл, а ребята зашли ненадолго (). Здесь, несмотря на солнечную погоду, было прохладно из-за ветра, дующего с северо-запада. Через полчаса мы тронулись по хорошо укатанной каменистой грунтовке, ведь к храму часто подъезжают паломники.

Дорога в сторону Баштановки преимущественно идёт вниз. С открытых участков хорошо просматривалась конечная цель сегодняшнего велопробега - плато Пычки-Кая-Баш (). Но в основном путь пролегал по прекрасному сосновому лесу, вплоть до асфальтового участка, ведущего в воинскую часть ().

По шоссе доехали до моста через реку Кача и повернули налево - на Баштановку. В селе заехали в продуктовый магазин, купили что надо для ужина и вернулись на основное шоссе, идущее в Верхоречье и Синапное (). Нам же надо в противоположную сторону. Проехав 1,5 км, остановились у информационных щитов: здесь начиналась тропа к скиту святой великомученицы Анастасии Узорешительницы (). Тропа была выложена автомобильными покрышками, коих на пути до родника святой Софьи аж 600 штук ().

Да, подъём по такой тропе, да с гружёными велосипедами лёгким не назовёшь... Не даром другое название - «тропа грешников». Пройдя пару десятков ступеней, стало ясно, что надо подниматься разделкой: двадцать ступенек поднимается велосипед, потом назад - за рюкзаками. И так - несколько раз... На развилке троп (правая пошла к пещерам) немного отдохнули (). Следующий этап - до родника: надо было набрать воды на вечер (). Родник оборудован краником, но вода текла слабо, что дало возможность хорошо отдохнуть после тяжёлого подъёма ().

После того, как все собрались у родника, нам оставалось преодолеть лестницу, теперь обычную (), чтобы подняться по узкому переулку к территории скита (). Пользуясь небольшой заминкой, я занялся съёмкой панорамы, открывающейся с обрывистой площадки на долину реки Кача ().

Монастырь примечателен тем, что практически все здания и стены выложены мозаикой (), (), а церковь Анастасии Узорешительницы вся украшена бисером! Здесь мы сделали ещё одну остановку, чтобы посетить церковную лавку и, конечно, войти внутрь храма. Так получилось, что мы попали на службу, и в храме нельзя было производить съёмку (да и невозможно - из-за темноты), но камеру, висевшую на груди, я намеренно не выключил...

В лавке было очень много различных сувениров - от магнитов до икон, и это было единственное место во всём нашем путешествии, где можно было приобрести что-то в подарок родственникам и друзьям. Поэтому я здесь много чего накупил. Ребята тоже чего-то приобрели, но нам рано было расслабляться: скоро начнёт темнеть, а мы не добрались до места ночёвки. Бросив прощальный взгляд от автостоянки (), мы двинули в сторону Бахчисарая.

Дорога от скита, выбираясь из ущелья, постепенно набирала высоту. Здесь уже можно было ехать, что мы и сделали: Игорь вырвался вперёд, Андрей был сзади. Вскоре мы достигли развилки: основная, хорошо накатанная дорога, круто развернувшись против часовой стрелки, уходила в Предущельное, но нам туда не надо. Как я и думал, Игорь устремился по ней, но вовремя остановился, и я указал ему нашу дорогу, идущую вправо (). Стали ждать Андрея - что-то долго его нет. Я пошёл навстречу и вскоре увидел его, идущим пешком. Выяснилось, что у него оборвалась цепь... Сейчас ремонтировать было некогда, поэтому Андрею до места привала пришлось идти пешком.

Остаток пути шли вместе, чтобы никто не отстал и не заблудился. Выйдя на большую поляну, повернули направо, и вскоре вышли на обрыв, с которого открывались шикарные виды на всю долину Качи (). А если бы гора Кыз-Куле не загораживала бы, то на горизонте при хорошей погоде было бы видно и Чатыр-Даг, и плато Бабуган (). Если присмотреться, то был виден даже храм святого Луки, который мы проезжали сегодня днём ().

Пришло время покинуть этот тихий уголок Крыма Полевая дорога ведёт нас в Солнечноселье (вид назад, на массив Бойка) Небольшой торчок грунтовки с видом на чью-то дачу Выехали на асфальт у села Солнечноселье Вид на юг от села: на горизонте торчит Сахарная Головка Небольшие торчки попадались и после Солнечноселья Развилка дорог у Высокого Проезжаем один из прудов в долине реки Кечим-Су Грунтовка поднимается к храму святого Луки Храм на фоне горы Татар-Ялга На горизонте показалось плато Пычки-Кая-Баш: нам - туда! Выехали на асфальт перед Баштановкой Пещерный монастырь Качи-Кальон: отсюда кажется, что подняться на гору нереально Здесь начинается Тропа Грешников... Вся тропа выложена автомобильными покрышками: их здесь около 600 штук На середине пути надо отдохнуть... В результате раздельной переноски нам удалось подняться до родника святой Софьи Родник, оборудованный краником, едва сочился Финишный рывок по лестнице, и ... ... и мы попадаем в узкий переулок, ведущий к монастырю Скит расположен в ущелье, зажатый между двумя скалами Практически все строения скита украшены мозаикой На стенах - иконы и библейские сюжеты Вид на монастырь с автомобильной стоянки Развилка дорог: левая идёт в Предущельное, правая - в сторону Чуфут-Кале Выехали на смотровую площадку плато Отсюда окрывается великолепный вид на всю долину реки Кача Вдалеке виднеется храм святого Луки Восход полной луны в горах - фантастическое зрелище!

Полюбовавшись, начали искать место для ночлега. У меня была запланирована точка неподалёку, но мы до неё не дошли и остановились на более скромной полянке, прямо на краю скалы, где расположились мы с Андреем. Игорь облюбовал место в чащобе леса неподалёку. У Андрея была стандартная палатка, я же решил сэкономить, и вместо палатки взял тент. Немного провозившись с натягиванием растяжек, тент был установлен, и в этот момент случилось небывалое зрелище: из-за горизонта, прямо напротив нас, вышла полная луна, громадная, как сквородка (). Бросив всё, я кинулся за фотоаппаратом и штативом, чтобы заснять эту красоту, правда, немого опоздал. Ну и так тоже ничего.

ВВЕРХ

19 сентября (четверг)

Качи-Кальон - тс Бешик-Тау - Бахчисарай - трасса Таврида - Симферополь (вокзал)

Пройденное расстояние: 41,23 км
Суммарная высота подъёма: 351 м
Старт: 9:16, финиш: 15:30, время в движении: 5 ч 30м
Средняя скорость: 7,88 км/ч
Максимальная скорость движения: 34 км/ч

Сегодня утром что-то долго собирались... С другой стороны, долгие сборы объяснить можно: надо было просушить тенты (за ночь они покрылись обильным конденсатом) (), отремонтировать Андрею цепь (он почему-то не возит с собой замочки для цепи: детальки ничего не весят и занимают очень мало места, но очень важны и нужны), а также ещё раз наблюдать восход, только не луны, а солнца (). Интересно, но факт: наше главное светило взошло как раз там, где вчера поднималась луна! Жаль только, что тучки закрыли светило.

Солнце быстро поднималось над горизонтом, тенты и другое снаряжение более-менее просохло, и надо собираться в дорогу (). Путь неблизкий, да ещё часть дороги не изведана, по крайней мере, до Бешик-Тау (). Опять вышли на смотровую поляну - попрощаться с Качи-Кальоном (), и в начале десятого вышли на грунтовку в сторону родника Юсуф-Чокрак.

Дорога была вполне пригодна для езды на велосипеде, но мы почему-то шли пешком (). Мне потом надоело топать ножками, и я поехал верхом. Родник, как обычно, был сухой, хотя нам вода не требовалась - впереди Бахчисарай, там можно купить что угодно. Решили остановиться на плановой стоянке, где расположились несколько навесов (). Немного отдохнули, справили естественные нужды и поехали - прямиком в Бахчисарай, так как времени на заезды на гору Чуфут-Кале и в Успенский монастырь уже не было. Тем более что навигатор опять потерял спутники, а без точной навигации мы потеряли бы много времени.

По этой, с позволения сказать, дороге мы ездили не один раз. И сейчас она не вызывала вопросов в направлении, только ехать по ней было крайне неприятно - сплошные булыжники, того гляди навернёшься... Где-то на этом спуске у меня заглючил задний переключатель, но заметил это гораздо позже. А сейчас, наконец, зубодробилка закончилась, и мы выехали на асфальтированную улицу, плавно спускающуюся в центр города.

Выехали на улицу Ленина, и сразу попали в лапы зазывал, которые приглашали покушать в их кафе. Мы поддались уговорам, и ребята нас проводили до чайханы. Велосипеды оставили внизу, а сами поднялись на верхнюю террасу, с которой был виден ханский дворец () Чтобы сильно не наедаться, заказали три чебурека на всех, и компот. Расправившись с чебуреками, не заходя во дворец, стали выбираться из города, по пути зайдя в магазин за водой. Жара уже начала доставать (шёл двенадцатый час дня), особенно здесь, в низине. По объездной дороге выбрались на Тавриду и направились в сторону Симферополя.

На трассе нас встретил довольно сильный встречный ветер. С одной стороны, он здорово мешал движению, с другой - хорошо обдувал тело, так что жара не сильно чувствовалась. Но всё равно я не сторонник езды по трассам - во-первых, это не безопасно, во-вторых, неинтересно, в-третьих, шумно и пыльно - ну никакого удовольствия. Но в конкретном случае эта дорога была единственно приемлемым путём на вокзал.

Я рассчитывал так: трасса имеет кратчайшее расстояние, на ней никто (даже Игорь) не заблудится; покрытие ровное, широкая боковая полоса. Ну да, с ветром не повезло, но ехать всё равно надо. Правда, Андрей с первых же километров сдулся: плёлся всё время в хвосте, из-за чего нам с Игорем приходилось поддерживать его темп движения, чтобы не потерять из виду. До центра Симферополя надо было проехать около 30 километров, и если ехать даже со скоростью 6 км/ч, то к пяти часам доехать реально.

Вот так мы и ехали: в горку - 5-6 километров в час, с горки - до тридцати. Так и доехали до развилки, где Таврида уходит в объезд города. Здесь машин стало поменьше, да и ветер стал потише. Появился сигнал GPS, но Игорю так и пришлось ехать почти до центра, ведь без навигатора найти короткую дорогу на Ялтинскую трассу он не смог бы.

На перекрёстке с улицей Дмитрия Ульянова мы простились с Игорем: он направился в сторону Алушты в соло-варианте. Мы же с Андреем стали искать нужную дорогу к вокзалу (навигатор опять отрубился), и к половине четвёртого подъехали к нему (). Ну вот, теперь можно сказать, что путешествие (его активная фаза) закончилось. Для начала пошли пообедать в столовую на бульваре Ленина, затем в магазин ПУД за продуктами, после чего вернулись на вокзал, прошли досмотр и уселись на лавочки в ожидании прибытия поезда.

Поезд подали заранее, и, что особенно приятно, на первую (высокую) платформу. Загрузка прошла штатно, никто не возмущался и не задавал лишних вопросов. До Джанкоя верхние места были выкуплены, но и там никто не сел. Крымский мост опять проспал, хотя по-прежнему фотографировать и даже смотреть на него было запрещено... Ну а преодолев мост, считай, мы уже дома, хотя ехать, лёжа на боку, ещё целые сутки...

На этой микроскопической полянке мы провели ночь Восходу солнца помешали тучки на горизонте Гора Кыз-Куле при дневном свете Ущелье Кая-Арасы и гора Бешик-Тау на горизонте Прощальный взгляд на долину Идём к турстоянке Бешик-Тау Кажется, с момента моего прошлого посещения стоянку почистили и обновили навесы Вид на Ханский дворец из чайханы Вот и Симферопольский вокзал - путешествие закончилось...

ВВЕРХ

Итоги

Считаю, что мероприятие удалось, несмотря на некоторые несостоявшиеся маршруты (в основном, из-за дождей). Место дислокации было выбрано удачно, и сам формат путешествия показал свою жизнеспособность. Можно и в дальнейшем, при планировании активного отдыха в Крыму, использовать стационарную базу, но с учётом ошибок состоявшейся поездки:

  1. нужно планировать маршрут таким образом, чтобы исключить полевые ночёвки, тем самым полностью отказаться от бивачного снаряжения;
  2. по возможности использовать несколько баз, расположенных в дневной доступности, с ночёвками там по два-три дня, перемещаясь от одной базы к другой;
  3. внимательнее относиться к снаряжению и используемому оборудованию: иметь исправный велосипед, подогнанное снаряжение, рациональный подбор экипировки. Поясню на примере: Андрей поехал в путешествие на велосипеде с восьмёркой на заднем колесе и половиной незатянутых гаек, из-за чего крыло, например, постоянно задевало за колесо, а крепление смартфона вообще не имело гайки.
  4. карбоновая рама (у Игоря), на мой взгляд, малопригодна для тяжёлых погодных условий, в частности, из-за налипания грязи и камней, которые могут повредить (протереть) раму в местах вращающегося колеса;
  5. Андрею нужно что-то делать с посадкой на велосипеде: при езде он раскачивается в седле, при этом педалируя сводом стопы. Это и малоэффективно, т.к. в этом случае не работают мышцы стопы, и вредно для здоровья. Правильное положение - основание большого пальца должно находиться над осью педали.
  6. Перед походом нужна обязательная тренировка, не только в смысле пробега километража (накручивать километры бессмысленно - расстояние в горной местности измеряется не километрами, а перепадами высот), но и тренировка в использовании техники и приборов, использующихся для навигации, фото- видеосъёмок и т.д.

Во время путешествия никаких поломок не было, только три прокола - по одному на каждого участника. Серьёзных травм и падений не было; небольшие ссадины были у Андрея, и несколько царапин у меня на правой ноге (из-за задевания за педаль).