Соло-поход

2013 год

Продолжение

5 января

Несмотря на усталость предыдущего дня, спалось как-то тревожно: иногда с шумом скатывались по тенту снежные микро-лавины, что-то трещало наверху от ветра, и я с опаской прислушивался, не падает ли какая-нибудь ветка на меня. А где-то около пяти утра я проснулся от ощущения, что кто-то лёг ко мне под бочок… но это был никакой не зверь, а снежный сугроб, который продавил стенки палатки, что угрожало поломке каркаса. Как мне ни хотелось вылезать из тёплого спальника, но пришлось: оделся, с большим трудом расстегнул замёрзшую молнию на тенте палатки, и пришел в тихий ужас - вся палатка представляла один большой сугроб (фото 22). Снеговой лопаты у меня не было, но подошла полиуретановая сидушка - с её помощью я очистил палатку от снега, а также расчистил периметр, чтобы новые порции снега не скапливались на тенте, а ссыпались вниз, - и пошёл досыпать.

Окончательно проснулся я, когда рассвело. Снегопад почти прекратился, но насыпало очень много снега, сантиметров 40. Теперь вообще не было проблем с водой - я не вылезая из палатки черпал свежий снег, топил его, снова черпал, и так до тех пор, пока не набралось нужное количество воды. Позавтракав, я стал взвешивать свои силы. По плану мне надо было идти в сторону Розового и далее на родник Ай-Йори. Но мой организм всячески препятствовал этому: болели ноги, особенно голеностопы; болел ушибленный бок; шея тоже почему-то болела, наверное, от излишнего напряжения плечевых мышц; болел живот - наверное, от талой воды - в общем, всё тело болело и противилось тасканию рюкзака. Тогда я решил не торопиться с выводами и для начала спуститься с этой адской горы; по GPS до плановой тропы оставалось метров четыреста.

Пока собирался и настраивался на походный лад, прошло довольно много времени. Со стоянки я вышел только без четверти одиннадцать. Спускаться начал по методике, изобретенной вчера, только рюкзак теперь скользил не по листьям, а по чистому свежему снегу. Чтобы не промочить ноги, я надел бахилы.

Хотя все тропы занесло напрочь, путь был очевиден - широкое пространство между вековыми буками не давало других альтернатив. А вот и первые туристы - парень с девушкой собрались на верхнее плато. Они были очень удивлены моим способом транспортирования рюкзака. Шли они с Ангарского перевала, так что тропу уже натропили (фото 23). Но я всё-таки не оставлял надежды выйти на Кутузовское озеро или хотя бы на Буковую, чтобы там сделать ещё одну ночёвку для восстановления сил. Пока спускался, поглядывал на GPS и заметил, что я всё больше отдаляюсь от планового маршрута. И, когда я достиг пересечения с тропой, идущей на Буковую, мне совсем расхотелось идти в ту сторону, так как для этого опять пришлось бы подниматься круто вверх. Этот момент оказался переломным в моём походе, где я решил прервать его и выйти в цивилизацию. Я понимал, что форсировать Бабуган-яйлу в таком состоянии и с таким снаряжением я пока не готов…

Далее тропа более-менее выровнялась, и теперь тащить рюкзак за собой было нерационально. Поэтому я снова взвалил его на себя и потопал по свежим следам в сторону Ангарского перевала. Идти было легко, ветер подгонял меня в спину, а вокруг меня царила настоящая зимняя сказка - вот он, зимний Крым! На этой положительной волне досрочное окончание похода казалось лучшим выходом. Но меня ждала ещё одна холодная ночёвка, которую я планировал сделать в районе Ангарского перевала.

Вот и ЛЭП, которую я пересекал два дня назад, около Перевального (фото 24). Ещё одна группа проследовала в сторону хребта - выходной день, люди тянутся в горы… Миновал Школьную Поляну - наверное, летом здесь хорошо: вокруг лес, а на поляне столики, скамейки (фото 25). Появились следы от квадроцикла. Вскоре дорога выскочила на перекресток маршрута "Ангарский - Тисовое ущелье", и я зашагал вправо. Около 12 часов дня появилась метеостанция (фото 26), до шоссе оставалось рукой подать. В надежде чем-нибудь перекусить я направился к посту ДАИ, но там, кроме торговли мёдом и орехами, ничего съедобного не было. Лишь у одного дядьки был чай и кофе - я попросил чая на травах с мёдом, а также кусок хлеба. Одной порции чая было недостаточно, и я попросил ещё стаканчик.

Теперь надо было думать, где ночевать. Можно было просто уйти в лес и там найти подходящую полянку, но сначала надо было запастись водой. Как ни странно, на торговой точке никто не продавал воду. Спасибо одной продавщице, которая подсказала, что на турбазе есть вода, которая течет из крана. Тогда я вернулся на поляну, нашел там коменданта - она мне разрешила поставить палатку и показала, где набрать воды. Не теряя времени, я ушёл на дальний край поляны и расположился у столиков с навесами (фото 27). Палатку пока ставить не стал, решил сначала как следует пообедать.

Всё-таки зимний день короток - прошло вроде немного времени, а солнце, пробивавшееся через пелену облаков, скрылось, надо было ставить палатку (фото 28). Да и без движения холодно становилось, хотелось согреться. Также надо было подготовиться к завтрашнему переходу на гражданскую форму одежды. Ботинки, благодаря бахилам, практически не промокли, но я всё-таки решил прогреть их бензиновыми каталитическими грелками Covea. Надо сказать, что они меня разочаровали - вроде бы и дают тепло, но эффекта просушивания обуви не заметил. Чтобы не тащить лишний вес и объём, решил дожечь баллон, чтобы потом выбросить его. Для этого использовал газовую лампу, только теперь я решил обжигать сетку не спичками, а пламенем самой лампы. Мне показалось, что так сеточка более прочно держится на сопле, чем ежели обожженная спичкой.

Моя палатка после откапывания Иду в сторону Ангарского перевала Пересечение с ЛЭП Зимняя Школьная поляна Вышел к метеостанции у Большой Поляны Обед на Большой Поляне Здесь место для палаточников

6 января

Утром решил не засиживаться, чтобы успеть на ранний рейс троллейбуса - может, будет поменьше народу. Но погода так разгулялась, что не хотелось вовсе уходить отсюда: облака рассеялись, яркое и не по-зимнему тёплое солнце освещало поляну (фото 29). Надо было ещё расплатиться за стоянку - только у меня совсем не осталось мелочи, а найти сдачи с 500 гривен у комендантши не нашлось. Тогда она предложила занести 10 гривен "как-нибудь в следующий раз" - на этом и сошлись…

В10:45 я, собрав вещи и облачившись в городскую одежду, двинулся на остановку (фото 30). Троллейбус долго ждать не пришлось: 51-й пришёл почти сразу, - я его пропустил, а 52-й минут через десять. Удобно устроившись на двух сиденьях (у окна сел рюкзак), я отправился в Ялту, с интересом наблюдая в окно, как меняются климатические зоны по мере понижения высоты. Уже в Верхней Кутузовке от зимы не осталось и следа: снег лежал только в ямах, кюветах, а на дороге было чисто, в Алуште - так совсем сухо.

Путь до Ялты занял полтора часа. За это время я уже успел устать сидеть, но зато это был дополнительный отдых. В Ялте было солнечно, но прохладно (фото 31). Я не собирался надолго оставаться здесь, так как хотел ночь перед Рождеством провести в Алупке. В Ялте я лишь собирался пообедать - организм пытался наверстать упущенное - по совету одной тётки пошел на рынок, где работало кафе с татарской кухней.

Посетителей в кафе не было, но мои скромные запросы были удовлетворены: лагман, плов и пиво (и, главное, недорого - всего 48 грн). Порции оказались довольно объемными и вкусными (или после сублиматов мне так казалось?), по крайней мере, лагман был настоящим - с лапшой, а не макаронами, и со специями не переборщили. В общем, наелся я досыта. Теперь - в Алупку! Дошел до автостанции, по пути фотографируя необычного вида заснеженные горы. Из-за снега горы казались более высокими и более неприступными, чем летом.

Контрасты Крымской зимы: тихое солнечное утро, а на вершине по-прежнему метель и облачность Ну а в Ялте - вообще весна...
Воронцовский парк прекрасен в любое время года На Солнечной поляне Вид на зубцы Ай-Петри Контраст зимы и лета Панорама центральной аллеи Лебединое озеро Кроме лебедей, есть ещё и утки Зеркальное озеро Интерьер дворца Внутренний двор Северного фасада

На такси я не поехал (100 грн!), сел на автобус, который шёл по нижней дороге, с таким расчетом, чтобы попутно посетить парк Воронцовского дворца. В автобусе, конечно, не так комфортно (почти всю дорогу пришлось стоять), зато дешево - 8 грн. Через 50 минут я уже вошел на территорию парка, посетил до боли знакомый туалет и пошел по аллеям, фотографируя направо и налево (фото 32 - 41). Погода стояла просто замечательная: яркое солнце, голубое небо, белые горы и зеленые лужайки парка. Вдоволь налазившись по многочисленным дорожкам, я вышел через главный вход и пошёл в центр города (фото 42). Здесь я снова ощутил всю тяжесть рюкзака: пока поднялся до площади Ленина, весь взмок.

Теперь, пока ещё не стемнело, надо было найти жильё. Только сейчас не сезон, да ещё канун праздника: никто на сутки не хотел сдавать койку. Я дошел почти до банка, и уже спрашивал у всех встречных - нет ли у кого возможности пустить меня на ночь. Наконец, мои мольбы возымели действие: одна старушка, сжалившись, пустила меня на постой, и даже подключила мне горячую воду, чтобы я смог помыться. Этого мне и надо было; но вначале я, сбросив рюкзак в комнате, с маленьким рюкзачком пошел погулять по городу, пофотографировать (фото 43 - 45) и купить сувениров домой.

Вид на Западные ворота Вид со смотровой площадки на море... ... и на горы Одна из улиц Алупки В Нижнем парке: Пальмовая аллея

К вечеру похолодало - всё-таки зима! Погулял ещё немного по парку (фото 46), вышел к пристани (фото 47, 48), потом вспомнил, что мне надо пополнить баланс на телефоне, и опять пошел на площадь Ленина. Чтобы как-то взбодриться, зашёл в винный магазин, что на ул. Фрунзе (фото 49). После двухсот грамм муската (черного и белого, краснокаменского) стало совсем хорошо, я не спеша стал возвращаться обратно, чтобы успеть до темноты.

Морской причал в Алупке Рыбаки Самое классное место в городе Моё временное жилище

Хозяйка тем временем застелила мне постель и поставила на стол чайник и пол-буханки хлеба с салом (фото 50). Поужинав, я решил позвонить своим друзьям из Киева. Рома Третьяков оказался в Карпатах - катался там на лыжах, а Кузнецов был в Киеве. Поскольку обратного билета у меня не было, я решил договориться с Ромой о встрече завтра в Киеве, в надежде, что билетов до Киева будет навалом. На том и успокоился. За праздник выпил немного коньяка и лег спать, не разбирая кровати, в своём любимом спальнике.