Соло-поход

2013 год

Продолжение

День отъезда

Итак, второго января, взвалив на плечи 23-килограммовый рюкзак сзади и повесив 5-килограммовый спереди, я тронулся к железнодорожной станции. Передний рюкзак не совсем удобно расположился на моей груди: он был слишком высок, и всё время норовил соскользнуть с плеч. Пока дошел до платформы, весь взмок.…В электричке пришлось снять куртку, чтобы немного просохнуть.

На Курском вокзале всё прошло без приключений. Я приехал слишком рано, поэтому пришлось томительно ожидать объявления посадки. Поезд подали на первый путь, но, поскольку я ехал в хвосте, посадка прошла с высокой части платформы. "Хоть здесь немного повезло" - с грустью подумал я, с трудом взваливая рюкзак на третью полку. Мне также повезло, что, кроме меня, больше никто в купе не сел, и всю дорогу до Тулы я ехал в одиночестве - красота!

В Туле сели три мужика, которые тут же начали пить водку, но я к тому времени уже пообедал и улёгся на верхнюю полку. Надо было заранее выспаться, поскольку пограничный контроль приходился на глубокую ночь. По дороге выглядывал в окно, пытаясь определить погоду: практически везде до Запорожья лежал снег, и было около нуля. Каховское водохранилище тоже замерзло, но видно было, что лёд тонкий, что, правда, не мешало местным рыбакам заниматься подлёдным ловом. Но после Сиваша снега не было, и по всему было видно, что погода за бортом мерзопакостная.

3 января

Поезд прибыл Симферополь в 14:15, опоздав на 20 минут (здесь и далее - время московское). Было пасмурно и сыро, но относительно тепло. Выйдя из вагона, я уверенным шагом направился к бульвару, чтобы обменять рубли на гривны - благо рядом с вокзалом есть сбербанк России. Но очередь двигалась медленно, а когда я подошёл к окошку, выяснилось, что по новым правилам обмена надо было иметь еще и ксерокопию паспорта, а для этого надо было встать в другую очередь. Я плюнул, вышел и поменял деньги в обычном обменнике - там всё прошло быстрее. Тут же на углу бульвара Ленина и ул. Гагарина пополнил счёт на телефоне. В этот раз я решил взять с собой два телефона, чтобы не заниматься переустановкой сим-карт.

Выйдя в сквер, я нашёл лавочку и переупаковал рюкзак: пуховик снял, а вместо него надел поларку и ветровку. Пуховик пришлось с трудом запихивать в рюкзак, из-за его большого объёма. Тем временем начался мелкий противный дождичек. Надо было побыстрее убираться из города - я быстренько сбегал в винный магазин, купил муската и коньяка и вернулся к вокзалу, прихватив ещё по дороге 1,5 л бутылку воды. Итого вес рюкзака увеличился еще на 2,5 килограмма…

В троллейбусной кассе попросил билет до Перевального. Кассирша, окинув опытным взглядом рюкзак за моей спиной, выдала мне два билета - на меня и на рюкзак - всего 6 гривен. Через 10 минут я уже сел в троллейбус, а рюкзак расположил у ног. К моему удивлению, салон троллейбуса заполнился почти полностью, а по пути пассажиры только подсаживались. Я уже стал задумываться, как я буду выходить - ведь моё место было на заднем сиденье, а кнопка вызова водителя не работала, вернее, она просто отсутствовала. Пришлось, оставив вещи на месте, продираться к водителю и просить его остановиться на верхней остановке Перевального. Слава Богу, водитель не забыл про меня и остановил на окраине посёлка, как раз у начала моего маршрута.

Путешествие на троллейбусе заняло почти час. Пока ехал, дождь закончился, но всё равно было хмуро и сыро. Облачившись в снаряжение, я начал движение по курсу, заметив между прочим, что в гору идти с таким весом было намного труднее, чем по Симферополю. В Перевальном тоже снега не было, и я уже загрустил, что вторая попытка увидеть заснеженный Крым не увенчается успехом (фото 1). Дорога через дачи была грязновата - мне вспомнился поход 2006-го года, когда именно в этом месте мы наматывали на колеса килограммы глины. Сейчас было немного лучше, но я всё равно старался идти по траве, чтобы не шлепнуться в грязь посреди улицы.

Наконец, дачи кончились, и передо мной открылись холмистые луга предгорий Чатыр-Дага. (фото 2) Полюбоваться видами не давала погода - горизонт был затянут пеленой. Зато предгорья вздымались прямо передо мной, и непосвященному человеку показалось бы, что здесь невозможно пройти. Справа открылся вид на обмелевшее Аянское водохранилище, а левее показалось ущелье, по которому течет река Салгир, берущая начало в Аянском источнике (фото 3).

По запланированному треку мне предстояло спуститься к водохранилищу, перейти речку по мостику и идти по дороге к источнику. Но, поскольку светлого времени у меня оставалось около полутора часов, а спуск и последующий подъём занял бы дополнительное время, я решил не спускаться в ущелье, а пройти по верху, чтобы увидеть Аян и тоннель к нему, с обрыва. На этот случай в GPS был дополнительный трек, и я пошел по нему.

Вскоре колея закончилась, растворившись на очередной поляне. Дальше пошла тропа, по которой стало идти немного труднее, из-за плотной растительности по краям тропы. И тут неожиданно справа и далеко внизу я увидел каменный домик - это и был источник Аян (фото 4). Рядом стояла сторожевая будка и припаркован автомобиль - скорее всего, сторож был на месте, и я правильно сделал, что не пошел туда - могли быть лишние проблемы.

После еще нескольких шагов, чуть дальше и назад показался и тоннель, хоть и не ахти какой большой, но всё равно интересно (фото 5). Тем временем впереди тропа совсем растворилась в камнях, по которым надо было идти очень осторожно, помня о том, что в данной ситуации ломать ноги - это плохая затея. Поэтому осторожно, выверяя каждый шаг и балансируя непривычным центром тяжести, я пробирался через этот небольшой, но сложный скальный участок.

Далее хорошо набитая тропа пошла по низкорослому шибляковому лесу, поэтому в навигатор заглядывал редко - тропа была одна, а в сторону всё равно не свернуть - настолько плотным был растительный мир вокруг. Иногда даже приходилось вставать на карачки, чтобы не зацепиться верхом рюкзака за крючковатые ветки.

Начало пути - село Перевальное Впереди - отроги Чатыр-Дага Вид на долину реки Салгир и Аянское водохранилище Далеко внизу показался источник Аян Тоннель на дороге к Аянскому источнику

Тем временем начало темнеть. Надо было падать на ночлег, поскольку в темноте, с фонарём труднее будет ориентироваться, да и усталость и болезненность ног и плеч давала о себе знать. Только вот места подходящего не было - не ставить же палатку прямо на дороге! В поисках полянки, или просто какого-то ровного места я шёл ещё час. Наконец, слева показалась плешинка, более-менее ровная и свободная от деревьев. Всё! Привал! Скинув рюкзак, я почувствовал неизмеримое облегчение. Но непривычная нагрузка давала знать, и некоторое время я никак не мог сообразить, чем заняться в первую очередь. Начал с установки палатки, благо у рюкзака два входа, а палатка была в самом низу. Потом перетащил всё вовнутрь и принялся за ужин. Но вначале решил отметить начало похода стаканчиком Муската Южнобережного. Из палатки выходить больше не хотелось, тем более что опять заморосил дождь, а накопившаяся усталость и вино не давали шансов делать лишние телодвижения. Сил хватило только на то, чтобы записать в блокнот итоги сегодняшнего пути и показания GPS, после чего я отрубился.