Соло-поход«По зимнему Крыму»
|
Главная страница >> походы >> поход 2013 года | 2011 г << гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 4 гл. 5 >> 2014 г ЯНВАРЬ |
|
Что такое Крым? Для большинства обывателей Крым - это море, солнце, пляж, жара, пиво, иногда - экскурсия в какое-нибудь попсовое место с поглощением шашлыков и того же пива. Для туриста Крым - это намного большее понятие: это то же солнце и море, но ещё и горы, и степи, и леса, и скалы, и свежий ветер; потрясающие виды и огромное небо с миллиардами звёзд, какое не увидишь в городе.
Летом по Крыму туристы стараются ходить меньше - всё-таки по жаре тащить рюкзак или крутить педали, обливаясь потом, не очень приятно. А вот весна или осень более благоприятны для путешествий. Поэтому я предпочитал ходить в походы осенью. Но постепенно меня будоражила мысль - а как в Крыму зимой? В Интернете попадалось множество отчетов, как люди путешествуют в это время года, но ни описания, ни фотографии не заменят собственных ощущений. И вот в 2011 году я предпринял рискованный шаг - спланировал маршрут на декабрь и даже собрал небольшую группу (см. отчет). Но нам не суждено было увидеть Крым в своей заснеженной красе - оттепель превратила грунтовые дороги в сплошное месиво грязи; маленькие язычки грязного снега нам попались лишь однажды.
2012 год прошел в терзаниях и сомнениях. Осеннего отпуска у меня не было, но Крым меня звал! Тогда я принял решение кардинально изменить стиль похода. Во-первых, я наметил срок похода на январь. Расчёт был такой, что начало января в горах ещё не так много снега и не так холодно, как в феврале, и к тому же каникулы. Во-вторых, я не стал набирать группу и решил идти один - в случае неблагоприятного исхода виноватым в этом оказался бы только сам, и никто из-за моих фантазий не пострадал бы. И, в-третьих, я отказался от велосипеда, потому что, учитывая первые два фактора, с ним было бы ещё тяжелее. Ведь погода в январе непредсказуема: может быть дождь и плюс - тогда велосипед завязнет в грязи, а может и наоборот - снег, метель, холод - то же с великом будет туго. Да и травму получить больше шансов, а помочь - некому…
Да, сомнений было много. Я привык мыслить велосипедными мерками, и как не кроил - всё время получался велосипедный маршрут. А тут надо было учесть ещё и зиму, и продолжительность светового дня, и то, что всю поклажу надо будет ПОСТОЯННО нести на горбу. Но решение было принято, и надо было тщательно подготовиться.
Первым делом надо было приобрести рюкзак. Перерыв массу информации в Интернете, понял, что нужно брать рюкзак не менее 80 литров. Купил RedFox Light на 100 литров, и в придачу дождевую накидку на него. Вспоминая 2011 год, отметил проблему мокрой обуви. Высушить ботинки тогда мне удалось лишь в поезде, где они всю поездку стояли на батарее. Это очень плохо, так как в мокрых ботинках не комфортно идти, ноги мерзнут, да и ботинки жалко. Поэтому я решил перестраховаться, причем дважды: чтобы не промокали ботинки и штаны, я купил бахилы от общевойскового защитного костюма (ОЗК) - их преимущество в том, что они надеваются поверх обуви и полностью водонепроницаемы (они также непроницаемы для кислот, щелочей, кожно-нарывных отравляющих веществ и от радиоактивной пыли, но это был бы совсем крайний случай) и при этом достаточно легкие (1200 г). Но даже если и это не поможет (скажем, сильно вспотели ноги), я приобрёл две бензиновые каталитические грелки производства Kovea - при весе 90 г каждая из них должна отдавать мощность в 500 Вт и по моим расчетам было реально высушить ботинки за ночь (или хотя бы не дать им замёрзнуть до каменного состояния).
Ещё один больной вопрос - это электропитание. Потребителями электроэнергии у меня были: GPS навигатор (2 батарейки АА или 5В от USB), GPS_трекер (собственный аккумулятор или USB), фонарь (4 батарейки АА), 2 мобильных телефона (один из них заряжался от USB) и фотоаппарат (собственный аккумулятор). Нести кучу разнородных источников было бы нецелесообразно, поэтому я спаял небольшой преобразователь, который из напряжения от 6 до 20 В делает 5 В, со стандартным USB-разъемом, а также переходничок на миниЮСБ. В качестве первичного источника я использовал литий-ионные аккумуляторы 3,7В/2750мАч, собранные по парам, в результате получалась батарея с начальным напряжением 8,4 В и мощностью 20 Вт*час. Таким образом, большую часть устройств я мог питать от этих батарей, которых я взял аж семь пар… Преимуществом выносных элементов питания была возможность держать их в теплом месте (например, в кармане), ведь известно, что любые батарейки не любят работать на холоде.
Самым уязвимым прибором являлся фотоаппарат (из-за его нестандартного питания), из-за чего пришлось покупать дополнительный аккумулятор и брать на всякий случай зарядку для него. Фонарь же на первой ступени яркости потреблял незначительное количество энергии, поэтому я рассчитывал, что он протянет на одном комплекте весь поход. И ещё об аппаратуре. В велопоходе всё проще - вся аппаратура, равно как и всякие мелочи или, наоборот, ценные вещи я перевозил в передней сумке на руле. А как же в пешем походе?! По карманам всё не рассуёшь, да и неудобно. Думал-думал и не придумал ничего подходящего, как дополнительный небольшой рюкзачок, который я планировал нести на животе, то есть задом наперёд. Кроме приборов я там планировал нести также небольшой перекус, чтобы каждый раз не лазить в большой рюкзак.
Комплект одежды с привычным уже термобельём и поларовой курткой добавился пуховиком, балаклавой и флисовыми перчатками. На случай дождя или мокрого снега (пух нельзя мочить, так как он потом очень долго сохнет) взял ветровку с капюшоном, дождевик и болоньевые штаны, на руки - изопреновые перчатки.
Теперь о еде и ночлеге. Чтобы сэкономить вес, накупил пакетиков Гала-Гала и вдобавок пакет картофельного пюре, чай, кофе, сахар; на перекусы - курага и финики. Общий вес составил около 2 кг. Газовые баллоны взял низкие, на 230 г, но 3 штуки, чтобы было чем отапливать палатку, если будут сильные морозы. Палатка была прежней - Alexika Freedom, а также мой незаменимый спальный мешок Glacier, в котором теоретически вообще можно было спать без палатки. Да, ещё на самый пожарный случай прихватил цепную пилу и несколько таблеток сухого спирта - вдруг откажет газовая горелка? Теперь всё это надо поместить в рюкзаке. Оказалось, что ста литров было впритык, и это при условии, что пуховая куртка будет на мне. Взвесил всё снаряжение, до последней мелочи - получилось почти 30 кг…офигеть… Стал разбираться, что могло быть лишним? Всё вроде бы нужное, и вроде не такое уж тяжёлое само по себе, но вес набегал немаленький. Ну что ж, надо попробовать надеть это чудо на себя. Да, тяжеловато, но если застегнуть пояс, что часть веса перераспределяется на тазовые кости - походил по квартире туда-сюда, вроде ничего. На этом и успокоился. Надо бы, конечно, прогуляться на ночевку где-то рядом с домом с полной выкладкой, но времени не было, а также подспудно я боялся подобных испытаний, боялся разочарования и отказа от путешествия.
Как я уже вскользь упомянул, маршрут я составлял, исходя из опыта велотуризма - и постоянно ловил себя на этом. И, как обычно, корректировал его не один раз. Учитывая полную неопределенность с погодой и техникой передвижения, прокладывал его с учетом возможности быстрого сваливания в цивилизацию. Но всё равно маршрут оказался достаточно экстремальным, хотя и красивым (см. карту выше, красный трек). Итак, начать решил с Чатыр-Дага, точнее, с села Перевальное, куда планировал добраться на троллейбусе. Подъём на нижнее плато решил делать не по Ишачке (слишком простой и нудный путь), а правее, по балке Чумнох. Хотелось также посмотреть на ущелье, по которому протекает река Салгир, источник Аян и дорогу с небольшим тоннелем. Далее, миновав пещеры Мраморная и Эмине-Баир-Хосар, трек лежал через Оникс, Тисовое Ущелье и гору Ангар-Бурун. После форсирования хребта мой путь был проложен через Кутузовское Озеро, мимо водохранилища в Изобильном, траверсом на родник Ай-Йори и дальше, на Бабуган.
Вторая часть пути планировалась по ещё более интересным местам: к скале Яман-Таш, Многоречью, в седловину гор Куш-Кая и Караул-Кая, далее в верховья Большого Каньона и траверса его правого склона. Заключительная часть начиналась от автодороги Ялта-Бахчисарай и проходила мимо водопада Серебряные Струи, Пограничной поляны до Чайного Домика, и далее по яйле до грота Татьяны и стоянки Беш-Текне. Закончить маршрут планировалось в Алупке, откуда автобусом нужно было добраться до Севастополя. По нитке километраж составил 105 км; и если двигаться по 15 км в день, то теоретически можно уложиться в 7 дней…
Я, конечно, понимал, что теория очень часто расходится с практикой. Поэтому на всякий случай заложил ещё два дня, но всё равно что-то мне подсказывало о нереальности осуществления этого похода. Тогда я решил - будь как будет, и специально не стал брать обратный билет, чтобы в случае схода уехать раньше запланированного срока, в расчёте на то, что там купить билет будет проще, и, кроме того, у меня зародилась ещё одна идея - а не заехать ли мне на обратной дороге в город Киев??