Партизанскими тропами

2021 год

26-27 февраля, 5-6 день

Днёвки в Ялте

26 февраля: Парки и замки.

Ночь прошла спокойно, но мне показалось, что было прохладно. Хотя я накрывался своим тёплым спальником. Поскольку вчера лёг рано, то сегодня проснулся до восхода. И, после завтрака, чтобы не терять зря время, собрался и, прихватив фотоаппарат, камеру и на всякий случай шапку (вдруг на Ай-Петри поднимусь?), направился на остановку со смешным названием «Баня». С помощью Яндекс-карт я к удивлению обнаружил, что прямо отсюда ходит 132 маршрут до Воронцовского дворца в Алупке. Программа показала, что данный автобус прибудет через 10 минут, так что ждать не пришлось.

Автобусы на городских маршрутах в Ялте маленькие, типа наших маршруток. А иначе им было бы сложно передвигаться по узким и извилистым улочкам города. Вот и сейчас подъехал такой транспорт, в котором не было сидячих мест. Оплатив 45 рублей водителю, я ушел назад и уцепился двумя руками в поручень – иначе не удержаться на поворотах.

После Гаспры народу поубавилось, и можно было сесть. Автобус ехал по нижнему шоссе и прибывал прямо к входу в парк. Выйдя около туалета (который почему то не работал), я прямиком направился вниз, к обрыву. Это место под можжевельником было памятно и вызывала ностальгию, ведь здесь в давние времена мы ночевали, когда путешествовали на велосипедах в 90-х годах (). Тут ничего не изменилось, разве что дерево подросло ().

Поднявшись на дорогу, пошёл к дворцу (), поснимал там, но ничего нового не сфоткал, просто обновил старые пейзажи (). Погода сегодня была не в пример вчерашней: на небе – ни облачка, солнце просто жарит (), но в тени, если ветерок подует, было прохладно. Пройдя через дворец (), заглянул на южный фасад (), после чего пошёл в город по Дворцовому шоссе () (всё-таки ноги ещё болели, и ходить по ступенькам было тяжело). В центре тоже вроде ничего не поменялось, даже магазины были на своих местах (). Но из-за того, что сейчас не сезон, некоторые магазины не работали. А хотелось выпить бокальчик вина…

Вино я всё-таки купил – Каберне сухое в маленькой бутылочке. Надо же как-то отметить посещение Алупки! Дошёл до площади Ленина и свернул на улицу Амет-Хана (). Кафешки не работали; на месте летних площадок сидели бомжи и чем-то перекусывали. Я прошел по тропинке в парк и оказался у озёр, но мне хотелось попасть к Большому Хаосу. Интуиция и карта меня не подвели: свернув от озера влево на тропинку, я вышел к Хаосу, поснимал там на фото () и видео и дошёл до верхнего выхода из парка, где была нависающая скала с проходом под ней (). Присев на лавочку, я откупорил бутылку и ополовинил её.

Обратной дорогой вышел к лебедям и поснимал там (). Фотографировал также на телефон, чтобы сразу отправлять изображения жене и дочкам. Таким образом, у меня получился этакий онлайн-репортаж. Вот утки, вот лебеди, вот араукария чилийская; Солнечная поляна (), Каштановая поляна, и так далее. Надо заметить, что людей в парке было довольно много, и даже попадались экскурсии. Но мне пора покидать этот край вечного лета и двигаться дальше.

Вышел опять к туалету и не стал ждать автобуса – пошёл пешком. Для начала хотел дойти до канатной дороги, чтобы посмотреть, работает она или нет, а дальше как сил хватит. Проходя мимо дегустационного зала Массандры, заглянул в магазин. Опять купил маленькую бутылочку Муската урожая 2013 года, и пошёл дальше, рассчитывая продегустировать напиток у ротонды на мысе Коммунаров. Но почему-то я её не заметил, а когда вспомнил, то ротонда была уже позади. А вот и канатная дорога: народа нет, вход закрыт барьерами. На фасаде объявление, что канатка закрыта на профилактику… Увы, но подняться не удастся. Тут же ушлые таксисты предлагали за 1000 рублей совершить экскурсию на Зубцы, с посещением водопада и Пендикюля. Отказавшись от таких услуг, я пошёл дальше, и рассчитывал пешком дойти до Ласточкина Гнезда.

Я шёл, шёл, шёл – но гулять по тёплой погоде и припекающему солнцу в ботинках на меху было тяжеловато. Да и смотреть в общем-то было нечего. На часах почти два часа дня, а я дошёл только до Гаспры. Опять заболели ноги, и я присел на остановке на лавочку. Просидев минут двадцать, автобуса не дождался, но остановился мужик на минивэне и предложил за 50 рублей доехать до Ялты. Мне надо было до Гнезда, но тариф был тот же. Секунду подумав, я согласился, и мы поехали. Но мужик был хитёр: он подбирал народ на каждой остановке, в результате на подъезде к Гнезду в салон набилось, кроме меня…восемь человек! Одной даме пришлось сесть на коленки к другой, иначе все бы не уместились.

Покинув эту весёлую компанию, я вышел и двинулся по направлению к замку. Здесь я не был очень давно, или только проездом, и забыл, что до конечной точки довольно далеко шагать, причём по лестницам. А они меня здорово выматывали, так как я ещё не восстановился после ходьбы с рюкзаком. Но раз уж вышел, то надо идти до конца (). Оказалось, что посещение площадки с замком – платное, цена взрослого билета 100 рублей (). Теперь открыт для посещения сам замок. Я внутри никогда не был, поэтому зашёл. Правда, кроме нескольких картин и мультимедийного экрана смотреть было не на что. Вышел, и, чтобы получше запомнилось это посещение, решился пройти по балкону вокруг дворца…. Вот когда я испытал настоящий страх! Вроде и парапет есть, и высота небольшая, но ощущение бездны под ногами, усиливающаяся налетевшим холодным ветром, вселяли ужас (). На ватных ногах, семенящим шагом я всё-таки прошёл весь балкон и с облегчением вышел на площадку перед входом. Сделал ещё несколько кадров (), отошёл от парапета и присел на лавочку, в окружении вездесущих котов ().

Было уже половина третьего, а я всё прохлаждался на скамейке у Гнезда (). А ещё надо успеть на почту – отправить посылку. Дотащившись до остановки, стал ждать автобус. Тот ехал из Симеиза и тоже был полон народу. Благо, он ехал по Севастопольскому шоссе прямиком на автовокзал, и на середине пути можно было присесть. На конечной я вышел и сразу пошёл на троллейбусную остановку – идти ещё 4 километра до квартиры было выше моих сил.

Вещи были приготовлены и упакованы в пакет заранее. Немного переведя дух, я направился на почту. Кроме этого, мне надо было заранее купить билет до Севастополя, а также зайти в супермаркет. Короче, надо протопать ещё 8 километров – плюс к моим девяти, пройденным по Алупке и Мисхору с Гнездом.

К почте пришёл к шести вечера. Посылку взвесили, я заплатил 415 рублей и с облегчением (в прямом смысле) пошёл к кассам автовокзала. Тем временем смеркалось. В кассах народу не было, зато свободных мест в междугородных автобусах было полно – я без проблем взял билет на 28-е февраля, отправлением 8:40, с расчётом немного погулять по Севастополю. Вернувшись на базу (), я полностью обессилел, и, поужинав, лёг спать, чтобы к утру быть готовым на новые «подвиги».

Алупка. Внизу - городской пляж, вдалеке - скала Айвазовского Под этим можжевельником в былые годы мы останавливались на ночёвку
По этой дороге я пошёл к Воронцовскому дворцу Здесь начинается лестница, ведущая на городской пляж
Вид на каменный хаос рядом с пляжем Вид от северного фасада дворца на зубцы Ай-Петри
Заросли лавровишни со стороны южного фасада дворца Западные ворота Воронцовского дворца
Улица Фрунзе находится в самом центре города Улица имени лётчика Амет-хана Султана
Вышел к Большому Хаосу Узкий проход под нависающей скалой в самом начале Хаоса
В центре парка есть три озера, на которых живут разные водоплавающие птицы По парку можно гулять вечно...
До Ласточкина Гнезда надо было преодолеть несколько лестниц
До семилетней годовщины воссоединения Крыма с Россией оставалось чуть больше двух недель
Пройти по висящему над пропастью балкону не каждый решится!
Вид на массив Ай-Петри со смотровой площадки. Можно разглядеть верхнюю станцию канатной дороги
Котов на Южном берегу хоть отбавляй
Вполне открыточный вид на скалу Парус и Ялту
Моё временное прибежище на улице Соханя
27 февраля: Вертикаль и горизонталь.

Памятуя о вчерашнем «кроссе», сегодня я решил ехать до автовокзала на троллейбусе, чтобы там пересесть на автобус до Поляны Сказок. Всё-таки я решил – если и не подниматься, то хоть вблизи посмотреть на эту скалу – Ставри-Кая, и заодно побывать на Поляне Сказок. Там я был всего два раза – в 1988 и 2001 году. Также надо было засечь время, за которое троллейбус доедет до вокзала, так как завтра я собирался также ехать, но уже с рюкзаком.

Как оказалось, троллейбус №1 едет по круговому маршруту: от бани он проезжал чуть дальше и поворачивал на Красноармейскую улицу, после чего вновь спускался к Спартаку и по улице Кирова выезжал на Московскую улицу, которая шла к автовокзалу. Троллейбус, наверное, самый медленный вид транспорта в Ялте, и это путешествие длилось почти 40 минут. Ну и ладно, главное – не надо тесниться в маршрутках.

На автовокзале я пересел на 115-й автобус, который довёз меня до Поляны Сказок. Это остановка так называется, а сама Поляна – почти в километре от неё. Туда шла свежезаасфальтированная дорога с небольшим подъёмом (). Вдалеке был хорошо виден водопад Учан-Су () и Ставри-Кая. Издалека казалось, что скала не очень высокая, но чем ближе подходил, тем отчётливее понимал – подъём нешуточный (). А поскольку сейчас любой подъём мне давался тяжело, я не решился подниматься на скалу, а просто погулять по парку со сказочными персонажами.

Дойдя до Поляны, я был неприятно удивлён – посещение платное: 350 рублей за взрослого. Да ну нафиг, лучше купить бутылку Муската… я развернулся и направился к выходу (). К тому моменту у меня уже созрел план: надо подняться к водопаду! Трек у меня был, и я как раз находился на треке – почему бы не попробовать? Если тропа будет непригодна для восхождения (грязь, лёд и т.п), то всегда можно вернуться к остановке. И пошёл.

Сразу после Поляны начался крутой подъём, но пока по шоссе, мимо строящихся и уже построенных особняков (). Дорога постепенно ухудшалась, а после моста через реку Учан-Су пошла разбитая бетонка. Но мне по ней идти не надо: немного поднявшись, я свернул с неё вправо на тропу, которая продолжала подниматься вдоль русла реки (). После форсирования ручья Барбала () – притока Учан-Су, начался основной подъём, который закончился только у серпантина.

Мои опасения насчёт грязи не оправдались: тропа была сухая, иначе подняться по ней было бы проблематично. На особо крутых подъёмах было видно, как люди скользили, когда почва была сырая. Тем не менее, пришлось потрудиться, чтобы вкарабкаться на некоторые горки. Зато удивительный, сказочный лес окружал меня со всех сторон (), и как будто не было всего в двух километрах отсюда оживлённой магистрали, многоэтажных домов, магазинов… только высоченные деревья, свежий ветер и река, шумевшая в ущелье (). Мне было интересно, за какое время можно подняться до водопада, поэтому я включил запись трека.

На удивление, тропа хорошо читалась и полностью совпадала с моим запланированным треком. Навигационная программа отработала прекрасно, чётко указывая мне нужное направление, так как к концовке подъёма тропы начали разветвляться и разбегаться в разные стороны. А вот и дорогу видно, точнее, видны машины, проезжающие по дороге. Последние метров пятьдесят были наиболее трудны – скорость была не более 1,5 км/ч. Наконец, я дошёл до сетки, отгораживающей проезжую часть от леса, которая в одном месте была примята, так что можно было спокойно её перешагнуть, что я и сделал.

Теперь финишная прямая до водопада (). Кстати, на высоте четырёхсот метров было сильно прохладно, если не сказать холодно – местный градусник показывал НОЛЬ, да и ветер порывами налетал, поднимая тучи пыли с дороги.

Водопад исправно работал (), это было видно ещё от Поляны. Сделал дежурный снимок, чуть-чуть постоял, и с чувством выполненного долга пошёл обратно. Поднимаясь к Учан-Су, я почему-то не задался вопросом – а как мне отсюда выбираться? Можно было, конечно, спуститься той же тропой, но мне хватило спуска с Саургана… Автобус номер 30 будет только через 45 минут. Как назло, сверху никто пока не ехал, только наверх. Увидел на магазине объявление о продаже кофе, я зашёл и выпил чашечку эспрессо. Продавец сказал, что автобус ходит стабильно, надо только его не прозевать, так как он сразу разворачивается и уезжает. Что ж, пойду на остановку, а там – глядишь – какая-то попутка повернётся ().

Попутки не подвернулось, и я уехал на рейсовом автобусе в 12:40. Вышел на верхнем шоссе, полагая, что рейсы в Симеиз проходят по нему. Но тут меня в очередной раз выручила Яндекс-карта: надо было доехать до Севастопольского шоссе. Пришлось перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе и по крутому спуску по улице Курчатова выйти на остановку. 115 автобус уже ехал в районе Поляны Сказок, так что минут через десять будет здесь. Так оно и вышло – я сел в автобус и поехал в Стройгородок.

Почему туда? Да просто мне пришло в голову прогуляться по Царской тропе: на велосипеде я её уже проезжал, а как будет пешком? А на Стойгородке вышел, чтобы, во-первых, зайти в магазин для покупки чего-нибудь на перекус, а во-вторых, посмотреть из беседки на Гнездо. В магазине купил чизбургер и Снежок, и дойдя до беседки, перекусил, любуясь видом бескрайнего моря (). Которое было неспокойно – были видны волны с белыми барашками на гребнях ().

На тропу ступил в самом её конце – здесь была отметка 6711 метров (). И, хотя трека у меня не было, я хорошо помнил дорогу по прошлому разу (). Дойдя до моста, я обратил внимание, что можно было спуститься с шоссе и здесь, чтобы не делать такой крюк. Но тут важна чистота эксперимента – а как тут цари пешком ходили?? На поляне, где я тогда ночевал, опять была компания, видно, место это многие использовали для пикника.

Вот ведь как выходит: осенью тут были лужи, дождь, а сейчас, в феврале, сухо и ясно! Дошёл до камня-Утюжка, но опять туда не заходил, чтобы не мешать людям (). Продолжил путь, и чтобы веселей шагалось, достал шоколадный батончик, купленный наверху. Дорожка петляла меж деревьев, скрывавших живописные пейзажи побережья (). Иногда посреди леса возникали заборы, за которыми прятались коттеджи богатых крымчан (или может быть, москвичей).

У одной такой виллы я решил передохнуть на лавочке. Моим соседом оказался кот, который сразу начал мурлыкать и тереться об мои ноги. И тут я заметил, как по тропинке справа спускаются люди. Я спросил: а что там интересного – наверху? Мне ответили, что там вершина горы Крестовая, и вроде бы недалеко отсюда. Любопытство взяло верх, и, несмотря на заметную усталость, я решил сходить туда.

Действительно, вершина была рядом: преодолев небольшой каменный хаос (), я попал на гладкий склон, отполированный обувью многочисленных посетителей. На самом верху стоял металлический крест (). Пришлось пониматься по диагонали, чтобы не навернуться. На вершине проходила фотосессия, но я не стал дожидаться, сделал пару кадров и также – с осторожностью – начал спускаться на тропинку. Попрощавшись с котом на лавочке, я продолжил свой путь, который привёл меня к ротонде (), которую я видел с горы.

Честно говоря, Царская тропа меня утомила. После ротонды опять начался лес, перемежающийся постройками. В Ливадийский дворец идти уже не хотелось, и, когда тропа пересеклась с шоссе, я свернул на проезжую часть. Тропа некоторое время сопровождала дорогу справа, но асфальт, сделав петлю, резко ушёл влево и вверх. Мне хотелось побыстрее добраться до автобусной остановки, я посмотрел Яндекс карты и определил, что ближайшая – это Ливадия-2. И кстати автобус должен подойти через десять минут. Пришлось ускориться, хотя ноги плохо меня слушались.

Я опять сел на Симеизский автобус, который довёз меня до автовокзала. Самое время было перекусить, для чего я направился на рынок, в то же кафе, где был накануне. И заказал то же самое – лагман, чебурек и пиво. Подкрепившись, по пути зашёл в винный магазин и купил большую бутылку Каберне и маленькую – Муската.

На квартиру пришёл полностью обессиленный, чтобы немного вернуть себя в норму, пошёл в душ. Завтра надо было встать пораньше, поэтому сегодня вечером никуда не пошел, а стал укладывать вещи. Потом поужинал, принял Муската и лёг спать.

Дорога идёт к Поляне Сказок
На склоне горы можно было разглядеть водопад Учан-Су
Скала Ставри-Кая буквально нависает над дорогой
От посещения Поляны Сказок я отказался
Цивилизация добралась и в этот заповедный уголок
Свернул с бетонки на грунтовую дорогу
Единственная водная преграда на тропе - ручей Барбала
Иногда встречались такие громадные сосны - диаметр ствола наверняка больше метра
Вот где была настоящая сказка!
Это официальная дорожка к водопаду, идущая от остановки автобуса
Водопад Учан-Су во всей своей красе
В ожидании автобуса
Беседка в Стройгородке с хорошим видом на Ласточкино Гнездо
Вид из беседки на море Самое начало Солнечной тропы, точнее, её конец
На этой поляне я ночевал осенью 2018 года На камне-Утюжке был аншлаг
Вид на Ореанду и Ялту с Царской тропы Небольшая каменная поляна перед выходом на вершину горы Крестовая