Соло-пеший поход

«Партизанскими тропами»
2021 год (зима)


Маршрут

Симферополь - Ангарский пер. - Кутузовское оз. - Сосновая поляна - г.Казу-Кая - поляна Саурган - род. Ак-Су - Розовый - р. Улу-Узень - Изобильное - Ялта - Алупка - Учан-Су - Гаспра - Ливадия - Севастополь .
Пройденный путь: 20,5 км (без учёта трансфера)

Время проведения

22-28 февраля 2021 года

Участник

Просмотр карты в отдельном окне

minus Читать далее...


График прохождения маршрута и описание по дням

Дата Дистанция Время Сред.
скорость
Сумм. подъём Маршрут
20-21 фев
22 фев 5718 м 4:30 1,29 км/ч 311 м
23 фев  1790 м  2:38  0,7 км/ч  62 м
24 фев  7540 м  1:57  4 км/ч  130 м
25 фев  5526 м  2:21  4,2 км/ч  170 м
26-27 фев  6195 + 12240 м  —  —  208 + 616 м
28 фев  12504 м  —  —  204 м
1-2 мар  —  —  —  —
 Итог  20574 м  11: 26  1,8 км/ч  673 м

** прогулки без рюкзака в общий километраж не вошли, треки (кроме подъёма к водопаду) не записывались.


Предисловие

Я нечасто хожу в пешие походы, тем более - зимой. Причиной этому является моя нелюбовь носить тяжести за спиной, и тем более – в холодное время года, так как вес снаряжения увеличивается. Но сначала давайте разберемся, что называть зимним походом. Если просто считать, что зимний поход – это поход, проводимый в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль), то это будет некорректно. Для средней полосы России ещё можно иногда называть зимой эти три месяца, но для Крыма – нет.

На мой взгляд, зимний поход должен отвечать следующим критериям: проходить 1) в зимние месяцы (т.е. в период с коротким световым днём), 2) при минусовой температуре, 3) при наличии снега. Иначе (при несоблюдении любого из условий) поход нельзя называть зимним. Взять, к примеру, поход 2011 года: хотя был декабрь, но снега и морозов мы не увидели, вместо этого была раскисшая грязь, которая наматывалась на колёса. В январских походах - 2013 – 2015 годов – удалось застать и снег, и мороз. Казалось бы, эти походы должны были поставить точку на путешествия зимой. Но нет, я снова собрался в поход зимой. Почему?

Возможно, ответ кроется как раз в некотором неудовлетворении результатами предыдущих походов. В 2013-м, попав в снежную бурю, я фактически сошёл с маршрута; в 2014-м неудачей закончилась идея использования санок для транспортировки рюкзака; в 2015-м, попав в сильный мороз, нам с Виктором пришлось устраивать вынужденные днёвки, из-за чего не состоялась встреча с группой Ромы Кузнецова, и маршрут пришлось укоротить.

Но как спланировать поход, чтобы вновь не наступить на те же грабли? Для начала надо определиться со способом передвижения. Использование велосипеда я отмёл сразу, так как не собирался ехать по шоссе, а в заснеженных горах велосипед будет бесполезен. Остаётся пеший вариант, но я не люблю носить рюкзак за спиной. И тогда снова всплыла идея санок. Учитывая ошибки предыдущей модели, которая была изготовлена из фанеры (полозья были пластиковыми) и на следующий день похода пришла в негодность из-за дождя, в этот раз я сконструировал обвязку из алюминия. Подробнее о санках в параграфе «Снаряжение». Временем года для похода был выбран февраль, в надежде, что к этому времени зима в Крыму наберёт силу, будет достаточное количество снега и не придётся месить грязь. На выбор месяца повлияла и лирическая составляющая – в это время зацветает миндаль… поэтому географические рамки похода были смещены в сторону ЮБК. О маршруте подробно в параграфе «Маршрут».

Я не пытался искать попутчиков, так как из моих знакомых меня мог бы поддержать только Виктор Савин, но, к несчастью, его уже нет среди нас… А незнакомых приглашать не стал. Тем более, поход сложный, непредсказуемый, и нести какую-никакую ответственность за жизнь и здоровье других людей мне не хотелось. К тому же половина маршрута пролегала по территории Заповедника, где проводить походы не разрешается. Одному в этом смысле проще: одиночка менее заметен, более мобилен и отношения лесников к солистам более лояльное.

Маршрут

Составление маршрута похода – дело кропотливое и порою нудное, но я не люблю ходить без трека. В маршруте надо учитывать и время года, и характер местности, и способ передвижения, состав группы… а поскольку мыслю я велосипедными мерками, бывает трудно составить трек для пешего варианта. А тут ещё и зима, и соло! Но я старался, пытаясь не закладывать на дневной перегон более 10-12 км. Вначале был вариант сделать круг по Крымскому Природному заповеднику - начать от Ангарского перевала и закончить в Изобильном. Но после сентябрьского похода появилась идея восполнить пробелы и пройти некоторые участки, которые не удалось пройти в сентябре. Итак, получилась такая нитка: начало – Ангарский перевал, затем подъём на г. Чёрная и по хребту Синап-Даг выйти к г.Роман-Кош. Затем спуск на северную сторону Главной гряды, посещение скалы Яман-Таш и Малого каньона, преодоление перевала Кучук-Богаз в сторону Большого каньона и снова пересечение хребта со спуском в Ялту.

Маршрут, конечно, красивый, но сложный. Особенно в двух местах: первое – это подъём на Чёрную. Я не нашёл ни на одной карте более-менее вменяемой тропинки, только общее направление. И к тому же подъём очень крутой, в отдельных местах до 35%. Второе стрёмное место – это спуск в Ялту по Ставрикайской тропе: тоже крутая, но вниз, и местами обрывистая – если обледенеет, передвигаться будет небезопасно. Поэтому были разработаны ещё два варианта спуска – по Узеньбашской тропе и Таракташской тропе. Третий вариант держал в уме – это шоссейный серпантин Ялта-Бахчисарай… Но главное – это преодоление ущелья реки Альмà и подъём на Чёрную – без этого участка нитка рассыпается.

Снаряжение

Главным элементом в моём снаряжении были, конечно, санки (). Как я уже писал, предыдущий вариант не выдержал испытаний в суровых условиях эксплуатации: в первый же день фанера под дождём размокла и расслоилась. На второй день санки были разобраны, фанера пошла на розжиг костра, а пластиковые полозья были спрятаны в укромном месте с определёнными координатами. Теперь обвязка полозьев (которые были заблаговременно изъяты из тайника и привезены домой) была выполнена из алюминиевого профиля, а в основу конструкции были положены треугольные элементы, причём в трёх плоскостях. Это придавало конструкции хорошую жёсткость, и сани выдерживали вес не только загруженного рюкзака, но и моего. Кроме этого, я увеличил ширину санок, чтобы при боковом крене они не опрокидывались. К сожалению, из-за нехватки времени мне не удалось испытать конструкцию в полевых условиях, но я надеялся, что прежние недочёты были устранены.

Походные санки-волокуши

Второе немаловажное новшество в снаряжении – я решил отказаться от навигатора! Нет-нет, я не собирался идти по карте и компасу. Просто я решил использовать вместо GPS смартфон. Но обычный аппарат для таких целей не годится, так как вещь достаточно хрупкая, боится излишней влаги, быстро садится аккумулятор, и рассмотреть что-то на экране при ярком солнце бывает трудно. Поэтому был выбран защищённый смартфон BlackView 9100: большой IPS дисплей с разрешением 1080 x 2340 пикселей (против моего Магеллана Тритона 320х240 пикселей!), жёсткий алюминиевый корпус с закалённым стеклом, на которое я вдобавок наклеил матовую плёнку (которая, кстати, была в комплекте), большим объёмом встроенной памяти, 8-ядерным процессором и 4ГБ оперативки. Но главное – это очень ёмкая батарея в 13 000 мА*ч и высокочувствительный GPS модуль. Я был поражён скоростью определения координат – буквально несколько секунд, и смартфон уже понимает, где находится. Даже в помещении определение координат происходит уверенно, на что мой прежний навигатор вообще не способен. Прибор принимает сигналы всех известных навигационных систем: ГЛОНАСС, GPS, Galileo, Beidou, A-GPS… А ёмкости батареи в дежурном режиме хватает на 15-20 дней! Если говорить о недостатках, то они тоже есть – аппарат тяжеловат (400 г) и сенсорный экран очень чувствительный, что не всегда удобно. Наверное, есть какая-нибудь блокировка, но я пока не нашёл.

Конечно, при активном использовании потребление энергии будет выше, чем в дежурном режиме. Поэтому, учитывая тот факт, что поход будет полностью автономным, я подстраховался и приобрёл внешний аккумулятор (Power Bank) на 20 000 мА*ч. Дополнительный вес, но тут уж ничего не поделаешь. Была, правда, мысль взять солнечную батарею, но не было уверенности в том, что будет достаточно освещённости для нормальной работы солнечных элементов.

Небольшое отступление по поводу картографических программ, установленных на моём смартфоне. Их можно условно разделить на три типа: онлайновые, оффлайновые и спутниковые. К первым относятся программы, требующие выхода в интернет. Это Яндекс карты, «Военные карты» и отчасти «GPS». Последними двумя я практически не пользовался, а вот Яндекс карты мне хорошо помогали, если надо было узнать, когда и где можно сесть на автобус.
Оффлайновые – это SAS4android и OSMand. Первая – достаточно простая программа, но требует домашней подготовки: на стационарном компьютере нужно подготовить карты, треки, точки и загрузить всё это в память смартфона. Программа полнофункциональна в бесплатном варианте, но приходится раз в месяц скачивать новую версию, иначе запись трека будет неполной. Вторая программа – OSMand – более навороченная, с многочисленными настройками и функциями. В неё также можно заранее накачать карт, но в бесплатной версии их количество ограничено десятью. Главное отличие от других программ – она может прокладывать маршруты от точки А до точки Б. Правда, не всегда маршрут ложится так, как надо, но многое зависит от настроек и установленного режима – пешеход, автомобиль, транспорт, велосипед, лыжи и т.п. .
Третий тип программ требует включения геоданных и наличия спутников, без этого они бесполезны. У меня это GPStest и просто «GPS». Первая показывает наличие, уровень сигнала и расположение спутников, высоту над уровнем моря, скорость, компас, время. Вторая просто показывает на карте точку местонахождения и высоту. Но чтобы показать карту, ей нужно выйти в интернет. Я этой прогой практически не пользовался.


Остальное снаряжение не изменилось со времени прошлых походов: палатка Alexika, спальный мешок Glasier, самонадувайка Therm-a-Rest, два низких баллона с горелкой, кухонная утварь, одежда, фотоаппарат с камерой, бинокль (высматривать неприятеля в виде лесников), куча пакетиков Гала-Гала и рюкзак RedFox на 100 литров, который, как обычно, был набит под завязку…

Перейти к описанию похода

Велопоход

«Там, на неведомых дорожках»
2021 год (осень)

Маршрут

Владиславовка - Журавки - Белогорск - Караби-яйла - род. Су-Ат - Стол-Гора - Демерджи-яйла - ст.Ниж.Джурла - Лучистое - Изобильное - р.Улу-Узень - Алушта - Ниж.Запрудное - Краснокаменка - Ялта - ск.Пендикюль - Ай-Петри - Ялтинская яйла - Екатерининская дорога - Многоречье - Аромат - Соколиное - Каменный Поворот - Голубинка - Новоульяновка - Мангуп - Терновка - Родное - Черноречье - Инкерман - Любимовка - Севастополь .
Пройденный путь: 390 км

Время проведения

24 сентября-9 октября 2021 года

Просмотр карты в отдельном окне

Участники

minus Читать далее...

График прохождения маршрута и описание по дням

Дата Дистанция Время Сред.
скорость
набор/сброс высоты Маршрут
24.09 11,51 км 1:02 11 км/ч
25.09 6,94 км 0:32 12,8 км/ч 0 м
26.09 69,73 км 6:00 11,6 км/ч 441/288 м
27.09 33,45 км 5:20 5,6 км/ч 1098/395 м
28.09 18,2 км 3:13 5,6 км/ч 658/620 м
29.09 20,51 км 2:02 10 км/ч 326/1065 м
30.09 28,89 км 3:03 9,8 км/ч 625/585 м
01.10 39,22 км 4:53 8 км/ч 1861/1192 м
02.10 24,21 км 3:28 6,9 км/ч 994/1369 м
03.10 26,53 км 2:58 8,9 км/ч 632/497 м
04.10 31 км 3:33 8,7 км/ч 764/819 м
05.10 25,88 км 3:02 8,5 км/ч 455/994 м
06.10 27,22 км 2:37 10,3 км/ч 303/360 м
07.10 14,24 км 1:44 8,1 км/ч 298/321 м
 Итог 389,63 км** 44:24 9,3 км/ч 8455 м

** В итоговый километраж включена дистанция от Казанского вокзала до дома.

Подготовка к походу

Физическая подготовка. К предстоящему походу я специально не готовился, тренировок и специальных выездов не проводил. Наезд по километражу также был невелик, но меня это не беспокоило, так как я не планировал делать рекорды по дальности или скорости. Исключением было лишь самое начало маршрута, но об этом чуть позже.

Техническая подготовка. А вот здесь была проведена определённая работа. Во-первых, я решил полностью перейти на дисковые гидравлические тормоза, для чего заменил задний тормоз на Shimano Deore M6000, поскольку для горных походов, вопреки расхожему мнению, это самое оптимальное решение. Заднее колесо тоже пришлось заменить. Сразу после установки и тестирования обрезал излишки трубок до нужной длины. Прокачивать тормоза не пришлось, так как я действовал аккуратно, и не допустил вытекания масла, а мелкие пузырьки воздуха прокачались после нескольких нажатий на рукоятки. Чтобы уменьшить риск протирания шлангов, одел на них гофрированную ПВХ трубку. Ротор на втулку поставил небольшого диаметра – 160 мм, потому что основное усилие торможения приходится на переднее колесо, где стоит ротор диаметром 180 мм.

Кроме тормозов, я также переделал кронштейн крепления пластиковой бутылки. Раньше была проблема с перевозкой воды, из-за того, что бутылка болталась из стороны в сторону, и даже иногда мешала крутить педали. Теперь же я изменил конструкцию, удалив проволочную петлю. Вместо неё я приклепал две дуги из полосового дюраля, для стягивания которых использовал обыкновенную одёжную липучку. Теперь можно было использовать бутылки различного диаметра и высоты – за счёт натяжки липучки любая бутылка держалась прочно.

Так как я отказался от старого навигатора, надо было как-то закрепить смартфон на руле. Можно было, конечно, купить что-то готовое, но поскольку размеры моего новоиспеченного навигатора в лице Blackview 9100 не соответствовали более распространенным моделям смартфонов, для которых имеются в продаже готовые кронштейны, пришлось изобретать свою конструкцию. Случайно нашёл в металлоломе стальную пластину подходящих размеров, из которой выпилил нужные детали, заблаговременно прочерченные в Автокаде. Крепить такой крупный прибор пришлось на выносе руля, для чего был изготовлен хомут из латуни и шарнир, позволяющий изменять положение смартфона относительно горизонтальной оси. Чтобы корпус не царапался о металлические края, обклеил держатель пористым полиуретаном. Металл предварительно покрыл гальваническим цинком и покрасил аэрозольной краской – получилось неплохо. Да и после тест-драйва ничего не отвалилось, сам аппарат держался устойчиво – видимо, угадал с центром масс.

Ещё одна доработка коснулась генератора. Там тоже пришлось практически всё переделывать, т.к. старая конструкция практически развалилась от вибрации. Пришлось ставить более крупный подшипник и усиливать пластину, к которой он крепился. Также заменил провода на более толстые и прочные. Была полностью переделана схема зарядки: ведь теперь основным источником электроэнергии стал пауэрбанк ёмкостью 20 000 мАч. Но основная идея осталась прежней: в выработке электричества использовалась энергия крутящегося колеса и/или солнечной радиации. Работоспособность была проверена в условиях средней полосы, и, хотя солнце у нас не очень жаркое, система работала.

Были и другие мелкие работы: ремонт заднего крыла, промывка и смазка цепи, куплена и протестирована новая газовая горелка со шлангом, постиран велорюкзак. Одним словом, к походу всё было готово.

Маршрут. Честно говоря, я не планировал в этом году походов, так как уже сходил в феврале в соло-пешку. Оставшуюся часть отпуска хотелось потратить на летний отдых на море. Но время летит быстро, и мы не успели заранее позаботиться о билетах – всё было раскуплено уже в конце мая. Ничего не оставалось делать, как планировать веломаршрут. Первоначально думал поехать в октябре – всё-таки не так жарко, да и с билетами попроще, но тут Игорь изъявил большое желание составить мне компанию, но в сентябре… А я уже запланировал отпуск на октябрь. Пришлось сдвинуть сроки на неделю раньше.

С финишной точкой маршрута вопросов не было - Севастополь; но вот с началом всё было не так ясно. Хотелось пройти участки, которые остались за кадром в прошлом походе. Поэтому началом могли стать две ж/д станции – Владиславовка или Симферополь, на других станциях поезд не останавливается. Выбор пал на Владиславовку, тем более что можно было доехать на быстром поезде - с одной ночёвкой. Чтобы уделить больше времени на интересные места, от вокзала решил сделать шоссейный проброс по трассе Таврида длиной более 80 км, с одной промежуточной ночёвкой вблизи от станции, так как поезд прибывал под вечер.

В последующие дни темп движения планировался щадящим, но и не совсем расслабленным: предстояло пройти несколько сложных участков. Это: спуск по ущелью Чигинитра, подъём по хребту Конёк, спуск по нитке газопровода у скалы Яман-таш, преодоление перевала у Большого Каньона и подъём на гору Тешкли-Бурун. Опасения вызывал тот факт, что летом в Крыму были сильные дожди, которые вызвали наводнения в нескольких населённых пунктах, и как результат, многие грунтовые дороги могли быть размыты. Поэтому было заложено несколько сходов и объездных треков. Ну в общем всё как всегда….

Перейти к описанию похода