Там, на неведомых дорожках

Су-Ат - Джурла

Время Дистанция Скорость Описание
8:42 — км — км/ч Выехали с места ночёвки
9:39-9:42 2,3 км 2,4 км/ч Остановились у родника Сулух-Оба (корыто)
10:34-10:40 1,2 км 1,4 км/ч Поднялись от родника на край Демерджи-яйлы
10:50-11:00 0,3 км 1,9 км/ч Фотосессия на обрыве Стол-Горы
11:16-11:21 1,4 км 4,8 км/ч Фотосессия ущелья Хапхал
11:42 1,4 км 3,8 км/ч Развилка дорог: повернули на юг
12:14 3 км 5,5 км/ч Повернули на восток, на край яйлы
12:36 2,2 км 6,2 км/ч Джиперы не советовали ехать по этой дороге; вернулись на основное направление
13:14 3,2 км 4,9 км/ч Доехали до крутого спуска у западного края яйлы
13:32-14:13 1,4 км 4,5 км/ч Перекус на перевале Джурла
14:31-14:40 0,6 км 1,2 км/ч На роднике Верхней Джурлы заправились водой
15:28 1,6 км 1,9 км/ч Прибыли на стоянку Джурла у водопада

Ночь не поднесла никаких сюрпризов. Ни люди, ни звери нас не беспокоили. Погода обещала быть хорошей, хотя особого тепла по прогнозу не обещали. На открытом пространстве поляны, на траве, выпала роса (), и я подумал - хорошо, что палатка стояла под деревом: конденсата на ней не образовалось. Костёр разжигать не стали, сожгли лишь мусор, оставшийся от ужина и завтрака. И, поскольку шли на опережение графика, сильно не торопились с выходом на маршрут.

Дальнейший отрезок пути был известен по трём ранее проведённым походам, но, несмотря на это, было интересно побывать тут спустя десять лет.

Итак, затушив костёр, мы пересекли поляну и повернули направо. Почти сразу начался заметный подъём, который пришлось брать пешком. Зато удалось засечь косулю с двумя телятами, перебегавшими дорогу впереди нас. Но, пока я доставал фотоаппарат, семейка дала дёру, так что кадр получился нерезким ().

Надо заметить, что пока мои опасения по поводу размытых лесных дорог не оправдались, наоборот, эта колея, хоть и лезла всё время вверх, была вполне проезжей (). Вероятно, здесь проходили какие-нибудь гонки, так как дорога была расчищена от упавших деревьев, а в сырых местах были видны отпечатки протекторов. Да и туристов мы повстречали: сначала солист попался, а через несколько минут - довольно большая группа пешеходников, откуда-то из-за Урала, если ничего не путаю. Но вот велосипедистов пока не встречали...

Перевалив через горбину хребта высотой 1060 метров, дорога начала постепенно понижаться, что дало возможности немного прокатиться (). Через несколько метров добрались до развилки, на которой можно было повернуть на Генеральское, а мы поехали в противоположную сторону - к роднику Сулух-Оба (). Почему-то в прошлые разы мы всё время проскакивали мимо этого родника, и теперь надо было во что бы то ни стало его найти. Тем более что известны две точки выхода воды: слева от дороги и подальше - на повороте. Первый родник я нашёл, но он был настолько чахлым, что добыть воды было нереально, зато второй - так называемое "корыто" - вполне себе работал, и как можно было его не заметить раньше, ума не приложу ().

Чтобы легче было подниматься, воду набирать не стали. От корыта дорога круто запетляла меж вековых деревьев, велосипеды толкали с частыми перерывами. Всё-таки дожди, прошедшие летом, сильно подпортили грунтовые дороги: приходилось объезжать лужи и грязь, перепрыгивая через глубокие колеи. Хотя такая картина - не редкость для крымских лесов. Но по мере подъёма дорога становилась суше, а когда вышли из леса, то от раскисшей глины не осталось и следа (). Ещё немного, и выйдем на плато, к Стол-горе.

Шутки шутками, а ещё 200 метров высоты, считая от родника, пришлось нам преодолеть, чтобы выйти на развилку дорог. Здесь, на открытом пространстве, да ещё на ветродуе, было заметно холоднее, чем в лесу. Пришлось надевать шапку и куртку. Солнце уступило место тяжёлым облакам, затянувшим весь небосвод (). После утепления повернули к обрывам на фотосессию. К фотографированию присоединилась группа ... лошадей, которая была удивлена нашим появлением, но видовое место не покинула ()

Некоторое время мы провели в созерцании и фотографировании окружающих красот (). Несмотря на хмурую погоду (), на северо-востоке хорошо было видно тропу Испанец (), а на юге - дорогу от села Генеральское, причудливо извивающуюся по гребням гор (). Поскольку Игорь не имел фотоаппарата, а просить лошадь сфотографировать нас вдвоём было бесполезно, пришлось приспособить свой велосипед в качестве штатива: фотоаппарат установил на багажник с риском, что его сдует порывом ветра, и нажал на автоспуск. Так и получилось это совместное фото ().

Чтобы не возвращаться обратно на развилку, я планировал проехать по краю плато, чтобы найти новые живописные точки для фотосъёмки. Тем более что по южной кромке тоже шла дорога, вполне пригодная для езды на велосипеде. Так мы и сделали: попрощавшись с лошадьми, мы покатили вдоль южного края плато.

Хотя погода оставляла желать лучшего, виды с горы открывались восхитительные - можно было останавливаться через каждые сто метров, и каждый раз будет новый красивый вид. Но вот здесь дорога подошла очень близко к краю, и под нами разверзлась пропасть () - где-то далеко внизу шумит водопад Джур-Джур, но здесь его не слышно, слишком далеко. А далеко на горизонте маячит гора Диплис, на которую нам предстоит подняться. Но сейчас дорога отвернула вправо, в сторону небольшого хребта, и нам пришлось спешиваться - крутизна подъёма не позволяла крутить педали. С этого подъёма хорошо виден путь от Стол-горы, который петлял вдоль кромки плато ().

Перевалив через гребень, мы вскоре выехали на основную дорогу, пролегающую через всю яйлу, и оказались приблизительно посередине между горами Тырке и Долгая. Миновав развилку, где вправо шла дорога на Буковый кордон и Долгоруковскую яйлу, мы повернули строго на юг и довольно долго ехали в этом направлении, пропуская все правые отвороты (это были дороги на Курлюк-Баш и Северную Демерджи). Нам же по плану надо было следовать по южной кромке Демерджи-яйлы, чтобы, минуя седловину между Северной и Южной Демерджи и Верхнюю Джурлу, спуститься прямо к водопаду. И вот мы добрались до развилки: прямо уходила основная дорога, а влево - на восток - шёл наш трек.

Итак, недолго думая, мы повернули налево согласно треку. Здесь дорога хоть и была менее наезжена, но хорошо читалась и строго соответствовала проложенному маршруту. Так мы и ехали бы, но почти у края яйлы повстречали группу квадроциклистов. И, поскольку наша дорога начала как бы иссякать, я решил узнать у ребят о наличии проезда в сторону Джурлы. Ответ был таков: дорога как таковая есть, но нам на велосипедах будет нелегко ехать, так как путь чисто пешеходный, а в конце много осыпных участков. Поэтому, несмотря на наличие времени, не хотелось бы попасть в неприятности где-нибудь в конце пути, а ночевать на яйле было негде. Посовещавшись, решили вернуться на развилку и продолжить движение по знакомой дороге.

Надо заметить, что мы немного времени потеряли на этот крюк - не более получаса. Повернули опять на юг и запетляли по извилистой дорожке, пока не доехали до крутого спуска: это уже был район перевала Джурла. Тут нас обогнали несколько квадроциклистов, которые шумно ринулись вниз. Мы не решились спускаться по прямой, а поехали в объезд. До перевала ехалось легче, так как началось снижение высоты (), и вот показался перевал: важная развилка, с которой уходило несколько дорог (). Если ехать на восток - попадёшь на Джурлу и водопад (); если на запад - то спустишься к крепости Фуна и дальше на трассу (); поедешь прямо (правда, придётся идти пешком) - попадёшь к скалам Южной Демерджи (). А если вернуться немного назад, то там есть тропа на Северную Демерджи.

В подтверждение этого, через некоторое время нашего созерцания окрестностей, сверху скатился велосипедист. Молодой парень был практически без вещей - какая-то маленькая сумочка и навигатор, и довольно легко одет. В разговоре выяснилось, что он вначале вкатил на Северную Демерджи, конкретно подзамёрз там (по его прибору, на вершине было около +6°) и теперь интересуется, как быстрее спуститься в Алушту. Я посоветовал ему ехать по Коровьей тропе - мне казалось, что так будет короче. Парень уехал, а мы ещё посидели на лавочке, чтобы немного убить время, но с пользой - устроили перекус.

Что ни говори, а время бежит неумолимо. Проторчав возле мусорных бачков около 40 минут, мы решили двигаться дальше, а именно к водопаду Джурла, где планировали сделать ночёвку.

На Джурлу от седловины есть два пути - по тропе и по грунтовке. Поехали по дороге, всё-таки на велосипедах. Но не тут-то было: колею сильно размыло, и спускаться на гружёном велосипеде было рискованно. Поэтому часть пути до Верхней Джурлы пришлось преодолевать пешком, ведя велосипед на тормозах. Здесь, у туристической стоянки, я остановился и предложил Игорю набрать воды в роднике, чтобы потом не бегать в поисках источника. Можно было, конечно, начерпать из реки, но это крайний случай. Из родника вода всё равно будет чище.

Чтобы не рисковать, к источнику ходили по очереди. Хотя на стоянке никого не было, да и по дороге никто не попался (). Только в самом конце тропы, на большой поляне встретили нескольких молодых ребят - школьников, которые спрашивали, где находится водопад, хотя они были в двухстах метрах от него. Я показал им направление, после чего мы с Игорем также направились туда. Водопад, вопреки ожиданию, еле сочился, я даже фотографировать его не стал.

Вернувшись на поляну, стали думать, где расположиться на ночлег. Можно было, конечно, ничего не искать: поляна большая, деревья есть, лавочка есть, но место слишком бойкое. Время позволяло поискать место потише, и мы занялись этим.

Оказывается, если не торопиться и хорошо поискать, то обязательно найдёшь что-нибудь стоящее. Вот и мы нашли небольшую уютную площадку вблизи от тропы, но отгороженную от неё деревьями. С другой стороны поляны был отвесный склон, что тоже было кстати. Также было в наличии костровище и даже подобие столика. Я подобрал себе площадку для палатки, а Игорь нашёл поблизости два нужных ему дерева для подвешивания гамака. Водопада с этой точки не было видно, только скалы, расположенные дальше него (). Вот где-то тут нам предстояло спускаться, если бы мы не свернули с намеченного трека. Ну ладно, как-нибудь в другой раз обязательно разведаем.

Раз есть костровище, то надо воспользоваться этим. Правда, дров на поляне не было, но это не беда - мы же в лесу однако, а раз есть лес, то и дрова найдутся. Пособирав мелочёвку поблизости, я понял, что этого будет мало, пошёл дальше и набрёл на ещё одно костровище с целой охапкой сухих веток. Пришлось ходить три раза, чтобы перебазировать горючее на нашу поляну. Вскоре у нас был костёр (), который был кстати, так как к вечеру посвежело, а близость воды добавляло сырости.

Так, возле костра и скоротали вечерок. Ночлег готов, ужин поглощён и переваривается, можно и на боковую...

Поляна Восточный Суат утром
Неожиданно дорогу пересекла семья косуль, которая при виде фотографа устремилась в чащу
Дорога поднимается по хребту Таш-Хабах
Подъезжаем к развилке дорог перед подъёмом на Стол-гору
Родник Сулух-Оба представляет собой металлическое корыто-водосборник
Ниже корыта устроен ещё один водосборник, сделанный из пластиковой бутылки
Поднялись из леса на высоту 1200 метров. До Демерджи-яйлы осталось немного
Дорога ведёт на Стол-гору. На горизонте - верхнее плато Караби-яйлы с вершинами Кара-Тау и Тай-Коба
На площадке перед обрывом мирно отдыхал табун лошадей
Круговая панорама окрестностей Стол-горы
Игорь на фоне южного мыса Стол-горы
Отсюда вся Караби-яйла как на ладони: хорошо просматривается тропа Испанец
А также великолепный вид на село Генеральское и на море
Коллективное фото на фоне горных просторов
С южных обрывов Демерджи-яйлы открывались завораживающие виды на Хапхальское ущелье
Вид назад, на южную кромку Стол-горы. Хорошо просматривается дорога, по которой мы только что спустились
Подъезжаем к перевалу Джурла
Отдых и перекус на перевале Джурла
Вид на восток: межу горами виден восточный берег Чёрного моря вплоть до Меганома
А это вид на запад. На горизонте - массив Бабуган, справа гора Ангар-Бурун
По этой дороге можно подняться к скалам Южной Демержи
На этом повороте дороги восточный берег виден, как на ладони
Окрестности водопада Джурла. Посередине можно разглядеть тропу, ведущую на южный борт Демерджи
Несмотря на моросящий дождь, костёр удалось развести