Там, на неведомых дорожках

11:59-12:06 1,6 км 9,2 км/ч Купили воды в магазине
12:20-12:24 1,2 км 5 км/ч Техническая остановка
12:33 1,1 км 6,5 км/ч Поехали не по той дороге
13:20 3,2 км 4 км/ч В балке Джан-Дере повернули налево в сторону мыса Тешкли-Бурун
13:38-13:41 1,4 км 4,3 км/ч На развилке дорог повернули направо - подъём к мысу
14:26-14:52 2,5 км 3,3 км/ч Посещение цитадели на мысе Тешкли-Бурун
15:05 1,4 км 6,2 км/ч Нашли место ночёвки в соснах недалеко от юго-западного обрыва Мангуп-Кале

Утром я встал, как обычно - около шести. Никаких происшествий ночью не случилось; олени, наоравшись, разошлись кто куда. Облачность над горами так и не рассеялась (), хотя над нами было безоблачное небо. Посовещавшись, мы решили не углубляться дальше в дебри крымских лесов, принимая во внимание плохой прогноз погоды, и решили вновь вернуться на асфальт, так как целый день бродить в тени и сырости, без запаса воды и продовольствия было не в кайф.

Опять долго собирались, и, чтобы полюбоваться окрестностями и погреться на солнышке, я вышел на каменистую полянку. Над Большим Каньоном всё ещё висела тучка (), а над скалами Сёрт-Кая, что находились на противоположном берегу речки Чаан-Баир, распогодилось (). Надо побыстрее выбираться из лесной зоны, пока светит солнце.

В девять часов мы, наконец, стартовали (), и, сделав небольшую остановку у озера (), продолжили спуск по вчерашней дороге (). Сегодня посетителей водопада не было, мы ехали в одиночестве. Шлагбаум был закрыт на замок, пришлось подлезать под ним с гружёным велосипедом. Ещё немного времени, как мы оказались на шоссе Бахчисарай-Ялта - там же, где вчера начали подъём.

Конечной точкой сегодняшнего маршрута был пещерный город Мангуп-Кале. Чтобы не пилить тупо по шоссе, я наметил такой маршрут: после Голубинки повернуть на Новоульяновку, миновать водохранилище и по балке Джан-Дере доехать до поворота на Адым-Чокракскую долину, и, не доезжая до неё, подняться наверх с велосипедами (такого в моей практике ещё не было). А сейчас мы осторожно выкатывались по буеракам из лесной части Бахчисарайского шоссе, опять в Соколиное.

В центре села остановились у магазинчика и заправились кефиром с булочкой. Тем временем погода опять начала портиться - с гор начали сползать облака (), и по прогнозу обещали дождь. В Аромате тормознулись у супермаркета и пополнили запасы провизии, а в Голубинке купили вина - теперь коротать вечер будет приятнее...

Ехать под горку, да по хорошему асфальту с малым трафиком всегда приятно. Только хорошее быстро заканчивается. После Нижней Голубинки повернули налево, дорога стала постепенно набирать высоту и не отличалась хорошим качеством покрытия.

Поскольку воды наверху может не быть, я зашёл в Новоульяновский магазин и купил 2 литра. Далее кривыми улочками села мы выбрались к плотине () и по каменистой дороге () начали подъём на безымянный перевал 373м. По этой дороге мы ехали дважды - в 1990-м и 1994-м году. К сожалению, у меня не было под руками трека 2004 года, из-за чего мы стали подниматься в лоб, вместо того, чтобы серпантином въехать по более пологой дороге.

Торчок хоть и был крут, а колея размыта потоками воды, мы втолкались и, когда подъём уменьшился, покатили по симпатичному сосновому бору (). После преодоления верхней точки и поворота вправо, спустились в не менее симпатичную долину, зажатую между куэстами Внутренней гряды Крымских гор (). Теперь главное - не пропустить левый поворот, иначе уедем прямиком в Хаджи-Салу.

Всё-таки я немного ошибся и на развилке поехал по правой дороге, а надо было принять левее. Это частая ошибка при движении по навигатору, когда дороги расходятся под малым углом. А в данном случае на карте была обозначена только одна линия, и, как мне показалось, левая колея сворачивала в сторону. Благо, крюк получился совсем маленький, и на следующем перекрёстке мы повернули налево.

После поворота качество дороги значительно снизилось. Мало того, что она круто полезла вверх, колея была сильно размыта: прямо по центру была канава глубиной от полуметра до метра, с крутыми бортами. Ехать по такой дороге в седле было опасно, поэтому я шёл пешком, так как скорость была почти такая же, как в седле.

Таким образом мы добрались до перекрёстка: прямо дорога шла вниз, в Адым-Чокракскую долину, а нам надо было наверх. Так как правая дорога имела ещё большую крутизну, чем предыдущая, и состояла в основном из крупных камней, подъём был однозначно пеший. Но меня удивило, что именно здесь проходил экскурсионный маршрут - и вверх, и вниз встретилось несколько внедорожников, везущих отдыхающих. А когда мы поднялись под козырёк Дырявого мыса, то там стояло около десятка машин. Просто дальше им путь преграждал шлагбаум.

Для нас шлагбаум - не преграда, мы обошли его и выбрались по тропе на поляну возле Цитадели (). Здесь нас поджидал сюрприз: прямо на тропе стоял билетный киоск (), и тётенька вежливо попросила нас оплатить посещение заповедника. Плата небольшая - 100 рублей, и - гуляй не хочу. Я поставил велосипед на солнце, чтобы во время стоянки заряжался аккумулятор, и любовался видами с этой высокой точки (). Игорь решил осмотреть средневековые развалины, а я остался при велосипедах, поскольку немного устал.

Время было послеобеденное, солнце светило вовсю, и не было никакого намёка на дождь. В Крыму вот всегда так: в одном месте может идти проливной дождь, а в нескольких километрах будет светить солнце... Пользуясь хорошими погодными условиями и великолепным обзором не менее великолепной местности, я решил сделать круговую панораму (). Правда, из-за высокого перепада яркости снимок получился слишком светлым, но что вышло, то вышло. А глядя с обрыва на ту каменистую дорогу, по которой мы поднимались полчаса назад, ни за что не подумаешь, что ТУТ можно въехать ().

Прошло двадцать минут, как ушёл Игорь, а его всё нет и нет. Меня начали одолевать мелкие мушки, облепившие все открытые части тела. Не зря охранник был в капюшоне и помахивал веткой дерева - его тоже достали эти противные мошки. Стоять на месте было уже невозможно: я пошёл внутрь цитадели, решив, что с велосипедами ничего не произойдёт, и стал высматривать Игоря. А он уже возвращался обратно - мы вместе прошли через арку и потихоньку, чтобы не привлекать внимание, удалились вглубь плато.

Когда я готовил дома этот маршрут, то долго не мог придумать место ночёвки на плато Баба-Даг, чтобы там присутствовали деревья. И на самом деле, в районе мыса росли только мелкие кустики. Тогда мы поехали по тропинке вдоль южного края плато, чтобы найти подходящее место и заодно удалиться от охранников - ведь ночевать в заповеднике не разрешается. Нам посчастливилось найти на самом краю плато, в начала мыса Чамны-Бурун (), микроскопическую рощицу сосен, причём подходящей толщины и с нужным расстоянием между стволами. От тропы рощу отделяла плотная растительность из кустов и высокой травы, так что маскировка была неплохой.

На этой стороне Мангупа мне не приходилось бывать, так как пешком сюда идти долго, а с велосипедом, как я уже упоминал, я не поднимался. А зря - виды с этой точки были не менее потрясающие, чем у Цитадели. Особенно впечатляла Адым-Чокракская долина и трасса на Терновку, по которой ползли микроскопические машинки (). После установки палатки и подвешивания гамака решили отметить восхождение Белым Мускатом Красного Камня. Так, с разговорами под винцо и созерцания природы, мы провели весь вечер (), (), пока солнце не зашло за гору (). С наступлением сумерек начало холодать, и мы переместились к месту своего временного жилища.

Утро было солнечным и тёплым Над Большим Каньоном зависли облака Скалы Сёрт-Кая На Каменном повороте не было никого, кроме нас с Игорем Юсуповское озеро сильно обмелело Дорога ведёт нас обратно на шоссе Вид на Седам-Кая из села Аромат. Погода портится Вид на село Новоульяновка со стороны водохранилища

Начало дороги на Мангуп. Слева - Новоульяновское водохранилище (за кустами)
Весьма симпатичная дорожка через сосновый лес
Балка Джан-Дере лежит между плато Баба-Даг на юге и скалами Чардаклык на севере Наиболее сохранившийся объект средневекового города - Цитадель на мысе Тешкли-Бурун (дырявый мыс) Возле тропы установлена билетная касса - с билетёршей и охранником Вид на балку Джан-Дере с мыса Тешкли-Бурун. Вдалеке видно село Новоульяновка и водохранилище 360-градусная панорама района цитадели Белые пятна среди зелени деревьев - это дорога, по которой мы поднимались на Мангуп Вид на шоссе с юго-западной оконечности мыса Чамны-Бурун Адым-Чокракская долина во всей своей красе Игорь в лучах заходящего солнца Вечернее небо над Внутренней грядой Крымских гор Солнце прячется за горой Шулдан-Бурун