Там, на неведомых дорожках

12:21 3,2 км 15,7 км/ч Повернули налево в сторону села Родное
12:36 1,9 км 7,5 км/ч Поворот направо на просёлочную дорогу
12:49-13:06 1,9 км 8,7 км/ч Посетили озеро Уппа с водопадом Мердвен-Тобе
13:22-13:27 2,1 км 7,6 км/ч Доехали до родника Карши-Чокрак: вода непригодна для питья
13:58 2,2 км 4 км/ч Манштейновская дорога: начало спуска в сторону Черноречья
14:28-14:46 2,6 км 5,1 км/ч Зашли в магазин в Черноречье
14:59 1,5 км 6,4 км/ч Выехали на шоссе
15:22 1,5 км 3,9 км/ч Прибыли на Чёрную речку

Утро выдалось хмурым и ветреным. Наше место ночёвки никто не обнаружил (), и после завтрака мы стали собираться в дорогу.

Сегодняшний маршрут обещал быть лёгким, главная трудность могла быть лишь на спуске с плато вниз, в село Хаджи-Сала. Тропа чисто пешеходная, по которой даже налегке подниматься тяжело. Нам, правда, предстоит спускаться, что немного успокаивало.

Моё снаряжение было готово к старту уже к восьми утра. Я выкатил велосипед на полянку, в надежде, что выглянет солнце и зарядка аккумулятора будет идти более интенсивно (). Игорь по обыкновению долго собирался, сматывая многочисленные верёвочки и укладывая свои пожитки по отсекам велорюкзака. С юго-востока начали наползать какие-то неприятные на вид серые тучи () - нежелательно, если нас застанет дождь на спуске. Наконец, наша боевая группа из двух человек собралась, и без четверти девять мы тронулись с места.

Чтобы не объезжать вокруг лесистую часть горы, я решил срезать путь по слабо заметной тропе, которая, судя по карте, должна выйти на главную дорожку, ведущую в село. Доехав до развалин оборонительной стены, мы повернули влево и очень скоро оказались в низкорослом лесу. Тропа сильно виляла в плотной растительности, так что пришлось идти пешком, продираясь через ветки. И как-то незаметно тропинка куда-то пропала, начались сплошные заросли вперемешку с каменными нагромождениями. Тут я решил пешей разведкой обнаружить более-менее сносную тропу, которая вывела бы нас на главный путь. Таковая нашлась, и буквально через 150 метров вывела меня к роднику, который находился на основном пути из села на верхнюю часть плато.

После возвращения мы скорректировали курс, и, с трудом протиснувшись через сплетение разных видов растительности, покатили в нужном направлении. Перед самым родником пришлось преодолеть несколько каменных ступеней () (), и, наконец, оказались на большой площадке у Женского источника ().

Немного переведя дух, мы избавились от мусора и продолжили спуск по довольно крутому спуску. В некоторых местах приходилось спускаться пешком, чтобы избежать падения. А почти в конце тропы пришлось долго стоять, пропуская встречную группу туристов, собравшихся посетить музей под открытым небом. Я сбился со счёта, но примерное количество группы - 30-35 человек!

Чуть больше часа у нас ушло на спуск с горы - в 10 часов утра группа въехала в село Хаджи-Сала. Село с момента моего последнего посещения в 2010 году, неузнаваемо преобразилось. Первое, что меня удивило - великолепный асфальт на главной улице, причём с тротуаром (). Кругом всё чисто, культурно и презентабельно.

Проскочив билетный киоск, мы покатили на выезд из села, но у чайханы Айше остановились. Зная, какие вкусные чебуреки здесь готовят, я предложил Игорю позавтракать, заранее зная, что сделать это быстро не получится. Но поскольку дальнейший путь проходил в основном по шоссе, торопиться было некуда.

На тот момент Рафета не было дома - уехал куда-то по делам, но его жена - Айше - по-прежнему хлопотала по хозяйству. Мы расположились на старом месте на топчанах, поставив велосипеды рядом, и сделали заказ (). Конечно же, чебуреки, и фирменный травяной чай.

На завтрак у нас ушло чуть более часа. Надежды на улучшение погоды не оправдались, наоборот, весь небосвод затянуло серым покрывалом. Расплатившись, мы тронулись в путь.

После выезда из села повернули налево и после технической остановки начали нудный подъём по шоссе, идущей по склону горы Шулдан-Бурун. Фотографировать было нечего, да и настроение соответствовало погоде, то есть кислое. Наконец, преодолели перевал и покатились под горку по хорошему асфальту, с небольшим потоком машин. В Терновке остановились на центральной площади, чтобы посетить магазины. Я купил себе большую тандырную лепёшку, а Игорь обзавёлся пакетом стирального порошка (он ведь обязался вернуть мне истраченный порошок). В это время ко всей этой серости и унылости добавился дождик, и мы не нашли ничего лучшего, как покинуть этот населённый пункт ().

После выезда из села дорога повернула на 90 градусов против часовой стрелки и повела нас в направлении Севастополя (). Но туда нам пока рановато. В плане у меня был заложен ещё один интересный объект - Манштейновская дорога. Вроде бы её во время войны проложил немецкий генерал Манштейн, чтобы пустить по ней войска в обход основной дороги. Ну и по пути заглянуть на водопад Мердвен-Тобе, что находится на речке Уппа южнее села Родное.

После поворота налево начался небольшой подъём на седловину между горами Зыбук-Тепе и Кара-Баир, за которыми расположилось село Родное. В само село заезжать не стали, так как оттуда нельзя попасть к водопаду, а свернули на просёлок у каких-то заброшенных строений. Дорога побежала вниз и вскоре вывела нас к озеру, образованному рекой, и к водопаду, которого... не было (). Озеро было отгорожено дамбой (), но сильно обмелело. На берегу несколько рыбаков сидели в ожидании клёва. Что ж, водопада нет, тогда хоть по гротам погулять ().

Наверное, во время большой воды этот грот затапливается водой, но точно не знаю. По крайней мере, грот окультурен, и даже подведено освещение. Наверное, в тёмное время здесь можно гулять при искусственном свете ().

После озера наш путь лежал в село Черноречье - по грунтовой Манштейновской дороге. Вообще-то по плану была ночёвка у родника Карши-Чокрак. Но, поскольку мы немного опередили график, становиться через два километра на ночь слишком рано. Поэтому решено было сначала доехать до этого родника и провести рекогносцировку. Спустились с дамбы и проехали немного в обратном направлении, после чего взяли левее, и, минуя какие-то частные территории, выбрались к очередному озеру, возле которого как раз и находился пресловутый родник.

Источник мы нашли без труда: координаты точно совпали с реальным расположением бетонного колодца, наполненного мутной водой (). Такую воду нельзя пить даже после кипячения, и смысла останавливаться здесь не было. Мы развернулись, и, обогнув озеро с севера (), стали подниматься по каменистой грунтовке. Это как раз и была та дорога, о которой я говорил выше. Даже табличка висела.

Вначале дорога шла на подъём, и я даже пошёл пешком. Надо же осмотреть окрестности, вместо того, чтобы всё время смотреть на переднее колесо. А местность была вполне фотогеничной, и даже погода смилостивилась - дождя не было, ветер тоже утих. А если бы солнышко выглянуло, то вообще была бы красота!

Дорога постепенно поворачивала на запад, приближаясь к Чернореченскому каньону. Вот слева открылась огромная поляна Чиллер, за которой видны многочисленные хребты - где-то там протекает речка Чёрная (). А грунтовка тем временем начала выполаживаться, давая возможность ехать в седле, наслаждаясь видами и чистым воздухом ().

Вскоре мы подъехали вплотную к каньону, и на небольшой видовой площадке остановились. Я думал, что отсюда будет видно и речку, и каньон, но заросли деревьев скрывали их, и даже с самого края скалы ничего не было видно (). Тем не менее, виды были отличные, и мы немного задержались, рассматривая окрестности ().

Пользуясь паузой, я достал бинокль и принялся изучать противоположный берег Чёрной. И тут я обнаружил объекты, которые мы посещали в 2009 году - это был заброшенный подземный командный пункт Черноморского флота (). Точнее, на поверхности стояли бетонные сооружения, замаскированные под жилые дома, которые являлись входами вглубь горы. Мы тогда смогли проникнуть внутрь, но далеко не ходили. А сейчас там, скорее всего, всё перекрыто. Всё-таки, какой-никакой военный объект...

Ещё некоторое время разглядываем окрестности (), и - в путь. Теперь - только вниз, по плавно сбрасывающей высоту гравийной дороге (). В конце спуска дорога немного испортилась, опять начались размытия, но вскоре мы покинули низкорослый лес и выкатились на пригорок, под которым раскинулось село Черноречье (). Неожиданно быстро закончилась эта прекрасная во всех отношениях дорожка, и теперь надо определяться, где ночевать. Ну а пока, оказавшись около магазина, решили заправиться продуктами.

После посещения магазина мы выехали к колодцу, от которого начиналось хорошее шоссе (). Колодец, по-видимому, не функционировал, так как я не обнаружил цепи или троса, а также ведра. Но вода нам не нужна, поскольку купили в магазине, а я к тому же и пивка взял. А буквально в ста метрах от колодца был ещё один примечательный объект - средневековая Чоргуньская башня (), которая неплохо сохранилась до наших дней. Других достопримечательностей в селе не обнаружилось, и мы поехали на выезд - на главную дорогу, с которой мы свернули после Терновки - в сторону Родного.

Ещё у магазина мы посмотрели карту и обнаружили несколько мест возможной ночёвки. Одной их таких точек было озеро на выезде из села. Но в реальности место не совсем подходило для бивака - слишком близко к жилью, место голое и практически без деревьев. Поехали дальше, в надежде укрыться в зарослях горы Телеграфной - между ней и Чёрной речкой были какие-то поляны. Но перед мостом я заметил уходящую вправо от шоссе тропинку и решил разведать, куда она ведёт. Оказалось, что в прибрежной полосе находилось несколько мест для пикников - кострища, лавочки, небольшие пляжики и хороший подход к воде. Чтобы не искать лучшего среди хорошего, после совместной разведки боем (т.е. со всем снаряжением) решили базироваться здесь, только немного удалиться с пыльных вытоптанных полянок.

Пройдя ещё метров 150 вниз по течению реки, нашли более-менее укромную полянку, удалённую от основной тропы. Здесь было много достаточно прочных деревьев, сплошь обвитых плющом, где можно подвесить гамак (). Место для палатки тоже нашлось, только пришлось срезать пару колючих веток. Река протекала всего в десяти метрах, но шума от реки не было - вода текла по ровному руслу (). Беспокойство создавали лишь собаки, которые лаяли практически без перерыва где-то на частных виноградниках. Судя по неизменному положению источника лая, можно было предположить, что собаки были на привязи, волноваться нечего.

Надо заметить, что, несмотря на плотную растительность, северный ветер пробивался в наш лагерь, что в совокупности с сумраком от густых крон деревьев создавало не очень приятное впечатление об этой стоянке. Поэтому помедитировать не получилось, и после ужина и наступления сумерек мы разошлись по палаткам/гамакам. Правда, перед этим я всё-таки сделал небольшой завал из поваленного дерева со стороны главной тропы. И кроме прохода группы людей с детьми и двух мужиков, никто нас не беспокоил, а собаки к вечеру замолчали.

Наше место ночёвки на плато Баба-Даг
Велосипед готов и ожидает старта
Погода опять начинает портиться
Игорь преодолевает спуск по каменным ступеням
Осталось пройти пару каменных уступов
Родник Женский находится на главной тропе, ведущей на вершину
Село Хаджи-Сала неузнаваемо преобразилось
Чайхана Айше по-прежнему принимает гостей
Село Терновка - вид с дороги. На заднем плане - гора Эки-Тепе
Продолжаем движение по шоссе Терновка-Черноречье
Панорама озера с водопадом (пересохшим) на реке Уппа, у села Родное
Вид с дамбы на долину
Грот у водопада Мердвен-Тобе
Мощные натёчные колонны поддерживают свод грота
Это источник Карши-Чокрак. Вода, к сожалению, непригодна для питья
Пруд в овраге Тау-Сала. На противоположном берегу находится вышеупомянутый родник За поляной Чиллер видны скалы Чернореченского каньона Манштейновская дорога со времён войны находится в хорошем состоянии Чернореченский каньон спрятался в зелени деревьев Не грех потратить несколько минут, чтобы полюбоваться красивыми видами С противоположного борта каньона хорошо виды порталы заброшенного запасного командного пунтка - объекта 221 Прощаемся с Чернореченским каньоном и... ... и по замечательной дорожке спускаемся в село Черноречье А вот и само село Черноречье Здесь начинается асфальт Недалеко от колодца находится Чоргуньская башня Игорь пытается слиться воедино с окружающей растительностью Вода в речке Чёрной оказалась чистой и прохладной, но для питься использовали покупную воду