Там, на неведомых дорожках

Иллюстрированное описание похода
2021 год


27 сентября

Белогорск - Су-Ат

Время Дистанция Скорость Описание
8:45 — км — км/ч Выехали с места ночёвки
8:54 0,7 км 4,2 км/ч Выбрались на шоссе
9:27 5,5 км 9,9 км/ч Проехали Александровку
9:40-9:59 3 км 13,5 км/ч В Новоклёново зашли в магазин за перекусом
10:11 2 км 10,1 км/ч Повернули на просёлок, ведущий на Караби-яйлу
10:22-10:29 1,4 км 8,2 км/ч Остановились у родника Чешме в бывшем селе Благодатное
11:16-11:32 3,2 км 3,5 км/ч Техническая остановка на развилке, у места отдыха
11:56 1,5 км 3,7 км/ч Выехали на край яйлы
12:19-12:25 1,6 км 4 км/ч Немного сбились с курса, пешая разведка правильного пути
13:03-13:10 3,1 км 5 км/ч Ещё одна пешая разведка перед спуском в овраг
14:01-14:16 3,7 км 4,3 км/ч Техническая остановка
14:42-14:47 1,6 км 3,8 км/ч Остановка у метеостанции
15:32 4,4 км 5,8 км/ч Доехали до опушки леса на Ю-З крае яйлы
15:50-15:55 0,8 км 2,3 км/ч Пешая рекогносцировка местности
15:59 0,3 км 4,7 км/ч Свернули с дороги в направлении на Су-Ат
16:14 1 км 3,8 км/ч Прибыли на поляну Восточный Суат
17:56-18:14 1,1 км 3,6 км/ч Пешая прогулка до источника "Бочка"

Ночь прошла без происшествий, нас никто не побеспокоил, хотя в двадцати метрах от нас проходила тропа (). Поскольку накануне мы затарились продуктами, можно было спокойно ехать по маршруту. Погода имела тенденцию на улучшение, стало чаще проглядывать солнце, и, чтобы не засиживаться в тени сосен, в 8:45 мы тронулись в путь.

Спустившись по тропинке к автозаправке, выбросили мусор в контейнер и неспешно покатили по шоссе в сторону Межгорья. Асфальт, конечно, сильно уступал по качеству покрытию Тавриды, но ввиду малого трафика можно было спокойно ехать рядом, беседуя на различные темы. В парк Тайган также заезжать не стали, остановились лишь в Новоклёново у магазина, чтобы по старой доброй традиции перекусить кефирчиком с булочкой.

За разговорами незаметно добрались до поворота: теперь нас ждал долгий подъём на плато Караби. Дорога здесь оставляла желать лучшего - кое-где лежали бетонные плиты с громадными зазорами, а так в основном грунт и камни ().

Наконец, добрались до места, где по плану мы должны были вчера ночевать. Это исчезнувшее село Благодатное, а также родник Чешме, который находился прямо у дороги (). Кстати сказать, место для ночёвки здесь было не лучше, чем в сосняке. Сейчас здесь задерживаться не имело смысла () (), и, после заправки водой, мы продолжили движение в сторону гор.

После родника крутизна подъёма увеличилась, что неизбежно привело к потере скорости. Мне надоело балансировать на малой передаче, лавируя между ямами и камнями, поэтому слез с велосипеда и пошёл пешком. Игорь настойчиво ехал в седле и иногда даже терялся из виду, но поскольку дорога здесь одна, потеряться было сложно. Надо заметить, что эта дорога не была заброшена: навстречу нам проехал военный грузовик, а на плато пропылила пара легковых машин.

Менее, чем через час мы добрались до симпатичной полянки с лавочкой: здесь было место отдыха (). Пока Игорь занимался своими делами, я привалился в тени под деревом () - что-то тяжеловато даётся мне этот подъём! Езда по яйле, несмотря на кажущуюся равнинность плато, тоже не будет лёгкой прогулкой... И тогда мне приходит мысль: надо срезать петлю трека через Чигенитру и сразу ехать на Су-Ат. Тем самым мы получаем фору по времени в один день. И не надо будет в конце дня, с накопленной за два дня усталостью, корячиться по тропе на Чигенитру. Можно было, конечно, оставить спуск на утро и заночевать на яйле, но, как известно, найти на Караби деревья для подвески гамака будет проблематично. Да и воды у нас маловато...

Небольшой отдых, и снова старт: Караби зовёт! Бетонка, доведя нас до края леса, вильнула вправо, а мы, вкорячившись на крутой пригорок, выбрались, наконец, на оперативный простор - перед нами расстилалась яйла... Переведя дух, поехали прямо, мимо урочища Казанлы с озером и старых заброшенных сараев (). Теперь, следуя изменённому плану, наша ближайшая цель - метеостанция. Но пока до неё далековато, сначала надо разобраться в хитросплетениях многочисленных дорог (). Признаться, даже с GPSом решить эту задачу было непросто, и в двух местах приходилось делать небольшую пешую разведку - одновременно рулить и смотреть в экран навигатора было чревато падением.

После преодоления небольшого, но крутого оврага Ай-Тамган () дорога перестала издеваться над нами и, сделав большой полукруг вокруг карстовых воронок (), повела нас в гору в сторону метеостанции.

Несмотря на солнечный день и не такой злой, как вчера, ветер, жары не чувствовалось. И, хотя Игорь давно перешёл на летнюю форму одежды (), я продолжал ехать в рубашке с длинным рукавом и велорейтузах. Всё-таки сказывался набор высоты - 200 метров было в Белогорске, а здесь - почти тысяча... () С юга мощный облачный фронт пытался залезть на гору, но пока это ему не удавалось (). Так мы и ехали на границе раздела двух воздушных стихий, пока не добрались до бывшей метеостанции, сейчас выполняющей функцию поста спасательного отряда. И действительно, пока я занимался фотосъёмкой (), из глубин территории вышел мужик, представившийся сотрудником Крым-спаса. Внутрь мы заходить не стали, обменялись парой фраз с аборигеном (чтобы ему не так скучно было) и поехали дальше.

После метеостанции дорога пошла немного вниз, что немного скрасило наш путь до лесной части плато. Но как только мы въехали под лесной шатёр, то сразу попали в грязное месиво. Не видя смысла крутить педали, я толкал велосипед пешком, Игорь, правда, ещё боролся, пытаясь удержаться в седле, но и ему пришлось спешиваться после неудачного юза по скользкой глине. Честно говоря, я подзабыл эту дорогу, и недоумевал, почему опять пришлось втарчиваться в гору, да ещё и по грязи. Но когда вышел на знакомую поляну (), то понял, что мы движемся правильно. Дождавшись Игоря () и немного спустившись по дороге, я для верности сделал ещё одну пешую разведку, чтобы не проскочить поворот в сторону Суата, после чего мы не спеша продолжили спуск.

И вот он - правый поворот: незаметный в лесном сумраке, но вполне читаемый на экране смартфона. Основная дорога пошла прямо - на Ай-Алексий и Генеральское: оттуда мы должны были бы приехать, если не стали бы срезать петлю. Но что сделано - то сделано, главное, теперь мы опережали график на один день.

Спустя пятнадцать минут после поворота с основной дороги мы прибыли на поляну с памятником - это турстоянка Восточный Суат. Вначале хотели разместиться с левой стороны от дороги, но расположение деревьев Игоря не устраивало - деревья стояли слишком далеко друг от друга; либо близко, но слишком тонкие или заросшие подлеском. Тогда я предложил перебазироваться на правую, северную часть поляны. Во-первых, ближе к роднику (), во-вторых, подальше от проезжей дороги. Здесь не было подлеска, но слишком углубиться в лес не давал крутой склон. Игорь пребывал в нерешительности - то ли уходить дальше в лес и зависнуть над склоном, то ли натянуть гамак поближе ко мне, так как место для палатки я обозначил сразу: вот под этим деревом ().

У речки Су-Ат два главных притока: назовём их так - Южный Су-Ат (на склоне которого мы сейчас находились) и Северный Су-Ат. Сначала я отправился на ближайший источник, начерпал там воды, чтобы и на утро хватило, а спустя некоторое время решил разведать и второй источник - так называемую Бочку. Времени до заката было около часа, и, предупредив Игоря, я отправился на прогулку. Вначале пересёк избыточно влажный овраг (видимо, где-то ещё есть выход воды), поднялся по тропинке и ориентируясь по точке на карте, вышел к знакомому месту - бочке и озеру с лопухами. Этот источник работал на полную мощь, но ночевать здесь было бы не здорово - сыро и сумрачно, поэтому я не стал задерживаться и вернулся на место стоянки, только пошёл по обходной тропе, чтобы миновать сырой овраг. Всё путешествие заняло минут двадцать.

К вечеру начало холодать - солнце, побаловав нас своими лучами, постепенно скрылось за деревьями. Теперь самое время развести костёр, благо, костровище имелось, а дров в лесу найти не проблема (). Большой огонь разводить не стали, так как готовили мы на газовых горелках, а погреться было достаточно и небольшого количества дров. А ещё костёр - это ритуал, дошедший до нас из глубокой древности: человек потому и выжил, что научился использовать огонь в своей жизни.

Сегодня мы засиделись у костра: давно уже стемнело; но не только нам не спалось. Со стороны хребта Таш-Хабах появился свет от фонарика - какой-то путник двигался в сторону нашей поляны. Мы выключили фонари (костёр тоже почти угас) и стали наблюдать, что будет дальше. Луч фонаря был один: вначале он быстро двигался (по-видимому, кто-то ехал на велосипеде), потом остановился, подёргался туда-сюда, как будто человек что-то искал, и вновь быстро проследовал по дороге. Нас, скорее всего, не заметили или человек слишком торопился, только вот куда? Для нас это осталось загадкой.

За перепаханной полосой проходила пешеходная тропа
Старая разбитая бетонка вела к воинской части
Заправились водой на роднике Чешме
Селение Новоклёново и скала Ак-Кая на горизонте
То же самое - на максимальном зуме
Небольшая техническая остановка на развилке. До выхода на яйлу осталось совсем немного
Это та же развилка: неплохое место для стоянки... Северный край Караби-яйлы: урочище Казанлы. Верхняя точка дороги - это гора Карбуз-Тыгырткан Дороги здесь и раздваиваются, и растраиваются - попробуй угадать, по какой ехать?? В этом овраге дороги веером разбегались в разных направлениях Караби - самая пустынная территория в Крыму: за весь день мы не встретили никого... ... даже никакую зверушку или птичку не удалось увидеть Панорама северной части яйлы (снято с горки возле метеостанции) Предстоящий путь виден, как на ладони Метеостанция (в настоящее время точка дежурства спасательной службы) нисколько не изменилась за десятки лет Так называемая Круглая поляна оказалась самой грязной поляной за всё время похода (как и подходы к ней) Игорь немного завяз в грязи и теперь выбирается пешком Родник Суат-2 около Партизанской поляны был слабоват, но при аккуратном пользовании вполне пригоден для питья Место для моей палатки - перед велосипедом. Игорь же решил уйти подальше в лес При таком изобилии дров грех было не развести костёр
Читать далее