Там, на неведомых дорожках

Иллюстрированное описание похода
2021 год


Итоги похода

Общая оценка

В целом поход состоялся и весь маршрут был пройден благополучно. Другое дело, что не были пройдены все намеченные места и объекты, но это не главное. Я всегда составляю план с некоторой избыточностью, чтобы уже на месте определять приоритеты при выборе пути в зависимости от конкретных обстоятельств. К тому же поход прошёл без заболеваний (за исключением внезапного ухудшения здоровья Игоря, которое длилось недолго), без поломок и даже без проколов. Исключением была поломка стойки багажника у Игоря (ох уж эти алюминиевые багажники!) и порванная куртка у меня.

Немного не угадали с погодой: большинство дней стояла холодная, ненастная погода с сильным ветром, правда, без значительных осадков. В основном как раз погода определяла выбор пути следования. Большинство непройденных участков проходили по лесистым местам, либо по большой высоте, где холодные погодные условия были выражены сильнее.

Оценка снаряжения

Велосипеды. Наши с Игорем велосипеды были схожи по параметрам: оба - хардтейлы, с дисковой гидравликой, с велорюкзаками типа "штаны" сзади и передними сумками спереди (У Игоря была импровизированная сумка, сделанная из большой ПЭТ-бутыли и подвязанной к рулю с помощью верёвочек). Разница была лишь в диаметре колёс - у меня 26", у Игоря - 29".

Костровое оборудование. Я по совету Игоря приобрёл газовую горелку со шлангом, чтобы в условиях сельской местности не было проблем с газом. Похожее оборудование имел и Игорь.

Навигационное оборудование. Я с большим удовлетворением использовал для ориентирования защищённый смартфон с установленными навигационными программами - вкупе с устройствами подзарядки это оборудование меня ни разу не подвело. У Игоря был его старый навигатор Garmin, но он им практически не пользовался. Была также и бумажная карта, которая использовалась для обзора местности целиком, так как на экране смартфона это делать неудобно, тем более на маленьком экране GPS-навигатора.

Принадлежности для ночлега. У меня была классическая экипировка: палатка с тентом, самонадувающийся коврик, спальный мешок. У Игоря вместо палатки и коврика был гамак. Этот факт накладывал некоторые ограничения при выборе мест ночлега. Хочу более подробно изложить СВОЁ МНЕНИЕ о достоинствах и недостатках гамака в походе:

Плюсы гамака:

  • Более легкий вес по сравнению с полноценной палаткой (не беру в расчёт экстремальные легкоходные палатки-гробики);
  • Можно установить на неровной, каменистой или сырой площадке (на болоте) или даже вообще без площадки (например, над расщелиной);
  • Нет необходимости возить с собой коврик;
  • Не имеет жёстких деталей (каркаса, подпорок), которые можно сломать при транспортировке или при использовании – сильный ветер, лось нечаянно врежется или сам человек по пьяни…
  • Более дешёвый вариант по сравнению с палаткой, можно сделать самому из куска ткани и верёвки;
  • При отсутствии тента и наличия ясного неба можно любоваться звёздами;
  • Можно спокойно собираться под дождём, намокнет только тент.

Минусы гамака:

  • Абсолютно необходимы две опоры (деревья, столбы, скалы), стоящие на определённом расстоянии и имеющие достаточную толщину и прочность. Кроме того, между ними не должно быть других препятствий, мешающих свисанию гамака (кусты, подлесок, торчащие высокие камни, муравейники и т.п.);
  • Площадь, занимаемая ночлегом, с учётом основных и боковых растяжек (когда в дождливое время требуется установка тента) гораздо больше, чем для палатки. Оттяжки иногда мешают человеку и его попутчикам заниматься бивачными делами, а ночью можно не заметить верёвки и пораниться;
  • Более долгий процесс установки и демонтажа, особенно при использовании тента;
  • Умение завязывать несколько видов сложных узлов;
  • Отсутствие пространства для жизнедеятельности, например, во время вынужденной днёвки при непогоде или в болезненном состоянии. Все продукты и снаряжение невозможно разместить возле себя, их тоже надо где-то подвешивать;
  • Положение тела для сна не является оптимальным;
  • Сильный ветер может быть помехой для нахождения в гамаке. При ветре с дождём необходимо натягивать большой тент, чтобы не промокнуть.

Резюмируя вышесказанное, считаю, что использование гамака для ночёвок имеет смысл в случае экстремальных условий похода. Применительно к Крыму, где лесистая часть, доступная для ночёвок, занимает всего около 11% площади полуострова, использование гамака нецелесообразно.

Оценка маршрута

Заявленный маршрут в реальных условиях соблюдался в начале и конце похода, а средняя часть претерпела существенные изменения. А именно, была полностью исключена Бабуган-яйла, а также участок между Большим Каньоном и Мангуп-Кале. Взамен этих участков группа проследовала по южнобережному шоссе, посетила Ялту, разведала сокращённую дорогу от Поляны Сказок до Бахчисарайского шоссе. Благодаря этим изменениям, поход получился более велосипедным, а не вело-пешеходным с элементами "велотаскания". Конечно, непройденные места нельзя назвать непроходимыми, и для их преодоления нужно выделить больше времени, а также, возможно, изменить даты их прохождения (например, июнь - когда продолжительность светового дня большое, или начало сентября - в это время ещё не холодно).

В заключение несколько соображений по проведению похода:

  • При подготовке маршрута, с учётом трудных участков, а также короткого светового дня, был заложен слишком большой километраж и не было выделено дней на днёвки.
  • Из-за разного типа бивачного снаряжения (гамак VS палатка) приходилось более тщательно выбирать места ночёвок, отказываясь от выхода на безлесные места.
  • Алюминиевые багажники не выдерживают испытаний на каменистых дорогах Крыма.
  • Возможно, надо менять формат походов, а также уменьшить географический охват и сосредоточиться на изучении одного-двух интересных объектов, или вовсе отказаться от планирования маршрута как такового.
  • Надо более скрупулёзно относиться к массо-габаритным показателям снаряжения и стараться его уменьшить.
  • Главный итог похода - это не количество пройденных километров, не суммарная набранная высота при преодолении перевалов и не бездумное выполнение каких-либо планов, а положительные эмоции и заряд бодрости, полученных в результате!