Партизанскими тропами

2021 год

28 февраля, переезд в Севастополь

Ялта - Севастополь

Проснулся я рано из-за надобности сходить в туалет. Небо только-только начинало светлеть, но спать уже не хотелось. Я подогрел воду на примусе и заварил двойную порцию овсянки. К кофе у меня был паштет из гусиной печени и сырокопченая колбаска. После завтрака всё сложил в рюкзак, а вино перелил, как обычно, в термос – так оно не вызывает подозрений. Время до выхода было предостаточно, и я просто валялся на диване, наблюдая за рассветом.

Ну вот и пришла пора расставания с городом на южном берегу. Хозяйку я вчера предупредил, что выйду рано, и она вежливо напомнила мне о условленном времени, слегка постучав в дверь. Я сказал, что выхожу, и через пару минут выволок рюкзак на свет Божий – пусть немного погуляет…. Галя открыла мне калитку, и, попрощавшись, я двинул на остановку.

Троллейбуса не пришлось долго ждать – гораздо дольше в нём ехать. Я учёл это, поэтому и вышел так рано. С утра было прохладно, и, выйдя из троллейбуса, пошёл в зал ожидания. Там, правда, было не намного теплее, зато были лавочки. Тем временем вчерашний шторм принёс свои плоды: горы затянуло тучами, и вскоре весь небосвод заволокло слоистыми облаками (). Да, зима в Крыму непредсказуема... Даже если жить тут, всё равно тяжело спланировать день: с утра может быть хорошая погода, а к обеду пойдёт дождь, или ещё какая напасть.

Так я размышлял, ёрзая на холодном сидении и поглядывая в окно. Вот ушёл предыдущий рейс, теперь очередь за моим. За 20 минут до рейса я ещё раз посетил туалет (на всякий случай), и поднялся на перрон №6. Как раз и автобус подкатил. Водитель открыл багажник, куда отправился мой рюкзак, а сумка с фотоаппаратом и термосом осталась при мне. В отличие от городских автобусов-маршруток, которые плевали на расписание и трогались, когда салон будет набит людьми, межгород ходил строго по графику. Вот и мой рейс отправился точно в 8:40, хотя в салоне было шесть человек.

Автобус гнал со всей мочи своего мотора, и практически без остановок (). Вскоре Южный Берег остался позади (), мы въехали на территорию Севастопольского района. Здесь и вовсе было хмуро, иногда накрапывал дождь. Выйдя из автобуса, я прямиком направился на железнодорожный вокзал (), чтобы сдать в камеру хранения свой рюкзак. Для этого надо было пройти досмотр, и тут – неожиданность: контролёры узрели в моём багаже газовый баллон! Пришлось вытаскивать его из рюкзака и из чайника, который, как оказалось, не смог закамуфлировать баллон. К мусорному баку я не пошёл, это за меня сделали контролёрши. Так что минус 250 грамм от общего веса.

Зато в камере хранения меня встретила очень приветливая женщина. Всё рассказала, обо всем предупредила. Поскольку рюкзак был для неё слишком тяжёл, разрешила мне самому уложить его на полку. Заплатив картой 200 рублей, я с облегчением вышел на улицу и пошёл на остановку. С собой взял только фотоаппарат, термос с вином, шапку и очки. Телефон, как всегда, болтался на шее.

До отправления поезда оставалось целых девять часов, из которых шесть я решил посвятить прогулке по городу. Для начала надо сделать заброску в самую отдалённую точку маршрута, чтобы потом двигаться в обратном направлении – так действовать психологически легче, чем наоборот. На остановке у вокзала дождался 107-го маршрута, на котором доехал до поворота к Херсонесу. По улице Дмитрия Ульянова и Древней дошёл до входа в музей (), и, заплатив 200 рублей за просто погулять, подошёл к турникетам. Кроме предъявления билета строгие, но в меру приличия милиционеры попросили показать содержимое сумки. Ну вот, говорю, фотоаппарат, очки, термос с чаем – холодно же… проверять содержимое они не стали, и я оказался на территории полиса.

Надо заметить, что со времени моего последнего посещения этого места здесь произошли изменения: по всей территории были сделаны деревянные тротуары (), установлены таблички, здания оштукатурены и покрашены (). Правда, некоторые объекты находились на реставрации – например, знаменитый колокол, но пока не сезон, самое время заняться этим делом ().

Выйдя к морю, меня обдало холодным и пронизывающим ветром. Море штормило, волны с шумом и брызгами разбивались о крутой берег. Но это не мешало (скорее, помогало) группе яхтсменов проводить гонки (). Я сначала прошёл по древней улице направо, до крестильни (), и поднялся на небольшой холм. С него хорошо было видно Константиновскую батарею и вход в Севастопольскую бухту ().

Сильный и влажный ветер, дующий с моря, не дал полюбоваться морскими далями, и я пожалел, что не взял перчатки. Развернулся и пошёл обратно, но не по дорожкам, а по краю обрыва, где парень с рюкзаком подкармливал чаек. Он подкидывал вверх кусочки хлеба, а птицы, пользуясь напором ветра, просто зависали в воздухе и ловили угощение (). Я дошёл до центральной дорожки, ещё раз окинул хмурое побережье с набегающими волнами () и поспешил уйти в более тихое и тёплое место, по пути сделав пару кадров () (). Дойдя до памятника Андрею Первозванному (), я присел на лавочку и достал термос с «чаем». Стаканчик Каберне значительно приукрасил этот хмурый день, и, немного отдохнув, я стал выбираться из древнего города.

Конечно, можно было также сесть на автобус и доехать до центра, но я решил пешком преодолеть это расстояние. В программе OSMAnd задал направление, и получил маршрут. Вначале шёл так же – по улице Древней, но после поворота на Дмитрия Ульянова прибор повёл меня резко влево. Вначале я шёл параллельно улице, но потом путь пролегал по лестнице между жилых домов, а дальше – вообще по тропинке, идущей по пустырю. В итоге я вышел к мосту через суходол, который недавно расширили до четырёх полос () (именно здесь я попал в жуткую пробку в походе 2016 года), где вышел на тротуар на улице Пожарова.

Далее трек остепенился и повёл прямо в центр города – к Комсомольскому парку (). Теперь я узнал, где сбился с трека в 2016-ом году: маршрут был проложен через вот эту лестницу (), которую я впопыхах не заметил, в результате чего пришлось делать крюк через площадь Восставших. А с другой стороны, подниматься и спускаться по такой длинной и крутой лестнице с гружёным велосипедом было бы неразумно. Я даже сейчас, практически налегке, и то поднялся на неё с двумя передышками…

После Комсомольского парка я не пошёл сразу в центр, а повернул на площади Лазарева на улицу Воронина, чтобы посетить моё любимое кафе «У Палыча» - время было обеденное. По пути повернул к Владимирскому собору () – усыпальнице российских адмиралов () (). Заодно увидел, где стоит памятник Ленину с вытянутой рукой – он стоит вначале сквера, ведущего к храму (). Обошёл вокруг памятника архитектуры и направился к первоначально намеченной точке – к кафе.

Спустившись по лестнице () мимо грозного здания с автоматчиками на входе – штаба Черноморского флота России, я вышел на улицу Ленина как раз у памятника Екатерине Второй. Ещё несколько десятков метров – и вот оно, кафе. Посетителей внутри не было (), обедали лишь сами сотрудники. Я попросил стандартное меню, которое заказываю здесь – пельмени, салат из морепродуктов и стакан томатного сока. Пришлось некоторое время подождать, но торопиться было некуда. Насытившись, я выдвинулся на площадь Нахимова, вышел на Графскую пристань, но из-за холодного ветра там не задержался и пошёл гулять по набережной.

Были моменты, когда небо вдруг прояснялось, выглядывало солнце, и тогда становилось очень комфортно. Но в целом погода была скверная (). Прогулки вдоль моря надоели, и, купив сувениров, я отправился в Артбухту с целью обналичить денег, хотя почти везде можно было расплачиваться карточкой. Чтобы как-то убить время, пошёл на рынок и попутно купил шаурму, так как несмотря на обет у Палыча, уже проголодался. На рынке купил запасные носки для поезда, а когда выходил на улицу, то там уже шёл дождь. Несильный, но противный… Гулять совсем расхотелось, и ничего не оставалось, как медленным шагом топать на вокзал.

Вначале шёл по тротуару, а дойдя до сквера Ленинского Комсомола, повернул на него. Ноги уже устали и болели, моросящий дождь то утихал, то принимался вновь… настроение было ниже плинтуса. Но у меня оставалось около половины термоса вина! Тогда, отойдя в дальний угол сквера, присел на лавочку и налил стаканчик – хорошо! Место было высокое: отсюда хорошо просматривалась Южная Бухта () – я всё смотрел и смотрел вдаль, желая, чтобы надолго запомнить это место, но тут я заметил: вдоль крутого склона, прямо у меня под носом, весь в цвету рос миндаль!! () Цветущий миндаль – вот чего я так ждал, что хотел увидеть, ради чего и был спланирован этот поход в это время и в это место!

Дождь отошёл на второй план – я шёл вдоль деревьев и любовался (). Конечно, если бы была солнечная погода, эффект был бы сильнее, но и так тоже нормально. Ну, теперь можно и на вокзал топать. Шёл не торопясь, с таким расчётом, чтобы дойти засветло. Таким образом, в начале шестого я подошёл к железнодорожному пешеходному мосту. За продуктами идти поленился, только купил батон белого хлеба и пирожное в близлежащем магазинчике. После чего прошёл в очередной раз досмотр (я гулял по городу в жилетке, в карманах которой лежало всякое барахло, и, чтобы оно не звенело в рамке, я снимал её вместе с курткой и пропускал через сканер), пошёл в зал ожидания.

Сидение в зале ожидания быстро наскучило (), но вытерпел два часа, после чего пошёл в камеру хранения и забрал оттуда рюкзак. Опять вернулся в зал, так как на улице опять начался дождь, и довольно сильный. Решил выходить, когда подтащат состав. Но его всё не было, и когда до отправления оставалось 40 минут, я не вытерпел и пошёл с рюкзаком на улицу. Выйдя на перрон, я обомлел: а поезд-то уже стоит! Из-за того, что состав был короткий – 9 вагонов, его последний вагон не дотянулся до окон зала ожидания, и я мог бы сидеть до отправления, не увидев его.

Но посадку пока не объявляли, наверное, по причине того, что не был прицеплен локомотив. Мой вагон был вторым от головы, и как только я заметил движение в вагоне, выдвинулся ко входу и первым предоставил паспорт. Моё купе было предпоследним, я ввалился туда и начал располагаться. Через пару минут явились мои попутчики – мужчина с женщиной. Надо мной пока никого не было, и это радовало.

Чтобы получше заснуть, я допил Каберне и стал стелиться. За окном была непроглядная ночь, смотреть нечего, и, проехав Бахчисарай, я лёг спать…

Утром на Ялтинском автовокзале
Вид на Ялту из окна автобуса
Проезжаем Ласпинскую бухту и мыс Айя
Железнодорожный вокзал Севастополя
Собор Святого Владимира в Херсонесе Таврическом
Дорожки в древнем городе выполнены из дерева
Развалины античного театра
На некоторых объектах велись реставрационные работы
Яхтсменам шторм нипочём
Крестильня
Вид на Константиновский мыс
Чайки умело использовали силу ветра
Волны с шумом и брызгами разбивались о скалистый берег
Небо в любую минуту было готово разразиться дождём
У базилики я закончил осмотр археологического комплекса
Памятник Андрею Первозванному напротив Владимирского собора Мост через суходол на проспекте Гагарина Иду пешком в центр города
Лестница напрямую соединяет улицы Пожарова и генерала Петрова Владимирский собор на улице Суворова
Северный фасад собора Южный фасад собора
Сквер у памятника В.И. Ленину Лестница от штаба Черноморского флота ВМФ России ведёт на ул. Ленина
Кафе «У Палыча» Смотровая площадка на Приморском бульваре
Вид на Южную бухту со сквера Ленинского Комсомола Цветок миндаля - вот настоящий подарок в конце похода!
Миндаль здесь рос повсюду Некоторое время пришлось посидеть в зале ожидания