В стране невыученных уроков или Опять двойка!

Иллюстрированное описание похода
2022 год


13 сентября (вторник): первый день

Симферополь - Фонтаны - Константиновка - Клиновка - хр. Меджид-Кыр - Краснолесье - Мраморное - поляна Батыр-Алан

Пройденное расстояние: 40,34 км
Суммарная высота подъёма: 1292 м
Старт: 7:50, финиш: 18:33, время в движении: 5 ч 13 м
Максимальная скорость движения: 33,3 км/ч

Прежде, чем начать описание активной части маршрута, скажу несколько слов о дороге от Москвы до Симферополя.

Ввиду ажиотажного спроса на поезда южного направления, билеты приобретались за 3 месяца до отъезда, что позволило выбрать лучшие места в вагоне. Кроме того, вспоминая ужасные посадки прошлых лет в вечерние поезда, все эти недовольства пассажиров, толкотня в купе и т.д., я решил обезопасить посадку, выкупив верхние места до ближайшей станции, т.е. до Рязани. То же самое сделал и при покупке обратных билетов, ну, чтобы уж наверняка!

Андрей в этот раз приехал на вокзал вовремя, что позволило нам без спешки пройти досмотр, сходить в туалет и спокойно дождаться прибытия состава. Велосипеды решили разбирать прямо перед вагоном, чтобы не тащить поклажу в руках. Предварительно я подготовился: отвинтил всё, что мешало (педаль, крыло), опустил седло и приготовил чехол и паспорт с распечатанными билетами. Благодаря этому упаковался достаточно быстро, ещё до объявления посадки. Андрей, наконец, приобрёл новый велочехол взамен тряпочного мешка, с которым он, кажется, ездил ещё в 90-е годы, но, видимо, не тренировался дома по упаковке, что привело к небольшой задержке. А в целом загрузились нормально, и даже проводники особо не привередничали.

Итак, Крымский мост успешно преодолён, вот уже и Джанкой позади - начали потихоньку собираться. Игорь приехал на два часа раньше, и теперь должен нас ждать в Симферополе. При выходе не торопились, подождали, когда схлынет основная масса пассажиров, после чего вышли сами. На счастье, поезд прибыл на первый путь - платформа высокая, и мы спокойно вытащили нашу поклажу.

У нас была причина не сильно торопиться: интересующий нас спортивный магазин открывался в 9, а винный - в 10 часов, и чтобы не стоять перед закрытыми дверями, собирались неспешно. Перед выездом в город сфотографировались на фоне вокзала (), после чего двинули прямиком к центральному рынку. Движение транспорта с утра пятницы было очень плотным, и к тому же кое-где велись дорожные работы, так что продвигались мы не слишком быстро, точно следуя треку. Но как бы медленно мы не двигались, всё равно приехали на полчаса раньше. Всё-таки 3 км - расстояние для велосипеда небольшое.

Вначале зашли в магазин "7 Вершин": там купили газ, а Андрей - дополнительно приобрёл карабины, для замены крючков на экспандерных резинках. Продавец - молодой парень - с интересом отнёсся к нашей группе и маршруту движения. Оказалось, что он сам - заядлый велосипедист, но туризмом не занимается - в основном покатушками. Но некоторая информация, которую он озвучил, вселила в меня некоторое беспокойство. Информация касалась посещения заповедников и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Как потом выяснится, это была ключевая информация, которая повлияла на весь поход (об этом - позже). А сейчас мы продолжили закупки, для чего посетили продуктовую часть рынка () - там затарились необходимыми продуктами (). Теперь осталось купить вина, тогда и будем считать, что поход начался

Далее двигались по второстепенным улицам: Козлова, Русской, 60 лет Октября. По дороге подкрепились шаурмой и заправились водой из киоска. В итоге из города мы выбирались около четырёх часов, с учётом всех остановок. Наконец, черта города осталась позади, и мы покатили по неплохому асфальту в сторону Партизанского ().

По прогнозу сегодня в Симферополе обещали дождь. Тучи, действительно, сгущались, но пока не решались пролиться на нас. Шоссе медленно, но верно набирала высоту, поэтому скорость была небольшой - 10-12 км/ч. В одном месте, увидев дерево, усыпанное алычой, решил остановиться и подзаправиться спелой ягодой (), заодно и небольшой отдых получить.

Ввиду того, что мои товарищи в целом и в частности не имели понятия, куда нужно ехать, я был во главе пелотона, отслеживая все нужные повороты. Вскоре надо было поворачивать налево, я сделал отмашку и мы сменили направление движения - теперь мы двигались в направлении села Константиновка. Здесь был хороший спуск, на котором удалось разогнаться до 33 км/ч при довольно сносном асфальте. В самой Константиновке на удивление были многоэтажные (3 или 4 этажа) дома, и довольно ухоженные территории вокруг них. Но после села дорога ухудшилась и опять немного полезла в гору.

Преодолев плотинку озера в деревне Клиновка, дорога резко пошла вверх, из-за чего пришлось спешиваться (). А тут ещё и дождик закапал... Делать нечего, надо продвигаться дальше. Началась грунтовка, по которой мы доехали до развилки (). Пешая разведка показала, что надо двигаться прямо, для чего пришлось буквально нырять в русло оврага, поросшего плотной невысокой растительностью (). Так что высота, которую мы набрали после Клиновки, полностью сошла на нет. Так мы преодолели небольшой хребет, который протянулся с северо-востока, от трассы на Ялту, на юго-запад, в сторону Партизанского водохранилища.

Здесь, в этой низинке, наш трек пересекала ещё одна дорога: она шла мимо туберкулёзного диспансера на троллейбусную трассу. Эту дорогу я также включал в запасной вариант, на случай, если дорога через хребет окажется непроезжей. Но пока таких намёков не было, и мы продолжили путь по главной нитке, которая поднималась по гребню хребта Меджид-Кыр на одноимённую гору.

Тучки немного отступили, выглянуло солнце - так что ехать было приятно, хоть и в гору: дорога хорошо накатанная, без завалов, буреломов и прочих неровностей (). Андрей был замыкающим и часто шёл пешком, из-за чего скорость группы была невысокой - около 3 км/ч. На этот случай у меня была зарезервирована дополнительная точка ночёвки, до которой мы должны дойти в любом случае. Сейчас времени было достаточно, а те остановки в ожидании Андрея проводились с пользой: в лесу были сплошные заросли кизила, спелого и уже начинающего осыпаться - ели с Игорем прямо с куста, так, что оскомина появилась.

Набрав высоту около 600 метров, дорога начала выполаживаться, что позволяло спокойно ехать в седле. Часто стали появляться прогалы в деревьях, через которые были видны окрестности (). Вот и хребет закончился, что вначале порадовало. Но рано: теперь возникла другая проблема - стали появляться другие дороги, которые непонятно куда шли, и половина из них не была отображена на карте. Чтобы не сбиться с пути, приходилось делать пешие разведки, чтобы определиться с направлением, а потом уже двигаться в полном снаряжении (). Так, после ухода с маршрута и пешей разведки пришлось возвращаться и форсировать ещё одну гору - Хара-Оба.

Эта возвышенность также была взята, и к половине пятого, после резкого спуска мы выкатились к реке () (полагаю, левый приток Тавели, но названия я не нашёл), которая течёт в направлении Краснолесья. Сюда также спускается дорога с хребта Кипсок, по которому мне довелось проехать в 2015 году, вместе с Виктором Савиным. Правда, за это время многое поменялось, и я с трудом узнал (а скорее всего, не узнал) это место, но помню, что ручей был гораздо меньше. Поначалу мы двинулись вдоль реки, но проехав некоторое расстояние фактически по руслу неглубокой, но всё же речки, я понял, что мы уходим влево от маршрута. Опять надо делать пешую разведку.

Вернувшись на точку схода с трека, я увидел еле различимый след по длинной поляне, поросшей густой травой. Неужели это та дорога, по которой мы ехали в 2015 году?? Решил пройти до конца поляны, чтобы убедиться в наличии колеи в лесу. И действительно, дорога хорошо читалась в лесной зоне. Теперь осталось вернуться к ребятам и направить их (и себя тоже!) на путь истинный.

Надо заметить, что все эти разведки, хоть и налегке, здорово выматывают... А к тому времени мы уже преодолели 34 км, и почти половину - по буграм и грунту. Теперь, несмотря на приближающийся вечер, надо было добраться до запланированного места ночёвки. Усталость начала подавать свои знаки, но появлялась уверенность, что теперь мы не собьёмся с пути, так как рукой подать до села Краснолесье - уже был слышен лай собак и звуки, характерные для обжитой местности.

В Краснолесье нас порадовал небольшой кусочек прекрасного асфальта, который закончился у конечной остановки автобуса. Далее до Мраморного идёт грунтовка с довольно приличным набором высоты. Андрей уже порядком устал и шёл пешком (). Я тоже не стал геройствовать и слез с велосипеда. Чтобы окончательно нас добить, начался довольно приличный дождик, который, к счастью быстро закончился. Ну что ж, теперь надо как-то преодолеть ещё 2 километра, и запланированный на сегодня маршрут будет выполнен. Шли большей частью пешком. Обогнув гору Альярма, сошли с дороги и вкатились на полянку под названием Батыр-Алан - я приметил её в том же 2015 году, но мы тогда проехали мимо. А сейчас она была весьма кстати, хоть и рядом с дорогой.

Тем временем вечерело - было половина седьмого. Игорь метался по лесу в поисках нужных ему деревьев, а я сразу определился с местом установки палатки - возле кустов. Андрей расположился рядом (). Пока не стемнело, начали готовиться к ночлегу и последующему ужину.

Традиционное коллективное фото на старте - у вокзала Симферополя
Остановились у центрального рынка для пополнения продуктовых запасов
Входная арка Центрального рынка Симферополя
По Партизанскому шоссе выбрались из города, постепенно набирая высоту
Вдоль дороги много спелой алычи
Подъём после деревни Клиновка заставил слезть с велосипедов
На этой опушке леса подъём закончился, и мы решили немного передохнуть
После развилки дорога резко пошла вниз по оврагу
Начало подъёма на гору Меджид-Кыр
При выходе на вершину хребта дорога стала более-менее пологой, и иногда открывались красивые виды
Андрей предпочитал брать подъёмы пешком
Наконец, дорога пошла резко вниз и вывела нас к руслу реки
В Мраморном нас таки догнал дождик
Ночлег решили устроить на поляне Батыр-Алан, прямо у дороги на Чатырдаг
Читать далее