В стране невыученных уроков или Опять двойка!

2022 год

19 сентября (понедельник): седьмой день

Орлиное (озеро) - Кизиловое - пер. Байдарские Ворота - Южнобережное шоссе - т.с. Ласпи

Пройденное расстояние: 26,17 км
Старт: 9:03, финиш: 14:09, время в движении: 2 ч 34 м
Максимальная скорость движения: 43,7 км/ч

С каждым днём становилось тяжелее спланировать маршрут так, чтобы с одной стороны, двигаться, а с другой - чтобы не сильно приближаться к концовке - к вокзалу города Севастополя. И так уж стали выезжать на час-полтора позже обычного, и ехали с расслабоном, и всё равно время в движении неуклонно сокращалось. Сегодня я подумал - а не попробовать ли преодолеть перевал Шабурла, чтобы посетить пресловутый Храм Солнца - так называется скалистое место у горы Ильяс-Кая. Тем более что мы находимся в непосредственной близости от него.

После завтрака собрались, обогнули озеро по дамбе () и повернули в направлении села Кизиловое. Ещё издали я заметил на склоне горы светлую полоску, круто поднимающуюся на вершину гребня () - это была тропа, по которой нам предстояло подняться. Подъехав ближе, мы остановились перед закрытым шлагбаумом перед въездом в населённый пункт. Охранник нас не пропустил, так как требовался пропуск, но, видимо, он догадался, что нам нужно, и указал на дорогу в сторону перевала. Но предупредил, чтобы мы не отклонились вправо - там, дескать, находится военная часть. Доехав до большой лужи, перегородившей дорогу, я ещё раз оглядел подъём, вспомнил про военных (как говорил Винни-Пух, разве узнаешь, что у этих пчёл на уме!) и предложил ребятам подумать, стоит ли нарываться на неприятности? Ответ был незамедлительным: не стоит, мы развернулись () и поехали обратно.

Прекрасная погода, отличная дорога - что ещё нужно для видавших виды велосипедистов! На ходу решаю немного удлинить маршрут и прокатиться через перевал Байдарские Ворота, так что возможность побывать в Храме Солнца ещё не пропала. Село Орлиное постигла та же участь, что и Соколиное - мы посетили его дважды за поход. В шутку я предложил опять перекусить в кафе, но ограничились заходом в небольшой магазинчик на повороте.

На перевал шла отличная дорога под сенью ещё летнего, зелёного леса. Что меня удивило - по шоссе проехала подметальная машина! Остановились у родника Деспита - вода еле капала, но при желании можно было набрать из пластикового контейнера.

4 километра преодолели за сорок минут - небыстро, но, повторюсь, торопиться было просто некуда. Байдарские Ворота стояли на своём месте (), и было бы грешно не подняться на смотровую площадку на арке ().

Видимость была отличная, и мы не спешили уезжать, осматривая окрестности (). Церковь Воскресения была как на ладони (), сверкая золочёными куполами. Не менее завораживающим выглядели морские просторы - всё-таки, это ещё Южный берег Крыма, самая западная его часть. Тем не менее, надо было двигаться дальше (), ведь предстояло проехать около 10 километров по малоприятному Южнобережному шоссе, и причём по жаре. А пока - лихой спуск по крутым серпантинам до церкви...

Доехав до скалы Кызыл-Кая (на которой и располагалась церковь воскресения Христова), мы решили остановиться и также осмотреться вокруг. В храме шла служба, но в наших нарядах было бы непристойно заходить внутрь, поэтому мы погуляли по смотровой площадке. Так как церковная территория находится на обрыве, отсюда очень хорошо видна вся местность: это и трасса, и посёлок Форос (), и одноимённая гора (). Я на память отчеканил себе две монетки с изображением церкви, с одной стороны, и надписи - с другой. Тут я вдруг вспомнил, что вожу с собой видеокамеру, и так ни разу не воспользовался ею. Срочно достал всю экипировку, чтобы сделать видео спуска по серпантину. Эх, надо бы на Байдарских воротах начать запись...

Спуск с перевала до трассы небольшой - менее 6 километров, но очень динамичный. Сегодня машин на шоссе было мало, можно было и полихачить. Правда, новые тормозные колодки ещё недостаточно притёрлись, что приводило к некоторой вибрации при торможении. А в целом спуск удался на славу.

Вот мы и на трассе. Этот участок - от поворота на Форос до Ласпинского перевала - не слишком сложен для велосипеда (средний уклон окло 8%), и вначале идёт преимущественно на спуск, а после мыса Сарыч - на подъём. Здесь мы также ехали каждый в своём темпе, так как Андрей сильно отставал, и ехать в его темпе было тяжело. Всего на этот десятикилометровый участок у нас ушло 70 минут ().

Миновав поворот на пансионат Изумруд, мы доковыляли до правого поворота на турстоянку Ласпи. Несмотря на раннее время, я планировал тут заночевать, а светлое время использовать для похода к скалам Тышлар (ещё их называют Крымским Стоунхенджем, или Храмом Солнца). До поляны перед домиком лесника шёл крутой подъём, поэтому спешились и под тенью деревьев поднялись к автостоянке. Я уже был здесь в 2016 году, но ночевать не пришлось, хотя место обозначено как турстоянка. Неоспоримым плюсом был родник, который функционирует постоянно.

Временно расположившись под большим деревом, я пригласил Игоря прогуляться на разведку будущей ночёвки, так как он должен был определить пригодность местных деревьев для подвешивания гамака. Сначала дошли до родника, и, убедившись, что он исправно работает, стали пробираться дальше через плотную растительность. Вскоре показалась неширокая горизонтальная полочка с костровищем, а ещё выше - другая полочка - пошире и тоже с костровищем и скамейкой в виде ствола дерева. Решили, что место вполне подходящее (), вернулись к дереву и все вместе стали пробираться к стоянке с гружёными велосипедами.

Шутки шутками, а на часах - уже два, пора обедать. Идти куда-то в гору никому не захотелось, и остаток дня протупили на поляне. Ближе к вечеру продегустировали вино, и в сумерках начали обустраивать ночлег - ставить палатки, подвешивать гамаки. Это была, наверное, самая тёплая ночь за весь поход, а сосновый лес способствовал этому. Несмотря на то, что где-то рядом также ночевали люди, к нам никто не приходил и ничто не беспокоило (). С наступлением ночи мы завершили посиделки и разошлись по спальным местам. День закончился.

Озеро в Орлином. В 2020 году было осушено, а сейчас тут рыбу ловят
Подъём на перевал Шабурла решили не брать - очень крутая тропинка, да и военная часть рядом
Возвращаемся обратно в Орлиное
Перевал Байдарские Ворота
Автомобильная арка на перевале
Прекрасный вид на море и скалу Кызыл-Кая, на которой расположена церковь Воскресения Христова
Церковь Воскресения крупным планом
Коллективное фото на фоне арки
Вид на посёлок Форос со смотровой площадки у церкви
Гора Форос (639 м)
Едем по трассе в сторону перевала Ласпи
После небольшой разведки нашли это тихое уютное местечко среди сосен