В стране невыученных уроков или Опять двойка!

Иллюстрированное описание похода
2022 год


20 сентября (вторник): восьмой день

Т.с. Ласпи - пер. Ласпи - Гончарное - Черноречье - р. Чёрная

Пройденное расстояние: 21,47 км
Суммарная высота подъёма: 403 м
Старт: 8:47, финиш: 12:47, время в движении: 1 ч 55 м
Максимальная скорость движения: 52,8 км/ч

Несмотря ни на что, я встал, как обычно - около 6 часов утра. День обещал быть солнечным и тёплым, на небе было ни облачка - и это радовало. Следом за мной поднялись и ребята, после чего - обычные утренние процедуры: завтрак, сборы ().

Чтобы опять не вкручивать по солнцепёку на трассе со множеством машин, а также придать нашему мероприятию видимость туристического похода, я предложил товарищам преодолеть старинную дорогу, которая существовала задолго до Южнобережного шоссе, а сейчас была заброшена. Тем не менее по ней проходил туристический маршрут - в чём я убедился ещё вчера: за домиком лесника стоял столб с указателями направлений. А если есть указатель, то мы можем двигаться согласно этим стрелкам. Мы так и сделали: пополнив запасы воды из родника, спустились в кустарники, и миновав домик лесника с противно лающей собачкой, начали движение по колее в сторону перевала Ласпи.

Поначалу дорога была вполне сносная, и, хотя шла немного в гору, можно было ехать в седле. Но через полкилометра начался резкий подъём, пришлось идти пешком. Грунтовый участок сменился разбитым до основания асфальтом (). Чтобы не сбить дыхание, периодически останавливались, благо, было на что посмотреть (). Разве такое увидишь, когда крутишь педали в потоке машин (), ()!

Ещё раз запечатлев себя, любимых (),(), на фоне этой красоты, проложили подъём, благо, до перевала оставалось всего триста метров. Тут мы ещё немного отдохнули в теньке (), бросили прощальный взгляд на Ильяса () и начали спуск по серпантину под плотным лесным покровом.

Не долго длился спуск - через 6 минут мы выскочили на обширную луговину и направились к трассе. На хребет Кокия-Бель поворачивать не стали: во-первых, это была горнолесная зона, от посещения которой мы отказались ещё в начале пути, а во-вторых, не хотелось нарываться на неприятности с военными, так как наш маршрут проходил мимо расположения боевых частей.

Этот участок шоссе нравился мне пологим и без резких поворотов спуском, что позволяло быстро проскочить участок оживлённой трассы. Скорость на отдельных участках была более 50 км/ч! На такой скорости кажется, что поток машин в попутном направлении отсутствует - ведь моя скорость сопоставима со скоростью других машин, а водители, едущие сзади, иногда не решаются обгонять велосипедиста на такой скорости. Вот и кажется, что машин на дороге нет.

Перед поворот на Гончарное остановились на АЗС "ТЭС" - купить что-то на перекус. Несколько минут на отдых, и снова в путь.

Чтобы с пользой провести остаток сегодняшнего светового дня, мы решили заехать на Чёрную речку - постираться, ополоснуться и просто отдохнуть, поваляться солнышке. Для этого мы, не доезжая до Гасфортовского озера, повернули на Морозовку. Эта же дорога шла на объект 221, который мы посещали в 2009 году. Но теперь, по слухам, доступ туда закрыт, и нет смысла лезть в эту гору. А подъём здесь приличный, и, если бы не свежеуложенный асфальт, подниматься было бы тяжело (). Можно было бы и по главной дороге проехать, но поход есть поход, тем более что мой запланированный трек шёл именно так - сначала на Морозовку, потом мимо озера - на Черноречье.

Чтобы не ошибиться в правильности пути, я прошёл метров триста по навигатору, убедился, что грунтовка идёт точно по треку, и мы тронулись в путь. Дорога вполне сносная, но по сухой погоде. После дождя, думаю, проехать тут будет сложно.

Я, как всегда, ехал впереди, так как мои спутники не знали дороги и не включали свои навигаторы. Чтобы не растягивать группу, я останавливался, и пользовался такими моментами для фотографирования. Вот и сейчас, на развилке дорог, я остановился и заснял широкую панораму Гасфортовского озера ().

Дорога вдоль озера была достаточно ровной, но когда мы начали приближаться к Черноречью, начался интенсивный спуск. Ещё бы: с высоты 120 м надо было спуститься почти до нуля. На одном участке пришлось спускаться пешком, ведя велосипед на тормозах, так как дорога была неровной и изобиловала камнями, по которым спускаться в седле было опасно (). Вскоре появился асфальт, и, мы выкатились прямо к автобусной остановке, к известному по прошлому году колодцу.

Теперь по плану было посещение магазина. Для этого мы повернули направо, и доехали до магазина. Каждый из участников посетил его, и в зависимости от желаний, что-то купил или отказался от покупок.

До финиша сегодняшнего участка пути нам осталось преодолеть около двух километров. Проехав немного по шоссе, мы свернули влево на грунтовку и направились в сторону речки. Вначале дорога была вполне сносной, но у слияния рек Ай-Тодорки и Чёрной местность была заболоченной, и пришлось немного полавировать, выискивая наиболее сухие участки. Благополучно преодолев это препятствие, мы въехали в лесистую зону, где обнаружили большую поляну, примыкающую к реке. По всему было видно, что здесь часто устраивали палаточные ночёвки - были видны следы окапывания палаток. Также был хороший подход к воде, поэтому решили сделать ночёвку на этом месте ().

Расположившись на дальнем от реки крае поляны, приступили к намеченному: набрали воды и замочили грязную одежду. А я даже окунулся в довольно прохладную воду - надо было смыть с себя пыль и пот (). После стирки развесили бельё на солнце, чтобы за остаток дня оно успело высохнуть (). Далее было свободное время, каждый занимался своими делами. После обеда я решил прогуляться вдоль речки, прихватив фотоаппарат.

Двигаясь по течению реки, в нескольких десятках метров от нашей стоянки были замечены люди с палатками. Но это были обычные отдыхающие - с детьми, с собаками, на машине. Я прошёл мимо, вдалеке от них и вскоре дошёл до старинного моста, по которому проходил акведук (). По этому мосту нам предстояло завтра перебираться на левый берег Чёрной. Когда и зачем был построен этот акведук, мне неизвестно, но он сохранился до настоящего времени ().

После наступления сумерек захолодало, и мы разошлись по спальным местам. А где-то среди ночи начался дождь, что очень не понравилось Игорю, так как он решил не подвязывать тент. Я быстро снял с верёвки почти высохшие вещи и убрал в палатку. На этом и закончился ещё один походный день.

Турстоянка Ласпи утром. Ночёвка в сосняке была довольно тёплой
Дорога на старый перевал местами сохранила подобие асфальта
Вид на ДОЛ Ласпи с перевала
Гора Куш-Кая и автомобильная галерея на Севастопольском шоссе
Панорама Ласпинской бухты и Батилимана
Игорь Семёнов на фоне моря
Андрей Тимошенко: полон решимости для новых восхождений
Теперь мы покидаем Южный берег Крыма...
Гора Ильяс-Кая и где-то слева - храм Солнца
Дорогу на Морозовку заасфальтировали. На горизонте - Севастополь
Панорама Гасфортовского озера
Неожиданно попался крутой спуск, который преодолевали пешком
Несмотря на ранний час, остановились на ночёвку на реке Чёрная, у Телеграфной горы
Вода в реке достаточно чистая, но для питья не использовали
Воспользовались свободным временем и тёплой погодой для стирки одежды
Ниже по течению находится старинный акведук, по которому проложен водовод
Тропинка идёт вдоль водовода
Читать далее