В стране невыученных уроков или Опять двойка!

2022 год

14 сентября (среда): второй день

Поляна Батыр-Алан - нижнее плато Чатырдага - Тисовое ущелье (верх) - Оникс - Ишачья тропа - Перевальное - т.с. Ангарский перевал

Пройденное расстояние: 34,48 км
Старт: 9:21, финиш: 18:42, время в движении: 5 ч 13 м
Максимальная скорость движения: 28,2 км/ч

Ночь прошла без дождя, но из-за прохладной и сырой погоды (в 6 утра было 9 градусов) тент обильно покрылся конденсатом, и при первых лучах солнца я развесил его на деревьях для просушки. Так как план вчерашнего для был выполнен полностью, сегодня не особо торопились со сборами - выехали в начале десятого ().

Начало сегодняшнего этапа не предвещало каких-либо трудностей - мы уже не раз поднимались по этой дороге на плато Чатырдага. А прошедший вчера дождь прибил дорожную пыль, которая обычно присутствует здесь летом, так что восхождение было приятным. На этом участке крутизна дороги была меньше, чем вначале, от Мраморного, мы то ехали, то шли пешком, но в целом продвигались довольно бодро.

У кордона Суат остановились - Игорь хотел избавиться от пакета с мусором, который остался у нас после ночёвки, но никаких мусорных бачков или урн мы не нашли. Зато нашли источник воды, который находился за домиком лесника. Правда, качество воды меня не впечатлило: пить в сыром виде не стоило, если только вскипятить.

Вторую остановку сделали недалеко от родника Домчи-Чокрак, перед самым выходом на яйлу. Здесь - хорошая видовая точка, просматривается весь горный массив к юго-западу (), а при большом увеличении видны телескопы в посёлке Научный (). На родник не пошли, а продолжили подъём по дороге, и вскоре вышли на плоскогорье. Здесь было два варианта пути: вправо по тропе, мимо пещеры Суук-Коба, или прямо по грунтовке, мимо пещер Мраморная и Эмине-Баир-Хосар. Поехали прямо, так как надеялись найти мусорный бак и выбросить наконец этот пакет. Для этого пришлось скатиться ко входу Мраморной пещеры - там на автостоянке были контейнеры для мусора.

После пещеры Эмине-Баир-Хосар мы свернули с главной дороги вправо, чтобы не нарваться на каких-нибудь лесников. Мне припомнился вчерашний разговор с продавцом из экипировочного центра: он сообщил, что в настоящее время посещение лесов и охраняемых территорий ограничено и осуществляется по обязательной регистрации на сайтах соответствующих ведомств, контроль осуществляется не только лесниками и егерями, но и квадрокоптерами. А заход в заповедники и вовсе карается большим штрафом... Сейчас всё обошлось: джип развернулся где-то около Оникса и возвращался по большой дороге, а мы прямиком выехали к турприюту.

На "Точку" заходить не стали, а сразу двинули дальше - к Тисовому ущелью (). Бетонка закончилась, грунтовка раздвоилась. мы свернули влево, к восточному краю нижнего плато. После видовой площадки колея выродилась в извилистую тропиночку между камней и кустов стелющегося можжевельника. Тут уж пришлось идти пешком, тем более в гору. А вот и тур, сложенный из камней: это и есть начало Тисового ущелья (). Чтобы поскорей спрятаться от пронизывающего ветра, призываю ребят спуститься в лес, чтобы передохнуть и перекусить - ведь время уже обеденное...

С Чатыр-Дага можно спуститься по разным маршрутам. Можно перевалить через верхнее плато - через Ангар-Бурун, можно пролезть через Форточку, проехать по Биюк-Янкойской дороге, по Красной тропе, по Ишачке... Что-то из этого когда-то проходили, а вот через Тисовое - ни разу. В интернете много всякой информации об этом месте - и рассказы, и фотоотчёты, и видеоролики, но самого главного - как с яйлы спуститься в ущелье - такой информации нет. Поэтому надо было отдохнуть и исследовать этот путь.

... Спустившись по каменистой тропке, мы вышли на небольшую полянку, поросшую травой - здесь и решили передохнуть и подкрепиться. Ветер здесь практически отсутствовал, что позволило использовать горелку для приготовления пищи, даже без ветрозащиты. Подкрепившись, я отправился на разведку дальнейшей дороги. Тропа уверенно вела меня точно по треку, но через несколько десятков метров я остановился перед скальными обрывами (). Я был в растерянности, так как был уверен, что тропа проходима без элементов скалолазания. На всякий случай осмотрел другие места, но везде - обрывы, а тропа точно выходила к тому месту, куда я пришёл первоначально. Тогда я решил расширить круг поиска входа в Тисовое ущелье, для чего переместился на северную сторону скалистой полочки (), но и там - отвесный многометровый обрыв. Да и тропы, как таковой, не было. И только красавец Демерджи смотрел на нас с противоположной стороны Ангарского перевала и хихикал над нами ().

Делать нечего - надо возвращаться на более проторённые пути (о них я упомянул выше). Наиболее приемлемым вариантом я посчитал спуск по Ишачьей тропе - тем самым нам не придётся сильно отклоняться от маршрута. По Красной тропе я спускаться не решился, потому что, во-первых, очень круто, а во-вторых, дорога мне незнакома.

Опять вышли к каменному туру () и отправились на северный край плато. Трека по Ишачке у меня не было, но я хорошо помнил, где надо поворачивать, да и на карте этот путь был отображён. Доехав до геодезического знака, решил сделать памятное фото, благо, погода благоприятствовала (). Преодолев гору Сарп и спустившись на седловину, нам открылась великолепная панорама Аянского водохранилища () на севере и села Перевальное - на северо-востоке ().

Теперь надо было найти начало спуска. Я не мог точно вспомнить, по какой тропе мы поднимались и в каком месте вышли на эту седловину - ведь это было 14 лет назад... Андрей тоже участвовал тогда в подъёме, но и он не мог вспомнить эту дорогу. Пришлось идти по карте и по цветовой маркировке на камнях вдоль тропы (). Надо отметить, что тропа эта даже на спуске представляла сложности, из-за крутизны и сыпухи. Пришлось спускаться очень осторожно, выверяя каждый шаг ().

Наконец, крутой участок закончился, уперевшись в высохшее русло ручья. Преодолев его, мы попали в лесистый участок тропы, где нас атаковали полчища мух. Надо было выбираться из этого кошмара, но для начала ещё одна пешая разведка, так как основная маркированная тропа уходила вправо. Нет, нам всё-таки лучше ехать прямо и вниз, по самой короткой дороге, ведущей в село Перевальное.

Благополучно спустившись на асфальт, мы выехали на разворотное кольцо троллейбусов, где, как известно, находится небольшой магазинчик. Там мы немного задержались на перекус, а затем по троллейбусной трассе отправились прямиком на Ангарский перевал. Поскольку наш маршрут изменился, пришлось переиграть с ночёвкой: вместо поляны Саурган, до которой мы не сможем доехать засветло, будем ночевать на турстоянке Ангарский перевал - уж до неё мы доедем точно, даже если придётся ехать в сумерках.

Эклизи-Бурун с утра была укрыта плотным одеялом облаков
Вид на юго-запад с поляны у родника Домчи-Чокрак
На предельном зуме объектива видны телескопы в Научном и гора Тепе-Кермен
Всё верхнее плато Чатырдага накрыло облако. Такое я уже видел - в январе 2013-го...
Доехали до тура, обозначающего вход в тисовое ущелье
Тропинка оборвалась вертикальными уступами, по которым спуститься с велосипедами крайне сложно
Небольшая разведка не выявила приемлемый вариант спуска: везде многометровые обрывы
На востоке хорошо просматривается массив Демерджи и троллейбусная трасса под ним
Преодолеть Тисовое ущелье так и не удалось
Едем по Ишачьей тропе в сторону Перевального
Вид на Аянское водохранилище с северного края плато Чатырдаг
А это - панорама Долгоруковской яйлы и села Перевальное
Начался самый трудный участок Ишачьей тропы
Хорошо, что дождя так и не случилось, иначе пришлось бы туго...

В сумерках ехать не пришлось. И, хотя наша крейсерская скорость не превышала 10 километров в час, в половину седьмого мы добрались до поста ДПС на перевале. Гаишники приветливо помахали нам руками, что меня сильно удивило, мы помахали в ответ, после чего свернули к метеостанции. Вначале хотели остановиться на поляне около турбазы, но к нам подошёл дяденька и очень вежливо попросил переместиться к домику метеостанции: там большая поляна и родник, а здесь, мол, частная территория и ночевать нежелательно. Мы спорить не стали и проехали ещё метров 100 в горку. Напротив домика свернули вправо и оказались на обширной поляне. Времени на выбор мест под палатку из-за наступающей темноты не было, поэтому встали прямо за поворотом. Поляна была пустынна, и только трое туристов прошли мимо нас, когда уже было совсем темно.

Ну а далее, как обычно: палатки, ужин, а также бутылка вина - вторая из купленных вчера в Симферополе... Можно было посидеть подольше, но сырость и комары не доставляли большого удовольствия. Поэтому разошлись по своим спальным местам и - баиньки!