Иллюстрированный рассказ о велопоходе

2002 год


Вступление

Мысли о возрождении велопоходов по Крыму появились у меня еще в 2000 году. Был даже составлен подробный план-график. По разным причинам поход не состоялся. Но желание вновь прокатиться по крымским дорогам и горам не исчезало, а наоборот, разгоралось. В результате родился новый план - облегчённая версия плана 2000 года, благодаря исключению участков по Арабатской стрелке и Керченскому полуострову.

Готовиться я начал задолго до предполагаемого отъезда. Помимо нового плана, был составлен список вещей, план закупок и изготовления снаряжения. Шансы уговорить кого-то на поездку у меня были невелики; были надежды на Андрея Тимошенко и, может быть, Доктора, хотя по рассказам Андрея, Доктор в корне изменил свои вкусы, и теперь жить в походе не может без мясной солянки и солнечных ванн. Андрей тоже не горел желанием ехать, поэтому я решил готовиться к одиночному походу.

Конечно, следуя здравому смыслу, было довольно рискованно ехать одному. Во-первых, был довольно длительный перерыв в многодневных походах (1994 - 2002), хотя, с другой стороны, такой большой перерыв сгладил в памяти негативные воспоминания о былых трудностях и проблемах в походе. Во-вторых, сама езда в одиночку, да еще и с увеличенной сложностью маршрута была небезопасна, не столько из-за возможных конфликтов с местными, сколько из-за физических и технических трудностей. Поэтому я, стараясь не нарушать своего плана, пытался узнать маршрут других групп, которые в большом количестве путешествуют по Крыму в майские праздники, чтобы иметь потенциальную поддержку с их стороны. Отчасти именно поэтому было выбрано это время - начало мая. К моему сожалению, ни маршрут Кузнецова, ни Нагорного с моим маршрутом не совпадал, точнее, не совпадало время прохождения тех или иных участков. Но я отгонял от себя мрачные мысли, находя положительные стороны езды в одиночку: вспоминался многолетний опыт Доктора и моя прошлогодняя поездка в Тулу; утешал себя независимостью от прихотей и желаний попутчиков; ну и, наконец, это была хорошая проверка физических и психологических способностей.

Итак, я начал подготовку!

Вся подготовка была направлена на достижение цели, намеченной в плане. Поэтому много внимания уделялось проработке маршрута: изготовление крупномасштабных карт, выяснения мест ночёвок с учётом безопасности одиночного путешествия (список разрешённых стоянок нашёл на сайте Крымской КСС), переделка палатки на одноместную, изготовление всяческих приборчиков и приспособлений. Но, несмотря на все мои старания, намеченные предпоходные дела были выполнены не до конца. Как всегда, не хватило пары-тройки дней. В результате спешки в последние дни планшет для карт, например, не доехал даже до Подольска. Главное, чего не было сделано - не была проведена проверка оборудования в реальных условиях. К чему это привело, будет сказано позднее. А пока, несмотря на некоторые упрощения в конструкции, снаряжение было готово.

Получив окончательный отказ Андрюши от поездки, я пошел покупать по одному билету туда и обратно: Москва-Феодосия и Севастополь-Москва. В кассе меня огорчили отсутствием билетов на запланированный срок, несмотря на то, что билеты я брал за месяц до отъезда. Пришлось взять билет "туда" на день позже, а "обратно" - на день раньше. Возникла напряжёнка с графиком. Но деваться было некуда.

29 АПРЕЛЯ
1 день

По совету Андрюши решил ехать до Подольска, далее на электричке до Курского вокзала. Придя в ужас (в очередной раз) от веса моей навьюченной лошади, тронулся в путь. И в очередной раз забыл о непреложном правиле велосипедиста: все винты должны быть намертво закручены и застопорены: подъезжая к мосту через дорогу Москва-Крым (любопытное совпадение!) недалеко от Подольска, один винт крепления планшета открутился и зарылся в придорожной пыли. Запасных винтов у меня не было, поэтому пришлось подвязывать планшет верёвочкой. Но я всё равно успел на намеченную электричку и через час был уже на Курском вокзале.

Спустившись в переход, я поставил велосипед к стенке и стал напряжённо вглядываться в табло отправления поездов. Поезд, на котором ехал Кузя, уже отправился, проводить мне его не удалось и оставалось только дождаться своего поезда. Помимо табло, я заметил двух молодцев в униформе, стоявших у больших весов в начале перехода. Тут обнаружилась ещё одна ошибка: не надо было заезжать в зал ожидания. При попытке проехать в тоннель меня заставили взвесить багаж. В результате я налетел на 350 руб. за "превышение нормы веса ручной клади".

Поезд подали к первой платформе. Кроме двух любительниц сёрфинга, других туристов в обозримом пространстве не наблюдалось. На платформе началась третья неприятность - со снаряжением. Шёлковый велосипедный чехол, сшитый из флага, никак не хотел налезать на велосипед: скользкий и тонкий шёлковый мешок не имел ни малейшего желания скрыть своё содержимое. Кое-как замотав и перехватив непослушную ткань экспандерной резинкой, затащил велосипед в тамбур и быстрее назад, к рюкзаку, чтобы предотвратить пинания его ногами рвущихся в вагон пассажиров. Вот, кстати, еще один пример неудобства одиночных походов: всё снаряжение должно быть при тебе, и отлучиться от него на длительное время или на большое расстояние рискованно.

В купе, кроме меня, ехали ещё три пассажирки, причём всех возрастов: девочка, больше похожая на мальчишку (остальные из её компании были в другом купе), женщина моего возраста (сотрудник военкомата) и уже пожилая старушка. Закрепив велосипед с помощью резинок на третьей полке (для успокоения бабушки) и разложив вещи, я отправился на боковую. Правда, мой сон дважды прерывали звонки по мобильнику - звонил Вадим Щербаков по работе, но так как поезд отъехал уже далеко от Москвы, связь была неустойчивой, и звонки прекратились.

Незадолго до границы с Украиной нам раздали смешные бумажки для заполнения въездной визы, причём названия пунктов были на двух языках - украинском и английском. Так как украинский не знал никто, стали переводить с английского. Но в результате большинство народа заполнила неправильно, и пограничники, чертыхаясь на москалей, по привычке отбили штемпель в паспорте.

Читать далее