Иллюстрированный рассказ о велопоходе

2002 год

3 день

1 МАЯ

Как только рассвело, я поднялся и сразу согрел себе чаю (фото 5) . Спальник и внутренность палатки были мокрые, и при первых лучах солнца я развесил их на деревьях для просушки. Видеокамера и фотоаппарат не пострадали, и я отправился снимать окрестности. Соседи еще спали, лягушки тоже; было тихо, только храп из соседних палаток нарушал тишину.

Поляна в урочище Эски-Юрт Поляна в урочище Эски-Юрт
фото 5

Появились первые маленькие поломки: дужки моих отремонтированных очков в местах крепления лопнули; пришлось выстругивать из дерева накладки и прибинтовывать их с помощью изоляции к дужкам. Планшет, хоть и держался за счет верёвочки, был изрядно поколот ещё во время транспортировки в поезде. В целом же велосипед достойно прошел первый день пути - ни проколов, ни лопнувших спиц. Пока сохли мои спальные вещи, я успел позавтракать, посмотреть на карте мой дальнейший путь, перетрясти вещи - в общем, всё, что обычно бывает утром, когда нечего делать. Солнце уже окончательно поднялось над лесом, спальник высох; уложив последние вещи, я тронулся в путь. Соседи уже начали выползать из палаток; я их поздравил с праздником и вышел на дорогу, по которой я вчера приехал. Еще раз оглядел поляну. Сегодня она казалась более красивой, чем вчера: густая немятая трава серебрилась росой; вершины гор прятались в белесоватой дымке и не казались такими угрюмыми; свежий воздух и солнечные лучи до краёв наполняли поляну живительным коктейлем, который хотелось выпить до дна. Недаром поляна Эски-Юрт названа урочищем - местом, сильно выделяющимся на фоне окрестностей. Бесформенная груда камней у дороги оказалась памятником партизанам (фото 6) . Здесь во время войны тоже был лагерь, но партизанский.

Памятник партизанам на поляне Эски-Юрт Памятник партизанам на поляне Эски-Юрт
фото 6

Покинув поляну, я вскоре выехал к первой водной преграде - ручью, разлившемуся по дороге и с шумом стекающему в крутую неглубокую балку. После ручья дорога запетляла и вывела на развилку. Пора доставать компас. Правая дорога, хорошо наезженная, ныряет в овраг, потом круто поднимается и уходит в направлении на северо-восток; левая, тоже довольно чёткая, поворачивает на запад. Следуя здравому смыслу, я поворачиваю налево. Проехав несколько метров и преодолев быстрый журчащий поток, дорога опять пошла вверх и стала забирать на юг. И чем дальше я ехал, тем всё больше сомнений возникало у меня насчёт правильности пути (а ведь достаточно было перемотать плёнку в диктофоне и внимательно послушать объяснение лесника!). Доехав до очередной развилки и посмотрев на стрелку компаса, я все же решил съехать с хорошо наезженной дороги, которая стала поворачивать на восток, на мало наезженную, но в направлении на юго-запад. Кстати, там, недалеко от поворота, находится родник, выложенный камнями, и стол со скамьями, сделанными из цельного ствола дерева.

Попив свежей воды, двинулся дальше. Дорога вроде бы шла куда надо, и даже под уклон (дед-лесник так и говорил: после поляны дорога всё время должна идти вниз), но неожиданно спуск сменился резким подъёмом. Колея дороги заросла травой, и вскоре я лишь угадывал по рельефу, где шла дорога. В конце концов дорога-мираж вынесла меня на небольшую поляну, западный и южный конец которой круто сваливался в ущелье, а северный резко уходил вверх. Оставив велосипед там, где он стоял, я решил подняться по этой отноге. Пройдя метров двести и преодолев с десяток поваленных вековых дубов, я отчётливо понял, что с велосипедом, даже если его разгрузить, здесь ни за что не подняться. Оглянувшись назад, я не смог найти взглядом моего велосипеда! Присев на поваленный дуб, я стал взвешивать свои шансы. Если всё-таки попробовать продираться наверх, неизвестно, куда меня это приведёт и сколько времени я потрачу на это; вокруг ни души, сигнала на телефоне нет, ночевать негде; спускаться вниз, в ущелье еще более бессмысленно - во-первых, тоже очень круто, а во-вторых, как потом выбираться из этой пропасти? Ведь кругом горы, и правый борт ущелья тоже очень крутой. Я был на грани отчаяния. Но рассудок взял верх над эмоциями, и после небольших дебатов с самим собой я решил вернуться на исходную точку поближе к поляне, где, возможно, был сделан неправильный поворот. Надо заметить, что найти обратную дорогу тоже было довольно непросто: то влево, то вправо убегали такие же незаметные заросшие колеи. Приходилось оставлять велосипед и проходить вперёд по предполагаемой дороге, ориентируясь по самым незначительным признакам моего недавнего прохождения: вот здесь ветка загнута, а здесь красивый цветок, который я фотографировал; а здесь я точно не был, потому что ржавое ведро посередине дороги не валялось. Так как места были пустынные, я смело оставлял велосипед без присмотра, но всё же далеко от него не отходил, чтобы окончательно не потерять его.

В результате этих блужданий передо мной появился тот самый стол, мимо которого я прошел 2 часа назад. Так как время шло к обеду, я решил сварить суп и пообедать. Небо стало затягивать облаками, но реальных признаков ухудшения погоды не было. Пообедав, я стал было собираться, как вдруг до меня донеслись шаги, и из леса вышел мужичок ("старичок-лесовичок", как я его мысленно назвал), маленький, загорелый, бородатый и в одних спортивных трусах. В руках у него был маленький рюкзачок и пластиковая бутылочка с какими-то ягодами. Он очень удивился, увидев здесь человека, и после утоления жажды у родника подошел ко мне.

Он оказался родом из Донецка, в эти леса приехал пять дней назад, и встреча со мной была первой его встречей с человеком. Меня это немного шокировало. Кроме того, меня шокировало то, что у него совершенно нет вещей. Оказалось, что рюкзак с вещами и припасами дедок спрятал где-то в лесу, а сам гуляет налегке. При виде его голого тела я вспомнил о клещах, которых здесь должно быть видимо-невидимо. Старичок радостно подтвердил мои опасения и похвалился, что с десяток клещей он уже вытащил у себя. Он очень долго удивлялся моему снаряжению, в частности, газовому примусу; тому, что я сюда заехал; а в конце он очень удивился, что я еду в Земляничное по дороге в направлении на Лесное, то есть в противоположную сторону. Я ему стал объяснять, что я вчера выехал из Лесного, а сегодня еду с поляны Эски-Юрт в Земляничное, но заблудился. Но мужик оказался незлобным, и, видя мою полную потерю координации, проводил меня до развилки, где лежало старое колесо от трактора. "Ты видел вчера это колесо?" - спросил он меня. Действительно, вчера я проезжал это колесо незадолго до выезда на поляну. Оказывается, я сделал большой крюк вокруг поляны и возвращаюсь обратно!

Горячо поблагодарив моего спасителя, я, решив больше не испытывать судьбу, поехал назад, в село Лесное. Было много потеряно времени, и догнать график я мог только по шоссе.

Путь вниз оказался немного легче, чем вчера - вверх (всё же приходилось спешиваться на особо крутых участках), и, не считая объезда застрявшего поперек дороги грузовика, прошёл без проблем. Также без проблем прошёл спуск в Судак (фото 7) . Теперь задача была добраться до Морского, где по плану у меня должен быть обед. И здесь никаких неожиданностей не было - много раз езженая дорога (фото 8) , привычный тягун и крутой спуск к Весёлому.

Скала «Лягушка» под Судаком Скала «Лягушка» под Судаком По дороге в Морское По дороге в Морское
фото 7, фото8

Скатившись в Весёлое, на автобусной остановке я заметил группу велотуристов, попивающих сок и разглядывающих карту. Подъехал. Ребята оказались из Москвы (впредь буду называть их "весёлыми ребятами"); хорошо "упакованные", на байках, с аккуратными рюкзаками, GPSами, и т. д.; они смотрели на меня, как на дикаря из каменного века. Особенный восторг вызвал у них мой планшет. Один из них поинтересовался, не читаю ли я на ходу газету? На что я также шуткой ответил, что на таких спусках это была бы моя последняя газета в жизни. Их было шестеро, из них две девушки; одна из них поинтересовалась, что это у меня на очках? Это было, конечно, зеркало. Побеседовав немного о том, о сём, мы все вместе двинулись в путь и ехали некоторое время рядом. Но очередной подъём показал, что, несмотря на многоскоростные байки, едут они довольно слабо; девчонки - те вообще шли пешком, и ребятам волей-неволей приходилось их ждать. Местность они не знали, и быстро скисли при виде крутых подъёмов. Я их старался утешить, сказав, что скоро начнётся спуск до самого Морского, но это им не помогло. Группа растянулась, передние остановились в ожидании задних, а я решил не ждать их и, попрощавшись, поехал вперёд.

Спуск в Морское также не преподнёс мне никаких сюрпризов. На берегу, около речки, я заметил человека, призывно машущего руками, по-видимому, мне. Жалко было гасить скорость и делать крюк в сторону, но я всё же поехал навстречу этому человеку. Подъехав ближе, я заметил, что в лесочке у реки (место многочисленных наших прежних ночёвок) расположились трое велосипедистов: двое мужчин средних лет и парень, сын одного из них. Эти тоже были москвичи; маршрут их пролегал в моём направлении, но сегодня они решили ночевать здесь, так как очень утомились, в основном, парень. Мы обменялись дальнейшими планами. Почувствовав моё расположение к себе, они стали уговаривать меня остаться с ними на ночёвку. Предложение было заманчивое - всё-таки не одному ночевать, но тогда я отстал бы от графика. Осознавая, что я всё равно вряд ли доеду до Приветного, я решил проехать вперёд еще чуть-чуть, втайне надеясь опять встретить ребят, которых я встретил в Весёлом. И, несмотря на уверения собеседника о неработающих магазинах в Морском из-за праздника, решил своими глазами увидёть это.

Въехав в Морское, я действительно увидел пустующий рынок и безлюдность вокруг. Проезжая по посёлку, я пришёл в уныние при виде закрытых магазинов, но в самом конце всё-таки был открыт один магазин, где мне снова встретились те самые "весёлые ребята". Накупив кучу продуктов и вина, они прямо у магазина отмечали приезд в Морское, и, увидев меня, выходящим из магазина, пригласили в свою компанию выпить шампанского за знакомство. Я не стал отказываться. В разговоре выяснилось, что они были ребятами добродушными и, что необычно для москвичей, общительными. Поэтому я решил не больше не рисковать и попросился встать вместе с ними на ночлег.

После выпитого полегчало, и я предложил им поехать к мысу Чобан-Куле, потому что там в прошлые годы было хорошее место для стоянки. Так как они здесь ни разу не были, им пришлось согласиться с моим предложением, несмотря на то, что для этого надо было проехать ещё километров шесть. Прибыв на место, меня разочаровало то, насколько оно было испорчено. Вместо речки, журчащей между деревьев, имелась кривая канава, вырытая с помощью бульдозера, и грязный, пересыхающий ручеёк. Пляж был пустынный, и, если не считать разъезжающихся отдыхающих и семейной пары с автомобилем, мы там были одни. Двое ребят пошли на разведку по берегу в поисках наиболее удобного места, остальные занимались своими делами. Зайдя по щиколотку в море, я постоял в холодной воде пару минут для снятия усталости и, к своему неприятному удивлению, обнаружил у себя на ноге двух впившихся клещей - результат моего легкомысленного шатания по лесу. Шанс подхватить энцефалит меня не радовал, пришлось срочно доставать подсолнечное масло и мазать непрошеным гостям попки. Клещи зашевелились, и я их не без труда вытащил, подхватив пинцетом за брюшко. Рассчитывать на прививку в этом глухом районе не приходилось, оставалось только ждать окончания инкубационного периода.

Тем временем вернулись разведчики. Их поиск не увенчался успехом, поэтому решили оставаться здесь, но немного поднявшись от пляжа на небольшую террасу. Ребята разбили лагерь из двух палаток, то же самое сделал и я неподалёку. Я приготовил себе ужин, откупорил бутылку "Каберне", купленного в Морском и довольно приятно проводил вечернее время. Ребята тоже зря время не теряли. Они раздобыли сучьев, и через некоторое время послышался треск костра. Ко мне подошла женщина, местная жительница, и разговорилась со мной о своей тяжёлой доле. Она, хоть и была несколько навязчива, все же не переходила грань дозволенного (хотя была навеселе после празднования первомая), поэтому я терпеливо слушал Галю, поддакивая ей и коротко отвечая на её вопросы. Так я узнал, что живет она неподалёку, что работает на виноградниках, что у неё украли корову, и что она будет рада принять у себя гостей в любое время.

Когда она ушла, ребята, увидев, что я остался один, пригласили меня в свой круг. Я не стал долго сопротивляться, хотя от угощения отказался, согласившись только на чай. На небе уже появились первые звёзды. Окрестные горы медленно погружались в прохладную черноту, усиленную ярким светом костра. Гитара уже была расчехлена, ребята были уже тёпленькими, и окрестности заполнились бардовскими песнями, кстати, в очень неплохом исполнении. К костру подошли еще двое велотуристов, расположившихся неподалёку. Это была уже немолодая пара из Донецка, впервые за многие годы вырвавшаяся от семейных забот в Крым. Таким образом, у костра собралось семь человек (двое - парень с девчонкой (к сожалению, я не запомнил их имён) - оставались в палатке, по видимому, спали). Пели в основном, два парня, иногда их сменяла пара из Донецка; Максим по прозвищу Доктор в основном занимался костром; одна из присутствующих девушек (кажется, её звали Юля) просто молча сидела, изредка покуривая сигареты. Я же просто сидел и слушал, изредка потягивая вино, поражаясь тому количеству содержательных, приличных песен, которых знали ребята, причём совершенно неизвестных. Я слушал, и в то же время осознавал свою удачу от встречи с этими ребятами. Иначе мне бы пришлось либо снимать койку в посёлке, либо искать укромный уголок на берегу с опасением нарваться на каких-нибудь недружелюбных товарищей. К сожалению, завтра мои попутчики собирались устроить днёвку, да и дальнейший их маршрут пролегал по шоссе, в отличие от моего.

Песнопения закончились за полночь. Костёр догорал, с гор потянул холодный ветер, пришлось одеть куртку. По плану, принятому еще у магазина, пора было идти на ловлю крабов. У ребят прошлой ночью был большой улов - в Лисьей бухте, где они ночевали, они наловили десятка полтора крупных крабов. Вооружившись фонарями и котелком, мы вышли на охоту. В кромешной темноте, прыгая с валуна на валун, мы уходили всё дальше и дальше от лагеря, впиваясь глазами в скользкие камни и чёрную воду - в надежде увидёть шевелящего клешнями крупного краба. Но попадалась в основном мелочь, и только через полчаса Юля заметила крупного краба, сидящего на камне. Сразу несколько пар рук метнулись под камень, где краб был пойман после неудачного бегства и помещён в котелок. Дальнейшие поиски результатов не давали; группа разбрелась по прибрежным камням, выдавая своё присутствие тусклыми всплесками света от фонариков. Тогда я и еще один парень (не помню, кто) решили вернуться обратно, в лагерь. Посидев ещё несколько минут около тлеющих углей, я решил пойти спать. Завтра предстояло пройти трудный участок пути, и нужно было как следует отдохнуть.