Иллюстрированный рассказ о велопоходе

2002 год


4 день

2 МАЯ

Ночь, точнее, вторая её половина прошла спокойно. Утро тоже не предвещало неприятностей - небо было чистое, на море - штиль. Палатка на этот раз не отпотела, сушить спальные принадлежности не пришлось, что сэкономило время на сборах. Позавтракав, я стал собираться в дорогу. Ребята ещё спали. Осмотрев ещё раз ноги на предмет клещей, я оделся, и со смутным беспокойством как по поводу клещей, так и насчёт дальнейшего маршрута, стал укладывать вещи. К моменту моего отъезда уже кто-то вылез из палатки, и я, попрощавшись, поехал.

Пока я решил придерживаться запланированного маршрута и довольно скоро доехал до поворота на Приветное (фото 9) . Правда, на спуске у меня два раза отрывался планшет, мне надоело каждый раз его привязывать, и пришлось его выбросить, а пакет с картами засунуть под резинку на рюкзаке. Пользоваться картами стало неудобнее, зато я избавился от постоянного треска, издаваемого дребезжащим планшетом. Всё равно на ходу картой пользоваться нельзя.

Панорама дороги на участке Морское-Приветное Панорама дороги на участке Морское-Приветное
фото 9

Повернув вправо от трассы, я долго ехал через село Приветное. Оно было вытянуто вдоль дороги на четыре километра, переходя от смешанной застройки в чисто татарские, из жёлтого ракушечника со своеобразной архитектурой. Дорога была без явных подъёмов или спусков, и вплоть до окончания села имела хорошее покрытие. За селом дорога ухудшилась, крутизна дороги увеличилась. Солнце уже припекало, а до прохладной лесной тени было ещё далеко. Внезапно крутизна дороги резко увеличилась, а качество покрытия резко ухудшилась - после более-менее сносного асфальта началась пыль, смешанная с булыжниками. Велосипед больше ехал вбок, чем вперёд из-за заноса на камнях. Пришлось везти велосипед пешком, хотя велотуфли тоже не очень-то годились для ходьбы по такой дороге.

Несмотря ни на что, окрестности были довольно живописными: слева, в глубоком ущелье, журчала невидимая с дороги речка; справа дыбились чёрные скалы; сзади приветливо голубело море, а впереди… впереди было ещё шесть километров изнурительного подъёма (фото 10) .

Восточные склоны Караби-яйлы Восточные склоны Караби-яйлы
фото 10

Постепенно крутизна подъёма немного уменьшилась, теоретически можно было ехать, но из-за валяющихся в самых неожиданных местах больших камней приходилось часто спешиваться. Дорога, прижимающаяся к борту ущелья, в точности повторяла его контур и поворачивала то вправо, то влево, неуклонно уходя вверх, к перевалу Кок-Асан-Богаз. Вот наконец-то первый родник, здесь же - небольшой памятник партизанам (фото 11) , разбившим фашистскую колонну (по количеству встреченных мною памятников поход можно было назвать "По Местам Боевой Славы", а точнее, бесславия). Место называется "подковка", видимо, из-за подковообразной формы дороги. Умывшись и намочив голову, я наполнил флягу и, после небольшой передышки, отправился дальше(фото 12) .

«Подковка» «Подковка» Дорога на перевал Кок-Асан-Богаз. Дорога на перевал Кок-Асан-Богаз
фото 11, фото 12

Вот, наконец, перевал (фото 13) . Никакой отметки, что это перевал, здесь нет, но, судя по уверенному спуску впереди, это был, несомненно, перевал. Дорога извивалась под кронами деревьев, которые создавали комфортную прохладу. Если бы ещё и покрытие было поровнее, то вообще была бы красота. Но, увы, всё тот же гравий, вылетающий из-под колёс в разные стороны.

Перевал Кок-Асан-Богаз. Перевал Кок-Асан-Богаз
фото 13

Через несколько сотен метров я увидел легковую машину, стоящую на повороте, а в глубине небольшой балки - родник и людей возле него. Это была первая машина, не считая мотоциклиста с коляской, встретившегося мне еще в начале подъёма. Ребята были сильно навеселе (кроме шофёра) и предлагали мне выпить с ними водки. Я решительно отказался, и они рванули на перевал, наверное, решили искупаться в море. Я же продолжил путь и вскоре подъехал к обширной поляне, поросшей густой зелёной травой с несколькими раскидистыми дубами посередине. Недалеко от дороги находился ещё один памятник партизанам. Это было место под названием Верхний Кокасан. Оно также значилось в списке разрешённых стоянок, но признаков стоянки не обнаруживались. У подъехавшего на машине дядьки я спросил, где стоянка туристов. Тот сделал широкий жест рукой, равный ста двадцати градусов по азимуту. Постояв ещё немного и любуясь видом поляны, я заметил туристов, поднимающихся по дороге. Помахав им рукой, я решил, что, раз они идут с низа, значит, лагерь находится на Нижнем Кокасане. И я поехал туда.

Нижний Кокасан обнаружился через 500 метров ниже по дороге, возвестив о себе ещё одним памятником. Здесь дорогу пересекала речка; слева, кроме памятника, был ещё стол со скамьями, а справа - дорожка, уходящая назад и вверх. В густой листве угадывался домик лесника (если верить карте). Поставив велосипед, я решил сходить туда, и если там есть лесник - узнать насчёт приюта. Но, пройдя метров триста, я обнаружил дом без окон, без дверей, и без признаков жизни. Турстоянки там тоже не было видно.

Возвращаясь к велосипеду, я раздумывал о предстоящем пути. Так как до заката было ещё далеко, останавливаться на Кокасане не было смысла. Но тогда где? После изнурительного подъёма мой план подняться на Караби казался невыполнимым. И вообще у меня была тайная мысль доехать до Симферополя и уехать домой. Но пока я решил доехать до Головановки и там остановиться на ночь. С такими мыслями я сел на велосипед и тронулся в путь.

На удивление гравийная дорога скоро кончилась, и начался асфальт. Дорога шла под уклон, ровная, широкая. Слева открылся красивый вид на урочище Шайтан-Капу: глубокое ущелье, поросшее лесом, отделяющее дорогу от массива Караби, заканчивалось исполинскими каменными утёсами, вершины которых были на одном уровне с дорогой. В принципе, туда можно было спокойно дойти, но, поскольку там лазила целая группа каких-то ребят, я поехал дальше, остановившись только для съёмки (фото 14) . И через несколько минут головокружительного спуска я влетел в село Красносёловка. Остановившись у крайнего дома села, я увидел во дворе двух женщин и решил к ним подойти, несмотря на угрожающий лай собаки. Одна из них что-то чистила, перекладывая это что-то из корзины в большой бак. Мне сначала показалось, что это парафиновые свечи, расплавившиеся от жары. На самом деле, это были грибы - трюфеля, которые растут на склонах гор. Другая женщина, видя, что я направляюсь к ним, приструнила собаку, и спросила, что мне надо - может воды попить?

Демир-Капу. Демир-Капу
фото 14

Неожиданно для себя, я спросил, не знают ли они дороги на Караби-яйлу? Оказалось, что дорога начинается прямо от их дома. Они по ней ходят на яйлу за грибами. Я попросил подробнее рассказать, как идти, а сам незаметно включил диктофон на запись (микрофон был достаточно чувствительный и крепился к воротнику велорубашки). Потом она предложила мне купить молока ("только что корову подоили"). Вспомнив, что уже давно не ел натуральных продуктов, я попросил у неё литр молока и полкило творога, а пока она наливала да насыпала, я разговорился с другой женщиной об их житье-бытье. Так, я узнал, что живут они только за счёт собственного хозяйства, работы в округе нет, молодёжь разъехалась в города (единственный ребёнок учится заочно (!!!) в средней школе), автобус сюда не ходит, и, чтобы выбраться куда-нибудь, надо ловить машину, довольно редкую в этих краях. Тем временем мне вынесли молоко с творогом; поблагодарив и, заплатив пять гривен, я отправился по указанному пути.

Как и предупреждала меня аборигенка, первые два километра представляли собой крутую, разбитую грунтовую дорогу, по которой не только ехать, но даже идти с велосипедом было тяжело. Переднее колесо плохо справлялось со своей работой и норовило подняться на дыбы. Через каждые сто-двести метров приходилось останавливаться и переводить дыхание, ставя велосипед на оба тормоза. На одной из таких остановок оборвался тросик переднего тормоза, и теперь, чтобы удержать велосипед от сползания назад, приходилось его разворачивать поперёк склона. Кстати, на этом подъёме мне очень помогло молоко, купленное в деревне. Оно одновременно утоляло жажду и восстанавливало силы.

Дорога на Караби Дорога на Караби
фото 15

Постепенно крутизна подъёма уменьшилась, а в некоторых местах можно даже было ехать. Дорога шла по прекрасному буково-дубовому лесу (фото 15) , и сквозь ещё не распустившеюся листву пробивались лучи солнца. Придерживаясь хорошо наезженной колее, я поднимался всё выше и выше, пока не выехал на широкую поляну (фото 16) . Оглянувшись назад, я был поражён открывавшимся видом на предгорья. Сняв всю эту красоту на фото-видео, я продолжил подъём, который, несмотря на кажущуюся близость вершины, всё ещё продолжался. Деревья уже отступили, освободив место лугам. Несмотря на высоту и свежий ветер, солнце припекало. Дорога из грунтовой превратилась в каменистую, идти по которой в велотуфлях было довольно неудобно: пластиковые крепления скользили по камням, и если бы не доработка туфель (были пришиты подошвы от старых ботинок), мне было бы несладко. Вокруг было ни души, хотя тропа была явно хоженая - иногда под ногами попадались свежие окурки.

Поляна у подножия Караби Поляна у подножия Караби
фото 16

Теперь с каждой минутой подъёма горизонт расширялся всё больше и, наконец, передо мной открылось каменное море - Караби-яйла. Вид был великолепный: впереди расстилалось плато, сзади, где-то далеко внизу, было село Красносёловка, а справа и слева от меня располагались две вершины, по седловине которых я и поднимался. Здесь, наверху, было довольно прохладно, да и вечер близился, но я не торопился одеваться, а наоборот, наслаждался прохладным ветерком, снимающим жар с моего тела. По-прежнему было ни души; ориентиры, о которых говорила мне женщина из Красносёловки, тоже не обнаруживались: не видно было ни геодезического репера, ни посадок буковых деревьев.

Пока я вглядывался в бескрайние дали, в поле моего зрения появились две человеческие фигуры, идущие навстречу мне ниже по склону. Поставив велосипед на откидную ногу (очень пригодилась она мне на яйлах), я пошёл на перехват. Увидев меня, одна из фигур тоже пошла мне навстречу. Это были туристы-пешеходники. Парень спросил, не ищу ли я лагерь спелеологов? И, хотя я не спелик, всё-таки поинтересовался, где он находится - на случай ночёвки, так как не зная дороги, я не успею засветло доехать до метеостанции.

Здесь дорога была более-менее ровная, но ехать по ней было невозможно из-за выступающих каменистых гребней, поэтому я шёл пешком, рассматривая окрестности. Вдруг из-за бугра появилась парочка с рюкзаками. Они явно направлялись ко мне. Я остановился. Подойдя ко мне, они спросили, где родник - их третий товарищ с запасами воды и продуктов где-то потерялся, и они уже который час идут без воды. У меня была полная бутылка (так как я пил молоко), и, глядя на их жалкий вид, я налил им по кружке, потом ещё по одной (как выяснилось, они с утра вышли с метеостанции в направлении лагеря спелеологов и до сих пор его не нашли, третий товарищ пошёл на разведку и тоже пропал). Здесь мне пригодилась информация, полученная от предыдущих туристов, и я предложил вместе искать этот лагерь. Как говорится, от добра добра не ищут - лучше ночевать в обжитом лагере, чем искать место для своего, да и дорога будет немного веселее.

По ходу выяснилось, что здесь, на Караби, проходит слёт спелеологов, в котором участвуют в основном студенты из многих областей и республик. Эти были из Москвы. Лагерь был базой, от которой они должны были совершать походы по пещерам. Но сколько бы мы не искали взглядом палатки, ничего обнаружить не могли. Дальше - больше: дорога начала разветвляться. На левой дороге, идущей на восток, мы заметили каких-то людей, но по виду они не были похожи на туристов, скорее всего, отдыхающие; чуть подальше, в деревьях угадывалась палатка. Поэтому мы повернули на запад. Через некоторое время навстречу нам выкатились трое мотоциклистов, они нам сказали, что видели лагерь внизу, в небольшом понижении. Мы двинулись в указанном направлении, но дорога уводила влево, а спуститься напрямую было невозможно. Поэтому я предложил вернуться на место встречи с байкерами и идти по их следу (хотя след на яйле - понятие условное: на камнях след не остаётся; его можно определить либо по сдвинутым мелким камешкам, либо по немногочисленным участкам почвы, где отпечатался протектор). Для этого пришлось преодолеть небольшую каменную гриву, с вершины которой хорошо было видно озеро Эгиз-Тинах с прилегающей к ней долиной. Спустившись в эту долину, я увидел человека, идущего по противоположному склону, причём налегке. Этот факт навёл меня на мысль, что лагерь должен быть поблизости, и этот человек, скорее всего, идёт туда. И действительно, через некоторое время, двигаясь в направлении его движения, мы заметили сначала одну, затем две, три палатки, а потом и весь лагерь открылся нашему взору (фото 17) . Он располагался на небольшой поляне, в начале которой имелся родник (большая редкость для яйл), а в конце начинался обрыв. Я насчитал около тридцати палаток; кроме того, был ещё грузовик, на котором, вероятно, завезли вещи.

Стоянка у пещеры Солдатская Стоянка у пещеры Солдатская
фото 17

Попив из родника и наполнив бутылки, я стал готовиться к ночлегу. Парень с девчонкой нашли своих друзей, которые расположились около костра и что-то уже жевали. Через некоторое время одна из девушек подошла ко мне и предложила присоединиться к их ужину. Видимо, ребята рассказали о моей роли Сусанина, и хотели таким образом меня отблагодарить (в самом деле, эта молодая парочка долго ещё искала бы лагерь, если бы я не встретился - ведь они шли в противоположную сторону). Но я отказался: во-первых, надо было уменьшать свой запас продуктов, во-вторых, лезть в чужую компанию тоже не очень хотелось: у них своя страсть, у меня - своя; в-третьих, я здорово вымотался в этот день - всё-таки два тяжёлых перевала за плечами. Моё положение осложнялось ещё и тем, что после многочасовой ходьбы по камням и щебню я сильно натёр ноги; мои пришитые подошвы к велотуфлям кое-где оторвались, а носки протёрлись до дыр. Поэтому первым делом я взялся за аптечку: обработал стёртые места перекисью и залепил лейкопластырем. Велотуфли уже не налезали, поэтому пришлось обувать шлёпанцы.

Рядом со мной стояли ребята с байками; подойдя к ним, я узнал, что они вовсе не велотуристы, а тоже спелики, просто взяли с собой велосипеды, чтобы по яйле кататься. Я у них спросил о ночёвках. Они сказали, что довольно холодно - пару дней назад даже иней на траве был. Тогда я решил пораньше лечь спать, чтобы до наступления холодов выспаться (как известно, самое холодное время - предутренние часы). Развернул велосипед поперёк лощины и накрыл его чехлом, чтобы загородиться от ветра. За этим экраном поставил палатку и зажёг горелку, чтобы приготовить ужин. Несмотря на такую защиту, ветер всё равно доставал пламя, но задуть газовую горелку, тем более со специальной газовой смесью, не так то просто.

После ужина немного погулял по окрестностям (в основном для отправления естественных надобностей) и, поскольку солнце уже закатилось за горизонт, решил лечь спать, одев на себя всё, что можно. Зато остальной народ и не думал ложиться - костёр горел вовсю (приехал ещё один грузовик, доверху набитый дровами), крики, песни, другие телодвижения - всё это продолжалось до середины ночи. Две девушки подошли к моей палатке; чего хотели - не знаю, потому что уже дремал и попросил их меня не беспокоить.

Читать далее