Иллюстрированный рассказ о велопоходе

2002 год


2 день

30 АПРЕЛЯ

Следующий день в поезде, по обыкновению томительный, для меня прошёл довольно быстро - почти до самой Феодосии разгадывал кроссворд в газете, купленной в Курске, и втянул в это занятие соседок по купе. Выгрузка в Феодосии прошла спокойно. Я подождал, пока самые нетерпеливые выйдут, потом, попросив соседку по купе посторожить мои вещи, вынес поочерёдно велосипед и рюкзак. Не спеша поставил рюкзак на велосипед, перераспределил вещи, краем глаза замечая группу велотуристов, фотографировавшихся на платформе. После укладки вещей я подъехал к ним. Они, оказывается, тоже приехали этим поездом из Москвы. Но разговор с ними не склеился, и я поехал на набережную - посмотреть на море, так как увижу его ещё не скоро (фото 1) . Погода была отличная. Но, судя по всему, вода была еще холодная - только одного ныряльщика я увидел в воде недалеко от берега, остальной немногочисленный народ мирно загорал на пляже.

Набережная Феодосии рядом с вокзалом Набережная Феодосии рядом с вокзалом
фото 1

Собравшись выезжать из города, я увидел скучающего весовщика с медицинскими весами, и решил проверить свой вес. Как оказалось, у меня нет ни одной копейки украинских денег, и под честное слово вернуть дядьке 25 копеек еду обменивать рубли на гривны. После расплаты ещё некоторое время поболтал с весовщиком, но, осознавая, что мне еще ехать 60 км, а время перевалило за полдень, заканчиваю разговор и, немного отъехав, звоню домой и спешно покидаю город.

Не успев проехать и шести километров, как началось село Ближнее, где находится дом Фёдора Точилина. Сворачиваю вправо и еду вдоль окраины села, следуя подробным описаниям Чепрасова (несмотря на то, что он там пока ещё не был) - ищу второй дом от края. Наконец встретился мужик как раз на краю села, но, услышав имя и фамилию Фёдора, начинает долго чесать репу, вспоминая, кто бы это мог быть. После многочисленных наводящих вопросов выяснилось, что это его сосед ... Через минуту он вызвал Фёдора, который был удивлён моим появлением в этих краях. Но удивление быстро сменилось на гостеприимную словоохотливость, и еще на час я застрял в гостях.

После выезда из Ближнего мне встретились те же самые ребята, что стояли на платформе в Феодосии. Некоторое время еду параллельно с ними, но едут они слабовато, часто останавливаются попить воды, короче, мне они - не попутчики. Попросил их девушку сделать снимок с одним из членов команды и жму дальше - в Коктебель (фото 2) . На спуске развил довольно большую скорость - 64 км/ч. Дорога на спуске не очень гладкая: планшет дребезжит, откидная нога звенит - короче, и здесь сказалась недостаточная предпоходная отладка снаряжения.

По дороге в Коктебель По дороге в Коктебель
фото 2

Коктебель проскочил без остановки, экономя время. И вот передо мной уже довольно существенный подъём. Преодолев его, через некоторое время въезжаю в Щебетовку - центральную усадьбу винсовхоза "Новый Свет". Главный магазин села я нашел сразу, зрительная память не подвела. Оставив велосипед у входа и, косясь на него одним глазом, другим глазом пробегаю прилавок в поисках экзотического вина. Выбор остановился на "Брюте" - для Светланы, а вот Каберне не было! Решил ограничиться пивом из соседней палатки. С трудом запихнув увесистые бутылки и в без того переполненный рюкзак, снова продолжаю свой путь - время уже около пяти, а я еще половины дневного пути не проехал.

Через пару километров подъехал к развилке, после которой начинался неизведанный участок пути. Сверившись с картой, ухожу с главной дороги направо. Шоссе приличное, идёт немного в горку; кругом деревья зеленеют, птички поют - красота! Но вскоре моё благодушие сошло на нет при виде железных ворот, преградивших мне дорогу. Надпись у ворот совсем меня не обрадовала: "Вооружённые силы Украины (и т.д.)". Имея опыт прохождения военной базы на Донузлаве, подхожу к постовым и спрашиваю, как проехать в Краснокаменку. Оказалось, что Краснокаменка - это военный городок, и сквозной проезд невозможен, но когда речь пошла о деньгах, тон разговора сменился на противоположный. Я у них открыто спрашиваю: "Сколько вам заплатить за проезд?" К этому вопросу ребята были явно не готовы. "Десятки хватит?" - задаю наводящий вопрос. В этот момент лица солдатиков засияли от счастья, как только что начищенные пряжки. Боясь, видимо, что я передумаю, они быстро открывают ворота и со словами: "Побольше бы вас, таких!" - пропускают меня в расположение военной базы. Я, в свою очередь, стараясь как можно меньше привлекать внимание, двигаюсь дальше. Но найти нужную дорогу оказалось не так просто, пришлось уточнять у местных жителей. Кстати сказать, крутизна подъёма всё увеличивалась, и к окраине посёлка стало настолько круто, что пришлось идти пешком.

Силы были уже на исходе, но надо было, во что бы то ни стало выбраться из военной зоны. И вот наконец показался КПП. На вопрос охранника, откуда я взялся, я ответил туманно: "Из Краснокаменки". Записав мою фамилию в какой-то журнал, меня выпустили через ворота.

Отъехав от КПП из зоны прямой видимости и почувствовав уменьшение крутизны дороги, я решил остановиться на небольшой отдых. И перекусить уже требовалось: тарелка гречки и чашечка кофе, поглощенные у Фёдора, было единственным принятием пищи сегодня и давно уже переварено. Изнемогая от усталости, как физической, так и психической, я расположился прямо на обочине, благо дорога была пустынной. Достав продукты, оставшиеся еще с поезда, и открыв бутылку пива, сел на скрученный коврик и принялся за еду. Но то ли из-за усталости, то ли из-за чувства надвигающейся неопределённости перед будущей ночёвкой, то ли из-за некачественного пива и испортившихся продуктов, еда и питьё с трудом проходили в мой желудок. Насильно запихнув некоторое количество пищи и полбутылки пива (остальное вылил) и, побродив десяток минут в окрестностях (фото 3) , стал собираться в дальнейший путь.

В окрестностях Кизилташа В окрестностях Кизилташа
фото 3

Через сотню метров подъём совсем закончился, и начался сплошной спуск вплоть до трассы Судак-Грушевка, но сильно разогнаться мешали частые выбоины на асфальте. Тем не менее, я довольно быстро докатил до трассы и повернул направо, на Лесное. Подъём был незначительный, но он мне давался с трудом. Сказывалась перегрузка на предыдущих участках пути, недостаточная предпоходная тренировка, а также бурление в животе от питания чем попало.

Доехав до села Лесное, я стал спрашивать у местных жителей, как проехать в Земляничное. Одна женщина вообще не знала, где это, другая советовала ехать через Грушевку, что было для меня неинтересно. Наконец, мне посоветовали обратиться к местному деду-леснику: уж он-то наверняка знает. Деда я нашел в хлеву. Действительно, он знал и село, и дорогу через лес, но сразу сказал, что мне там будет трудновато. Выслушав подробные объяснения, по какой дороге ехать, а по какой не ехать, и даже записав часть разговора на диктофон, я двинулся дальше. Дорога действительно была не подарок: глубокая автомобильная колея была засыпана листьями и сучьями, а промежуток имел боковой уклон, так что о езде не могло быть и речи. Плюс еще крутизна подъёма, которая увеличивалась с каждым километром. Силы уже полностью иссякли, и только необходимость засветло выйти на место ночёвки заставляла двигаться вперёд. Нужно было найти поляну Эски-Юрт, где официально разрешена ночёвка, где есть вода и, возможно, туристичекий лагерь. И вот появилась какая-то полянка, но что-то не очень она напоминала урочище, как написано на карте. И по расстоянию от села она должна быть дальше. Но я выдал желаемое за действительное и принял эту полянку за урочище Эски-Юрт. Да вот и ручеёк рядом бежит. Поставив велосипед к дереву, достал коврик, палатку, натёр руки-ноги "Тайгой" от клещей (один из недостатков весенних походов по лесу - максимальная вероятность клещевого энцефалита), лёг и закрыл глаза. Однако ночь начала напоминать о своём приближении: солнце скрылось за горой, а вдоль ручья потянул неприятный прохладный ветерок. Пришлось встать и одеться. Голова неприятно кружилась, поташнивало, ноги гудели, а перспектива ночлега в этом месте меня не прельщала. И после долгих колебаний я решил сняться с этого места и поискать все-таки эту поляну. Опять пришлось всё смотать и уложить в рюкзак.

Дальнейшее движение представляло собой противоборство трёх объектов: человека, из последних сил толкающего велосипед; велосипеда, норовящего встать на заднее колесо или сползти в колею; и дороги, которая из гладкой грунтовой местами превращалась в каменистую осыпь. Но я вспоминал слова старика о скором окончании подъёма, да и дорога не была загадкой - не было ни разветвлений, ни исчезновений колеи. Мои усилия скоро были вознаграждены: крутой подъём закончился, дорога выровнялась, и можно было ехать верхом. А еще через несколько сотен метров лес начал редеть, чаще стало появляться вечернее небо на западе, и, наконец, я выехал на обширную поляну с густой травой и небольшим заросшим болотцем посредине. Слева в глубине поляны я увидел несколько туристских палаток, и у меня отлегло от сердца - всё-таки ночевать я буду не один.

Подойдя поближе к лагерю, я увидел довольно большую группу туристов-пешеходников, греющихся около костра. Среди них были и женщины, и подростки. Они не стали возражать против моего присутствия и продолжали заниматься своими делами. Расположившись в десятке метров от их лагеря, я распаковал свой рюкзак, установил палатку, и, видя отправившихся за водой ребят, увязался с ними. По дну глубокой балки протекал ручеёк (фото 4) - я набрал воды и вернулся назад. По дороге мы обменялись несколькими фразами типа "кто-откуда", но ребята были не очень общительными, а я слишком устал, чтобы навязывать им своё общество. Есть по-прежнему не хотелось, и я ограничился чаем и калорийной спецсмесью, которой приготовил дома из грецких орехов, кураги, лимона и мёда.

Ручей в Куртинской балке Ручей в Куртинской балке
фото 4

Уже совсем стемнело и значительно похолодало. Пришлось достать фонарь и одеть куртку и шапку. Небо было прозрачное и безоблачное, благодаря чему появлявшиеся звёзды казались крупнее и ярче, чем дома. На заболоченной середине поляны тысячи лягушек пели свою лягушачью песню. Ребята пошугали их - пение смолкло, но ненадолго: брачный период был в самом разгаре. Несмотря на то, что прошло довольно много времени с момента моего приезда, сердце билось учащённо - верный признак перегрузки. В этом смысле легче ехать в группе: обязательно кто-то отстанет, остановится, и приходилось бы ждать их, тем самым получая дополнительный отдых. Правда, средняя скорость будет ниже.

Полюбовавшись еще раз на звёзды, я решил пойти спать. Но спалось плохо. Во-первых, было достаточно холодно; в палатке появился конденсат, который стекал на меня при каждом прикосновении к стенкам - я ведь уменьшил объём палатки в расчёте на меньшую потерю тепла при маленьком объёме воздуха. Из-за этого мне приходилось залезать в палатку ползком. Во-вторых, то ли от холода, то ли от перегрузки под утро начало сводить ноги. Да ещё где-то в лесу хрюкал кабан.

Читать далее