Отчёт о велопоходе по Крыму

"Три вершины"

28 сентября: день первый.

Симферополь - Курган Славы

Симферополь нас встретил ясным, прохладным утром. Сергей сообщил, что он нас будет встречать на вокзале, а не в Межгорье с Ильёй, - я ему выслал СМСкой наш номер поезда и вагон. Поезд прибыл вовремя. Мы выгрузились и быстро собрались. Во время сборов к нам подъехал велотурист, который представился Сергеем, и в 10 часов (здесь и далее - время московское) мы уже втроём выехали через ж/д переход на вокзал.

На вокзале

В первую очередь надо было обменять деньги - это мы сделали прямо на вокзальной площади. Затем мы поехали в магазин "Вертикаль", чтобы зарегистрировать наш маршрут (маршрутный лист я приготовил заранее), заплатив по 5 гривен с человека. Нам пожелали счастливого пути.

По пути заехали в магазин за водой, выехали на основную трассу и практически без остановок выехали из города. Темп держался невысокий - 18-20 км/ч. За городом остановились на технический перерыв: надо было снять лишнюю одежду - утренняя свежесть наполнялась дневным теплом. Тем временем пришло сообщение от Ильи: он выехал из Белогорска в направлении Межгорья.

Техническая остановка на выезде из города

Трасса Симферополь-Феодосия, по которой нам пришлось вынужденно ехать 20 километров, после выезда из города имеет существенный рельеф, из-за чего наша средняя скорость снизилась до 13-15 км/ч. Дополнительное сопротивление движению оказывал встречно-боковой ветер. После затяжного подъёма от реки Бештерек Андрей сильно отстал, и мы с Серёгой решили его подождать. После 15-минутного отдыха я решил немного сбавить темп, поскольку в первый день нам предстоял довольно продолжительный и непрерывный подъём к Кургану Славы (высота 886 м), и надрыв в начале пути не способствовал бы этому.

Отдых после подъёма

Наконец мы добрались до поворота на Зую и съехали с оживлённого шоссе. В первом же магазине купили бутылку Мускателя, чтобы отпраздновать начало похода. Я ещё купил себе пару Сникерсов, чтобы веселее крутить на подъёме.

Сам город Зуя больше похож на большую деревню: одноэтажные домики, крытые черепицей, куры, свиньи, коровы, бредущие прямо по шоссе… GPS показал, где нам поворачивать, и мы повернули, остановившись всего лишь раз, пока Андрей бегал в магазин за лимонами. Довольно сносное шоссе уводило нас подальше от шумной трассы и жилья, постепенно набирая высоту. Погода установилась почти летняя. Вдоль дороги – заросли сливы с уже осыпающимися плодами; соблазн заставил нас несколько раз остановиться, чтобы поесть спелых и сочных плодов. Илья снова прислал СМСку, где сообщал, что он уже на месте, и спрашивал нас, когда мы будем. Я ему ответил, что приедем ориентировочно в два часа по Москве.

Пещера, где сидел Илюха...

После села Вишнёвое асфальт неожиданно кончился и началась каменистая грунтовка. Мы пересекли русло реки Зуя и начали подниматься к селу Красногорское. Это был первый значительный по крутизне подъём, где Андрею даже пришлось везти вел пешком.

У села Курортное сделали ещё одну остановку у памятника погибшим во время войны сельчанам, но долго расслабляться было ещё рано, и, как только нас догнал Андрей, мы продолжили движение. Далее дорога, окончательно превратившаяся в грунтовку, повела нас к долине реки Бурульча. Здесь я первые в Крыму увидел гадюку, точнее, гадюшонка, который переползал дорогу. Отчаянно защищаясь, он держал оборону, пока Сергей пытался спровоцировать его укусить, после чего рептилия уползла в траву.

Первый крутой подъём

Дорога, петляя вдоль края поля и постепенно снижаясь, привела нас к руслу реки Бурульча, правый борт которой изобиловал скальными выступами с многочисленными гротами. Само русло пряталось в зелени негубокой балки; мы спустились почти к самой воде и поехали вверх по течению.

Скалы Бурульчи Дорога вдоль Бурульчи

Теперь уже не дорога, а тропинка под сенью раскидистых деревьев повела нас к Межгорью. Чтобы сократить путь, пришлось форсировать мелководную Бурульчу, сначала с левого берега на правый, а через сотню метров - обратно. Само село зажато между двумя горами, видимо, отсюда и получило своё название. Место довольно красивое и тихое. Здесь мы ещё раз повстречали гадюку, но уже взрослую - чуть меньше метра длиной. Подъехав к мосту в центре села, стали озираться по сторонам - где-то тут мы должны были встретиться и Ильёй. Не прошло и пяти минут, как он появился как будто ниоткуда… На самом деле, он сидел наверху у пещеры и наблюдал за дорогой. После приветствий двинулись дальше. Илья пожалел, что Игорь не смог приехать, и заодно угостил нас сливами, которыми мы уже объелись на дороге после Зуи.

Вид на Межгорье из пещеры
Скалы у села Межгорье

За разговорами незаметно выехали из села, ещё пару раз форсировав речку, спокойно проехали мимо домика лесника и подъехали к началу подъёма в направлении Долгоруковской яйлы. Здесь я решил не выпендриваться и не рвать понапрасну велосипед: дорога была достаточно крута и камениста, поэтому я слез и пошёл пешком, разглядывая окрестности. Мы покидали долину Бурульчи, и ближайшая вода могла нас ожидать только наверху, у кургана. Скорость снизилась до 4-5 км/ч, что неудивительно при таком подъёме. Андрею он давался тяжело, он часто останавливался, чтобы перевести дыхание, остановки становились всё продолжительнее. Тогда я решил послать Илью с Сергеем вперёд, чтобы они засветло успели найти воду и место ночёвки. Мой трек был закачан в Илюхин GPS, поэтому разминуться мы не могли. Они уехали, а мы с Андреем потихоньку продолжили свой путь, хоть и с остановками через каждые 200 метров.

Вид с подъёма на г. Ак-Кая

Постепенно шибляковые заросли сменились буково-грабовым лесом. Высокие деревья и заходящее солнце создавали полумрак. Но GPS не подводил и уверенно вёл нас к финишу сегодняшнего дня - к кургану. Мне уже сильно захотелось есть, поскольку после поезда ел только сливы. Пока Андрей меня догонял, я нашёл съестные запасы в виде куриной ноги, недоеденной в поезде, и на ходу обгладывал её. Постепенно дорога начала выполаживаться, и вскоре мы подъехали к памятнику партизанам. Рядом с ним была малозаметная развилка, в направлении которой должен был находиться один из родников. Пока не стемнело, я решил разведать состояние родника. Оставив Андрея на развилке, я поехал по направлению, указанному GPSом, и обнаружил источник в виде двух ладоней, с которых сбегала струйка воды. Над "ладонями" возвышалась стела с барельефом партизана. Набрав воды, я спустился обратно на развилку, где вся группа была уже в сборе. Авангард до нашего приезда успел обследовать окрестности; другого источника они не нашли, а на поляне уже были какие-то люди. Поэтому мы решили ночевать неподалёку от партизанского источника, прямо в лесу, благо там было уже оборудовано кострище. День уже угасал, и при свете фонариков мы установили палатки и начали готовиться к ужину.

Памятник партизанскому командиру
Источник Читлук ”Партизанский“

Илья, как рьяный огнепоклонник, занимался разведением костра, благо дров вокруг было предостаточно. Несмотря на значительную высоту, похолодания не ожидалось. К ужину весьма пригодилась бутылка Мускателя, которая дополнительно согрела нас и придала бодрости. Но, как оказалось, у Ильи тоже было вино, которое он вёз аж из самого Морского, в подарок от деда (моего знакомого). Так что праздник, посвящённый началу похода, прошёл удачно.