Отчёт о велопоходе по Крыму

"Три вершины"

05 октября: день восьмой.

Ходжи-Сала - Фиолент

Утром меня разбудила соседская собака, которая начала тявкать ещё затемно. Из запланированных трудностей нам осталось преодолеть район Эски-Кермена. Поскольку у Сергея колено болело по-прежнему, он не пожелал туда лезть. Что касается Андрея, - мне хорошо известна его нелюбовь к обрывам, поэтому я ему посоветовал ехать по асфальту. Тогда на Эски решили ехать мы с Ильёй. Заранее оговорили место и время встречи - у Георгиевского монастыря с 16 до 17 часов. Сергею я дал ещё и карту, где нарисовал, по какой дороге ехать, и точку встречи.

Фото перед выездом

Без десяти минут десять мы разошлись по своим направлениям: Сергей с Марусей пошёл на Мангуп; Андрей, доехав с нами до поворота, поехал на Терновку, а мы с Циклоидом - на Залесное. Мне эта дорога была известна по 2005 году, но тогда мы ехали через кордон, а сейчас повернём на пятую балку. Подъём из Залесного мне в этот раз показался легче, чем в прошлый. Погода была то, что надо - солнечно и тихо. После поворота налево тропа шла по ручью; мне надоело то и дело переезжать его с одного берега на другой, я слез и пошёл пешком. Вокруг были заросли орешника, и я предложил Илье заняться сбором полезных плодов. Орехов валялось так много, что их можно было собирать лопатой.

По тропе - к Пятой балке

Проехав чуть дальше, мы выехали к источнику ручья - он вытекал из склона по трубе и попадал в небольшое озеро, а уже оттуда стекал по тропинке. Илья набрал воды, а у меня была ещё полная бутылка.

Турстоянка Пятая балка

После ручья тропа пролегала по вытянутой поляне, оборудованной столиками и навесами. По-видимому, это и была турстоянка "5 балка". Вскоре мы выехали на другую поляну, с которой открывался вид на монастырь Шулдан. Нам же надо было заворачивать вправо, но было непонятно, по какой тропинке лучше ехать. Мы решили держаться ближе к обрывам.

На горизонте - монастырь Шулдан

Неожиданно среди леса мы обнаружили наблюдательную вышку, сделанную из металла. Конечно, забрались на неё и осматривали окрестности. Видимость была хорошая, но плотная растительность слева и справа мешали обзору. Дальше тропа быстро растворилась, поэтому нам пришлось двигаться только по азимуту. Надо сказать, что это было очень непросто, поскольку приходилось буквально продираться сквозь цепкие заросли шибляка. Наконец, выехали на какую-то дорогу, но, двигаясь по ней, стали замечать, что она всё больше и больше поворачивает вправо, и вероятнее всего, ведёт прямо на пятую балку! Пришлось возвращаться и искать хотя бы намёк на тропу в нужном нам направлении. Вроде бы и край плато рядом, а добраться туда невозможно…

Панорама окрестностей Терновки На наблюдательной вышке

Наконец, тупо взяв направление к обрыву, мы продрались на открытое место, описав большой полукруг по зарослям. Здесь, прямо по краю обрыва, шла хорошая тропа. Ехать по ней, конечно, было невозможно, но пройти - запросто. Только в одном месте пришлось быть вдвойне осторожным - высокая каменная "ступенька", отполированная ветрами и ногами до блеска - соскользнуть с неё можно в два счёта. Пришлось очень медленно, не допуская юза велосипеда, на тормозах спускать его, так как в метре слева - отвесный многометровый обрыв…

Пролезаем через кусты

Миновав ступеньку, тропинка, сжалившись, увела нас от обрыва, начался спуск через лес, где можно было нормально ехать. Через пять минут мы выехали на пересечение с дорогой, идущей вниз. Тогда я предложил Илье спускаться здесь, чтобы опять не подниматься и не продираться через кусты.

Вид на запад и г. Чилтер

Дорога представляла собой хорошо укатанный известняк, белизна которого слепила глаза. Через полкилометра справа открылся вид на монастырь Челтер. А мы, спустившись в долину, продолжили свой путь в сторону Севастополя. Альтиметр показывал уже 170 метров н.у.м., нам предстояло сбросить это показание до нуля. Уклон дороги позволял, не крутя педали и не тормозя, держать высокую скорость. Уже в час дня мы выехали на асфальтовую дорогу, ведущую в Штурмовое.

Вид с дороги на монастырь Челтер Спуск в долину

На этом участке у меня оставалось последнее белое пятно - это переправа через реку Чёрная между Штурмовым и Хмельницким. По космическим снимкам в этом месте через реку просматривался какой-то мост или плотина. Мы повернули было туда, но, после преодоления сухого арыка мы не нашли никакого намёка на тропинку. Ехать по перепаханному полю, тем более по заросшему арыку не хотелось. Прособирав немного ежевики (больше искололись, чем собрали), мы опять выехали на шоссе и доехали таки до поворота на Штурмовое. Здесь, на развилке дорог, нам пришлось на время разъехаться: Илья поехал в центр Севастополя, так как у него закончился газ, а я, не спеша, направился к Георгиевскому монастырю. Нет смысла описывать эту дорогу, забитую машинами, да ещё к тому же местами перекрытую из-за ремонта. Пока я доехал до поворота на Балаклаву, я израсходовал всё своё положительное настроение, полученное в начале дня.

Встреченный на дороге богомол относится к виду ирисов

Но, наконец, я свернул по развязке в сторону Балаклавы, проехал немного по шоссе, затем съехал вправо, на грунтовку. Таким образом я выехал на шоссе, ведущее на Фиолент. Сначала оно идёт через дачи, потом - по полям, потом мимо воинской части (достигнув при этом максимальной высоты), и спускается к монастырю. К назначенной точке сбора я приехал первым. Постояв немного на повороте, я решил проехать немного вперёд, и тут увидел Андрея, ехавшего навстречу. Он заезжал со стороны Рабочего посёлка. Рядом удачно оказался магазинчик, я там купил воды и кружку пива. Затем, чтобы не тратить время даром, мы поехали на разведку в сторону берега.

Вид на восток на г. Кая-Баш

Мы проехали весь дачный посёлок, затем повернули влево и оказались на крутом берегу. Здесь дул такой сильный ветер, что для фотографирования пришлось принять жёсткую стойку. Затем, двигаясь в обратном направлении, я стал искать какие-нибудь намёки на спуск. Тщетно…

Вид на мыс Фиолент

Альтиметр показывал высоту около 180 метров. Наконец, мы упёрлись в забор, который отгораживал дачи. Пролезть в щель мы не смогли - пришлось возвращаться немного назад, спускаться ниже, и там, где загородка, зависшая над пропастью, заканчивалась, пролезать через проломанный проход. Вскоре показалось начало лестницы, ведущей к пляжу. Перспектива спуска по ВОСЬМИСТАМ СТУПЕНЬКАМ меня не вдохновляла (к тому же у начала тропы стоял щит, запрещающий установку палатки и ночлег на берегу), и мы с Андреем вернулись на дорогу, к повороту у Российской военно-морской базы, и стали ждать ребят.

Георгиевский монастырь

Просидев на автобусной остановке полчаса и никого не дождавшись (я даже посылал Сергею СМСки, но он не отвечал), решили ехать на мыс Лермонтова, где мы ночевали в 2006 году. Илья, который должен был подъехать со стороны Севастополя, тоже не появлялся. Полагая, что Сергей мог остаться на Мангупе, а Илья, имея в навигаторе мой маршрут, нас всё равно найдёт, я решил спуститься к железной лестнице, ведущей к пляжу. Возможно, что Циклоид уже там (мне даже показалось, что был велосипедный след). Но, спустившись, мы там никого не обнаружили. Вскоре Илья прислал мне СМСку, я ему ответил, чтобы он ехал по моему треку.

Фиолент. Вид от мыса Лермонтова

Прошло уже больше часа, солнце клонилось к горизонту, а Ильи всё не было. Но вот я услышал какой-то шум наверху. Это был Илья - он заехал с другой стороны и ехал по краю. Через 5 минут он спустился к нам. Я рассказал ему о планах ночёвки - он быстро согласился. Полянка, находившаяся в 20 метрах от лестницы, была пустынной и, как обычно, немного загаженной. Но альтернативы не было. Мы стали готовиться к ужину и ночлегу.

Встреча с Ильёй у железной лестницы

Как оказалось, это были ещё не все приключения на сегодня. Уже после ужина, когда мы, глядя на море, попивали вино, раздался телефонный звонок у Ильи. Это звонил Серёга. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что он едет к нам! Весь вопрос был в том, как он нас здесь, да ещё ночью, найдёт?! Решили пойти ему навстречу, сами не зная, откуда он поедет. Решили так: Илья будет ждать его у начала спуска, а я - на шоссе. Без вела это расстояние казалось куда большим, чем в седле. Вышел на шоссе… тьма, ни зги не видно. Телефон у него не отвечает. У меня баланс близок к нулю. Вдруг появился велосипедист с фонарём. Я ему кричу: "Серёга, Серёга!" - тот ещё быстрее начал крутить педали…
Видя бессмысленность моих ожиданий, я развернулся и побрёл в обратном направлении. Но начинающийся дождь, да ещё и с ветром, заставил меня перейти на быстрый шаг и даже на лёгкий бег. Илья тоже его не дождался и уже начал подмерзать. Мы вернулись в лагерь ни с чем. Надеялись только на то, что у Сергея всё нормально - он хорошо был подготовлен для одиночного путешествия.