Отчёт о велопоходе по Крыму

"Три вершины"

30 сентября: день третий.

Перевальное - нижнее плато Чатырдага

...Большим достижением в этом походе явилось, на мой взгляд, чёткое соблюдение временного графика: утром - выезд стабильно не позже 9:00, вечером - приезд не позже захода солнца. В предыдущие несколько походов такого удавалось добиться редко. В основном маршрут страдал из-за позднего выезда. Итак, стартовали мы в 9:00. Сегодня нас ожидал более крутой подъём, чем вчера. Этот кусок маршрута мы не смогли пройти в 2006 году, и я решил восполнить пробел - подняться по Ишачьей тропе на Чатырдаг и перевалить через его верхнее плато на южную сторону. При хорошем раскладе я надеялся, что мы преодолеем Эклизи-Бурун и заночуем в районе Серауса.

Место ночёвки у озера

По совету местного деда, который утром подходил к нам, мы не стали выезжать на дорогу, а полезли "в лоб" вверх по ручью. Подъём вначале был очень крут, приходилось даже вдвоём толкать один велосипед. После пересечения ЛЭП и грунтовки крутизна немного уменьшилась, но толкать вел приходилось с небольшими остановками, чтобы восстановить дыхание. Погода была чудесная: светило солнце, дул лёгкий ветерок. Тропа шла вверх по балке, сначала в тени небольших деревьев, потом - по травянистому склону правого орографического борта балки. Чем выше поднимались, тем уже становилась тропа, тем каменистее почва. Для облегчения я снял верхнюю часть рюкзака и повесил его на себя. Группа растянулась по склону, каждый поднимался в своём темпе.

Наиболее каменистый участок подъёма ”утренняя разминка“

В 10:35 я достиг седловины холма, Ещё один рывок... с которого хорошо просматривались окрестности села Перевальное. Но, поскольку Андрей на тропе не просматривался, решено было в первую очередь помочь ему подняться, а потом уже любоваться видами. Мы Сергеем спустились вниз, Серёга взял рюкзак, а я - велосипед. Потом мы устроили небольшой отдых, совмещённый с принятием солнечных ванн и фотографированием панорамы.

Подъём к Ишачке Панорама северных склонов Чатырдага с видом на село Перевальное и Аянское водохранилище

Передохнув около 35 минут, мы продолжили подъём, теперь уже по собственно Ишачке, представляющую из себя тропу, идущую по водоразделу абсолютно голого хребта строго на юг. Здесь тоже пришлось толкать велосипеды, и только в одном месте, где было понижение, удалось проехать пару сотен метров. Финиш этого участка был особенно тяжёл; приходилось иногда двигаться галсами, как по серпантину. На километр подъёма мы потратили 35 минут! Чтобы выиграть время, мы и Илюхой поспешили на помощь Андрею, поскольку он был далеко внизу.

Подъём продолжается

Ещё небольшая передышка у триангуляционного знака - и мы уже катим по нижнему плато Чатырдага. При температуре +22° казалось, что мы едем летом. Впереди показался приют Оникс, а нам - направо, в сторону пещер Эмине-Баир-Хосар и Мраморная. Ни Илья, ни Сергей ещё не были в этих пещерах, я подумал, что, может быть, они сходят на экскурсию. Но, когда мы подъехали ко входу, там было затишье, а, поскольку экскурсии проводились только для групп от 15 человек и больше, то для двоих никто бы не стал этим заниматься. Поэтому решили просто перекусить в тени деревьев и поехать дальше.

Нижнее плато Чатыр-Дага

Посмотрев на часы, я уже не был уверен, что мы успеем сегодня перевалить через хребет (было уже начало третьего). И, хотя дорога по яйле была довольно ровная, всё равно скорость группы была довольно низкой. Доехав до начала спуска дороги в Мраморное, я пошёл на разведку родника, координаты которого я нашёл в Интернете. Запас воды нам потребуется, если мы останемся ночевать на этой стороне хребта. После небольшого и крутого спуска я действительно обнаружил хороший родник и заполнил 3-литровую бутылку. Вернувшись к ребятам, я предложил им тоже пополнить свои запасы. Пришлось мне ещё раз спускаться с подъехавшим Андреем к роднику, захватив ёмкости ребят.

Отдых у пещеры Эмине-Баир-Хосар Место спуска к роднику Домчи-Кая

Наконец мы свернули с главной дороги влево, в направлении Эклизи-Буруна. После небольшого торчка дорога пошла ровная и накатанная, несмотря на то, что здесь уже действовал режим заповедника. Время бежало неумолимо, и я уже понял, что нам не успеть до темноты перевалить на ту сторону. Илья никак не унимался - он горел желанием мчаться вперёд, но при виде подъёма, стеной стоящего на нашем пути, я его убедил, что этого делать не нужно. Тогда мы решили ехать, пока возможно, или до темноты, одновременно подыскивая хорошее место для ночёвки. Поскольку край плато был безлесным, мы немного отклонились влево от маршрута, к лесу. Там тоже была грунтовка, по которой мы не спеша ехали, так как торопиться уже было некуда.

Перед нами встала стена Чатыр-Дага

Неожиданно дорога кончилась, вернее, она была … перекопана кабанами. Здесь мы решили сделать разведку: Сергей пошёл вправо, мы с Ильёй - влево. Вскоре мы обнаружили неплохую полянку в лесу, вполне пригодную для ночлега. Вернулись. Но Серёга ушёл очень далеко; мы его ждали, ждали, потом начали звать - он откликнулся где-то вдалеке. Наконец он вернулся, так ничего не найдя, и мы поехали влево.

Вечерняя трапеза...

Первую полянку мы решили пропустить, и проехали чуть дальше. Вот вроде ещё одно хорошее место, но Сергей решил пойти ещё дальше, и надолго скрылся из виду. Но мы решили, что незачем так далеко углубляться, и начали ставить палатки, благо, ещё было светло. Место было неплохое, только немного донимали какие-то прыгучие жучки, в огромном количестве обитающие в прелой листве и гниющих ветках деревьев. Лес вокруг был буковый и довольно густой. Сушняка вокруг хватило бы на месяц стоянки, и Илья незамедлительно начал разводить костёр. У него, оказывается, была ещё одна 1,5 литровая бутылка вина от деда, и мы организовали очередное торжество в честь взятия Чатырдага.