Отчёт о велопоходе по Крыму

"Три вершины"

01 октября: день четвертый.

Чатырдаг - Гурзуф

Наши утренние сборы омрачило одно событие: нас засёк лесник. Он неожиданно появился со стороны кабаньей поляны, с ружьём наперевес. Увидев догорающий костёр, он, повертев у меня перед носом каким-то удостоверением, стал требовать с нас штраф. Во-первых, за костёр (и тут он был совершенно прав; в нашем маршрутном листе чётко было написано - не разводить костров в лесной зоне), во-вторых, за ночёвку (вот тут можно было поспорить, хотя нижнее плато Чатырдага является заповедником), в-третьих, просто за наше пребывание тут. Переговоры немного затянулись, договориться полюбовно не получилось. Но, поскольку местной валюты у нас было мало, лесник согласился на гораздо меньшую сумму, чем он требовал вначале. Получив деньги и "расписку", он подобрел, рассказал нам про стаю бродячих собак и о том, как лучше подниматься наверх, после чего он ушёл.

Утро в лесу

Затушив костёр остатками воды, мы тоже тронулись в путь (9:04) и через 15 минут вышли на обширную можжевеловую поляну, всю покрытую инеем. Оказывается, мы не напрасно ночевали в лесу, так как там мороза не было.

Начало подъёма по тропе

Заросли можжевельника были настолько густы, что я шёл по ним, как по ковру, даже не доставая до земли. Наш авангард вышел на 20 минут раньше, их голоса доносились откуда-то издалека и сверху. Только внимательно приглядевшись, я увидел на склоне крохотный силуэт с велосипедом. Ребята решили подниматься за два раза: сняв рюкзаки и оставив велики у одинокого дерева на поляне, понесли их наверх. Я предпочёл челночный способ подъёма - затаскивал сначала рюкзак до тех пор, пока не нарушался ритм дыхания, потом спускался, отдыхая, брал велосипед и поднимал его выше рюкзаков, потом спускался за рюкзаками, и так далее. Тем самым я держал в поле зрения все свои вещи. На подъёме нас обогнали двое пешеходников, которые тоже попали в лапы леснику (они ночевали где-то недалеко от нас).

На середине подъёма

Да, это был поистине грандиозный подъём. Я уже сбился со счёта, сколько раз я бегал туда-сюда. Подъём усложнялся ещё и тем, что иней, выпавший ночью, начал подтаивать, камни стали скользкими, а почва - сырой. Увеличивался риск слететь с тропы, поэтому в ущерб скорости я поднимался с максимальной осторожностью. На весь подъём длиной в километр у меня ушло полтора часа! Но открывшийся вид стоил таких мучений - перед нами, в северном направлении, как на ладони лежало нижнее плато, а в западном - необозримые леса, покрывавшие внутреннюю гряду Крымских гор. Наверху, несмотря на солнце, было довольно прохладно, и, чтобы не простудиться, пришлось надевать ветровку и штаны. Пока Сергей с Ильёй спускались на помощь Андрею, со стороны моря стремительно надвигались облака, которые очень скоро заволокли всё вокруг. Но, несмотря ни на что, просидели мы там больше часа: пока поднялись и отдышались ребята, пока перекусили - время было уже 12:15. необходимо было продолжать движение.

Вид на запад с верхнего плато Эклизи-Бурун в облаках

Изрядно вымотанные подъёмом, ребята не пожелали подниматься на вершину Эклизи-Бурун, хотя до неё оставалось 10 минут ходьбы. Проехав немного в её направлении, мы начали искать тропу, ведущую вдоль южного обрыва к спуску в село Изобильное. Вскоре мы её нашли и продолжили свой путь на восток. Тропа, начинаясь у подножия Эклизи, медленно сбрасывала высоту, и по ней можно было ехать, за исключением двух участков с каменистыми выступами - там пришлось перетаскивать вел через камни

Преодоление каменных выходов

Солнце то появлялось, то исчезало в быстро бегущих облаках, но осадков, к счастью, не было. За 50 минут мы уже достигли высоченного тура, сложенного из камней, обозначающего начало спуска. Здесь мы опять разделились: авангард в лице Ильи и Серёги рванули вперёд, мы с Андреем остались в хвосте. Договорились встретиться в Изобильном.

Верхнее плато Чатырдага Начало спуска

Поначалу спуск был крутой и каменистый, и спускаться пришлось пешком. Когда начался лес, осыпи закончились, и можно было ехать. Поскольку дорога была сильно разбита, всё внимание уходило на выбор траектории движения, и некоторое время я не следил за навигатором. Посмотрел, только когда явно ехал не туда. Доехав до громадного дуба, росшего на опушке, я остановил Андрея, который поехал было в сторону Ангарского перевала, и скорректировал направление. Хотелось немного срезать, но повстречавшиеся местные жители не советовали лезть напролом, и тогда мы немного вернулись и выехали-таки на нужную дорогу. Она долго петляла среди зарослей шибляка и, наконец, вывела нас на верхние улицы села Изобильное. По окраине села мы спустились на асфальт и поехали на главную площадь, где по идее должны быть наши товарищи.

Недалеко от Кутузовского озера

В половине четвёртого мы встретились с ребятами около магазина. Пока закупали продукты и перекусывали, стали соображать, как нам ехать дальше. Илья высказывал большие сомнения, что мы засветло доберёмся даже да Ай-Йори, не говоря уж о Талме. Долго рассматривали карту, смотрели густоту горизонталей, - нет, рискованно… вывод напрашивался сам собой - ехать по упрощённому варианту, то есть по шоссе. А чтоб не зря глотать пыль на трассе, решено было заночевать на частном секторе в Гурзуфе, чтобы помыться и отдохнуть в цивильных условиях.

Поваленное дерево

Так и сделали. Опять сумасшедший спуск к Алуште, и через 15 минут мы уже были на автовокзале. Там мы быстро поменяли деньги и, не мешкая, отправились дальше. Теперь нам предстоял малоприятный 6-километровый подъём по трассе. Поскольку Андрей уже вымотался, я опять предложил ребятам ехать вперёд, чтобы они заранее сняли квартиру.

Поворот на Гурзуф

Надо сказать, что дорога была мало загружена, - мы спокойно доехали до Гурзуфа, перед которым я получил СМС о том, что квартирой мы обеспечены. Осталось только встретиться с Ильёй, чтобы тот довёл нас до жилья. Это был небольшой 2-этажный дом почти на выезде из посёлка. Нас поселили на втором этаже, в просторной комнате с плитой, холодильником, телевизором и диванами. Велосипеды мы оставили во дворе. Первым делом мы закупили продукты в ближайшем магазине, потом помылись, а вечером, уже по темноте, пошли гулять к морю. К самой воде мы не вышли, так как всё отгорожено. Отдыхающих, кстати, было довольно много для межсезонья. Пройдя с километр по набережной, мы решили вернуться и отправиться на отдых.