Иллюстрированный рассказ

«Зимнее очарование Крыма»


Первый день пути
12.12 понедельник

Пройденный километраж: 37,3 км
Суммарная высота подъёма: 668 м
Время в пути: 3 ч 48 м
Максимальная скорость движения: 45 км/ч
профиль трека Профиль трека

Проснулся я рано. За окном было темно, но по очертаниям местности, подсвеченной Луной, я понял, что это Чонгар - значит, мы уже в Крыму. Оставшиеся два часа пролетели незаметно, и вот мы уже выгружаемся на платформу Симферопольского вокзала. Два наших товарища должны были давно приехать: первым приходил поезд из Питера, на котором ехал Игорь, потом - Киевский поезд с Ромой.

Симферополь нас встретил ясной, солнечной погодой. Пока мы с Виктором приводили своё снаряжение в походный порядок, на платформу подъехал Рома. После тёплых приветствий я познакомил его с Виктором, и, поскольку мы уже собрались, - все вместе двинулись к вокзалу, чтобы забрать оттуда засидевшегося Игоря. Его мы нашли в ВИП-зале, и наконец, вся группа была в сборе.

Перед началом похода надо было сделать несколько обязательных действий: поменять деньги, пополнить счёт на телефоне, зарегистрироваться в КСС и посетить магазин "Солнечная Долина". Все эти пункты можно было осуществить с 9 часов, поэтому нам не пришлось торопиться, так как мы приехали без пятнадцати восемь. Здесь надо упомянуть, что разница во времени между Москвой и Киевом составляла 2 часа, ведь Украина всё-таки перевела часы на зимнее время, а Россия - нет. Кроме того, продолжительность светлого времени суток в Крыму на два часа больше, чем в Москве (из-за разности широт) - другими словами, девять утра в Крыму - это почти что полдень в Москве.

Мы попросили Сергея, друга Ромы (который ради встречи с Романом подъехал на вокзал) сделать памятный снимок на фоне колоннады (фото 1), после чего выехали на привокзальную площадь. Деньги обменяли в сбербанке России, который находился рядом с вокзалом. Тут же, на углу ул. Гагарина и бул. Ленина, я пополнил баланс на телефоне. Потом подъехали к магазину "Вертикаль", где я зарегистрировал маршрутный лист. И, наконец, мы посетили магазин "Солнечная Долина", где испробовали высококачественного крымского вина. Ну и на вечер взяли бутылочку. Теперь можно было точно сказать, что поход начался.

Симферополь - большой город, а я недолюбливаю большие города, хотя бы из-за того, что в них легко блукануть. А это потеря времени - как минимум. Поэтому, готовя маршрут, я большое внимание уделяю проработке трека по городу. В данном случае нам требовалось попасть на второстепенное шоссе, идущее параллельно трассе Симферополь-Алушта. Оно начиналось с объездного шоссе на юго-восточной окраине города, между реками Салгир и Малый Салгир. Я по карте прикинул самую короткую дорогу, потом проверил, нет ли где каких-нибудь препятствий - заборов, закрытых ворот, одностороннего движения - и ещё для наглядности "проехал" весь этот путь виртуально, используя очень полезную, на мой взгляд, примочку на сайте maps.yandex.ru под названием "панорамы". После этого трек был подкорректирован, и мы очень точно проехали через весь город, только в одном месте чуть-чуть проскочили поворот.

Напоследок заехали на Киевский рынок - там немного подкрепились и купили воды и продуктов, так как в предстоящие 2-3 дня магазинов не будет (фото 2). После рынка мы по улице Гурзуфской выбрались на объездное шоссе. Тут нас ждал первый существенный подъём. Машин на шоссе было мало. А погода раздобрилась не на шутку: солнце, поднявшись к зениту, уже пекло, ветра практически не было, и только цифровой термометр, лишенный человеческих эмоций, показывал температуру в тени - +12°С* . Надо ли говорить, что снега здесь не было и в помине.

Взобравшись на холм и изрядно вспотев, мы решили сделать техническую остановку - кому-то надо было сбегать в кустики, кому-то переодеться. После спуска мы свернули с шоссе на Строгановку. Здесь дорога была и вовсе пустынной, вяло петляющей между невысоких холмов (фото 3). Покрытие дороги было довольно приличное по меркам Крыма, и уже к двум часам дня (здесь и далее время московское) мы добрались до села Денисовка. Здесь треки расходились: влево уходил трек по шоссе через Ивановку, а прямо шёл трек по грунту. Большинством голосов решили ехать по шоссе, хоть этот путь был немного длиннее.

В Денисовке мы пересекли русло реки Малый Салгир и поднялись к селу Ивановка. После села асфальт закончился, и началась грунтовка, укатанная до состояния асфальта (фото 4). Хотя дорога шла всё время на подъём, мы этого не замечали, при этом держали хорошую скорость - 15-16 км/ч, разгоняясь кое-где до 35 км/ч. При таком хорошем темпе мы и не заметили, как добрались до поворота на Дружное (фото 5), поднявшись при этом на 200 метров.

Здесь уже чувствовалось дыхание Крымских гор: слева цепочкой холмов тянулся отрог Долгоруковской яйлы, справа и вдалеке - холмы Краснолесья, а ещё дальше, прямо по курсу - верхнее плато Чатыр-Дага, легко узнаваемого по своей палаткообразной форме (фото 6). Здесь мы остановились на небольшой перекус, поскольку впереди нас ждал довольно серьёзный подъём к горе Коль-баир (ещё плюс 400 метров по высоте). Во время перерыва появилась возможность рассмотреть снаряжение коллег.

Итак, в нашей группе было два типа велосипедов: два гибрида и два МТБ. Гибрид Cube был у Виктора, оснащённый дисковыми гидравлическими тормозами, 28-дюймовыми колесами с самой узкой резиной в группе. Рюкзак - велоштаны, спереди - велокофр. Педали - обычные, как и у всех, кроме меня (я ехал на контактах).

Рома сделал серьёзный апгрейд своей техники - заменил раму и багажник на титановые, спереди на колесо смонтировал динамо-втулку, заменил обычные ви-брейки на "хитрые", с параллельным движением колодок, а также приспособил трек-палку в качестве подпорки для велосипеда (фото 7). Игорь тоже не сидел дома сложа руки: оставив раму прежней (Wheeler), он заменил задний тормоз на дисковую механику, приобрёл новый велорюкзак-штаны, поставил крылья (фото 8).

Время перекуса закончилось, и мы двинулись в дальнейший путь. Ближайшей достопримечательностью по маршруту были каменные грибы, расположенные в верховьях Ивановой балки. Там же находился исток реки Малый Салгир. В 2006 году мы проезжали село Дружное в обратном направлении, но в тогда мы проскочили поворот на Иванову балку и ссыпались с крутого бока горы Шпиль прямо в село. Сейчас предстоял подъём; но в лоб подниматься было бы тяжело и неинтересно, оптимальный путь лежал через балку.

На краю села нам встретился источник Джафар-Берды (фото 9), но мы решили набрать воды выше. Как раз от этого места начиналась дорога на Долгоруковскую яйлу (фото 10). Хорошо укатанная грунтовка сначала шла рядом с руслом реки (фото 11), но по мере продвижения вглубь балки поднималась всё выше и выше. Скорость, естественно, резко упала. На отдельных участках крутизна была настолько велика, что приходилось толкать велосипеды пешком (фото 12). И как раз в один из таких неподходящих моментов Виктор нам сообщил, что у него сломался багажник… Виной случившемуся была алюминиевая стойка, которая лопнула чуть выше крепления её к перу заднего колеса. Виктор был сильно расстроен и чуть ли не собрался ехать обратно в Симферополь, но было принято решение отремонтировать стойку подручными средствами. Внутрь полой трубки затолкали несколько согнутых спиц, чтобы обеспечить соосность, снаружи с помощью стяжек закрепили пару колышков от палатки и для надёжности обмотали всё это строительным скотчем. Получилось довольно надёжно, по крайней мере, до стоянки дотянет. Всего времени на ремонт ушло двадцать минут.

И ещё через двадцать минут мы достигли развилки дороги (фото 13). Здесь мы решили оставить велосипеды и пешком сходить к каменным грибам. Если верить GPS, правая дорога должна идти в нужном направлении. Сначала мы спустились на дно балки, где бежал всё тот же ручеек, а точнее, речка Малый Салгир, образуя маленький и симпатичный водопад (фото 14). Самого источника мы не нашли и решили, что и тут вода чистая. А вот грибы решили найти обязательно. Точных координат у нас не было, а местность здесь была сильно пересеченная, поэтому группа рассеялась по холмам.

Я взял слишком влево и вылез на жуткую сыпуху. В велотуфлях подниматься по ней было смертоубийственно, я решил не рисковать и стал спускаться обратно, когда услышал зов Ромы. Ему удача улыбнулась, так как он пошёл правее, по левому орографическому борту овражка. Здесь подъём был тоже крутоват, но без сыпухи, и вскоре все мы смогли лицезреть нерукотворные фигуры - каменные грибы (фото 15, фото 16). Они находились довольно высоко от дна балки, так, что если бы не деревья, можно было бы увидеть противоположный верх балки с вершиной горы Шпиль (фото 17).

Полюбовавшись на изваяния природы, мы поспешили обратно к велосипедам - ведь мы их оставили прямо на дороге. Только вряд ли сюда кого-то нелёгкая занесет: места тут глухие - проехав всю деревню, мы не встретили ни одной живой души, а если бы кто и поехал по дороге в этот вечерний час - мы услышали бы шум мотора.

Теперь нашей задачей было засветло добраться до Кургана Славы - запланированной первой ночёвки. Сразу после грибов дорога сделала разворот на 180 градусов и полезла вверх по склону, и через полкилометра вывела нас на тот самый хребет, который был виден от грибов. Рома первый вырулил на открытое место, - не зря ему Рома Кузнецов говорил: "нет, Рома, ты не лось… ты два лося!" (фото 18). Здесь начиналась Долгоруковская яйла. И Чатыр-Даг уже предстал во всём своём великолепии, - этакий бронепоезд в степи (фото 19). Но наш путь лежал в другом направлении - на гору Коль-Баир, достигнув которой можно было сказать, что нужную высоту мы набрали.

Чтобы не лезть в лоб, мы сделали маневр справа, минуя ложбину (в низине просматривались лужи и грязь), - вот мы и добрались до вершины горы (818 м н.у.м.). Здесь стоит памятник партизанам, отсюда разбегается куча дорог в разные стороны, и - странно - тоже нигде нет снега!

Температура опустилась до +3°. Солнце плавно уходило за горизонт, провалившись где-то за Чатыр-Дагом (фото 20). Нам предстояло преодолеть небольшую ложбинку, чтобы затем подняться к Кургану. Он уже был виден в последних лучах заката. И эта ложбинка преподала нам первый урок коварства крымской зимы. Дело в том, что летом и ранней осенью грунт, представляющий собой очень вязкую и липкую глину, под жарким солнцем прокаливается до каменного состояния, и те малые дожди, которые к тому же случаются нечасто, не могут размочить окаменевшую землю. Другое дело, когда льют дожди зимой: глина не успевает высыхать; хорошо, если она просто замёрзнет, но уж если после того оттает… Как раз это и произошло в настоящий момент: под солнцем и тёплым воздухом верхний слой грунта подтаял, и достаточно было двух-трех оборотов, чтобы полностью забить весь просвет между вилкой и колесом.

Переднее колесо вообще не прокручивалось из-за минимального зазора между покрышкой и внутренней поверхностью крыла. Первое, что мне пришлось сделать - это снять крыло, после чего можно было хоть немного вычистить глину. Пришлось использовать отвертку. Второе - надо было выбраться на более сухое место, чтобы снова не накрутить грязи на колеса. Те же проблемы случились и у остальных, независимо от того, были ли у них ви-брейки или дисковые тормоза. Так, всего в полутора километрах от кургана мы завязли… Кое-как прочистив колёса, с черепашьей скоростью, мы всё-таки достигли Кургана Славы, потратив на эти 1500 метров 40 минут.

К этому времени почти стемнело. Мы всё-таки поднялись на курган, но ненадолго: фотографировать было бессмысленно, да и ветерок поднялся. От кургана мы направились к точке нашей ночёвки, расположенной строго на север - к шалашу.

Шалаш оказался бетонной постройкой со столом и скамейками внутри и входом со стороны леса (фото 21). Кроме того, недалеко от шалаша находился длинный стол со скамейками. Палатки решили поставить поближе к столу, чтобы далеко не ходить. Для начала достали бутылку Мускателя, чтобы отметить первый день похода и немного поднять настроение. Потом поужинали, чем Бог послал.

Чтобы провести время с пользой, я предложил сходить на родник. Точка родника у меня была проверенная, но, чтобы не набить шишек в ночном лесу, пошли в обход, оставив Игоря за дежурного. Вначале снова подошли к кургану, в надежде, что появится мобильная связь. Не тут-то было… ладно, пошли дальше. Рассекая тьму лучами мощных фонарей, очень скоро дошли до развилки и по левой тропинке достигли родника Читлук (Партизанский, или "Ладошки"). Дебет родника был небольшой (фото 22, снято мобильником), поэтому пришлось сначала ждать, когда вода наберётся в кружку, потом переливали её в бутылки. Надежда на лунное освещение не оправдалась, поскольку небо затянуло тучами, и луна, робко выглянув на восходе, спряталась в них и больше не показывалась.

На вокзале Симферополя
Посещение Киевского рынка
Дорога на Денисовку
После Ивановки пошла грунтовка
Развилка у села Дружное
Вид на Чатыр-Даг от поворота на Дружное
Роман Третьяков и его велосипед
Игорь поменял велосумки на рюкзак-штаны
Источник Джафар-Берды на окраине с.Дружное
Начало Ивановой балки
Дорога идет рядом с руслом реки
Крутой подъем пришлось брать пешком
Развилка дорог в районе каменных грибов
Микро-водопад на речке Малый Салгир
Каменный гриб
Вид с другого боку
У каменных грибов. Вид на другую сторону оврага
Рома первым выехал на Долгоруковскую яйлу
Гора Чатыр-Даг на закате
Вид на Ангарский перевал с горы Коль-Баир
Палатка из бетона - памятное место о партизанском лагере
На роднике Читлук (снято мобильником)