Иллюстрированный рассказ

«Зимнее очарование Крыма»


Пятый день пути
16.12 пятница

Пройденный километраж: 32,3 км
Суммарная высота подъёма: 260 м
Время в пути: 2 ч 25 м
Максимальная скорость движения: 57 км/ч
профиль трека

Это была первая (и единственная) цивильная ночёвка за поход. Рано вставать не было смысла, так как мы хотели ещё и позавтракать, а он, заврак, по расписанию кухни был в восемь по местному. Но я, как всегда, встал до восхода солнца. С моря наползали облака, то скрывая, то вновь обнажая скалы Южной Демерджи (фото 60). Море было сплошь затянуто облаками, поэтому восход солнца задержался по времени ещё минут на тридцать (фото 61). В ожидании завтрака я прямо тут, на балкончике, согрел на горелке чай с бутербродом.

Завтрак заказали спартанский: яичницу с ветчиной и кофе. По сравнению с прошлым годом, цены здесь сильно поднялись, а качество сервиса не улучшилось. А может, это связано с наступающим новым годом - в этот период всегда цены повышаются. Многие хотят отметить праздник на природе, с одной стороны, но и в комфорте с другой стороны - для этого как раз подходят такие места, как Аллюр.

Сборы в это утро были особо ленивыми и неспешными - сказывалось расслабляющее воздействие цивилизации, которую представляли немногочисленные селяне, вяло передвигающиеся от дома до магазина и обратно, кто-то в ожидании пенсии, кто-то в предвкушении выпивки. Лишь наша группа вносила движение и некоторое возбуждение в этом царстве сна. Это и понятно: время уже перевалило за двенадцать, а мы всё ещё топчемся у магазина в Лучистом, проехав всего лишь один километр.

Наконец мы стартовали в направлении Лаванды. Здесь дорога простая и спокойная, только вот погода в районе Алушты вызывала опасения из-за зависшей над городом тёмной тучи (фото 62). А пока нам ничего не угрожало, и мы покинули село Лучистое. Только недолго мы наслаждались ездой: у Ромы что-то хрустнуло, он остановился и заметил, что и у него тоже расклепалась цепь. Остановились, отремонтировались, но через десять минут - опять! Решили выбросить два звена, так как после нескольких оборотов педалей цепь расклёпывалась. Ещё десять минут - и то же самое случается у меня - хрясь! - и цепь распласталась на асфальте, как гусеница подбитого танка. Чтобы не мучиться, сразу выбросили два звена. Вот это номер! Прямо наваждение какое-то! Дальше едем осторожно, боясь увеличивать усилия на педали и прислушиваясь к малейшему треску и стуку.

В половине второго выехали на троллейбусную трассу и покатили вниз, до поворота на Изобильное. На трассе машин тоже немного было - мы спокойно докатили до поворота. Магазин в селе мы проехали без остановки и на спуске в Алушту хорошо разогнались, забыв про недавно случившиеся неприятности с цепями. Остановились только у дирекции заповедника, чтобы попытаться получить пропуск на проезд по Романовскому шоссе. Идея была малоперспективная, и к тому же мы попали в обеденный перерыв, но всё-таки решили дождаться приёма, а чтобы не тратить времени даром, развели прямо перед входом в дирекцию полевую кухню (фото 63).

На Димерджи наползают облака
Восход солнца
Над Алуштой зависла большая туча
Легкий перекус у входа в дирекцию заповедника
Центральная площадь Алушты

Как и следовало было ожидать, ни о каком самостоятельном проезде через заповедник не могло быть и речи, - только на автомобиле и только в сопровождении сотрудника заповедника. Всё это обошлось бы в кругленькую сумму, но, даже обладая этой суммой, мы не смогли бы совершить эту поездку, поскольку, со слов заведующей, в горах намело много снега, и машина не пройдёт. Предлагался вариант до монастыря и форелевого хозяйства, но это нам ни к чему.

Итак, нам оставался единственный вариант - по шоссе до Ялты. Но времени до темноты оставалось 2,5 часа, и надо было подумать, где мы будем ночевать. Я предложил два варианта: Горное озеро и пляж за Лазурным. Решили - куда успеем доехать, там и заночуем, а пока мы по улице Партизанской спустились на центральную площадь города - нужно было обязательно купить воды для ночевки, ну и что-нибудь перекусить (фото 64). В городе было хмуро, но сухо. На площади перед торговым центром наряжали ёлку, и мне это казалось каким-то диссонансом ввиду отсутствия снега и вообще какого-то праздничного настроения. На море штормило, все прибрежные кафе и магазины были закрыты - непривычно было видеть Алушту в таком состоянии… Я даже забыл, где находится выезд на набережную, и повёл ребят по тупиковой дороге, идущей к какому-то санаторию. Через некоторое время я понял свою ошибку, и мы развернулись.

На набережной шёл ремонт подземных коммуникаций - ехать пришлось с осторожностью, чтобы не убить невзначай обод и не въехать в ограждение. С трудом нашли единственно действующую торговую палатку, где купили у хамоватой продавщицы бутылки с водой. Я совсем отвлёкся от езды, думал о чем-то другом, в основном вспоминая наши прошлые поездки по этому пляжу - и опять пропустил поворот (трека этого участка у меня не было)… Опять мы упёрлись в закрытый шлагбаум, отделявший нас от конечной точки сегодняшнего пути. Пришлось возвращаться, благо дорога была ровная, но еще потеряли двадцать минут.

После поворота на Лазурное шоссе пришлось немного попотеть. Уклон дороги в отдельных местах был довольно внушительный, приходилось включать самые низшие передачи. Виктор на таких участках вообще шёл пешком. До темноты оставалось около получаса, поэтому я предложил найти ночёвку в близлежащих кустах. Только в одном месте была возможность сойти с дороги и подняться в низкорослые деревья. Мы с Ромой походили, походили, - слишком тесно и горбато - и решили всё-таки ехать до пляжа в Лазурном…

Поворот к недостроенному санаторию я помнил очень хорошо, хотя в последний раз был тут в 2005 году. Спустились… Да, кое-что изменилось с тех пор. Нет, санаторий так и стоял недостроенный, зато теперь вокруг него возвели металлический забор! Правда, были и ворота, запертые - мы стучали, кричали - никто не вышел. Пытались объехать забор - глухо: влево он уходил в бесконечность, справа тоже не проехать - откос, свалка стройматериалов, поросшая кустарником. Вернулись обратно на дорогу и двинулись дальше, полагаясь на везение и приготовив фонари.

Договорились так: Рома смотрит на левую сторону дороги, я - на правую; каждый ищет какое-либо место для ночлега. И вскоре удача улыбнулась нам: как только проехали овраг с журчащей где-то внизу речкой, я заметил уходящую вправо дорожку. Она нас вывела на край большого виноградника, и закончилась небольшой травяной полянкой, абсолютно ровной и чистой. О другом месте ночёвки и мечтать не приходилось (фото 65), мы сразу начали разворачивать палатки. Костер разводить не стали, чтобы не демаскировать нашу стоянку - ведь дорога была в нескольких метрах от нас, и только небольшая полоска деревьев, а также высота отделяла нас от шоссе. Но уже стемнело, машины проезжали очень редко, и вряд ли водителю пришло бы в голову смотреть не на дорогу, а куда-то вверх и вбок.


Место ночевки на винограднике недалеко от Лазурного (утро следующего дня)