Иллюстрированный рассказ

«Зимнее очарование Крыма»


Восьмой день пути
19.12 понедельник

Пройденный километраж: 58,4 км
Суммарная высота подъёма: 774 м
Время в пути: 4 ч 18 м
Максимальная скорость движения: 52 км/ч
профиль трека

Сегодня был предпоследний день нашего путешествия, поэтому нам необходимо было во что бы то ни стало добраться как можно ближе к Севастополю. Вариант пересечения хребта в районе Ласпи отпал, и вступил в действие запасной вариант - ночевка в окрестности Балаклавы. Таким образом, грунтовые участки были полностью исключены, во избежание всяких неожиданностей в виде грязи.

С утра погода была хмурой и ветренной, но дождя не предвиделось. После небольшого спуска мы въехали в поселок Кацивели, знаменитый своей обсерваторией с радиотелескопом РТ-22 (фото 84). Далее был довольно нудный подъём к трассе, с которого открывался вид на Байдаро-Кастропольскую Стену (фото 85). Теперь наш путь лежал к Форосу. Первоначально планировалось подняться на старую дорогу, но потом передумали - Южнобережное шоссе было ровнее, машин было мало (фото 86), тем более что нас ждал впереди существенный подъем на Байдарские Ворота.

До поворота на Форос доехали бодро, а вот начало подъёма пришлось попотеть. Бросили прощальный взгляд на Южный Берег (фото 87), и вперед, в "обезьяну"! (так в народе называют малоподвижное облако, зависшее над горой или перевалом, небольшое по размеру). Я ее заметил еще от Понизовки, и понял, что придется туда нырять. Действительно, через несколько минут мы попали в плотную облачность со своей промозглой сыростью (фото 88). А на самом перевале было к тому же холодно, поэтому, глотнув горячего чаю, надев ветровки, мы поспешили вниз, в Орлиное.

Мы очень быстро вынырнули из облака, но легче не стало, потому что начался дождь, который выливался из того же облака. В Орлином остановились на краю села, у кафе, где решили пообедать, а заодно и погреться. Велосипеды поставили во дворе под навесы. Надо сказать, кафе нас порадовало хорошим обслуживанием и недорогой и вкусной едой (фото 89). И, если бы не ограничение по времени, там можно было ещё посидеть, посушиться. Но нас ждала Балаклава… Выйдя из кафе, мы с удовлетворением обнаружили, что дождь закончился, сели на велосипеды и покатили на Перовский перевал, с которого рукой подать до трассы на Севастополь. И по трассе с ветерком докатили до озера (фото 90). Виктор, чтобы не задерживать группу своим - как он считал - медленным движением, ехал впереди и останавливался на развилках. Только зря он волновался - в Балаклаву мы приехали вовремя. Теперь оставалось купить воды на вечер и найти место ночевки.

При составлении маршрута у меня был запасной вариант ночевки в Балаклаве - на месте бывшей береговой батареи №19. Я там никогда не был, поэтому немного волновался, все-таки заключительная ночевка, и не хотелось испортить настроение под конец похода из-за неудачного места. Но дорога к батарее была - я виртуально проехал ее с помощью Яндекса. Теперь мы находились на реальной местности, и, хотя до конечной точки оставалось около двух километров, надо было поторапливаться. Забежали в продуктовый магазин, купили воды и поехали в объезд бухты, к батарее.

Да, такой маршрут на заре моей туристической деятельности был невозможен. Балаклава была закрытым, секретным городом, и, чтобы проехать запросто мимо подземной базы подводных лодок, нужно было иметь кучу разрешений. А сейчас мы спокойно пересекли вход в секретный фарватер, миновали бронированные ворота и стали подниматься по небольшому серпантину, отгороженному зачем-то с обеих сторон железным забором. Поднявшись на высоту 100 м, мы свернули с шоссе на проселок, и вскоре выехали к обрыву, на котором были расположены остатки береговой батареи.

Батарея представляла собой забетонированную площадку с четырьмя круглыми заглублениями, в которых просматривались подземные ходы. Рядом, на небольшом возвышении, находилось еще одно укрепление, куда вела железная лестница с полусгнившими перилами. Только сейчас времени на осмотр не было времени; сиюминутная задача - найти место под палатки. На бетоне ставить не хотелось, тем более что всё вокруг было усеяно битыми бутылками. Впереди - обрыв, сзади - заросший шибляком склон. Только у самой крепости была лужайка, с высокой травой, блюдцеобразная, но при виде мрачной бетонной стены с зияющими чернотой бойницами было как-то не по себе. Поэтому я предложил Роме полазить по округе в поисках более приятного местечка, а это место будем иметь на крайний случай.

Радиотелескоп РТ-22 в Кацивели
Вид на Байдаро-Кастропольскую стену
Непривычно пустынное Южнобережное шоссе
Вид на поселок Форос
Внутри «обезьяны» было сыро и холодно
В кафе на окраине Орлиного
Панорама озера у поворота на Алсу
Вид на ночную Балаклаву со скалы Мотылино

Чтобы не таскаться в темноте с великами, мы попросили Виктора подежурить, а сами пошли обратно, вниз по дороге, освещая кусты в надежде увидеть ровную полянку. Но, увы, ничего не попадалось; мы ушли уже довольно далеко и хотели босить эту затею, как вдруг нам попалась на глаза дорожка, уходящая влево от основной. Мы прошли вперед, и на наше счастье обнаружили прямо у колеи небольшое ровное место, и даже следы от костра. Дальше дороги не было: её перерезал тот самый железный забор. Это как раз то, что надо: во-первых, не на ветру, во-вторых, в тупике - вряд ли кто сюда сунется. Обрадованные, мы вернулись к Виктору, сели на велосипеды и покатили на найденное место, по пути любуясь видом ночной Балаклавы (фото 91). А к батарее решили съездить утром, когда будет светло.

Читать дальше...