Иллюстрированный рассказ о велопоходе

"Горы и яйлы" (2004 год)


15 сентября

Утром, как только рассвело, Сергей пошёл искать свой кошелёк. К счастью, он его нашёл целым и невредимым. Мы позавтракали яичницей, расплатились, попрощались с хозяевами и выехали в направлении на Терновку. Первые три километра пришлось изрядно попотеть, несмотря на утреннюю прохладу. После выезда на перевальчик остановились - Сергею понадобилось отрегулировать свою экипировку - кажется, его рюкзак постоянно съезжал вперёд и цеплялся за пятки. С этого места открывалась панорама южных обрывов Мангупа (фото 35)

Мангуп остался позади

Наша дорога поворачивала на запад, и мы, проверив надёжность крепления своего снаряжения, начали головокружительный спуск к Терновке - скорость на прямых участках достигала 65 км/ч! После села главная задача была не пропустить поворота на Родное. И здесь помог GPS: задав режим GO TO на заранее отмеченную точку, прибор начал отсчитывать оставшийся километраж до поворота (в самом деле, пропустить такой малозаметный поворот на высокой скорости - пара пустяков).

После поворота на Родное начался тягун на 1,5 километра, после которого - неожиданный резкий спуск к деревне (я его не помнил, хотя в 1990 году ездил по этой дороге!). Подъехав к магазину, расположенному на центральной площади, мы остановились, и Сергей пошёл за соком. Село только просыпалось, хотя уже было около одиннадцати. Один пожилой татарин долго пялился на меня и наши поклажи - на лице читался немой вопрос - кто такие, откуда? Но он прошёл мимо. Оживление возникло лишь, когда из подъехавшей "скорой помощи" начали выгружать мешки с картошкой. Других достопримечательностей в селе не было, и мы, вырулив на грунтовую дорогу, поехали прочь от села, в направлении к озеру.
Чтобы проехать по дамбе, нам пришлось разогнать стадо гусей, которые с шипением неохотно уступали нам дорогу (фото 36, 37).

Местное озеро Проехали село Родное

С этого места начинался грунтовый подъём на гору Хлама (фото 38) и такой же грунтовый спуск в Байдарскую долину. И, хотя мы уже здесь ездили в 1990 году, я напрочь забыл эту дорогу. Помню лишь, как мы плутали по здешним холмам и лесам, пока не выбрались к охотничьему кордону "Красный Камень", а спуск в Передовое вообще начисто выпал у меня из памяти. Задача не заплутать в этот раз была возложена на GPS, в который был занесён маршрут. Но, как известно, большинство тропинок и вспомогательных дорог нанесены на туристские карты очень приблизительно и очень спрямленно, если вообще они существуют.

Грунтовый подъём к горе Хлама

Действительно, через километр основная колея ушла влево, а прибор показывал прямо. Дороги как таковой не было, вернее, по ней давно уже никто не ездил. Но я решил придерживаться показаний прибора, и вскоре мы выехали на хорошо укатанную колею, пришедшую откуда-то справа и снизу. По ней даже ехал "Жигуль", натужно ревя мотором. Дорога по обочине поросла кустами ежевики, но её колючесть не дала вдоволь насладиться её плодами.

Вскоре мы догнали "Жигули", которые остановились перед огромной лужей, напрочь перегородившей дорогу. Мужику только оставалось, что "чесать репу", а мы, аккуратно объехав лужу через кусты, продолжили движение - уже по лесу. На пути нам попалось таких луж ещё штук шесть - глубокие приходилось объезжать, а мелкие - форсировать с ходу. Ближе к перевалу дорога выскочила из леса и запетляла между красноватых камней (цвет которых, по-видимому, и дал название кордону), и к часу дня вывела нас на высоту 586 метров (у г. Хлама). GPS подтверждал правильность нашего пути с достаточно хорошей точностью, и, когда мы проехали кордон "Красный Камень", сразу показал, что мы свернули не туда, куда надо. А надо было после кордона поворачивать налево, на слабо заметную колею, поросшую травой.

Далее колея пошла на спуск, серпантином спускаясь в Байдарскую долину. Впереди между деревьев иногда проглядывала водная гладь Чернореченского водохранилища, а слева начинался Чернореченский каньон (фото 39), заметный по крутым скалам на его бортах. Дорога, по которой мы ошибочно поехали после кордона, вела, скорее всего, туда.

Начало Чернореченского каньона

Тем временем, крутизна спуска увеличилась, и мне опять пришлось прилагать неимоверные усилия к торможению - узкие покрышки слабо цеплялись за сыпучий грунт, а свеженаклеенная на тормозные колодки резина проскальзывала, издавая истошный визг. Там, где дорога была засыпана крупным гравием, мне приходилось спешиваться и идти пешком (фото 40). Хорошо, что таких участков было немного (фото 41), а то я не догнал бы Сергея, у которого и резина была пошире, и тормоза более мощные.

Спуск сыпучий - приходится идти пешком... Спускаемся к Чернореченскому водохранилищу

Итак, спустя час с небольшим после перевала мы спустились в Байдарскую котловину, и, форсировав небольшую речку (фото 42), я предложил устроить отдых, совмещённый с обедом. Местечко выбрали прямо у реки, немного в стороне от дороги. Раздевшись догола, я вошёл в речку и слегка ополоснулся, чтобы снять жар и смыть пыль. Разожгли примусы. У Сергея была настоящая газовая плита, но немного уменьшенного размера, и куча баллончиков с газом. Мощность её была гораздо выше моей, но возить с собой такой объём…

Переправа через ручей

Закончив обед, мы не торопились с выездом: времени было достаточно, впереди была в основном асфальтированная дорога. Пока мы отдыхали, мимо нас лениво прошествовало стадо коров, причём одна из них не отходила от нас до тех пор, пока я не сфотографировал её (фото 43). Другая была трусливой и всё не решалась пройти мимо нас; пришлось пойти на длительные уговоры, после которых она отчаялась и рванулась напрямую, через кусты.

Встреча со стадом коров

Прежде чем отправиться в дальнейший путь, я сверился с навигатором. Он показал, что мы отклонились от намеченного курса. Но запланированная дорога мне не понравилась: она шла по краю поля, где-то распаханная, где-то скрывающаяся в зарослях колючек. Поэтому мы решили ехать хоть и в другую сторону, но по более накатанной колее, которая через 20 минут привела нас в село Передовое. Сергей сбегал в магазин за бутылкой воды, и мы, проехав по селу и развернувшись на 1800, выехали на шоссе, идущее вдоль водохранилища.

Шоссе было довольно приличное: хорошее покрытие, относительно ровное; по нему уже через 50 минут мы въехали в Орлиное. По плану, нам надо было поворачивать направо, на Тыловое и далее на Ласпинский перевал, но я подумал, что интереснее будет проехать через Байдары. Остановившись у магазина в центре села, мы решили закупить продукты на вечер и завтрашнее утро; Сергей прикупил ещё бутылку вина. Он согласился на моё предложение изменить маршрут, хотя на самом деле это был значительный крюк с большим перепадом высот. Но он этого не знал, и, я думаю, не пожалел, что проехал этой дорогой - перевал Байдарские Ворота стоят того.

После выезда из Орлиного дорога пошла на подъём, плавно огибая склоны горы Чху-Баир, и через пять километров привела к сооружению в виде триумфальной арки. Мы поднялись на арку, с которой открывался прекрасный вид на море, церковь Вознесения Христова и посёлок Форос (фото 44). Посетили мы и церковь, которая стоит на обрыве Красной скалы. Народу было полно, поэтому внутрь мы не заходили, а ограничились внешним осмотром и созерцанию окрестностей. На видовой площадке тоже толпилась куча народу, и фотографировать было трудно (фото 45). Поэтому мы не стали больше толкаться у церкви и покатили к выходу.

Вид с Ворот на церковь Воскресения Христова На Байдарских Воротах

Выехав на дорогу, мы начали стремительный спуск на южнобережное шоссе (фото 46), настолько стремительный, что Сергей чуть не вылетел с виража на одном витке серпантина. Изрядно испугавшись, он оставшуюся часть пути ехал с осторожностью; я же, напротив, почувствовав прежний азарт, увлёкся скоростью и притормозил лишь на развилке старого шоссе и спуска на новую трассу, чтобы Сергей, чего доброго, не свернул влево. Через несколько минут он догнал меня, и мы поехали вместе.

Вид на церковь с дороги

После выезда на трассу мы повернули направо и поехали на ночёвку в Ласпи. Хоть и неблизкий свет, но другого места поблизости я не знал. Предстоял нудный подъём на ласпинский перевал. Сергей всё больше отставал от меня - сказывалась усталость и вес рюкзака; я тоже ехал на одном энтузиазме, но у меня было одно желание - побыстрее доехать до поворота, после которого будет только спуск.

К морю мы подъехали уже около семи вечера. Побывав здесь на отдыхе в 2001 году, я тогда ещё приметил несколько мест для ночёвки, но сейчас, на велосипеде, проскочил их аж до пансионата "Изумруд". Пришлось возвращаться обратно до оползня, где мы сошли с дороги влево. Там, в двадцати метрах от шоссе, была небольшая площадка со столиком и двумя скамейками, расположенная на небольшом земляном уступе рядом с пляжем (фото 47).

Ночёвка в бухте Ласпи

Место было бойкое, но ничего другого нам не оставалось, как расположиться здесь, благо, темнело рано, и вряд ли кто-нибудь будет шарахаться ночью по обрывам. Расположив велосипеды в кустах, мы решили палатки не ставить. Уже в сумерках разложили свои съестные запасы, разожгли примуса; Сергей достал бутылку вина. Подкрепившись, стали располагаться на ночлег, а Сергей побежал ещё в ларёк подзаряжать свой мобильник. К тому же у него спустило колесо, и он умудрился его заклеить в полутьме. Короче, спать легли ближе к полуночи.


День 3 из 12 | Предыдущий | Следующий | Начало