Иллюстрированный рассказ о велопоходе

"Горы и яйлы" (2004 год)


17 сентября

Проснулся я, как всегда, от утреннего холода - часов в шесть. Вылез из палатки - только светало (фото 74). Все наружные поверхности - палатка, чехол, посуда - были покрыты обильной росой. Серегина бутылка с остатками воды вообще покрылась льдом. У меня вода уже кончилась (я ещё ночью грел себе чай - прямо в палатке), и я, сливая капельки росы с чехла, набрал с полчашки. Рядом с деревом была небольшая кучка полуобгорелых поленьев, и я решил разжечь небольшой костёр.

Ночёвка у каменной стенки недалеко от горы Лапата

Через некоторое время из своей палатки вылез Сергей и присоединился ко мне (фото 75). Ветер стих, и утреннюю тишину нарушало потрескивание костра и отдалённое мычание оленя.

Утро выдалось ясным и морозным

Израсходовав последние запасы воды, мы начали готовиться к отъезду. Восходящее солнце быстро наполнило теплом нашу поляну и принялось сушить наши отсыревшие вещи. Тем временем мы сходили на обрыв полюбоваться видом сонной Ялты с высоты птичьего полёта и запечатлеть это на плёнку и флэшку (фото 76).

Панорама Ялты с горы Лапата

Выехали уже в десятом часу утра. Впереди опять, насколько хватало взгляда, простиралась яйла. Прибор показывал, что по яйле ещё ехать около 9 км, то есть при нашей скорости около двух часов. Таким образом, к Беседке Ветров мы выйдем не раньше половина двенадцатого, а там ещё Роман-Кош, Гурзуфское Седло, и всё это без воды….
И вот первый спуск, но какой!? Крутизна не меньше тридцати градусов. Да ещё шлагбаум с табличкой (фото 77), запрещающей любому пешему и конному въезжать на территорию заповедника без надлежащего разрешения.

Начало КПЗ

Что делать? Другой дороги у нас нет (фото 78), большая часть пути по яйле проделана и, полагаясь на универсальные пропуска, в достаточном количестве лежащих в наших кошельках, мы осторожно, на всех тормозах, начали спуск (фото 79, 80).

Проверка правильности маршрута Осторожно спускаемся по гравийной дороге

Несмотря на крутизну, я всё-таки умудрился снять красивый вид на овраг с левой стороны от дороги (фото 81). В этом мне хорошо помогли стояночные тормоза, которые представляли собой два отрезка пружины от эспандера, прикрепленные к рулю. В рабочем положении я цеплял свободное кольцо пружины за тормозную ручку и получал великолепный отдых рукам, устававшим постоянно давить на тормоза.

После спуска дорога более-менее выровнялась, кое-где попадались небольшие рощицы. Дорога плавно огибала ущелье Уч-Кош, верховья которого угадывалось по густой зелени деревьев. Мобильник уверенно работал рядом с обрывом, и вскоре я получил сообщение от Ильи: они благополучно приехали в Симферополь. Самое удивительное было в том, что, кроме них двоих, едет ещё девушка! Я не знал, радоваться этому или огорчаться. Но делать было нечего - в конце концов, можно было бы перейти к упрощённому варианту маршрута. Я попытался позвонить Илье, но он был недоступен. Я не знал, что он переключился на МТС, и звонил ему по Би-лайновскому номеру.

Конец спуска Слева - ущелье реки Донга

Наконец после очередного подъёма (фото 82) мы увидели долгожданную Беседку Ветров. Она стояла значительно ниже нас (фото 83),

Вдали показалась Беседка Ветров

...что порадовало - больше набора высоты не будет. Пятиминутная передышка - и вниз (фото 84). Через несколько минут мы уже стояли на обочине Романовского шоссе, на высоте 1444 метра.

Здесь нам предстояло решить, что делать дальше. Так как было уже без двадцати двенадцать, не было воды как в наших бутылках, так и в окружающей местности, а конечная точка сегодняшнего участка была Алушта, я счёл трудновыполнимой идею залезть на Роман-Кош и спуститься через перевал Гурзуфское Седло в Гурзуф, и поэтому решил ограничиться заездом на Серебряную Беседку.

А вот и Романовское шоссе, пересекающее заповедник от Алушты до Ялты Панорама яйлы перед Романовским шоссе

В отличие от прошлого года, когда мы здесь (фото 85) были в июне и ветер чуть ли не сносил нас с дороги, сейчас было довольно тихо (фото 86).

Полюбовавшись видом Аю-Дага и Южного берега, я с досадой посмотрел в сторону горы Роман-Кош (фото 87) - опять не удалось покорить эту вершину, хотя вот она, как на ладони…
Спустившись на шоссе, мы поехали назад, в сторону Ялты. Забавно: надо было целый день корячиться по горбам, объезжая этот пыльный и шумный город, чтобы на следующий день туда спуститься! Но сейчас мы ехали ещё по яйле, пока не достигли высшей точки дороги - Никитского перевала.

У Беседки Ветров На горизонте - главная вершина Крыма - гора Роман-Кош Перевал Гурзуфское Седло

Перевал отмечен большим каменным шаром на квадратном постаменте, на котором указана его высота - 1448 метров (фото 88). Это было третье моё посещение данного места. Впервые я был здесь ровно 10 лет назад, точнее, 30 августа 94 года. Погода тогда была просто жуткая - дождь, облачность - в пяти метрах ничего не было видно. Да и в прошлом году нас чуть не настигла гроза. Зато сейчас была прекрасная погода и, если бы не запланированная встреча в Алуште, можно было остаться здесь на ночь.

Высота Никитского перевала -1447 метров

Но нам надо было ехать в Алушту. Передохнув у шара (фото 89), мы начали спуск по серпантинам шоссе. У кордона Красный Камень собаки, услышав нас, подняли много шума, но никто не вышел, или не успел выйти - мы на всех парах неслись в Массандру. Кстати, на этом затяжном спуске я опять использовал стояночные тормоза, но предварительно ослаблял эксцентрики колодок, чтобы торможение было не таким резким. А если нужно было затормозить сильнее, то просто дожимал рукоятки тормозов.

Небольшой отдых у шара

Как и в прошлом году, дорога была усыпана шишками, между которыми приходилось лавировать на скорости 50 км/ч. Но на этот раз всё обошлось благополучно - ни проколов, ни падений. Вскоре мы достигли ворот кордона Грушевая Поляна, и, чтобы не нарваться на лесников, мы, не доезжая ста метров до ворот, спустились по тропинке на нижний виток серпантина. Выехали через Массандру на трассу, развернулись и погнали по южнобережному шоссе, забитому грузовиками, автобусами и прочей бензиново-солярной братией. Как ни странно, на протяжении всей дороги до Алушты нам не встретилось ни одного кормёжного заведения. Лишь в Пушкино нам удалось купить в магазине по бутылке пива, которое мы с жадностью осушили.

Не желая долго тащиться по душному шоссе, я решил спуститься в Лазурное, чтобы заодно проверить место предстоящей ночёвки. Поворот был определён с большой точностью опять же с помощью GPS, и после крутого непродолжительного спуска мы оказались у санатория, который строится уже лет пятнадцать. Договорившись с местным "сторожем", мы с Сергеем поехали в город: надо было как следует подкрепиться, встретить ребят и вернуться с ними обратно. Позвонив Илье, я выяснил, что они в городе, а Андрей уже ждёт нас в условленном месте (бедняга!).

Ввалившись в кафе недалеко от троллейбусной станции, мы разом осушили по два бокала прохладного пива и заполнили свои опустевшие желудки разнообразной едой. Пока Сергей расправлялся с порцией шашлыка, я пошёл к переговорному пункту, чтобы "снять с поста" Андрюшу. Его окончательно распекло на солнце, и он, увидев меня, кинулся в объятия, как будто мы не виделись несколько лет. Как выяснилось, он ещё не обедал, и я пригласил его за наш столик. Мне было интересно, что за девушка приехала вместе с ними; вопрос вышел почти по-пушкински: "скажи, которая Татьяна?". Каково же было моё удивление, когда я через минуту увидел её своими глазами - так это была подруга Андрея Кузнецова; по крайней мере, они вместе ездили по Крыму в прошлом году! Илью я не узнал, хотя он тоже ездил с Караваном и попадал на мои фотографии, снятые во время караванских мероприятий. Они тоже не обедали. Пока они восполняли этот пробел, мы с Сергеем сходили в ближайший магазин за вином и пивом (специально для Тани), чтобы отметить встречу.

Наконец, все насытились, и мелкой рысью мы выехали на дорогу, ведущую в Лазурное. И хотя подъём был небольшой (фото 90), группа сильно растянулась. В основном тормозила Таня: переключатель у неё стоял на самой маленькой скорости, она частила педалями, как белка в колесе, из-за чего скорость была - увы - очень низкой. Илья же, наоборот, рысачил всю дорогу, то заезжая вперёд, то возвращаясь назад, при этом он тоже частил педалями (хрен знает, может, это мода такая у байкеров?). Но, наконец, мы приехали к воротам и, отстегнув сторожу 15 гривен, спустились в указанный им интервал пляжа.

Едем на место ночевки у санатория

Лагерь разместили прямо на гальке между двумя волнорезами. Поставили палатки, между палатками составили велосипеды. После обмена впечатлениями сели за общий "стол" - отметить воссоединение группы. Правда, молодёжь была какая-то непьющая, чувствовалась некоторая скованность - ведь мы были ещё незнакомы. Хорошо, что мы с Сергеем успели "спеться и спиться": всё-таки мы прошли с ним довольно трудную часть маршрута (забегая вперёд скажу, что за прошедшие три дня мы проехали более половины всего пути). Когда стемнело, я показал Сергею интересный световой эффект: если зайти в море и поводить в воде рукой - появляется светящийся след. Илья тоже был любителем поплавать ночью, причём голышом. После принятия водной процедуры не грех было и выпить. Но время было позднее, завтра подъём на 1200 метров, надо было выспаться. И мы разошлись по палаткам.


День 5 из 12 | Предыдущий | Следующий | Начало