Иллюстрированный рассказ о велопоходе

"Горы и яйлы" (2004 год)

18 сентября

Я, как всегда, поднялся до восхода солнца. Илья ещё вечером собирался заснять это событие, но пока спал. Море было спокойное, день обещал быть жарким. Илья, наконец, выбрался из палатки и пошёл на волнорез снимать восход. Остальной народ не торопился с подъёмом. Но, как ни крути, а собираться надо (фото 91). Предстоит заезд в город, плотный завтрак, закупка продуктов - ведь мы уходили от цивилизации минимум на 2 дня.

Утро на пляже в Лазурном

Выехали с пляжа в 10 часов утра. Проехав по винтовой дороге недостроенного санатория (фото 92, 93), вышли к воротам. Вчерашний парень-сторож показал более короткий путь в Алушту - через размытую оползнем дорогу, которая шла без набора высоты, через санатории и пансионаты. По дороге размялись пивком. В конечном итоге добрались до конечной остановки троллейбуса и стали искать подходящую харчевню. Время было раннее (по местным меркам), поэтому большинство кафе ещё не открылись, а те, которые открылись, не имели нужного нам ассортимента блюд.

Дорога к недостроенному санаторию Выезжаем в центр города

Наконец, остановились около троллейбусной станции в тени огромного дерева, с которого постоянно падали какие-то липкие иголки. В томительном ожидании заказанных блюд провели не менее получаса (фото 94, 95).

Обед у конечной остановки троллейбуса Обед у конечной остановки троллейбуса

Пока ели-пили, прошло ещё минут сорок. Пообедав, заехали в центр и остановились у рынка - на это ушло около пятнадцати минут. В итоге из города мы выехали без четверти час (фото 96).

Выезжаем из Алушты

Первоначальный подъём был небольшим - около 300 метров (фото 97). Таня сразу записалась в список аутсайдеров, переключившись на самую последнюю передачу. Я поначалу подталкивал её в спину, но от этого она ещё больше уставала, и в конечном итоге останавливалась на отдых. Тогда я решил - пусть едет в своём темпе, и поехал вперёд, опасаясь, что прыткий Илья проскочит поворот на Лучистое. Но Илья, будучи в Крыму тоже в первый раз, как и Сергей, не стал далеко отъезжать от группы, а занимался фотографированием окружающей местности. Оставив его дожидаться Татьяну, я поехал вдогонку за Сергеем.

На трассе Судак-Алушта

В конце концов (а точнее, через шесть километров), мы собрались на перевальчике, от которого начинается дорога на Лучистое. Кругом были виноградники, и велико было искушение отведать их плодов. Пока мужик, похожий на сторожа, куда-то исчез, я сорвал пару кистей винограда с крайней лозы. Сорт был явно винный, ягоды кислые, но они как нельзя лучше утоляли жажду. После импровизированного перекуса и небольшого отдыха (Тане, ехавшей последней, тоже нужно было отдохнуть) мы свернули с главной дороги влево и продолжили путь ещё на 300 метров вверх (фото 98).

Развилка дорог на Лучистое

Хотя покрытие дороги не вызывало нареканий, крутизна была посерьёзнее предыдущего участка. К тому же мы ехали в самый разгар дня, и, если бы сейчас был не сентябрь, а, например, июль, мы бы там изжарились заживо. Появившиеся было на вершине облака испарились, спускаясь к берегу. Медленно, но верно мы подбирались к селу (фото 99), и в 14:40 въехали на центральную площадь (фото 100). "Молодёжь" рванула в магазин и долго выбирала себе покупки; я же прихватил пакет печенья, пару пирожков и бутылку пива, которую наметил выпить на вершине - горе Демерджи.
Вина здесь мы брать не стали, потому что по пути, у родника, должна быть торговая точка. Я подошёл к местному рынку, состоящему из двух продавцов, и поинтересовался насчёт орехов. Оказалось, что в этом году был неурожай из-за поздних заморозков, все цветки погибли.

Въезжаем в село Лучистое На центральной площади

После очередного перекуса, в четвёртом часу дня, поехали дальше. Татьяна вырвалась вперёд, но нам надо было поворачивать. Я стал её звать, она начала оглядываться и не удержалась - слетела с велосипеда на обочину. В результате расцарапала себе локоть и коленку. Это было первое падение в группе. После оказания первой помощи мы всё-таки повернули на нужную нам дорогу и полезли вверх по улице, ведущей к Долине Привидений, в горы. Крутизна дороги была такова, что даже Илья на своём супер-байке слез и шёл пешком. Выйдя из села и миновав конюшню (фото 101), мы подъехали к источнику "Демерджи", расположенному недалеко от крепости Фуна.

Едем на Демерджи

Там действительно мужик торговал вином. Прикупив у него литра полтора разного вина, свернули к крепости, но большого интереса она не представляла: покрутившись там минут десять, вернулись на дорогу и продолжили путь в прежнем направлении (фото 102).

Подъём был не очень крутой, но местами приходилось идти пешком

Дорога вначале петляла по небольшим холмам, выгоревшим и начисто вытоптанным копытами лошадей. Миновав Долину Привидений (фото 103, 104) и мостик через речку (предположительно - Демерджи), дорога начала плавный подъём по склону одноимённой горы.

Подъехали к Долине Привидений Фигуры выветривания в Долине

Всё чаще стали попадаться микророщицы кустарников и карликовых деревьев (фото 105).

Впереди - гора Северная Демерджи Подъём становится круче

Обогнув поляну (фото 106,107) и развернувшись к солнцу спиной, мы въехали в низовье ущелья, разделяющего Северную и Южную Демерджи.

Вдруг навстречу нам выскочило несколько тетрациклов - помесь мотоцикла и джипа (фото 108). Сидящие в них отдыхающие визжали от восторга. Нам же было не до этого: ещё 500 метров вертикального подъема - это не смешно.

На горизонте - Бабуган-яйла Новое «развлечение» для отдыхающих...

После въезда в лес, кроме подъёма, нас ожидала ещё одна неприятность - громадные лужи, перемешанные с грязью, благодаря стараниям носившимся туда-сюда тетрациклам. Кусты вдоль дороги росли плотной стеной и не давали возможности объехать это месиво. Кое-как преодолев первую лужу, мы остановились у озера с целью отдохнуть и пополнить калории (фото 109). К тому же это было единственное ровное место на всём подъёме к перевалу. Андрею, видимо, уже надоело ползти в гору, и он поехал в противоположном направлении, благо дорога была почти горизонтальной. Я быстро вернул его с небес на землю, и мы двинулись дальше - время уже поджимало.

На берегу небольшого озера у домика лесника

У источника нас ждала ещё одна громадная лужа, за ней - вообще сплошное месиво (110, 111). Чтобы не пачкать велосипед, мы объезжали разбитую колею, где по обочине, где прямо через кусты. Андрей уже выбился из сил и выкрикивал ругательства, направленные на противные кусты и коряги.

Такие лужи - только для внедорожников ...а мы их лучше обойдём

Здесь надо отдать должное моему велосипеду: несмотря на усталость, он не подавал вида, слушался меня и был готов идти с хозяином дальше и дальше (фото 112).

Мой верный конь

Вот так, медленно, но верно, с небольшими остановками, мы поднимались по склону Демерджи (фото 113). Последние лучи заходящего солнца уже не грели; стало заметно холодать. Поскольку до перевала осталось метров триста, я решил не останавливаться, дойти до конца и там уже переодеться.

Последние метры подъёма

Около половины восьмого вечера я достиг-таки верхней точки дороги (фото 114); теперь осталось дождаться остальных и спуститься на ночевку, на поляну Верхняя Джурла. Дул холодный ветер, пришлось срочно одеваться. Когда Сергей догнал меня, я решил сходить на разведку.

У безымянного перевала между Северной и Южной Демерджи

На поляне были люди: группа верховых с тремя лошадьми (они расположились между деревьев) и молодёжь - пешая. "Контролирующих органов", на наше счастье, не было, и некому было платить "дань". Вернувшись к ребятам (фото 115), я призвал их пройти ещё несколько десятков метров, не очень приятных, но всё-таки - вниз. Они были готовы и последовали за мной по тропе, рассекая кусты. На последнем участке надо было преодолеть небольшой ручеёк и каменную ступеньку. Мой велосипед попытался было вырваться из рук и рвануть по прямой прямо в озеро, но я его удержал ценой разворота его на 180 градусов. Для Андрюши же эта преграда явилась последней каплей, и он изрёк фразу, ставшую крылатой, прокричав её на весь лес: "Ну! кто сделал эти ступеньки?! Здесь же велосипедисты ездят!!"

Таня с Ильёй достигли верхней точки дороги

Располагались на ночлег мы уже в темноте. "Всадники" предупредили нас, чтобы мы не пугали их лошадей, и другим не давали их пугать или трогать. В целом у нас с ними были мирные отношения, точнее, отношений не было вовсе, за исключением двухминутного диалога с одним из мужиков, который, к тому же, был уже навеселе. Мы мирно поужинали при фонарях (фото 116, 117) и в пол-одиннадцатого расползлись по палаткам на отдых.

Вечерние посиделки за импровизированным столом ... и ужин при свете фонариков
День 6 из 12 | Предыдущий | Следующий | Начало