Иллюстрированный рассказ о велопоходе

"Горы и яйлы" (2004 год)


19 сентября

Ночью Андрюша не давал мне спать - ему казалось, что идёт дождь. На самом деле, палатка изнутри отпотела и капала на него. Окончательно проснулся я в семь часов. Когда все встали (фото 118), я предложил сходить пешком на вершину г. Демерджи, разбившись на две группы.

Утро на стоянке Верхняя Джурла

В одну группу вошли: Сергей, Андрей и я; соответственно, вторая группа состояла из Ильи и Тани. Поскольку "молодёжь" имела тенденцию просыпаться поздно, наша подгруппа, позавтракав (фото 119), отправилась на вершину первой (фото 120).

Предполагая, что поход на вершину не займёт много времени, я сильно ошибался: после крутого подъёма по грунтовке мы вышли на вершину малоинтересного холма, после которого пришлось спускаться в седловину и вновь подниматься - к скалам, стоящим на обрывах Демерджи (фото 121), откуда должен открываться хороший вид.

Плотный завтрак Внешний вид поляны На горе Южная Демерджи

Подойдя вплотную к обрыву, мы были на самом деле поражены открывавшейся перспективой (фото 122): прямо под нами лежало село Лучистое; вдалеке раскинулся город Алушта, а за ним, в голубой пелене, просматривались горы Кастель и Аю-Даг. Правее величественно вздымался массив Бабуган, а еще правее - шатёр Чатыр-Дага. На севере возвышалась вершина Северной Демерджи (фото 123), отделённой от Южной глубоким провалом.

Вид на Алушту и гору Чатыр-Даг Панорама Демерджи-яйлы

Сергею, видимо, было плохо видно, и он решил выйти на самый край (фото 124). Казалось, что, будь у него крылья, он бы ринулся вниз, чтобы парить над этой красотой подобно орлу (фото 125). Но, вовремя вспомнив, что крыльев в его ассортименте нет, он ограничился фотосъёмкой. Андрюша тоже снимал, но к краю подойти не рискнул. Я же в это время решил отметить пребывание на вершине бутылочкой пива (фото 126), которую тащил вчера из Лучистого. Всё-таки удалось покорить эту вершину - за это надо было выпить.

Серёга обозревает окрестности Вид на Алушту и гору Аю-Даг Отмечаю восхождение бутылкой пива

Пришло время возвращаться. Бросив прощальный взор на Алушту, мы пошли обратно (фото 127). Ветер усилился (фото 128) и стремился сбросить нас со спины Демерджи, или хотя бы сорвать нашу одежду. На весь поход у нас ушло час сорок минут и шесть километров пути. Теперь был черёд Ильи с Таней. Объяснив вкратце дорогу, я дал им два часа, и они ушли (фото129).

Тем временем я обнаружил пропажу - не было моих очков с зеркалом заднего вида. Предполагая, что потерять их я мог только вчера на спуске по тропе, я прошёл её два раза и даже нашёл очки, но не мои! Обошёл несколько раз полянку - с тем же результатом. Греша на всадников, которые уже смылись, я сделал вывод: доверяй, но проверяй! Хорошо, что более ценные вещи не пропали.

Скалы выветривания на Демерджи Спускаемся с вершины. Впереди - Юркины скалы Безымянный перевал - развилка четырёх дорог

Ребята застряли на горе надолго (фото 130). Пользуясь вынужденным отдыхом, я обследовал окрестности. Как оказалось, в лесу много грибов, но какой от них толк? Варить - долго, сушить - тем более.

Недалеко от лагеря обнаружил многовековой бук (как я его в прошлом году не заметил? - фото 131) и попросил Сергея сфотографировать меня на ветке. К приходу ребят мы уже сложили свои вещи; осталось ждать, когда они тоже будут готовы к продолжению похода. Наконец они собрались, и во втором часу дня(!) мы двинулись дальше по маршруту.

Скальные «идолы» Могучий бук недалеко от поляны

Подниматься решили не по тропе, а по колее, которая шла правее и выходила на тот же перекрёсток. Со свежими силами мы без труда преодолели этот подъём и повернули направо. Подъём ещё продолжался, хотя не такой крутой, как вчера (фото 132). Вскоре мы выехали на ровный участок - началась Демерджи-яйла. Дорога хорошо накатана, с небольшими спусками-подъёмами. Илья вошёл в раж и гнал на своём байке как оголтелый. Андрей в основном держался сзади. Я старался держать ровную скорость, максимально разгоняясь на ровных участках до 8-12 км/ч. Моя осторожность мне не помешала - достаточно сказать, что за весь поход у меня был один прокол и ни одной поломки. А вот Илья уже поплатился за лихачество - мы его настигли, когда он остановился с пробитым колесом (фото 133). Минут двадцать ушло на замену.

Узкая дорога заставляет прижаться к обочине Илюха ремонтирует колесо

Дальше дорога не представляла сложностей (фото 134, 135). Идя почти прямо на север (фото 136 - 137), извиваясь точно по карте (о чём свидетельствовал GPS), она вывела нас к подножию горы Тирке. В прошлом году здесь мы с Андрюшей закончили утомительный подъём с Долгоруковской яйлы. Далее дорога стала уходить на северо-восток, поднимаясь на седловину и в конечном итоге привела нас к восточной окраине Демерджи-яйлы - Стол-Горе.
Здесь была едва заметная, но очень важная, развилка (ЖПС опять помог мне - фото 138): прямо - начинался спуск в Партизанские леса, а вправо - дорога шла к обрывам Стол-горы. Время нас поджимало (припозднились с выездом, да и по яйле можно было ехать быстрее), и я предложил выбор: или сразу ехать вниз, или подъехать-таки к обрыву. Все захотели поехать к обрыву. И поехали.

У обрыва (фото 139) все разбежались кто куда (фото 140). Илья с Татьяной полезли ещё выше (фото 141); потом Танька, рискуя сорваться, позировала, сидя на камне и болтая ногами над пропастью. Андрюша, впопыхах прикрутив свой фотик к штативу, тщетно призывал всех собраться, чтобы сделать коллективный снимок.

В конце концов, группа была собрана, и с помощью двух туристов мы запечатлелись на фоне южных отрогов Караби-яйлы (фото 142). Отсюда очень хорошо просматривался конечный участок сегодняшнего маршрута (фото 143): среди сплошного лесного массива виднелась небольшая проплешина, начинающаяся у небольшой скалы, от которой угадывалась тропинка, идущая по гребню хребта Таш-Хабах. Она терялась из виду где-то у подножия Кара-Тау - конечной точки нашего сегодняшнего пути. И хотя на сегодня осталось около пяти километров, надо было спешить - солнце скоро скроется, а в лесу, да ещё в темноте, далеко не уедешь.

Вернувшись на упомянутую ранее развилку, мы повернули направо и начали стремительный спуск, огибая вертикальный обрыв Стол-Горы. Несмотря на спуск, приходилось спускаться медленно, так как дорога была завалена листвой, сучьями (фото 144), а в отдельных местах была довольно сырая и скользкая. Стол-Гора, закрывшая через 10 минут полнеба, также спрятала половину спутников. Да еще высоченные буки (фото 145), стоящие, как частокол, внесли свою лепту. В результате этого мы немного сбились с дороги и не попали к источнику Сулух-Оба (может быть, это было к лучшему: наверняка тропа, повернувшая к источнику, была малопроезжей).

Тем не менее, мы вышли к той скале, которая была видна сверху. Тут и без GPS было понятно, что нужно брать левее и идти по вершине хребта. Но вновь встретившиеся нам двое туристов уверяли нас, что ехать нужно было прямо. Выслушав их, мы всё-таки повернули: дорожка была вполне проезжая даже верхом на велосипеде.

Но, как водится, не всё хорошо, что хорошо начинается. Постепенно дорога выродилась в извилистую тропочку, перегороженную то каменистыми ступенями, то поваленными деревьями (фото 146). Другой дороги не было - слева начинался откос, справа - бугор (фото 147)

Приходилось где поодиночке, а где - вдвоём переносить велосипеды через стволы деревьев (фото 148, 149). Наконец, выехали на поляну с памятником. Дорога растворилась в траве, а GPS немного устал и сбивчиво показывал направление. Тогда я решил рвануть напролом к источнику Су-Ат, так как другого источника воды уже не будет. Покорячившись по лесным ухабам, мы очень скоро выбрались к небольшому озерцу, которое давала начало речке Суат.

Собственно источником являлась металлическая цистерна (фото 150), играющая роль накопительной ёмкости, из верхней части которой била холодная струя воды. Набрав полные фляги, мы выбрались на дорогу, которая привела нас на основную колею, ведущую с яйлы в Генеральское (фото 151).

Панорама Демерджи-яйлы Небольшая остановка посреди каменного безмолвия Кое-где приходилось идти пешком Оглядываем окрестности с небольшого пригорка Начало тропы на Таш-Хабах Вид на село Генеральское и море со Стол-горы «Нос» Стол-горы Стол-гора и ущелье Хапхал Группа на обрывах Стол-горы Внизу - хребет Таш-Хабах В дремучем лесу Главное - не заблудиться в трёх буках... Преодолевание завалов на тропе Танин велосипед решил показать характер Перенос велосипедов Сергею на таких участках приходилось несладко Родник Су-Ат На развилке дорог

Далее дорога хоть и шла на подъём, но это уже была знакомая дорога, а, как известно, известный путь вдвое короче. Доехав до развилки, я попросил Илью съездить по правому ответвлению с целью посмотреть место для ночёвки. Он, несмотря на конец дня, выглядел бодрым, и ещё километр был ему не в тягость. Заодно оставшиеся путники в это время немного отдохнут. Я сам был там позапрошлый год, но мне хотелось, чтобы он сам принял решение о месте ночёвки. Через несколько минут он вернулся с подтверждением - место есть. Проехав двести метров по грунтовке, мы свернули вправо и вышли на лужайку, почти горизонтальную (фото 152). Ночевать в лесу я не хотел из-за боязни поджечь его - всё кругом было завалено сухими листьями и ветками, а мы хотели развести костёр.

Здесь мы будем ночевать

Поскольку время было уже за семь вечера и начинало смеркаться, мы установили палатки и начали готовиться к ужину. Развести костёр при таком обилии сухих дров не представляло труда. Костёр, по большому счёту, был не нужен; главным зачинщиком здесь выступал Илья. Я же, наоборот, старался без острой необходимости не разводить огня, чтобы не привлекать к себе внимание лесников. Ведь в Крыму период с мая по октябрь считается пожароопасным. Но так как сегодня было воскресенье, то лесники и прочие "люди при исполнении" либо пьянствовали, либо просто отдыхали; да и вряд ли они ночью будут шляться по лесам. Мы же, поев, расселись возле костра, слушая мерное потрескивание поленьев и наблюдая за полётом искр, уносящихся в чернеющее небо, на котором всё ярче проявлялись звёзды и галактики, бороздили небесную сферу спутники, поблескивая своими солнечными батареями (фото 153).

Вечерний костёр

Костёр мы тушить не стали; наоборот, подложили несколько толстых поленьев, чтобы дольше горело. Но к трём часам ночи выгорело почти всё, и мне стоило больших трудов развести костёр снова. В темноте найти дрова было сложно, а те, что были поблизости, отсырели и плохо горели. Погревшись немного (скорее от беготни, чем от костра), я, попив чая, пошёл досыпать - до законных семи часов утра.


День 7 из 12 | Предыдущий | Следующий | Начало