Иллюстрированный рассказ о велопоходе

"Горы и яйлы" (2004 год)


16 сентября

Под утро похолодало, и моё термоодеяло меня уже не спасало. К тому же неподалёку слышались какие-то шорохи и движение. Посветил фонариком - так и есть: это был ёж. При свете фонаря он удалился в кусты. Решив, что вставать ещё рано, я согрел себе кофе, попил и лёг спать. Встал, когда совсем рассвело. Но выспаться нормально не удалось: по тропинке к пляжу всю ночь бродили какие-то люди и громко разговаривали. Настроение омрачилось сдувшимся передним колесом (фото 48). Пришлось ставить запасную камеру.

С утра пришлось менять камеру Утренние сборы

Долго оставаться здесь не было смысла, и мы начали собираться в дорогу (фото 49). Предстояло преодолеть крутой подъём к шоссе, но по утру, со свежими силами он дался легко. Пройдя пешком первые двести метров подъёма, остальное расстояние можно было проехать (фото 50). А на шоссе нас ждал приятный спуск, по которому мы пыхтели вчера - к мысу Сарыч.

Выезд на трассу

Хотя маршрут был запланирован по старому севастопольскому шоссе, я не стал рисковать (лишний подъём, да и дорога была закрыта - знак я видел вчера на спуске от церкви), и мы поехали по новой трассе, единственной достопримечательностью которой был туннель, пробитый в небольшом хребте (фото 51). Другая незапланированная остановка случилась несколькими километрами позже, у Мухалатки - у Сергея опять спустило колесо. В Алупку мы приехали только в 12 часов, затратив три часа на преодоление трассы.

Проехали туннель

Первую остановку сделали на Зелёном Мысе - купили продуктов на перекус. Но надо было основательно поесть, и я предложил поехать на автостанцию, где есть несколько кафешек. Пока нам готовили заказанные блюда, мы наслаждались холодным пивом (фото 52). И тогда я, выпив, рассудил трезво: времени опять не хватало! По плану была экскурсия по Воронцовскому парку, посещение магазинов, подъём на Ай-Петри и конечная точка - Гурзуфская яйла, и за оставшиеся шесть часов светового времени выполнить это было бы трудновато.

В кафе на автостанции

Пришлось сокращать и без того урезанный график: забежали в книжный магазин (фото 53), насквозь проехали по дворцу (фото 54) и парку и по нижней дороге двинулись было в сторону Ялты. Но едва доехав до смотровой площадки на выезде из города, у Сергея опять спустило колесо!

Центральная улица Алупки Проезжаем Воронцовский дворец

Заподозрив неладное, я посоветовал ему тщательно прощупать покрышку изнутри - вдруг чего впиявилось. И точно: напротив места прокола из покрышки торчала небольшая колючка, которая методично дырявила Серёжкины камеры. Делать нечего, надо клеить (фото 55).

Замена камеры в беседке у канатной дороги

На это уходит ещё энное количество времени, и чтобы оно не уходило впустую, я занимаюсь фотосъёмкой окрестностей (фото 56, 57).
Наконец мне приходит в голову гениальная мысль: а что если махнуть на Ай-Петри на канатке, благо она рядом?! Экономим время и, самое главное, силы. А Ласточкино Гнездо, посещение которого я обещал Сергею, можно посмотреть с высоты. Сергей поначалу сопротивлялся, но я его уговорил; теперь главное, чтобы: 1) канатка работала и 2) нас пропустили с поклажей в вагончик.

Вид на Алупку от беседки Ай-петри - вид от беседки

Подъехав к нижней станции, я пошёл выяснять ситуацию. По первому вопросу всё было ОК: вагончики бегали с интервалом 7 минут. Труднее было с поклажей. После выяснения ситуации с администратором нам пришлось заплатить за себя, за велосипед и за рюкзак отдельно. Выпотрошив из карманов всю украинскую наличность, наскрёб нужную сумму и взял билеты. Как шла погрузка, надо было видеть. Мой-то велосипед в притирку вписался и в дверь, и в турникет, и в вагончик. А вот Серёжин супер-рюкзак застрял ещё на входных дверях. Контролёрша, увидев размеры наших поклаж, ужаснулась и пропустила нас вперёд без очереди. Но турникет был особого мнения о Серёжином рюкзаке и наотрез отказывался его пропускать. Спасибо тётеньке: налегла сзади, что-то треснуло, и велосипед прорвался-таки к вагончику.

В вагончике канатной дороги

Оказывается, вагончики изначально были рассчитаны на провоз велосипедов, так как расстояние между двумя дверями как раз соответствовало длине велосипеда. Прозвучал звонок, и мы тронулись. И хоть наша посадка уплотнила и без того полный салон, люди не возмущались, а скорее, сочувствовали нам. Поэтому подъём прошёл нормально (фото 58), и уже через пятнадцать минут мы стояли на верхней площадке (фото 59), созерцая морские дали (фото 60).

Зубцы Ай-Петри На верхней станции канатки

За последние двенадцать лет яйла в районе станции канатной дороги преобразилась до неузнаваемости. Если раньше здесь была первозданная пустыня с единственным несуразным козырьком станции, то сейчас это был центр торговли и развлечений. Харчевни, палатки с вином и едой, катание на всех видах животных и техники, и даже выставка орудий пыток времён инквизиции… (фото 61). Мы решили не задерживаться здесь, и, поскольку было уже начало четвёртого, выехали в направлении Ай-Петринского перевала.

Преодолев небольшой подъём, на вершине которого стояла какая-то вышка и сделав несколько снимков (фото 62 - 64), мы выехали на дорогу Ялта-Бахчисарай и - хотя нам надо было ехать влево - поехали вправо, на смотровую площадку скалы Шишко. По пути догнали небольшую группу велосипедистов, кажется, из Донецка. Они ехали со стороны Соколиного и выглядели очень замученными.

На скале Шишко нам тоже не следовало долго задерживаться, потому что там та же цивилизация, что и на канатке. Поднялись на минуту на смотровую площадку (фото 65), купили вина (хорошо, что у Сергея была местная валюта - я последние выложил в кассе канатки) и поехали прочь от излишне назойливых продавцов.

Торгово-развлекательный шалман у верхней станции Шоссе к перевалу Ай-петри Вид на Ай-Петри и канатку с востока Ай-Петринская яйла Я и «медведь»

По ЖПСу без труда определили поворот на яйлу и, проехав последние метры асфальта до турбазы Кичкине (так, по крайней мере, обозначен на карте этот невзрачный домик), съехали влево на грунтовую дорогу (фото 66).

Грунтовая дорога на Ялтинской яйле

Петляя меж холмов, она полого поднималась по яйле и скрывалась за горизонтом (фото 67). Сбиться с дороги было трудно, но я всё же изредка поглядывал на экран GPSа - расхождения были минимальны.

По Ялтинской яйле можно ехать почти везде

По мере углубления на яйлу крутизна холмов стала увеличиваться; справа появились длинные каменные стены (фото 68), назначение которых не очень понятно: одни исследователи считают, что они использовались для снегозадержания, другие предполагали, что они служили для защиты овец от падения. Тем не менее, они были построены, и построены без связующих растворов, путём подгонки камней друг к другу. Как ни странно для Ай-Петри, ветра почти не было; было тепло, но не жарко - самая оптимальная погода для велотуризма.

Проезжаем мимо «длинных стен»

Конечной точки на сегодняшний день я не планировал - куда доедем, там и заночуем (фото 69). На Ялтинской яйле я не был, а по карте трудно определить сложность маршрута и, соответственно, скорость передвижения. На первый взгляд, конца и края не было этой холмистой местности. Вернее, края были рядом - яйла в этом месте довольно узкая. Справа просматривались отроги, спускающиеся в Ялту; слева - цепь внутренней гряды Крымских гор.

Впереди - гора Эндек

А колея (фото 70) продолжала убегать за горизонт (фото 71). Постоянные спуски и подъёмы уже начали изматывать. Но солнце было ещё высоко, и, чем больше мы проедем сегодня, тем меньше останется на завтра, потому что завтра у нас намечена стыковка с нашей второй подгруппой, которая уже едет в поезде.

Слева открылась панорама внутренней гряды Крымских гор Казалось, что это плато никогда не кончится...

Заехав на очередной взгорок, мы увидели далеко внизу два водохранилища - Счастливенское и Загорское (фото 72). Первое из них питает водой Ялту - для этого в хребте был пробит туннель длинной в семь километров. У меня иногда появлялась сумасбродная идея проехать по этому туннелю на велосипеде, но, скорей всего, это невозможно по многим причинам. Хотя было бы заманчиво из Ялты сразу попасть на ту сторону гор. Тем временем впереди мы заметили группу людей. На туристов они были не похожи. Может, лесники? На всякий случай я снял GPS с руля. Когда мы подъехали ближе, оказалось, что это рабочие. Они с интересом разглядывали нас. Рядом лежали трубы, а вдалеке был какой-то механизм типа подъёмного крана. Не останавливаясь, мы продефилировали мимо них, поздоровавшись, и без лишних вопросов удалились. Надо сказать, что они были единственные, кого мы повстречали на яйле сегодня и повстречаем завтра.

Слева были видны Счастливенское и Загорское водохранилища

На подъезде к горе Лапата наша средняя скорость упала до 3 км/ч. Сергею доставалось больше - его рюкзак за счёт высоко расположенного центра тяжести мотало сильнее моего. Поднявшись на высоту 1405 м (скорее всего, это и была гора Лапата), я увидел слева от дороги невысокий каменный уступ и предложил Сергею остановиться на ночлег там, чтобы быть прикрытыми от северного ветра. Сняв панораму вечерней яйлы (фото 73), мы свернули с дороги и остановились у небольшого деревца, которое, помимо всего прочего, закрывала нас от дороги. Площадка оказалась достаточно ровной. Установив палатки, мы стали готовиться к вечерней трапезе.

Окрестности горы Лапата

Ночь обещала быть холодной: как только скрылось солнце, всё наше имущество моментально покрылось росой. Пришлось накрывать велосипед чехлом, чтобы меньше ржавел и с целью маскировки. Ужин состоялся уже в сумерках, но был скрашен бутылочкой "чёрного полковника". Из-за усталости долго не сидели - холодно, темно и сыро.


День 4 из 12 | Предыдущий | Следующий | Начало