Иллюстрированный рассказ о велопоходе

"Горы и яйлы" (2004 год)


20 сентября

Начавшийся понедельник не предвещал нам никаких неприятностей. Небо было чистое; не холодно, не ветрено (фото 154). От костра, что я разводил ночью, остался один уголёк. Постепенно все участники похода начали просыпаться. Последними, как всегда, встали Таня с Ильёй. Позавтракав (фото 155), мы стали неспешно собираться в дальнейший путь (фото 156).

Выехали уже в десять часов. Хотя по плану надо было подняться на гору Кара-Тау, я не стал рисковать и повёл группу в обход горы. Выбравшись из леса на яйлу, дорога выровнялась, по ней можно было спокойно ехать, что мы и делали (фото 157). Миновав поворот на метеостанцию, колея стала забирать вправо, прижимаясь к подножию Кара-Тау. Преодолев несколько крутых подъёмов (фото 158), мы выехали на южный борт Караби-яйлы (фото 159).

С обрыва открывался великолепный вид на море и отроги гор (фото 160). Справа возвышалось верхнее плато с вершиной Тай-Коба (фото 161), а слева и сзади, насколько хватало взгляда, распростёрлось каменное море Караби. Над обрывом величественно парила два орла, бесшумно проносясь почти у наших ног (фото 162, 163).










Далее наш путь лежал вдоль южного борта Караби (фото 164) до перевала Биюк-Капу (Большие Ворота). GPS уверенно показывал нам дорогу, правда, вибрация дала себя знать: иногда он выключался, что приводило к разрыву записываемого трека и потери времени на повторный отлов спутников. Эта беда вылечилась с помощью небольшой растяжки контактных пружин, прижимающих батарейки.

Утро на поляне Андрей за завтраком Наконец все проснулись Едем по Караби-яйле, огибая Кара-Тау Порой приходилось вталкивать велосипеды в гору Там - край земли На обрывах горы Тай-Коба Остановка на созерцание природы Подъехали к обрывам Группа у горы Тай-Коба Панорама южного борта Караби

...Караби-яйла - самое пустынное и безлюдное место в Крыму (фото 165) - за весь день мы встретили лишь одного туриста-спелика. Если не считать туристов и спелеологов, постоянный житель всего один - спелеоинструктор Гена, который живёт на метеостанции. Площадь яйлы составляет около 113 км2, подавляющая часть которой безлесна и безводна. Только на восточном конце есть два пересыхающих озера да пара-тройка родников.

Дорога до горы Кенгечь-Оба шла, в основном, на подъём (фото 166). Взобравшись на неё, мы остановились на небольшой передых. Справа открылся вид на урочище Чигинитра (фото 167), и все пошли созерцать и фотографировать (фото 168).


Продолжаем движение по яйле В гордом одиночестве... С юга Караби неприступна Караби-яйла: вид на восток

Проехав еще с километр (фото 169), ущелье открылось во всей красе (фото 170). Дорога, кстати, пошла немного вниз, давая нам возможность немного отдохнуть (фото 171). Да и погода была благосклонна: не жарко, не холодно, не ветрено, не душно (фото 172).





Так мы и доехали до перевала Большие Ворота (фото 173, 174). Здесь главное было - не спешить, правильно определить направление. Дорога, описав большую петлю (фото 175), подвела нас к спуску, в конце которого была развилка: вправо, стремительно снижаясь, уходила дорога на юг, влево - почти горизонтальная дорога вела на восток (фото 176).





У горы Кенгечь-Оба Вид на урочище Чигенитра Миновали гору Кенгечь-Оба По таким дорогам приятно ездить Незаметный вроде подъём, а ехать тяжело Небольшая передышка Подъехали к спуску у Больших Ворот Покидаем Караби-яйлу

Да ещё какая-то дорога шла сверху, по скалистому гребню. Мы выбрали среднюю дорогу, полагаясь на показания ЖПС.
Как часто бывает, хорошая тропа сменилась узкой тропинкой, петляющей между зарослями колючего кустарника. После получасового продирания через кусты мы выехали на склон каменистого гребня и стали траверсом подниматься на его хребет (фото 177).

В конце его обнаружилась небольшая ровная площадка, с которой тропинка разбегалась в разные стороны (после долгих сомнений я пришёл к выводу, что это был перевал Кучук-Капу - Малые Ворота (фото 178): самая правая круто обрывалась вниз, представляя собой нагромождение булыжников (фото 179); средняя поднималась ещё выше и терялась за гребнем; третья уходила влево вниз по склону.

Хребет в районе Малых Ворот Проход Узкие Ворота По этой «дороге» мы будем спускаться...

Поскольку лезть выше уже не хотелось, мы выбрали самую правую, и после пятнадцатиминутного отдыха (фото 180) стали осторожно спускаться по этому каменному хаосу (фото 181). Метров через сто дорога улучшилась: камни исчезли, и началась грунтовая тропа. Расслабившись, я немного отвлёкся и не заметил камня под передним колесом. В результате через мгновение я уже полировал своим телом тропинку, которая была отнюдь не гладкая и мягкая, как хотелось бы. За исключением ссадин на ладонях и правом бедре, ничего не пострадало и не сломалось. Остальные прошли этот спуск без приключений.

Вид на долину с Малых Ворот Спуск с Малых Ворот

Пройдя шестьсот метров от Малых Ворот, мы вышли на хорошую грунтовку, идущую с юго-запада на северо-восток (фото 182). Скорее всего, это была тропа Чигинитра-Кокасан. Повернув налево, мы бодро покатили по ней, благо дорога шла под небольшой уклон (фото 183). Группа сильно растянулась: байкеры умчались вперёд, следом ехал Сергей; замыкал группу Андрюша и, хотя дорога была единственной, мне приходилось несколько раз дожидаться его, чтобы он совсем не упал духом. Дождавшись его, я снова догонял авангард, чтобы они случайно не уехали в другую сторону.

Восточная оконечность Караби Панорама гор юго-восточного Крыма

В нитке маршрута у меня был заложен ещё перевал Каллистон, что в переводе с греческого обозначает "прекрасный". Но на него нам пришлось бы подниматься, а подниматься не хотелось; да к тому же хотелось засветло выехать на ночёвку к морю, что представлялось мне нереальным, если бы мы поехали через Каллистон-Алакат-Нижний Кокасан. Это был бы сильный уход на север. А нижняя дорога (фото 184), наоборот, тяготела к югу: с неё хорошо просматривалась дорога Белогорск-Приветное - конечная цель сегодняшнего маршрута (фото 185). В общем, мы выбрали облегчённый вариант и бодро сбрасывали высоту, набранную за два предыдущих дня. Спуск омрачался только двумя неприятностями: а) рой мелких мух, облеплявших тело, а особенно, израненные ноги и б) трактор, проехавший по дороге до нас, который превратил утрамбованную дождями корку почвы в рыхлую сыпуху, в которой мои тонкие колёса зарывались до спиц. Не желая падать ещё раз, я на таких участках спешивался - всё равно Андрея приходилось ждать.

Спуск через буковый лес Вид на дорогу Белогорск-Приветное

Около шести часов вечера, проехав мимо виноградников и форсировав небольшую речку Ускут, мы выехали на шоссе, ведущее в Приветное и далее - на трассу Судак-Алушта. Смыв с себя пыль и пот, мы двинулись вниз по шоссе. Отвыкшие от асфальта, мы неслись по шоссе с "бешеной" скоростью - 20-25 км/ч :-). Доехали до центрального магазина и бросились опустошать его. Первым делом взяли пива, вина. Мне захотелось попробовать варёной колбаски. В общем, набрали на вечер. А поскольку у нас в резерве был запасной день, я предложил назавтра устроить полуднёвку. Одним словом, расслабуха начинается! Проехав ещё 4 километра, мы выскочили на Судакское шоссе и, проехав сто метров направо, спустились к морю. У берега, в устье реки Ускут, располагался кемпинг, но мы там останавливаться не стали. Перейдя вброд речку, мы пополнили запасы воды из колодца, оборудованном механическим насосом, и выехали на пляж. К сожалению, пляж оставлял желать лучшего: кругом мусор, гниющие водоросли... но выбора не было - уже смеркалось, да и усталость давала знать о себе. Поставили палатки; Илья опять загорелся желанием запалить костёр, - ходил и собирал сухие палки. Ужинать опять пришлось в темноте, при свете фонариков. Вечером нас никто не беспокоил, только два солдата прошли мимо.


День 8 из 12 | Предыдущий | Следующий | Начало