По заснеженным яйлам

Иллюстрированное описание похода
2014 год


Предыстория

О, Крым! Как много в этом звуке для сердца моего слилось!
Да простит меня Александр Сергеевич за перефразирование его знаменитого романа, но для меня эта фраза должна звучать именно так. В который уже раз, собираясь в Крым, я с волнением и трепетом жду этой встречи. В сознании уже рисуются знакомые очертания гор, силуэты дворцов, простор крымских яйл и степей, причудливые изгибы улочек, вековые леса и неприступные скалы. И жду не дождусь, когда поезд умчит меня навстречу этой красоте, от которой меня отделяет чуть больше тысячи километров и сутки пути в вагоне. Как-то так получилось, что я опять собрался в Крым зимой, в январе. Наверное, причиной являлось не совсем удачное путешествие в прошлом году. В этот раз я пригласил попутчика, участника велопохода 2011 года Виктора Савина. Пешие походы для него немного не по профилю, тем не менее, он согласился, несмотря на то, что ему пришлось большую часть снаряжения покупать специально для этого похода.

Снаряжение

Спецснаряжение для пешки я купил ещё в прошлый раз - оно состояло в основном из 100-литрового рюкзака фирмы RedFox. Всё остальное снаряжение унаследовано от велопоходов. Добавилась лишь видеокамера и кое-что по мелочам: термокружка, ветрозащитный экран, дополнительная одежда. Кроме покупного снаряжения я решил соорудить санки-волокуши, чтобы облегчить перенос рюкзака при условии снежного покрова. У меня уже были короткие пластиковые лыжи, которые я использовал для испытаний передвижения по снегу на велосипеде. А для рюкзака требовалась небольшая доработка, которая свелась к установке деревянных бобышек, к которым крепились фанерные перемычки. Рюкзак же крепился старым надежным способом – двумя резиновыми шнурами с карабинами на концах. Несмотря на кажущуюся легкость конструкции, она добавила лишних 1,4 кг к общему весу снаряжения. Но я после домашних испытаний в соседнем лесу пришел к выводу, что везти рюкзак на санках гораздо легче, чем нести его на плечах. Правда, испытания проходили в достаточно хороших условиях: укатанная лыжниками трасса, незначительные спуски и подъемы, достаточно толстый и ровный слой снега. В Крыму условия будут жестче.

Маршрут

Недолго думая, я решил использовать прошлогодний маршрут, немного сократив его в начале и уменьшив дневной километраж. Сроки проведения похода тоже оставил прежними, но добавил еще 2 дня на случай плохой погоды и непредвиденных обстоятельств. Как обычно, в основной маршрут я закладывал наиболее полный и самый сложный трек, к которому добавлялись треки облегченные на случай, если график будет отставать или по каким-то причинам невозможно будет пройти “по максималке”.

Несмотря на кажущуюся банальность маршрута, в него я включил новые для меня участки:

  • - участок Школьная поляна-Кутузовское озеро (особенно интересовала роща секвой);
  • - разведка дороги/тропы от Романовского шоссе на Ай-Йори (мы в 2010 году там поблукали немного);
  • - участок от яйлы через Яман-Таш на Многоречье, и там же – прохождение т.н. Малого каньона;
  • - участок Многоречье – БКК (по верху);
  • - и давно желаемый участок от дороги Бахчисарай-Ялта до Чайного Домика с заходом на Барскую поляну, и дальше, через Сусанинский лес, мимо грота Татьяны – на стоянку Беш-Текне.

В целом маршрут должен был получиться интересный и “краєвидный”.

1 день пути – 3 января.

Самый мокрый день. Пройдено 14,7 км за 8 ч 32 мин.

Поезд приехал в Симферополь в кромешной темноте – ещё не было и семи утра (здесь и далее – время московское). Заранее было решено: в городе не мешкать, и сразу отправляться на исходную точку – Ангарский перевал. Но сразу уехать всё же не получилось, так как выяснилось, что у Виктора пропал термос. Решив, что он выпал из внешнего кармана ещё в поезде, Виктор сделал попытку вернуть пропажу, но поздно – поезд уже ушёл… Тогда, поменяв деньги в вокзальном обменнике, мы привели рюкзаки в походный порядок и выдвинулись к троллейбусной остановке. Там уже стоял готовый к отправке троллейбус 52-го маршрута, народу было не очень много, и мы загрузились в него, оплатив проезд водителю.

В Симферополе снега не было, осадков тоже не наблюдалось, что вселяло надежды на нормальное начало похода. Чтобы не проспать свою остановку, наше передвижение я отслеживал по GPSу. К Ангарскому перевалу подъехали, когда только начало светать – тем самым мы могли использовать светлое время суток по максимуму. Итак, активная часть маршрута началась 3 января в 9 часов 14 минут!

Вдохнув свежего горного воздуха с примесью бензиновых выхлопов с трассы, мы с Виктором взвалили на себя наши непомерно тяжёлые баулы и двинулись по треку. Хотя в GPS можно было и не заглядывать – дорога была знакома. Дойдя до поляны перед метеостанцией, я предложил Виктору зайти на родник, набрать воды и заодно перекусить, поскольку из-за раннего приезда мы ещё не завтракали.

Окружающая местность была окутана плотным туманом, и, как назло, начал накрапывать мелкий дождь. Нам пришлось спрятаться под навес (фото 1), для того, чтобы можно было спокойно вскипятить чаю. Кран, из которого я в прошлом году набирал воду, промёрз, вода брызгала в разные стороны из трещин, но воды таки набрали. Пока пили и перекусывали, дождь усилился. Я тем временем занимался сборкой санок, поскольку впереди сплошным ковром лежал снег (фото 2), и для них, санок, настало время суровых испытаний. Выпив по 20 грамм настойки лимонника в ознаменование начала маршрута, мы вышли из-под спасавшей нас от дождя крыши и стали взбираться на пологий склон, ведущий к Школьной поляне.

Вроде бы некрутой подъём, и рюкзак лежит на санях, но первые метры по Крымским горам дались нелегко. Мои санки за счёт более широкой базы шли довольно уверенно, а благодаря насечкам на поверхности лыж, при остановке не скатывались вниз. У Виктора ситуация была похуже. Он купил готовые санки из сплошного пластика, но, поскольку расстояние между полозьями было меньше, чем поперечный размер рюкзака, а центр тяжести выше, то при малейшем уклоне конструкция переворачивалась. Чем более неровной была дорога, тем чаще санки переворачивались, окуная рюкзак в лужи, и, казалось, этим мытарствам не будет конца.

Дождь продолжал идти мелким, но густым душем (фото 3). Моя лыжная куртка уже насквозь пропиталась влагой, и мне пришлось надеть дождевик. Хорошо ещё, что дорога была хорошо укатана – можно было идти, не проваливаясь в снег. После поворота на 117-й маршрут (вдоль высоковольтной линии) дорога почти выровнялась (фото 4) – вот тут мои санки вели себя более менее адекватно, почти как на испытаниях в подмосковном лесу.

В этот день нам встречались попутные и встречные группы – небольшие, по 2 – 5 человек, но поражало другое - их рюкзаки были гораздо меньше наших! По виду и по тому, как легко они шли, вес их рюкзаков был не более 15-20 кг. Наши монстры весили в полтора-два раза больше.

Наконец добрели до Кутузовского озера. Если бы не GPS, я бы и не догадался, что это именно озеро. Всё было засыпано снегом и заволочено туманом, и только чёрный отсыревший стол и скамейки, выполненные из цельного массива дерева, выдавали это место как турстоянку. В качестве отдыха я сделал небольшую разведку, чтобы определиться, по какой тропе лучше идти, и мы продолжили путь вдоль рощицы секвой (фото 5) (кстати, уникальное место – вряд ли в Крыму ещё встречается в диком виде это дерево). Под густыми кронами деревьев снега практически не было, и мы пошли прямо через рощу. Виктор устал бороться со своими санками и взвалил рюкзак на себя; я же упрямо вёз рюкзак на санках – кстати, они с тем же успехом шли и по мокрой листве и даже по каменистой дороге, правда, при этом издавая жуткий скрежет и шум.

В 13:20 мы вышли на основную дорогу, спускающуюся с верхнего плато, с Ангар-Буруна. Снега становилось всё меньше и меньше, а грязи – больше, которая всё увеличивалась из-за непрекращающегося дождя, который уже не сеял, а конкретно лил сплошным потоком (фото 6). Я с запозданием, но всё же решил надеть бахилы, поскольку аккуратно обходить лужи не всегда получалось. Удобства в ходьбе бахилы не добавляли, зато я смело рассекал в них по грязи, не разбирая дороги. Здесь мне тоже пришлось взвалить рюкзак на себя, чтобы не подвергать его купанию в грязной жиже. Санки бесполезно висели сзади рюкзака, пристегнутые к нему резинками. Единственная польза от них была в том, что на отдыхе снятый рюкзак аккуратно лежал на санках и не пачкался о землю.

Вместо основного маршрута на село Розовое мы пошли на Изобильное с целью попасть в местный магазин. Вот и село показалось (фото 7). Но, пока дошли до центральной площади, ещё несколько раз отдыхали: от постоянного спуска болели ноги, особенно большие пальцы ног, ныли плечи и спина. В магазине купили немного продуктов, а также бутылку вина и коньяка. А я, немного подумав, купил и сразу выпил бутылку пива. Теперь нужно было напрячь последние силы и дойти до приемлемого места ночевки. Я подумал, что оптимально будет встать около речки Улу-Узень, чтобы не тащить с собой воду. До места оставалось не более 3 километров, но даже ходьба по асфальтовой дороге в конце походного дня давалась с трудом – мы несколько раз останавливались, переводя дыхание (фото 8).

Первый привал на Большой поляне
В лесу и на дороге лежало много снега
В дупле старого бука
На пути к Кутузовскому озеру
Роща секвой у Кутузовского озера (снимок сделан камерой)
Снега почти нет, а дождь усилился (снимок сделан камерой)
Отдых на околице Изобильного. Внизу, в тумане - центр села
Панорама в сторону водохранилища

Прямо перед сходом с шоссе навстречу попалась группа туристов. Шли они по направлению от заповедника. У нас спросили – не в заповедник ли мы идём? Я на всякий случай сказал: нет, на Ай-Йори. Уже тогда у меня была мысль, что в заповедник нам не попасть.

…Река Улу-Узень протекает недалеко от дороги, параллельно ей, и ее русло хорошо закрыто от просматривания с шоссе плотными зарослями кустарника и деревьев. Уставшие и промокшие, мы не стали долго выбирать места для палаток, тем более что таких мест было предостаточно. Скинув порядком надоевшие рюкзаки, мы первым делом начали ставить палатки. Пришлось ставить по варианту «Б», то есть вначале натянуть тент, а потом внутреннюю часть. Остальные вещи без разбора отправились внутрь.

Итак, палатки поставлены, вещи убраны. Вроде бы пора и поужинать, но усталость была так велика, что первым делом хотелось просто полежать…. Дождь продолжался, и изнутри палатки он казался ливнем, поэтому выходить совсем не хотелось. Я решил приготовить супчику, не вылезая наружу, а Виктор, кажется, вообще отказался от ужина. Правда, через некоторое время мы всё-таки вылезли под дождь, и то ради того, чтобы выпить по стаканчику вина за пройденный первый день похода. Костер разводить было бесполезно, и после взаимных поздравлений с таким «удачным» началом маршрута, мы поспешили забраться в свои палатки.

После того, как я начал приходить в себя, надо было разобраться с вещами. К большому моему сожалению, несмотря на то, что рюкзак укрывался чехлом, всё было отсыревшее. Только хорошо упакованные в полиэтиленовые мешки вещи остались более-менее сухими. Но самым неприятным было то, что промок спальный мешок…. Мокрый спальный мешок НЕ ГРЕЕТ! Хотя ночная температура не опускалась ниже +2°С, к середине ночи я начал стучать зубами (фото 9). Сказалась, конечно, и перегрузка, и выпитая накануне бутылка Южнобережного Муската. Но сон был сильнее, и после периода озноба я провалился в царство Морфея.

Мой свечной обогреватель

Читать далее