По заснеженным яйлам

Иллюстрированное описание похода
2014 год


2 день пути – 4 января.

Самый тяжелый подъем. Пройдено 5,9 км за 6 ч 10 мин.

Проснулся я довольно рано – была непроглядная ночь, небо было усыпано звёздами. Это уже хорошо, можно надеяться, что удастся собраться по-сухому. Виктор ещё спал, а я тем временем решил развести костёр, чтобы хоть немного просушить свои вещи. Дрова для костра были не очень подходящими – во-первых, всё было сырое, во-вторых, древесина не та, в-третьих, собрать удалось только тонкие ветки. Чтобы хоть как-то уменьшить влажность хвороста, пришлось счищать ножом кору.

Подготовка топлива заняло достаточно много времени, зато костёр быстро разгорелся; тем временем начало светать, и я более плодотворно приступил к сбору дров. Стоя рядом с огнём, от моей казавшейся сухой одежды валил пар. Супер-непромокаемые штаны были сырые насквозь…(фото 10). похожая ситуация была и у Виктора, который уже встал и тоже пытался просушиться.

План на сегодняшний день пришлось пересматривать. Предвидя тяжёлый подъём, я предложил Виктору дойти до Ай-Йори: даже если дождь возобновится, там можно будет заночевать под навесом. Да и источник воды там рядом. А пока, свернув сырые палатки, мы начали готовиться к старту (фото 11, 12).

Вначале нам предстояло форсировать две водных преграды – реку Улу-Узень (фото 13) и её приток, который в 2010 году был сухим. Сейчас, после дождя, оба потока могли быть обильными. После небольшой разведки я решил переходить реку в бахилах, поэтому мы с Виктором сразу их надели, и в 11:30 тронулись в путь.

Просушиваем мокрое снаряжение Место нашей первой ночёвки Виктор готовит бахилы (снимок сделан камерой) Река Улу-Узень

Преодолев водную преграду и небольшой хребет между руслами двух рек, мы спокойно перешагнули через вторую “реку” (фото 14) и начали взбираться по склону горы Деве-Даг. Здесь уже не требовались бахилы, и мы их сняли. Снега не было, тропа хорошо читалась, но была очень тяжела на подъём. Приходилось останавливаться и отдыхать буквально через сто-двести метров! (фото 15) Тяжести добавляла непросохшая палатка и другие мокрые вещи (как известно, флис, например, может впитать в себя воды в несколько раз больше по весу, чем он сам). И при всём при этом надо было чётко следовать по тропе, сверяясь с GPSом, иначе легко можно уйти не туда (фото 16).

В 2010-ом мы, помнится, упёрлись в глубокие овраги, да ещё попали в разгар охоты, и нас чуть не приняли за кабанов(!). В результате пришлось спускаться без дороги, перелезая через поваленные деревья и обходя заросли кустарника. Сейчас необходимо было найти правильный путь, и с этой целью ещё дома я перерыл интернет в поисках треков других групп. К счастью, я загрузил правильный трек, который привёл нас к верховьям этих оврагов. Оказалось, что тогда мы ошиблись на какую-то пару десятков метров – взяли ниже, поэтому и оказались перед непроходимым препятствием. А если бы немного осмотрелись, то – вот она, тропа: надо всего лишь перешагнуть небольшой водоток (фото 17), и ты уже на другой стороне. Видимо, тогда мы уже здорово устали, да и охотники на нас разозлились и гнали нас прочь.

Переходим через приток Улу-Узени (снимок сделан камерой) Отдыхаем Сквозь лесную чащу иногда мелькала вершина Эклизи-Бурун Это тот овраг, который преградил нам дорогу в 2010 году (снимок сделан камерой) Вышли на заброшенную лесную дорогу Отдых на поляне

Теперь надо было добраться до поляны, после которой подъём, кажется, был не такой крутой (фото 18). GPS то же самое подтверждал: через километр после поляны горизонтали шли более полого.

На поляне мы решили отдохнуть подольше, а заодно и перекусить. Погода благоприятствовала (фото 19), и, хотя солнца не было, было довольно тепло, несмотря на появившиеся в затенённых местах островки снега – мы уже поднялись почти на 300 метров от уровня прошлой ночёвки. На отдых и перекус ушло полчаса, и этого хватило, чтобы хорошо отдохнуть и не начать замерзать (всё-таки зима!).

Здесь позволю себе сделать небольшое лирическое отступление по поводу экипировки. Поскольку из сухих вещей у меня оставались лишь термобельё и пуховик, я решил не надевать тёплые флисовые штаны, поскольку они тоже были сырыми. Вместо них поверх тонкой термухи надел болоньевые штаны, а на терморубашку – поларовую куртку. Таким образом, у меня на теле было три слоя термобелья, которые последовательно выводили пар наружу. Ветровку надевать не стал, поскольку в ней очень легко вспотеть, её пристегнул снаружи рюкзака, чтобы на привалах можно было быстро накинуть при ветре. Такая экипировка в процессе движения хорошо «дышала», несмотря на избыточную влажность воздуха.

Дальнейший путь уже не представлял больших трудностей, хотя на первом километре ещё пришлось изрядно попотеть (фото 20). Снег и лёд встречался всё чаще (фото 21), а на подходе к турстоянке обледенелый снег лежал сплошняком (фото 22). Я этим воспользовался, и часть пути провёз свой рюкзак на санках.

В общей сложности, от поляны до Ай-Йори мы останавливались на отдых пять раз.… На родник мы прибыли в 15:45, так что было время сходить на скалу пофотографировать. На стоянке под навесом отдыхали двое – мужчина и женщина, они приходили на родник. Они согласились присмотреть за нашими рюкзаками, после чего мы с Виктором налегке отправились на скалу.

Чем хорош зимний Крым, так это лёгкостью в ориентировании. Деревья стоят голые, и то, что летом и осенью не разглядишь через листву, сейчас хорошо видно, особенно, когда нет тумана. Его как раз сейчас не было, и я поторапливал Виктора подняться на мыс, чтобы застать светлое время и отсутствие тумана для фотосъёмки окрестностей. Скала была хорошо видна – мы быстро и легко (без рюкзаков!) дошли до неё, вскарабкались по небольшой каменной «лестнице» и подошли к внушительному обрыву. Отсюда всё было видно, как на ладони: Алушта, виноградники, ближние сёла, и даже Эклизи-Бурун иногда выглядывал из-за облаков (фото 23-26). В хорошую погоду, наверное, можно увидеть и более удалённые объекты, но сейчас из-за дымки и облаков ничего не разглядишь. Поэтому мы не стали там долго задерживаться – сделали несколько снимков и начали спускаться.

К тому времени те двое собрались уходить, и после их ухода мы заняли их место под навесом. Костёр ещё тлел, поэтому удалось без труда развести огонь. Правда, с дровами было туго – рядом с навесом лежало целое дерево, но оно было свежее, не ломалось и плохо горело. Пришлось прочесать окрестности в поисках более сухого топлива. Палатки я предложил поставить под крышей: во-первых, других ровных мест в округе не просматривалось, а во-вторых, в случае дождя мы сохранили бы палатки сухими. Я вначале вообще не хотел ставить палатку, но место было бойкое (к тому же была суббота) – многие приходили либо на родник, либо просто провести время на природе с неизменным для этого дела атрибутом – шашлыком. Поэтому палатки мы начали ставить уже в сумерках.

На пути к роднику Ай-Йори (снимок сделан камерой)
После очередного привала я решил везти рюкзак на санках
Финишный прямой участок перед родником, покрытый снегом
Призрачный “остров” Эклизи-Бурун Внизу - Алушта Скала Ай-Йори Пересохшее Изобильненское водохранилище

За ужином мы с Виктором окончательно решили не лезть на Бабуган, так как от мысли подъёма ещё на 500 метров наступало уныние. Этому также воспротивились мои санки: от двухдневной сырости фанерные стяжки размокли и вспучились. Идея везти рюкзак на санках провалилась, пришлось их разобрать. Чтобы фанера не пропала даром, я использовал её для костра, а Виктор свои санки подарил лесным эльфам…

Читать далее