По заснеженным яйлам

Иллюстрированное описание похода
2014 год


7 день пути – 9 января.

Самый снежный день. Пройдено 9,7 км за 6 ч 42 мин.

Проснулся я, как обычно, около семи. Проверил термометр - на улице -7°С (фото 93). С большой неохотой вылез из палатки по естественной надобности - всё та же чернота вокруг, и только звёзды, как могли подсвечивали эту темень. Как мне показалось, немного усилился ветер. Я ещё погулял немного, а потом опять залез в палатку - ждать рассвета. По плану сегодня мы должны добраться до т/с Барская Поляна. Расстояние до неё было вполне реальным, нитка маршрута была детально проработана мной ещё дома. Погода тоже обещала быть хорошей (фото 94). Я разбудил Виктора в 9 часов, мы позавтракали и вышли на маршрут в 11:00.

Мы уже втянулись в походный ритм и шли достаточно бодро. Накатанная дорога уверенно вела нас к Чайному Домику. В этой части яйлы было достаточно много лесов, в отличие от Бабугана или Караби. Я шёл и ловил себя на мысли, что намного приятнее было бы прокатиться здесь на велосипеде...

Вот мы дошли до Малого Бабулгана (фото 95). Здесь дороги разветвляются: основная и единственно накатанная дорога шла на Чайник; также должны быть дороги на Беш-Текне и Ай-Димитрий, но под снегом они не читались. Мы немного постояли здесь, на солнышке, погрелись, отдохнули, и снова тронулись в путь. До Чайного Домика оставалось около километра.

Где-то на полпути мы вышли на наш запланированный трек. В этом месте мы должны были, двигаясь во встречном направлении, проследовать через седловину гор Вилля-Бурун (фото 96) и Сарпаха к гроту Татьяны. Туда тоже была проложена колея, но с точки зрения пешехода очень неудобная; въезд на неё был перегорожен угрожающими табличками (фото 97, 98). Наверное, мы правильно решили не идти к Татьяниному гроту, поскольку снежный покров здесь был не настолько плотным, как вчера у Шаров - мы могли бы завязнуть на этом маршруте.

Сразу после этой развилки начались владения лесничества, и вскоре мы вошли в открытые ворота, за которыми виднелись постройки и несколько автомобилей, возле которых находились несколько человек. Это и был пресловутый Чайный Домик, куда я мечтал попасть уже много лет. Скажу прямо - ничего особенного тут не было; конечно, было более цивильно, чем на Даниле, даже стоял столб с маркировкой маршрутов (фото 99), и всё... Мы, не останавливаясь проследовали мимо указателя и людей, толпившихся у машин (фото 100), и по дороге, мимо собачьей будки с довольно миролюбивым пёсиком (видимо, привык уже к туристам) вышли за территорию лесничества. Далее дорога разветвлялась. Без особого труда мы определили направление нашего маршрута и зашагали по наезженной снежной колее.

Самая холодная ночёвка - утром минус 7°  Панорама яйлы к югу от Данилы качество фото пострадало из-за конденсата на объективе  Урочище Малый Бабулган  Гора Вилля-Бурун - туда мы должны были идти по плану  А вот и дорога, по которой мы должны были идти  Угрожающие таблички перегораживали въезды  Указатель направлений на Чайном Домике  Домики для отдыхающих

Дорога шла немного вверх. Я по ней уже несколько раз ходил туда и обратно, но виртуально, сидя за компом. Сейчас это помогало ориентироваться в пространстве. Только одна проблема была с поиском Партизанской пещеры. Я знал, что она где-то рядом со стоянкой “Чайный Домик”. Вот мы прошли вертолётную площадку, вот - сама стоянка (как обычно, стол и две скамейки из цельного ствола дерева), а где же пещера? GPS показывал, что она должна быть дальше метров на 200. Мы продолжили путь дальше, не останавливаясь у стола, но в обозначенной точке пещеры не было, более того, не было даже намёка на пещеру. Мы дошли до большого камня на обочине дороги, после которого дорога стала более пологой, но пещеру так и не увидели (фото 101).

Но такого не может быть! Я предложил Виктору немного передохнуть, а сам взял навигатор и пошёл по слабо выраженной тропе влево и назад, в надежде, что пещеру будет видно сверху. Но и здесь мне не повезло - никаких намёков - ни тропы, ни отверстия... Откуда ни возьмись, наполз туман, и дальнейшие поиски я решил прекратить. В конце концов, свет клином что ли сошёлся на этой пещере?! Я вернулся к Виктору, после чего мы перекусили бутербродами с чаем и пошли дальше.

Дальнейшая дорога не представляла трудностей для ориентирования, так как шла по хребту, без ветвлений и пересечений с другими дорогами. Только у трёх старых грабов мы заметили ответвление влево - это уходила тропа на Ховалых и Ай-Димитрий (фото 102). А наша колея постепенно поднималась по склону горы Седам-Кая, но на саму вершину не заходила, как было показано в картах, а обходила её справа. Туман тем временем сгущался, скрывая от взгляда окружающую местность. Где-то на середине пути нас обогнали три джипа, внезапно появившиеся из пелены (фото 103). По-видимому, это были отдыхающие - те, которых мы встретили на Чайнике. Машины были полны молодых людей и девчонок - понятно, ехали на пикник на Барскую Поляну. Нам, конечно, такие шумные соседи были ни к чему, но я надеялся, что на ночь они не останутся.

После этой неожиданной встречи дорога перестала набирать высоту и понемногу стала снижаться. GPS показывал, что поляна уже близко, а пещера Данильча-Коба - ещё ближе. Вот дошли до могучего дуба (или бука?), на котором была табличка: “Барская Поляна” (фото 104). После дуба дорога повернула влево и резко начала сбрасывать высоту. Пещера была где-то очень близко, но опять мы не видели ничего похожего на пещеру. Дорога шла по крутому склону, и, по-видимому, пещера была где-то под ногами, так что увидеть с дороги её было невозможно. Как и следовало ожидать, обогнавших нас джиперов мы встретили на площадке перед Барской Поляной. У них уже был пир горой; один парень пытался с помощью бензина, наверное (судя по копоти) развести костёр. Его товарищи уже приступили к распитию, девчонки выкрикивали что-то невразумительное - короче, пикник! Мы, поздоровавшись, спокойно прошествовали мимо и скрылись в тумане. Поляна была не очень большая, на 3-4 палатки; было также и костровище, и брёвна для сидения (фото 105). Мне это место сразу понравилось, тем более, что с неё должен открываться великолепный вид, скрытый сейчас в облаках.

Палатки пока решили не ставить, подождать, пока граждане отдыхающие не съедут. Виктор решил сходить за водой в пещеру (тропа к Данильче начиналась почти от поляны), а я тем временем начал готовить обед. Нам повезло: уже в четыре часа шумные соседи попрыгали в машины и укатили. Ветер немного усилился и начал разгонять туман (фото 106), постепенно обнажая окрестности (чтобы мы, наверное, сразу не обалдели от потрясающих видов). Вначале робко показалась вершина горы Бойка (фото 107), в разрывах облаков начало мелькать село Соколиное (фото 108, 109); но ветер был неумолим: он всё дальше и дальше гнал облака, и они безропотно подчинялись его напору. В конце концов ветер победил: горизонт расчистился, выглянуло солнце, и мы увидели во всей красе и Бойко, и Большой Каньон, и село, и предгорья, поросшие лесом (фото 110, 111). Армия облаков была побеждена, и только жалкие обрывки прижались к скалам и прятались по ущельям. Гора Седам-Кая обнажила свой могучий обрывистый склон, а на горе Бедене-Кыр можно было увидеть “шары” (фото 112).

Виктор пришёл, полностью затаренный водой, после чего мы занялись фотосъёмкой. Один вид был краше другого, новый ракурс был интереснее предыдущего. Я даже спустился на нижнюю видовую точку, где находилась памятная табличка героям-партизанам. В общем, оторвались по полной (фото 113 - 118).

Поскольку времени до захода солнца было ещё предостаточно, я подумал, что неплохо бы разведать короткий путь от Барской (фото 119) к Каменному повороту. На одной из карт я видел слабо выраженную дорогу: нужно было удостовериться, есть ли она и насколько проходима. Поэтому я взял навигатор и фотоаппарат и пошёл на разведку этого пути. Он начинался как раз у того дуба с табличкой - в ту сторону даже вела колея, но она скоро кончилась, и мне пришлось идти по треку, который был нарисован очень приблизительно. Поначалу я немного заплутал при обходе скального участка и вышел на большую поляну с глубоким и рыхлым снегом и исхоженную кабанами. По GPS понял, что иду не туда, развернулся и начал искать обход скальника. Вскоре даже попалась чуть заметная тропка, периодически скрывающаяся то в снегу, то в листве. Похоже, что тропа вела как раз на западные обрывы, но идти по ней было непросто - кругом торчали камни, дорогу преграждали каменные ступени (фото 120) - навернуться с рюкзаком было проще простого. Даже налегке в отдельных местах перелезать через валуны было сложно. Возможно, где-то ещё была тропа лучше этой, только под снегом найти таковую было делом нереальным.

Вышли на хребет, ведущий к Барской Поляне Левая тропа уходит на Ай-Димитрий Призраки Поворот к Барской Поляне Нижняя поляна Туман понемногу рассеивается Из облаков показалась вершина Бойка Далеко внизу видны домики Соколиного Соколиное крупным планом Облака уходят Панорама массива Бойко, села Соколиное и Большого каньона На “длинном конце” объектива можно снять даже “шары” По склону Седам-Кая струились облака Вершина Бойко в окружении облаков Вертикальные обрывы Серт-Кая Вторая видовая точка - рядом с памятником партизанам Скромная памятная табличка Виктор снимает с верхней точки
Основная турполяна с костровищем - отсюда начинается тропа к пещере Труднопроходимые места на пути к восточным обрывам Вот так приходилось сушить ботинки

Я вернулся на поляну и сообщил Виктору о результатах похода. Порешили идти по старому пути, хотя это был значительный крюк, а сокращёнки оставили на более благоприятное время. Я думаю, что эти места незаслуженно обходились вниманием - как для пешего, так и для велосипедного маршрута местные дороги достаточно привлекательны, ландшафты живописны, много мест для ночёвок, много родников. Перспективу завтрашнего дня мы обсудили, пора было заняться подготовкой к ночлегу: установить палатки, поужинать, отдохнуть, чтобы завтра с новыми силами пройти достаточно протяжённый участок, хотя и под горку. Я поставил палатку на снегу, а чтобы меньше тянуло холодом, подстелил под неё лавсановую теплоотражающую плёнку.Виктор установил палатку на уже подготовленном до нашего прихода месте - там снег частично отсутствовал. Теперь можно было погреться у костра. Правда, с дровами было проблемно: валежника не было, а то, что стояло на корню, не ломалось. Но всё же что-то удалось наломать, и на вечер у нас был костёр. Здесь даже связь была, мы смогли позвонить домой.

Легли, когда уже было совсем темно. Костёр прогорал, а искать ночью ветки на крутых склонах не очень-то хотелось. Я залез в палатку и зажёг последнюю свечку, а чтобы тепло зря не пропадало, пытался подсушить над “домиком” свои ботинки. Держать их на весу было утомительно, поэтому я приспособил петлю от внутренней палатки, привязав к ней ботинки (фото 121). От ботинок валил пар, но висели они очень долго без видимых результатов. Дождавшись, когда свечка прогорит, я оставил ботинки в висящем положении и заснул.

Читать далее