По заснеженным яйламИллюстрированное описание похода
|
Главная страница >> походы >> поход 2014 года | Дни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Следующий |
Проснулись, как только начало светать. Позавтракали, собрались, отзвонились хозяйке и вышли, захлопнув дверь. До автостанции пошли пешком. Погода с утра была хмурая, но в просветах облаков было видно, что на горе хорошая погода. Таксисты, несмотря на сезон, взвинтили цену. Да и желающих ехать наверх было мало. Договорились с одним пенсионером за 300 грн. Он поторапливал нас, чтобы успеть проскочить милицейский кордон у водопада - дорога на Ай-Петри была официально закрыта. Мы проскочили до выставления милицейского поста. Действительно, желающих прокатиться на гору мы не встретили, и сверху тоже никто не ехал. Позже стало понятно, почему: где-то около Тюзлера появилась наледь на дороге, и чем выше мы поднимались, тем больше было льда. А на последнем повороте мы вообще застряли - всё было покрыто льдом (фото 75), а резина, по-видимому, была летняя... Кое-как, враскачку, удалось вскарабкаться на финишный прямой участок - дальше проблем не было.
Водила достаточно спокойно вёл машину, поэтому мы нигде не останавливались (обычно меня укачивает на серпантинах). Исключением была остановка на самом последнем серпантине, прямо перед Шишко (фото 76). Мы вышли буквально на две минуты, чтобы запечатлеть зрительно и на фото впечатляющий пейзаж: безбрежное море ослепительно белых облаков, яркое солнце, голубое небо, и зубцы Ай-Петри, как нос корабля, плывущего по этому белому морю! Можно любоваться этим вечно (фото 77), только такси ждёт, ведь мы договорились, что нас довезут до грунтовки у ”шаров” .
Дорога по плато представляла собой одноколейку, пробитую колёсами в сплошном ледяном покрове. Водитель нас даже попросил, чтобы мы не вылезали из машины, пока он не развернётся - боялся забуксовать. Мы расплатились с водителем и остались один на один с нашими рюкзаками и бескрайней заснеженной яйлой (фото 78). Поначалу казалось, что так и застрянем тут, в снегах. Но нам повезло. Во-первых, дорога была наезжена снегоходами и даже каким-то внедорожником. Во-вторых, снег смёрзся настолько, что выдерживал вес человека с рюкзаком! Ветра практически не было, а солнце реально припекало! Шли в основном по дорожке, накатанной снегоходом. Поскольку дорога была равнинная, останавливались редко, в основном для фотографирования (фото 79, 80, 81). Через час пути остановились под навесом - для перекуса. Здесь как раз была развилка дорог на Воронцовку (фото 82). Мы решили туда не идти (вода у нас ещё была), а двигаться напрямую на т/с Данила - там должны быть родники.
По этой дороге я шёл впервые. После домика дорога плавно начала спускаться в слабо выраженный распадок, постепенно уходя в лес. Здесь было прохладнее, поэтому надолго не останавливались, чтобы не остыть. На одной из остановок был конфуз. Впереди, за деревьями, мы увидели какое-то животное, двигающееся поперёк дороги. Цвета почти чёрного, никаких звуков не издающее - и быстро исчезло из виду. Кабан? Да, кабан - подтвердил Виктор. Я решил сделать разведку: приготовил фотоаппарат к съёмке, стараясь как можно меньше шуметь, пошёл вперёд. И каково же было моё удивление, когда вместо кабана предо мной предстала... корова! (фото 83) Как оказалось, мы уже дошли до Данилы, и коровы (там их было несколько, и ещё бычок) были с этого хутора. Подойдя ближе, мы увидели избу и двор с сараями и трактором. Навстречу выскочила собака, залаяла, готовая разорвать гостей, но, когда я подошёл к ней, успокоилась и даже дала погладить себя.
В доме находилось... как бы правильно сказать... два живых существа: один из них был старый дед с седой бородой, другой - непонятно, какого пола человек с красным, как свёкла, лицом; он (или она?) лежал на кровати. Оба очень долго соображали, что к ним, кажется, кто-то пришёл. Они долго обсуждали, кто же из них выйдет, наконец, вышел дед с бородой, а вслед за ним и другая персона. Я спросил у них насчёт воды, турстоянки, но они сказали, что колодец, скорее всего, замёрз, а стоянка не функционирует из-за отсутствия хозяина. Я понял, что от них ничего не добиться, извинился и вернулся на дорогу, где меня ждал Виктор (фото 84). Я вкратце объяснил ему ситуацию, и мы двинулись дальше.
Буквально через пять минут слева от дороги показались домики - это, собственно, и была стоянка Данила (фото 85). В настоящий момент она пустовала, всё было заперто, но место нам приглянулось, и мы решили встать на ночёвку здесь, несмотря на то, что ещё был приличный запас по времени и по силам. Виктор сначала хотел поставить палатку на веранде одного из домиков. Мне эта идея не понравилась - низкая крыша меня морально угнетала, и к тому же пришлось бы разгребать смёрзшийся сугроб. Поэтому я решил ставить палатку рядом с домом, на снегу. А пока решили пообедать, для чего требовалось пополнить запасы воды. У меня были забиты в GPS две точки с родниками поблизости, и, немного передохнув, я налегке пошёл на разведку.
Пройдя вдоль пустующей фермы по дороге, я свернул влево, следуя показаниям навигатора. Впереди не было даже намёка на источник, тем не менее, я решил дойти непосредственно до точки, обозначающий родник. И действительно, в небольшом понижении появились очертания какого-то сооружения, которое вблизи оказалось большим кольцом, немного возвышающимся над землёй и перекрытое бревенчатым настилом (фото 86). Заглянув внутрь, я увидел полынью, покрытую льдом, а рядом - ведро с привязанной к нему верёвкой. Значит, это и есть тот колодец, про который говорил дед с бородой. Проваливаясь по колено в разрыхлевший снег, я аккуратно выбрался из низинки, практически не замочив ног, и вернулся к домику. Виктор взялся добыть воды - я объяснил, как найти источник и посоветовал ему надеть бахилы, ведь он тяжелей меня и мог бы провалиться в подмокший снег (фото 87).
Пока Виктор ходил за водой, я решил принять солнечные ванны: расстелил коврики так, чтобы не дуло в спину и сел спиной к стене домика, вытянув свои конечности, и закрыл глаза. Впечатления непередаваемые словами: вокруг лежит снег, ни одной живой души, безветрие, тишина, нарушаемая только звонкой капелью с крыши, и - солнце! (фото 88, 89) Яркое, тёплое, ласковое! Я пригрелся так, что сначала снял поларку (фото 90), а потом и нижнее термобельё! Пришёл Виктор с водой, и первым делом мы выпили по стаканчику муската за такую красоту (фото 91). Не теряя времени, но продолжая греться на солнышке, я стал готовить обед. После вчерашнего магазина запасов было с избытком, поэтому можно было не экономить. В самый разгар поглощения супа к нам явился гость - тот самый пёс, которого мы встретили у домика с коровами. Собака осторожно подошла и деликатно уселась рядом, глядя в глаза и ожидая угощения. Пришлось скормить ей несколько кусков хлеба, смоченного в супе. Псина очень аккуратно брала еду из рук, а когда я ей сказал, что, мол, хватит, иди домой - она так же спокойно удалилась восвояси. На редкость умная собачка!
Как ни крути, зимний день короток. Вот солнце стало чиркать по макушкам деревьев, а вот вообще закатилось за холм. Сразу вспомнилось, что сейчас зима: похолодало резко, капель прекратилась, и надо было одеваться (фото 92). Пока совсем не стемнело, поставили палатки. Чтобы колышки держались в снегу, его пришлось утаптывать. Подготовившись к ночлегу, мы с Виктором коротали вечер - за разговорами, за чаем, за вином... Стемнело окончательно. На небе высыпали звёзды - те самые, крымские, которыми я любовался в давнишних летних походах. Тогда можно было всю ночь лежать на травке и глядеть в бесконечность, сейчас же приходилось сидеть в двух куртках и в меховой шапке-ушанке (наконец-то она мне пригодилась!). Здесь в качестве лирического отступления, надо заметить, что подавляющее большинство взятого мной снаряжения в той или иной мере пригодилось в походе. Не воспользовался лишь надувной подушкой, вместо которой я использовал мешок с курткой, большим п/э пакетом для защиты рюкзака, и, как ни странно, - спичками, поскольку горелка зажигалась от пьезоподжига, а костёр я разжигал зажигалкой. Даже такая тяжёлая и казалось бы, бесполезная вещь, как бинокль, тоже сослужил свою службу.
Итак, “картина маслом”: заснеженная яйла, абсолютная тишина, темень, холод, призрачные строения, и два существа из отряда homo sapienc сидят на порожке заброшенного домика на фоне восходящего Юпитера... Виктор сдался первым и пошёл спать. Я, поскольку был теплее одет, ещё продержался некоторое время, но заскучал и тоже залез в палатку. Вот так и закончился этот, по-настоящему первый зимний походный день.