По заснеженным яйлам

Иллюстрированное описание похода
2014 год


11 день пути – 13 января.

Самый короткий дневной маршрут. Пройдено 0,8 км за 0 ч 20 мин.

Я опять проснулся в 7 утра. Дождя не было; температура за бортом составляла +2°С. От нечего делать попробовал разжечь костёр. Всё было мокрое, хоть выжимай, даже мелкие веточки не хотели загораться. Пришлось выдернуть из блокнота несколько листов бумаги (сухой спирт у меня кончился ещё вчера) - костёр задымил, но всё-таки не затух, и постепенно начал разгораться. Большой надобности в огне не было, только для сожжения отходов - пакетиков, упаковки, пластиковых бутылок. В девять, как всегда, разбудил Виктора (фото 183). Благодаря небольшому ветерку, удалось просушить (насколько возможно) тент. Я не очень рассчитывал на кардинальное улучшение погоды, поэтому, как только тент стал более-менее сухим (по крайней мере по нему не стекала вода), стал упаковываться. Пока Виктор завтракал, я сходил на реку (фото 184), умылся и почистил ботинки и брюки.

Теперь нам надо было определиться, как быть дальше. Глобально было два варианта, о которых я говорил раньше: первый, и более предпочтительный вариант - доехать на частнике до Ай-Петри, откуда спуститься в Алупку и найти квартиру; второй вариант - ехать из Соколиного в Севастополь, и уже там искать квартиру. А пока решили дойти до села и попробовать договориться насчёт машины (фото 185). Нам повезло больше (и раньше): когда мы уже вышли на дорогу, нам навстречу попалась машина; водитель остановился и неожиданно предложил нам доехать до Ай-Петри. Сразу встал вопрос о цене, которая нас порадовала: по 60 грн с человека, что гораздо дешевле, чем по расценкам такси. Правда, в удобствах мы были ограничены - в Шевроле, кроме водителя, было ещё два человека, а багажник был занят ящиками с лепёшками. Всё же удалось положить рюкзаки поверх лепешек, закрыв их какой-то тряпкой, а мы устроились на заднем сиденье втроём.

На этом наша активная часть маршрута закончилась, и мой рассказ тоже можно было закончить, но было бы несправедливо не сказать о наших дальнейших приключениях. А они начались буквально с того момента, когда мы сели в машину.

Начать с того, что наши попутчики были татарами из Соколиного. Нет, к нам они относились вполне спокойно, но уж очень сильно агитировали за свою веру. Я в эти дебаты не вступал, а Виктор втянулся в полемику, хотя я не очень приветствую разговоры на эту тему. Хорошо, что дорога была довольно сложная - водитель был сосредоточен на вождении, что не давало ему возможности более рьяно отстаивать свои взгляды.

Дальше - ещё интереснее. На фоне политических бесед, когда мы уже выбрались на яйлу, нас начал атаковать ветер. Особенно зверствовал ветер на Ай-Петри, куда татары привезли хлеб. Когда открыли задний багажник, нас чуть не выдуло...Потом мы поехали к канатке - там у ребят была торговая точка. Эта дорога вообще вся была покрыта льдом, плюс боковой ветер... Когда мы высаживались из машины, нас моментально охватило ледяным ветром, выдувая остатки тепла, накопленного в машине. Скорее пришлось одевать куртки. Чтобы не превратиться в замороженные тушки, пошли в кафе - погреться и заодно пообедать. Сделали заказ и пошли разузнать, работает ли канатка.

Как оказалось, дойти 50 метров до станции канатной дороги было не так просто. Во-первых, было жутко скользко. Не падали только благодаря небольшой “пупырчатости” льда (наверное, из-за этого и машина ехала без пробуксовки). Во-вторых, ветер был такой силы, что, если бы не парапет по краю площадки, нас снесло бы с обрыва (фото 186, 187). Как и следовало ожидать, канатка не работала по метеоусловиям, по крайней мере, до двух (16:00 мск) часов. Нас это не устраивало, поскольку неизвестно, когда прекратится ветер и заработает канатка. Ещё менее перспективным было повиснуть в вагончике над пропастью, раскачиваясь, как сопля на ветру (фото 188). Короче, договорились с тем же татарином, что он нас подбросит до Алупки, правда, уже по коммерческой цене (300 грн). Но только после обеда.

На обед мы взяли суп, шашлык и вино. Перед этим продегустировали не только вино, но и чачу. Наелись, напились, и, не мешкая, собрались в путь - Шевкет был готов и ждал, когда мы закончим с едой. Мы быстренько перебазировались из кафе в машину и тронулись в путь. Опять немного экстрима по обледенелой дороге (фото 189, 190), а на основной трассе уже более спокойно: за несколько тёплых дней, прошедших после нашего первого визита на Ай-Петри, дорога успела хорошо подтаять. И сейчас, если бы не ветер, то было бы тепло - солнце припекало.

Вот так, нежданно-негаданно, нам удалось увидеть и почувствовать всем телом крымскую горную зиму.

По дороге выяснилось, что наш водитель плохо знает южный берег Крыма. Пришлось включать GPS, чтобы заранее предупредить его, где надо сворачивать. Тут меня одолело любопытство - в каком состоянии сейчас находится водопад Учан-Су. Я попросил водилу остановиться - он был не против. Здесь, как ни странно, денег тоже никто не просил. Водопад был достаточно мощным (фото 191), но подойти к парапету всё-таки дал. С площадки перед водопадом даже была видна Ялта, обычно не просматриваемая в тёплое время года из-за листвы (фото 192).

Мы не стали долго задерживаться у водопада, вернулись к машине, и застали нашего водителя за намазом: Шевкет, разувшись, стоял на коленках на коврике и отбивал поклоны в сторону Мекки. Мы не стали мешать ему совершать обряд, я только попросил Виктора не ввязываться снова в религиозные дебаты, потому что чувствовал, что растёт напряжение со стороны татарина. Он тоже, видимо, понял, что может зайти далеко, и, когда мы снова поехали, ушёл от темы религии на более нейтральные. До Алупки оставалось ехать недолго, я отслеживал нужный нам поворот и сообщал водителю, сколько ещё осталось ехать. Он и правда очень плохо ориентировался в этом районе, а по Алупке ехал в лёгком шоке, особенно когда мы проскочили нужный поворот. Боясь заблудиться, он нас высадил на первой ближайшей площадке, получил договоренную сумму и уехал.

Таким образом, мы оказались в Алупке, на улице Говыриных - недалеко от дома культуры. Теперь нам предстояло найти жильё. Я решил сначала использовать мои знакомые адреса на ул. Ленина, поэтому мы сразу направились туда. По дороге зашёл на автостанцию, и с удивлением и радостью узнал, что автобус до Севастополя ходит; рейс, правда, был всего один в день, но время отправления - 10:30 - нас вполне устраивала. Теперь нам не придётся, как в прошлом году, ехать в Ялту. Если бы ещё и с квартирой так повезло...

Когда мы дошли до знакомого места, я попросил Виктора подождать, а сам пошёл к дому. Во дворе как будто все вымерли, только одна старушка копошилась с микроскопическом садике (по-моему, это была Татьяна Васильевна - мы однажды, в 1996 году, снимали у неё угол). Я спросил, сдаёт ли кто жильё. Сначала она стала отмахиваться, но когда я стал упоминать имена бывших соседей, посоветовала обратиться в соседнее жилище, и даже проводила меня туда. Как раз тут я и ночевал в прошлом году! Только хозяйки не было, и когда она будет, тоже непонятно. В доме напротив также никого не оказалось - вот так, ни с чем я вернулся к ожидавшему меня Виктору.

Нам ничего не оставалось делать, как идти дальше, в расчете снять жильё на Зеленом Мысе. По дороге я позвонил одному мужику, который приглашал нас в 2009 году, но он тоже не отвечал. Тогда, увидев на столбе прибитую фанеру с рукописным объявлением, решил позвонить по нему. На удивление, мне ответили, и, узнав, что мы хотим снять жильё, попросили подождать минуту прямо здесь. Действительно, ровно через минуту к нам вышла женщина и пригласила посмотреть квартиру. Я пошёл, Виктор остался на улице с рюкзаками. Резиденция состояла из двух комнат: одна большая, с двумя большими кроватями, гардеробом и телевизором, другая - крошечная с одной кроватью и тумбочкой, а при входе - умывальник с краном и газовая плита. Туалет и душ находились на улице в отдельном блоке. Конечно, условия были немного хуже, чем в Ялте, но когда мы узнали цену, то сразу согласились - тётя Маша (так её звали) попросила всего 100 грн за всё.

Мы с Виктором сразу расплатились и затащили вещи внутрь. Сушить нам ничего не надо было, поэтому, чтобы использовать светлое время по максимуму, пошли на прогулку в город. Конечно, особо не разгуляешься, ведь шёл уже пятый час дня, но очень хотелось выпить. Я знал несколько точек, где торгуют в розлив и повёл Виктора на улицу Фрунзе. Там мы остограммились и пошли к Воронцовскому дворцу (фото 193). К сожалению, набежали тучи, пошёл мелкий осенний дождик с ветром, и наша прогулка вышла не очень приятной (фото 194). Но всё-таки я довёл Виктора до конца парка, к тому месту, где в былые годы прошлого века (!) мы останавливались на ночёвку (фото 195). Здесь всё было так же, даже кипарис стоял на своём месте. Немного полюбовавшись суровым видом зимнего моря (фото 196, 197), мы пошли обратно, ведь нам надо было ещё зайти в магазин, чтобы купить еды, ну и вина - чтобы отметить завершающую ночёвку (фото 198, 199). Всё это мы сделали в торговых точках Зелёного Мыса, после чего вернулись в дом.

После возвращения на базу мы сходили в душ, после чего принялись за праздничный ужин. А праздничным он был вдвойне: окончание похода и старый новый год! Попировав, стали собираться ко сну. Теперь наша задача - хорошо выспаться и не опоздать на завтрашний автобус; поэтому подъём опять был назначен на девять утра.

Палатка Виктора Река Коккозка протекала рядом Вид на поляну, реку и горы Вид на Ялту от канатки Ветер просто сбивает с ног! А там, внизу, наверняка тепло... Заснеженная, ветренная яйла Панорама Айпетринской яйлы с дороги Знаменитый водопад Учан-Су Сквозь голые деревья хорошо видна Ялта Воронцовский дворец хорош в любую погоду На Ай-Петри творится ужасное... Легендарное место наших летних ночёвок На Чёрном море штиль Вдали - санаторий Ай-Петри Ночные виды Алупки со смотровой площадки Ночные виды Алупки со смотровой площадки
Читать далее