По заснеженным яйлам

2014 год

8 день пути – 10 января.

Самый длинный спуск. Пройдено 11,4 км за 5 ч 20 мин.

Проснулся я ещё до рассвета, кажется, опять в семь часов. До восхода было ещё далеко, но уже можно было разглядеть, что все низовья были затянуты облаками (фото 122). И только самые верхушки гор торчали из молочной пелены (фото 123), как призрачные острова. Когда немного посветлело, я попытался заснять такую нереальную красоту, но сделать это было непросто - для фотоаппарата было недостаточно света. Только когда солнце подзолотило небосвод, удалось снять приемлемые панорамы (фото 124, 125).

Я собрался пораньше Виктора, чтобы выиграть время для прогулки к пещере-гроту Данильча-Коба. Чтобы не ходить даром, взял пустые бутылки. Начало тропы было обозначено плакатом (фото 126), тропа хорошо натоптана, но требовала некоторой аккуратности при движении (фото 127). Сам грот был небольшим (фото 128), с низкими сводами и большим количеством больших и малых ванночек, наполненных кристально чистой водой (фото 129). Вода сочилась и по потолку, собираясь в капли на мини-сталактитах - капéль была повсюду. Я вначале набрал воды в бутылки, потом сделал несколько фото (фото 130, 131), насколько позволила моя фототехника и освещение.

Вышли на маршрут в 11:40. После вчерашней неудачной разведки мы решили не испытывать судьбу и пошли прежней дорогой. Знакомая дорога кажется короче, тем более что после небольшого крутого подъёма в основном был спуск. В отличие от вчерашнего дня сегодня тумана не было, и можно было лучше осмотреть окрестности дороги.

Через час десять подошли к знакомому месту - к каменной глыбе на обочине дороги, где вчера мы перекусывали. Меня снова заинтересовала Партизанская пещера, которую мы не смогли найти - она должна быть где-то здесь! Координаты пещеры в навигаторе были неточными, поэтому мы стали искать глазами какое-нибудь понижение или следы, ведущие в эту пещеру. Погода стояла солнечная, что давало нам больше шансов найти её. Мы почти дошли до столиков, расположенных на турстоянке Чайный Домик, как я заметил справа от дороги памятник, и немного впереди - тропинку. Мы с Виктором сняли рюкзаки, поставили их на скамейки и с фото-видеоаппаратурой направились по этой тропинке.

Тропа привела нас прямо к входу в пещеру Партизанская. Только лезть в неё что-то не захотелось: узкий лаз, скользкие и грязные камни не вызывали воодушевления. Данильча-коба была куда более гостеприимна. Поэтому, не тратя времени даром, мы вернулись к нашим рюкзакам и решили сделать небольшой отдых с перекусом (фото 132).

Раннее утро. Горы превратились в острова Панорама окрестностей Соколиного Рассвет над Орлиным Залётом Вид на горы в районе Солнечноселья: хребет Кызыл-Баир, г.Окурка и Сююр-Тепе Начало тропы от Барской поляны к гроту Данильча-Коба Тропа идёт по обнажённым корням Вход в пещеру-грот Данильча-Коба Внутри грота - несколько ванночек с кристально-чистой водой С потолка по крошечным сталактитам стекала вода Природная опора “потолка” грота Отдых и перекус на стоянке “Чайный Домик”

Тем временем, солнце перевалило за полдень, а идти ещё далеко. Успокаивало лишь то, что идти придётся вниз, и по проезжей дороге (опять эти велосипедные замашки!). Сорока минут нам хватило, чтобы хорошо отдохнуть и перекусить, после чего мы снова тронулись в путь - опять вышли к забору Чайного Домика, и по основной дороге зашагали к следующей достопримечательности этого района - Юсуповскому озеру.

Вначале дорога была покрыта где льдом, где плотным снегом, но по мере спуска и в зависимости от ориентации склона снег и лёд постепенно замещались щебнистой колеёй, кое-где покрытой грязью и лужами. По пути встретили непонятный водоток: на родник не похоже, скорей всего паводковые воды. Снега здесь уже не было, так как этот склон хорошо освещался солнцем. Да и день был по-весеннему тёплым. Радуясь теплу и солнцу, я весело шёл по лёгкой дороге, болтал с Виктором, но ещё помнил вчерашнюю разведку сократа, и теперь хотел посмотреть, есть ли выход той тропы на эту дорогу. Тропа должна выходить на крутой разворот, и обозначена на картах (фото 133).

Когда мы дошли до этого разворота, я попросил Виктора посторожить рюкзаки, а сам налегке пошёл смотреть, куда ведёт дорога с угрожающей табличкой на въезде (фото 134). Далеко углубляться не стал - было очевидно, что дорога есть; дошёл до красивого уступа, на краю которого рос одинокий можжевельник (фото 135). Отсюда открывалась обширная панорама на ущелье, хорошо был виден Каменный поворот (фото 136), а также почти весь наш предстоящий путь до него. Меня он, скажем прямо, не очень обрадовал: поскольку дорога шла в теневой части склона, она была покрыта льдом (фото 137). Рано мы обрадовались, что вышли на сухую землю... Об этом я сообщил Виктору, когда вернулся.

Как ни хорошо было сидеть и греться на солнышке, пришлось идти в тень. Льда пока не было, но стало заметно сырее. А когда мы ещё раз круто повернули, но теперь налево, вот тут и начался ещё один неприятный участок, где со льдом, где с лужами и грязью. Приходилось всё время лавировать между лужами и балансировать на скользком льду. Так продолжалось до самого Каменного поворота. На самом повороте ещё светило солнце, и, пользуясь возможностью, мы начали фотографировать всё и вся (фото 138). Вид здесь был немного похуже, чем от можжевельника, но зато в интересном ракурсе предстала скала Сююрю-Кая (фото 139). Также отсюда было видно начало каньона (фото 140). Наверное, летом здесь должно быть особенно красиво, а пока только чёрные голые стволы леса, покрывающего склоны гор. Где-то внизу, совсем недалеко, шумела вода, только разглядеть ничего не удавалось. По всей видимости, это шумела река Сары-Узень, низвергающаяся с Юсуповской плотины.

Здесь же мы встретились со встречной группой, состоящей из двух парней, которые отдыхали на видовой площадке. Немного обсудили наши маршруты: оказалось, что они идут встречным маршрутом - от Большого каньона на яйлу, в Сусанинский лес. Также они заверили нас, что на Бойке сухо, только есть небольшой лёд в районе водопада Серебряные Струи. Нас с Виктором заинтересовало, как парень будет надевать рюкзак, лежащий на земле, и такой способ нас удивил: наш коллега лёг на него, продел руки в лямки, и, используя трекпалки, подтянулся и встал на ноги. Да, каждый изгаляется, как может. Мы же по ставшей уже традиции по очереди помогли друг другу надеть рюкзаки и пошагали к Юсуповскому озеру.

Озеро оказалось очень близко от Поворота (фото 141). Река Сары-Узень, вытекающая из-под моста, вливалась в небольшой, полукруглый в плане водоём, с противоположной стороны которого имелась прогалина, через которую вода с шумом вытекала наружу, образуя водопад (фото 142, 143). Оставив рюкзаки у дороги, мы с Виктором занялись фотосессией, а я даже попробовал подводные съёмки, для чего камеру в боксе через кронштейн прикрутил к ветке, и опустил в воду. Как оказалось, камера, будучи под водой, хорошо управляется с пульта.

После детального изучения водоёма мы пошли дальше. Теперь остро встал вопрос - где ночевать? Я планировал вариант ночёвки на Пограничной поляне, до которой оставалось около 500 метров. Правда, слева от дороги попадались хорошие места. Умудрённые опытом, мы решили сделать разведку, чтобы в случае чего не пришлось возвращаться. Я, как всегда, со своей сумкой, налегке, пошёл смотреть, что же там за Пограничная поляна.

Дорога на турстоянку начиналась у следующего поворота основной дороги, уходя вправо и немного вниз. Весь поворот был покрыт сплошным слоем льда, и мне пришлось идти почти по правому склону, чтобы не распластаться. Дальше дорога была более-менее нормальная, но покрытая снегом. И на самой стоянке снег лежал сплошным ковром (фото 144). Было холодно и сыро, вероятно, из-за протекающей рядом речки Алмалык-Узень, притока Сары-Узень. Я решил, что ночевать в этом месте будет некомфортно, и пошёл обратно, не без труда преодолевая подъём.

Тем временем, Виктор пробежал окрестности около места нашей остановки и нашёл хорошее местечко недалеко от дороги - сухое, с костровищем, скамейками (фото 145). Мы без долгих дебатов направились туда. Хотя здесь проходила тропа (мы встретили двух парней, идущих в Соколиное), вряд ли кто-то ночью будет здесь шастать. Тропа, как и наше новое место ночёвки, находились на гребне хребта, отделяющего русло реки Алмалык-Узень от ущелья Чаан-Баир - видимо, поэтому здесь было сухо и тепло. С дровами тоже проблем не было, и после ужина костёр у нас был. Воду набирали прямо в речке, которая шумела внизу, в 100 метрах от палаток.

Тот самый поворот, куда выходит лесная дорога Вход на лесную дорогу запрещён - штраф 510 грн Одинокий можжевельник на краю С этой точки хороший вид на ущелье Чаан-Баир и Каменный Поворот,... ... а также хорошо просматривается вся нижняя часть дороги Сзади меня - скала Сахарная Головка (Сююрю-Кая) Панорама скалы Сююрю-Кая, Большого Каньона и отрогов гор Главной гряды Большой Каньон крупным планом Юсуповское озеро - вид с дороги Река Сары-Узень, вытекающая из Юсуповского озера, образует небольшой водопад Когда-то здесь разводили форель Стоянка “Партизанская Поляна” оказалась засыпанной снегом А вот эта безымянная стоянка оказалась более привлекательной