Иллюстрированный рассказ

«Поздняя осень в Крыму»


Седьмой день пути
6.11 суббота

Пройденный километраж: 31,93 км
Суммарная высота подъёма: 583 м
Время в пути: 4 ч 21 м
Максимальная скорость движения: 46,5 км/ч
профиль трека

Ночь прошла при положительной температуре, как внутри, так и снаружи палатки. Ветер стих, и вскоре из-за гор появилось солнце. Погода обещала быть хорошей. Пользуясь моментом, мы развесили тенты для просушки (фото 100). Сегодня нам предстоял в основном спуск. Часть пути была известна; новыми маршрутами были спуск через Дипло и Ак-Чокрак и короткая дорога от родника Ай-Йори до Изобильного. Долго задерживаться здесь не стали, и без четверти десять вышли на маршрут.


Дорога по Бабуган-яйле достаточно ровная, и, если ехать с юго-запада на северо-восток, так ещё и под горочку (фото 101). Через 20 минут после старта, на скорости 15-20 км/ч, мы доехали до развилки: правая, накатанная дорога уходила на Ламбат-богаз (мы ездили по ней неоднократно), а левая, еле заметная - к поляне Дипло. Ещё дома я тщательно прорабатывал этот кусок трека, чтобы уже на местности не терять времени и сил на блуждания в поисках верного пути. На картах не были указаны какие-либо тропы, идущие в том направлении. Только на Гугле можно было рассмотреть слабенький след тропы, прерывающейся в нескольких местах белыми пятнами скал. Было ясно, что не так просто будет добраться до Диплы, от которой нам предстояло спуститься к роднику Ак-Чокрак.


Итак, мы свернули налево. Скорость сразу упала - во-первых, дорога сильно поросла травой, ехали, как по перине; во-вторых, начался подъём. Вокруг было ни души, даже птиц и зверья - только четверо велосипедистов, рассчитывающих вечером попить пива. А пока только и оставалось наслаждаться великолепными видами скалистого плоскогорья под названием Бабуган (фото 102).


Вскоре мы выехали на перевал, откуда уже были видны гора Демерджи, Алушта, море. Справа высилась гора Куш-Кая, а впереди нас ждал небольшой каменный кошмар. Дорога благополучно закончилась и переродилась в тропу, уходящую в камни. Я был готов к этому, ведь не зря столько времени изучал карты, космоснимки и другие материалы по этому месту. Тем более что для Крыма такой рельеф - не редкость. Главное в таких случаях - не спешить, выбрать оптимальный путь и всегда иметь три точки опоры.


Благополучно преодолев каменные зубцы (фото 103), мы вышли на извилистую тропинку, петляющую между сосенок и камней, но позволяющую ехать по ней (фото 104). Поляна Дипло была уже на прямой видимости (фото 105). Тем временем мы уже сбросили чуть более 200 метров по высоте, и ещё предстоит сбросить 600… Поляна довольно приличная для ночёвки, при условии, если есть с собой вода (фото 106). Правда, тут уже начали проявляться следы цивилизации: пакеты, пластиковые бутылки и прочий бытовой мусор.


Ещё немного каменного плена и прочих узких мест - и мы вышли на седловину, отделяющую Диплу от горы Чамны-Бурун. В отличие от Бабугана, Чамны-Бурун покрыта лесом. Здесь мы остановились, чтобы переодеться и перевести дыхание перед очередным спуском. Даже по карте было видно, что спуск будет очень крутой. Так и оказалось, и к тому же тропа была засыпана толстым слоем листьев. Здесь, на южном склоне, почему-то все деревья полностью сбросили листву, и в отдельных местах мы проваливались в неё до колена (фото 107). Кое-где дорогу преграждали поваленные деревья, и, если бы мы шли на подъём - ох, и несладко бы нам пришлось!


Где-то на середине спуска между седловиной и родником нам встретились туристы. Они шли на подъём, но вещей было мало, скорей всего, это были субботние прогулки. В 11:45 мы дошли до родника Ак-Чокрак. Он действовал, можно было умыться и набрать воды (фото 108). От родника пошла уже накатанная дорога. Мы с Ромой увлеклись скоростью и остановились только когда дорога начала ветвиться. Что-то нас никто не догоняет… хотя нет - вот Андрей едет, а Кузнецова не видать. Проходит пять, десять минут - его нет. Позвонили, узнали: оказалось, что, проходя мимо родника, он не заметил яму с грязью, припорошенную листвой - и провалился по колено в жижу. Поэтому ему пришлось менять обувь и отмываться, благо вода рядом…


И ещё одна неприятность произошла с Андреем. Уже перед спуском к Сераусу он заметил, что потерял где-то свою куртку. Где это произошло - история умалчивает: попытки найти в радиусе ста метров результата не дали. Вероятнее всего, он снял её после Диплы (т.к. стало тепло) и не упаковал куртку в рюкзак, а засунул под резинки сверху. Зацепившись за сучок или ветку, она могла спокойно вылететь, и была такова.


У горы Сераус мы после весёлого спуска оказались на хорошей дороге, ведущей к роднику Ай-Йори. Это излюбленное место для Алуштинских даунхильщиков. И сегодня мы их встретили, только пути наши разминулись: они поехали в сторону Виноградного, а мы - к роднику (фото 109). У родника царило оживление: стоял джип, перегородивший нам дорогу (фото 110), какие-то люди, среди которых я заметил одного парня в камуфляже. Не желая быть «обилечеными», мы не стали там задерживаться; я только набрал воды, и поехали дальше. Вот здесь как раз и начиналась неразведанная часть пути. В прошлом году нашей группе не удалось прорваться к Ай-Йори со стороны Изобильного (мы нарвались на лесника), поэтому я решил восполнить этот пробел, благо сегодня мы ехали сверху вниз, и у нас был запас по времени.


Поначалу дорога была просто шикарная: буковый лес сменился хвойным, дорога плавно извивалась, подстраиваясь под рельеф склона - просто наслаждение ехать по такой дороге (фото 111)! Трек на удивление точно совпадал с местностью, что порадовало - ведь я его прокладывал по космоснимкам, почти наощупь, с трудом угадывая в сплошной зелёной массе леса следы дороги.


Неожиданно дорога выскочила на небольшую поляну. Она была примечательна тем, что с этой точки открывался замечательный вид на Эклизи-Бурун и вообще на весь Чатыр-Даг (фото 112). Мы решили сделать паузу, чтобы дать рукам отдохнуть от постоянного торможения и оглядеться по сторонам. Кроме Чатыр-Дага, можно было заметить гору Чёрная и Демерджи, а также лесной кордон Узень-Баш, в направлении которого мы ехали (как раз оттуда нас и не пускали в прошлом году). Только радоваться, как оказалось, было рано. Буквально через пару сотен метров дорога растворилась, и мы уперлись в какие-то немыслимые овраги с протекающими по ним ручейками, по берегам которых царствовал сплошной лесоповал (фото 113). Пока чесали репу и обсуждали, что делать дальше, кто-то совсем рядом полушёпотом прокричал: «Чего вы тут разорались! Валите отсюда вниз!..» Мы переглянулись - кто это сказал?! Вокруг никого нет.… Через некоторое время странные фразы опять повторились. Тогда мы с Ромой пошли на разведку, чтобы понапрасну не тащить велосипеды через бурелом.


Утро на Бабугане Утро на Бабугане
Едем на Диплу Едем на Диплу
Холмистое плато Бабуган-яйла Холмистое плато Бабуган-яйла
Преодоление каменных ступеней Преодоление каменных ступеней
Тропинка местами позволяла ехать Тропинка местами позволяла ехать
Гора Чамны-Бурун и седловина Дипло Гора Чамны-Бурун и седловина Дипло
Вид на поляну у г. Чамны-Бурун Вид на поляну у г. Чамны-Бурун
Спуск к источнику Ак-Чокрак Спуск к источнику Ак-Чокрак
Родник Ак-Чокрак Родник Ак-Чокрак
Дорога к роднику Ай-Йори Дорога к роднику Ай-Йори
Пополнение запасов воды Пополнение запасов воды
Лесная дорога на спуске с г. Ай-Йори Лесная дорога на спуске с г. Ай-Йори
Панорама Чатыр-Дага с поляны Панорама Чатыр-Дага с поляны
Дорогу преградили лесные завалы и овраги Дорогу преградили лесные завалы и овраги

Далеко нам отойти не удалось - в сотне шагов от наших велосипедов мы буквально чуть не наступили …на человека: весь в камуфляже, да ещё и с ружьём - всё ясно: здесь идёт охота, и мы попали в центр облавы! Я, извинившись за беспокойство, шёпотом поинтересовался - как нам побыстрее убраться отсюда в сторону Изобильного? Он махнул рукой куда-то в сторону. Присмотревшись в направлении взмаха руки, мы увидели что-то типа просеки; по крайней мере, там не было поваленных деревьев, и поспешили обратно к велосипедам. Стараясь как можно тише, но в то же время быстро, пройти мимо охотников, мы миновали опасную зону и вышли таки на запланированный трек. Дорога появилась ниоткуда и повела нас в правильном направлении. Мы так этому обрадовались, что проскочили поворот вправо. Поворот был незаметный, к тому же заваленный деревьями - немудрено было не заметить его. И тут мы опять использовали проверенный способ - пешую разведку, ведь когда едешь на велосипеде, в основном приходится смотреть на дорогу, а не на экран GPS.


После поворота нам пришлось преодолеть сухое русло, выбраться на дорогу, идущую к кордону, и опять свалиться в соседний овраг, по которому уже протекала речка Улу-Узень - последняя водная преграда на сегодня. Уже был слышен шум проезжающих машин по дороге, но и это с виду небольшое препятствие надо было преодолеть. Разуваться было лень, и я по камушкам перенёс свой велосипед на другой берег. Андрей последовал за мной, но и тут не удержался и искупал свой велорюкзак. Романы переправились через брод (фото 114). Ещё несколько метров вперёд и вверх - и мы на дороге. Рома так обрадовался асфальту, что готов был обнять его (фото 115). Теперь трудности остались позади: нас ждали магазины и холодное пиво.


В Изобильном у магазина нам встретились велотуристы из Казани: они ехали встречным маршрутом из Восточного Крыма и спрашивали, как им попасть в заповедник. Я их, вероятно, разочаровал рассказами о лесниках и кордонах; они развернулись и поехали в Алушту.

Около магазина мы пробыли около получаса, пока пили пиво и закусывали. Теперь стояла задача найти место ночлега. По плану-максимум нам надо было подняться на Чатыр-Даг, перевалить на северный склон и добраться до Оникса. Но мы никак не успеем это сделать за оставшиеся полтора часа светового времени. И к тому же мы идём с опозданием на сутки. Поэтому пришлось пожертвовать не совсем логичным крюком через Чатыр-Даг, Аянский источник, Перевальное и Ангарский перевал, и перейти к плану «Б»: Лучистое - Коровья Тропа - Джурла.

До Лучистого доехали по трассе (фото 116). Это было неоригинальное, но самое простое решение. Недостаток был очевиден: оживлённая трасса, противный тягун, сырость какая-то… быстрей бы доехать до поворота. Здесь дорога была спокойнее и не так выматывала своим однообразием. Ехали уже в плотных сумерках, сгущающихся с каждой минутой. Остро назрел вопрос: где ночевать? Я предложил поискать частный сектор. После трёх дней автономки хотелось привести себя в порядок. Встретившаяся по пути корчма слева от дороги нам приют не дала, но хозяин посоветовал обратиться в конный клуб «Аллюр».

Форсирование речки Улу-Узень Форсирование речки Улу-Узень
Наконец долгожданное шоссе! Наконец долгожданное шоссе!
Трасса Симферополь-Алушта Трасса Симферополь-Алушта
Ночная Алушта: вид из Лучистого Ночная Алушта: вид из Лучистого

В Лучистом, несмотря на ночь, жизнь била ключом: работали магазины, проезжали машины, прогуливались люди - всё-таки, выходной день. Первым делом зашли в магазин, купили ещё пива, разнообразного вина и еды. Заодно узнали у продавщицы, кто в селе может сдать квартиру или комнату. Она посоветовала обратиться к некоей Свете, которая живёт неподалёку, и объяснила, как её найти. Мы нашли её дом, стали стучаться в ворота - никакого ответа. Может, ошиблись адресом? Собака облаялась на нас, хорошо, что на цепи была, но всё равно никто не вышел. Решили подняться по боковой улице и спросили у случайно вышедшей женщины - где живёт Света? Оказалось, мы правильно стучались в те ворота. Пошли стучать опять, и опять никакого ответа, даже свет выключили. Тогда мы решили поискать «Аллюр». Выехали почти из села, и вдруг увидели указатель с надписью. Клуб находился высоко за селом, мы даже сомневались, есть ли там кто живой, т.к. не было видно ни фонаря, ни огонька. Тогда Рома вызвался съездить на разведку, а мы остались его ждать, любуясь видом ночной Алушты (фото 117). Минут через пять Рома позвонил, сказал, что всё в порядке, и даже вышел нам навстречу, чтобы помочь закатить нам велосипеды. Нас разместили в комнате с четырьмя кроватями, туалетом и душем, и даже обещали накормить, чем Бог послал. Что ж, это было нам на руку: можно было помыться, зарядить аккумуляторы, нормально поесть, и всего-то за 300 гривен за номер!

Подкрепившись, стали обсуждать планы на завтра. Роме Третьякову позарез понадобились наличные деньги, но ни в Изобильном, ни в Лучистом банкоматов не было. Он рвался прямо сейчас, ночью, ехать в Алушту. Я его отговорил, поскольку это было опасно, тем более, что мы уже выпили достаточно вина, что могло ослабить координацию в пространстве. Тем не менее, Рома всё-таки уехал, но уже под утро, когда все спали.